The use of media for learning the fine art of pre-school and primary school children
Kotelnikova A.
Использование медиасредств для обучения изобразительному искусству дошкольников и младших школьников Котельникова А. С.
Котельникова Александра Сергеевна /Kotelnikova Aleksandra - магистрант, магистерская программа: дизайн информационной образовательной среды, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский педагогический государственный университет, г. Москва
Аннотация: в статье анализируется эффективность использования инновационных домашних заданий и медиасредств на занятиях изобразительного искусства.
Abstract: the article analyzes the effectiveness of the use of innovative homework and in class for media art.
Ключевые слова: медиасредства, домашние задания, изобразительное искусство, дополнительное образование, младшие школьники, флеш-анимация, ЭОР.
Keywords: homework, art, additional education, junior high school students, flash animation, ESM.
В темпах современного века и взрослые, и дети живут по новому расписанию. Большое количество детей посещают одновременно несколько различных кружков и секций. Современные родители шутят, что их дети «живут в машине». Это, учитывая, что школьная программа существенно усложнилась и, соответственно, увеличилась нагрузка на ребёнка.
В такой ситуации перед педагогом изобразительного искусства стоит уже ряд совершенно новых задач. Необходимо сделать занятия по живописи для детей не только яркими, познавательными, эффективными, современными, но и создать на занятиях атмосферу творческого самовыражения, гармонии, спокойствия. Неслучайно в странах Востока на протяжении 6000 тысяч лет к живописи относились как к средству достижения гармонии, спокойствия, релаксации.
Такое отношение, однако, нисколько не умалило вклад восточных живописцев в мировое наследие. Наоборот, это позволило живописи открыть новые пути для духовного и культурного роста художника. Известные и популярные во всём мире имена японских и китайских художников показывают: путь восточной живописи ещё мало изучен в нашей стране, между тем живописные находки, которые сделаны художниками за такой огромный срок, и отточенные художественные приёмы можно с успехом использовать в обучении дошкольников и младших школьников.
Реальность диктует педагогам свои условия. Современные программы обучения с увеличением количества часов на углублённое изучение иностранных языков или других популярных сейчас предметов сокращают, а в некоторых школах и вовсе исключают часы, отведённые на изобразительное искусство. Тем больше ответственности ложится на дополнительное образование, различные кружки и частные художественные студии.
Итак, современный педагог по изобразительному искусству должен за короткий срок (иногда всего один раз в неделю за 45 минут!) привить ребёнку любовь к искусству, представить перед ним глубокий мир живописи, научить его любить искусство, а также, безусловно, помочь ему овладеть художественными навыками и приёмами. Раскрыть перед ним богатство художественных материалов и техник.
Совершенно ясно, что нужен новый, креативный и современный подход к программе обучения живописи.
Как нам оптимизировать наш рабочий процесс, как расширить границы времени? На помощь приходят современные технологии. Вот уже несколько лет проводятся педагогические эксперименты в детских художественных студиях района Тушино (Москва).
Относительная свобода дополнительного образования позволяет использовать в обучении как уже успешно апробированные художественные программы, так и творческие уроки, основанные на инициативе самого педагога.
Показать многообразие художественного мира и в то же время увлечь детей, не спугнуть их творческий интерес сложными заданиями помогает новая художественная программа, дополненная инновационными домашними заданиями с использованием любимой и понятной детям флеш-анимации.
Основные темы для творческих занятий — это использование культурного наследия древних цивилизаций и различных народов мира. Такой подход позволяет охватить различные пласты культуры, использовать новые художественные материалы, расширить границы творческого восприятия ребёнка, развить его креативные способности.
На занятиях активно используются презентации современного образца, выполненные в программе Prezi, открытый доступ в Интернет, что позволяет преподавателю моментально находить необходимые материалы.
Например: древние наскальные росписи позволяют открыть детям пластические особенности таких материалов, как уголь, соус, сангина.
Использование мультимедийной презентации совместно с музыкальным сопровождением древних тамтамов и барабанов переносит детей из творческой студии в мир, полный приключений: высоких скал, мохнатых мамонтов, сильных бизонов. Готовность ребёнка к игре, познанию нового, творческая свобода позволяют на таких занятиях достигнуть полного понимания между педагогом и детьми, настроить ребёнка на желание творить.
В то же время некоторая простота исполнения предками наскальных росписей помогает ребёнку бесстрашно рисовать свои маленькие шедевры, ребёнок видит не резкое отличие своих собственных работ от оригинала. Это вселяет в маленького художника уверенность в своих силах.
По окончании занятия детям предлагается интерактивное домашнее задание, разработанное в программах Flash или Photoshop.
Цель таких домашних заданий — использовать внестудийное время для закрепления уже пройденного материала. В этих простых анимационных заданиях ребёнок в реальном времени может повторить движения кистью или мелком, вспомнить название техник или имена художников.
Домашние задания успешно доказали свою эффективность за два года их использования в студиях дополнительного образования Москвы. Несомненным преимуществом таких домашних заданий является интерактивность; ребёнок может использовать компьютер, планшет и даже сотовый телефон и в любое время открыть пройденный материал.
Анализ итогов работы в художественных студиях района Тушино показал, что в конце учебного года группы детей, прошедшие обучение с использованием домашних заданий, значительно улучшили художественные навыки, а несколько учеников, участвовавших в художественных конкурсах, успешно заняли первые места. Это подтверждает и уровень работ детей из контрольных групп, в которых домашние задания в течение учебного года не практиковались. Значительная разница в решении технических и творческих задач, которые ребёнок использует в своих работах, постоянный мониторинг и анализ в сравнении работ позволяют сделать вывод, что обучение с использованием флеш-анимации дает положительные результаты, а также облегчает процесс обучения.
Также в процессе работы были созданы и успешно опробованы домашние задания для младших школьников, которые разработаны в виде электронного ресурса. Содержание всех заданий соответствует возрастным особенностям учащихся средних школ.
Электронный ресурс разработан c использованием технологий HTML5, JavaScript и Adobe® Flash®. Структура ресурса представлена в виде cвязанных веб-страниц, оптимизированных для проcмотра в ^временных веб-браузерах (Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera и т. п.) на огаовных платформах (Linux, Microsoft™ Windows™, Apple OSX).
При разработке ЭОР была выбрана живописная акварельная техника суми-э [2]. В первую очередь учитывалась основная аудитория — младшие школьники. Огромное желание детей играть привело к тому, что было решено оформить ЭОР в виде альбома для рисования.
Созданная серия домашних заданий предоставляет возможность учащимся в игровой манере освоить сложные акварельные техники. Была принята во внимание любовь детей к динамичной анимации, которая, благодаря своим широким возможностям, позволяет демонстрировать различные техники, одновременно оживляя статичные картинки на глазах учащихся. Поэтому было решено выполнить структуру моделирующего средства обучения в виде динамичного виртуального альбома, предназначенного для самостоятельной работы.
В ЭОР «Альбом, Суми-э» представлена информация, специально структурированная для наиболее легкого и быстрого освоения и закрепления учениками знаний о последовательности выполнения техник суми-э [2]. Поэтому альбом объединяет в себе динамичный анимационный показ и статичные пошаговые изображения, дополненные текстом. В тексте каждого задания практической работы представлены инструкции для выполнения. Учащийся должен, следуя инструкции, выполнить практическую работу.
При разработке сайта в режиме реального времени на альбомных листах последовательно создавалась акварельная живопись, которая впоследствии стала динамичной флеш-анимацией и статичными иллюстрациями [4]. В процессе работы над проблемой была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература, изучены особенности творческого мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для решения практических задач были созданы необходимые условия. Положительных результатов в работе удалось добиться благодаря использованию различных методов и приёмов подачи материала [1, 3].
Нестандартная подача, новые темы, использование различных живописных техник. Всё это в значительной степени способствует развитию творческого мышления, усвоению и закреплению знаний по работе с самыми разными художественными средствами.
Поле деятельности педагога значительно расширяется. В той же манере для создания интересной и творческой атмосферы можно использовать достижения других народов.
Древнерусская мезенская роспись раскрывает широкие возможности для основ графики, работы пером и тушью. Доступные в сети примеры и интересные видеоматериалы помогут создать на занятии творческую атмосферу, а мультимедийное сопровождение и домашние задания — закрепить полученные знания. Потенциал, из которого можно черпать вдохновение для занятий, просто неисчерпаем. Народы Севера — знакомство с мелкой пластикой и гравировкой. Древний Египет — понятия основ перспективы. Африка — орнаменты и основы контрастов в пейзаже и т. д. Просто и доступно, интересно и легко вводить ребёнка в мир живописи. Благодаря таким занятиям дети усваивают понятия перспективы, понятие значений света и цвета, основы пейзажа, сложные понятия законов цвета. Совершенно незаметно, в процессе игры и весёлого общения.
Домашние задания, электронные образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и свежий взгляд педагога на творческие занятия с детьми. Помогают в значительной степени облегчить освоение учащимися различных художественных техник. Безусловно, педагог и сам должен получать удовольствие от процесса преподавания. Современные технологии облегчают подготовку пособий для предстоящих уроков, помогают сэкономить такое драгоценное для нас в условиях бешеных темпов современности время, но они не в силах вдохнуть жизнь в скучный и статичный урок, неинтересный самому преподавателю.
Поэтому наша работа направлена на помощь преподавателям в поиске новых тем для занятий, а использование уже созданных и проверенных мультимедийных презентаций и флеш-анимационных домашних заданий позволит значительно расширить возможности не только дополнительного образования, но и школьной программы для обучения изобразительному искусству дошкольников и младших школьников.
Литература
1. ВинокуроваН. К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. М.: Нобель Пресс, 2012. 360 с.
2. ИоландаМэйхолл. Техника японской живописи суми-ё. Минск: Попурри, 2012. 128 с.
3. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1993. 191 с.
4. Печников В. Н. ред. Создание Web-сайтов без посторонней помощи / под ред. В. Н. Печникова. М.: Технический бестселлер, 2006. 464 с.