УДК: 338.2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Н. В. КРИВЕНКО,
кандидат экономических наук, заместитель главного врача по экономическим вопросам E-mail: nvkrivenko@yandex. ru Центральная городская клиническая больница № 23, г. Екатеринбург
Использование информационно-аналитических систем в здравоохранении становится одним из важнейших элементов эффективного маркетинга, способствующего рациональному расходованию ресурсов. В статье рассмотрена возможность создания специализированного аналитического инструмента в многопрофильном лечебном учреждении, позволяющего оценить различные варианты оказания медицинской помощи, их экономическую целесообразность.
Ключевые слова: маркетинг, информация, анализ, управление, инструмент, больница.
Управление маркетинговой информацией с помощью информационно-аналитических систем и технологий становится одним из жизненно необходимых элементов эффективного маркетинга. Сбор, обработка и использование маркетинговой информации способствуют повышению эффективности оперативной деятельности, качественному обслуживанию покупателей, позволяют развивать маркетинговые коммуникации в корпоративном планировании, учете, рекламе, продвижении, управлении продуктом каналами распределения и прямыми продажами и т. д.
Маркетинговые информационно-аналитические системы рассматриваются как инструмент управления маркетинговой информацией, проведения маркетинговых исследований, осуществления планирования, моделирования издержек, принятия маркетинговых решений, отчета и контроля.
Внедрение системы информационно-аналитического обеспечения маркетинговой деятель-
ности можно рассматривать как инновацию, так как этот процесс обладает характерными чертами инноваций. Во-первых, это организационно-техническое решение, новое для большинства учреждений, способствующее совершенствованию управления и продвижения продукции (услуг) и самой организации на рынок. Во-вторых, это решение базируется на использовании как внешних результатов научных исследований и разработок в области информационных, телекоммуникационных, маркетинговых технологий, так и внутренних разработок, специфических для конкретной организации, что позволяет достичь конкурентных преимуществ. В-третьих, это комплексный процесс организационных изменений, охватывающий области управленческих задач, информационных систем и структур, информационной культуры и кадров [1].
На мировом рынке высоких технологий в настоящее время доля России не превышает 0,5 %. При этом весь объем российского высокотехнологичного экспорта составляет 2 % соответствующего экспорта США, 3 % экспортных объемов Японии и Германии, 7 % экспорта Франции, Великобритании и Республики Корея, 10 % экспорта Китая, 20 % экспорта Таиланда. Если одна тонна сырой нефти приносит до 20—25 долл. прибыли, а килограмм авиационной техники — до 1 тыс. долл., то килограмм наукоемкого продукта в отраслях высоких технологий (электроника, средства связи и т. д.) позволяет извлекать уже до 5 тыс. долл. прибыли [2].
Информация о результатах деятельности является основным фактором на всех стадиях планирования и бюджетирования, включая анализ ситуации, расстановку приоритетов, определение возможных вариантов действий, программ, а также их внедрения, мониторинга и оценки [1].
Использование маркетинга в здравоохранении предполагает изучение передового опыта, в том числе внедрение инновационных информационно-аналитических систем.
Показатели, необходимые для планирования и оценки медицинской помощи, эффективности затраченных ресурсов могут быть получены из объединенной системы управленческого учета, представляющей ценный источник управленческой информации.
На основе анализа зарубежной литературы и вычислительного эксперимента было доказано, что внедрение информационных технологий имеет высокий потенциал экономической выгоды для лечебных учреждений. Учитывая, что ежегодные расходы на эти цели в стационарном секторе США составляют 6,7 млрд долл., а средние финансовые выгоды — 31,3 млрд долл., рентабельность затрат на медицинские информационные технологии равна 367 % [4—6].
Под руководством заместителя директора по науке Уральского научно-исследовательского института травматологии и ортопедии им. В. Д. Чакли-на Росмедтехнологий (УНИИТО) доктора медицинских наук, профессора Н.Л. Кузнецовой и заведующего научным архивом УНИИТО кандидата медицинских наук М. И. Мильштейна в Межрегиональном травматологическом центре Уральского отделения Российской академии естественных наук на базе Центральной городской клинической больницы № 23 (далее — ЦГКБ № 23) разработана и внедрена информационно-аналитическая система, позволяющая оценить адекватность организационных, клинических и экономических решений при выборе различных вариантов оказания медицинской помощи больным травматологического профиля.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- определить источники информации, которые бы достоверно и полно идентифицировали пациента, вид патологии, продолжительность и результаты лечения;
- разработать инфологическую структуру базы данных;
- создать систему регулярного импорта данных из реестров принятых в системе обязательного медицинского страхования;
- разработать модуль аналитической обработки данных.
Внедрение и эффективность инновационной информационной модели в Межрегиональном травматологическом центре на базе ЦГКБ № 23 необходимо рассматривать в разных аспектах [3].
Оценка адекватности организационныхрешений. На основе авторского исследования и выявления приоритетного направления в здравоохранении с точки зрения потерь трудоспособного населения — травматизма — целесообразно рассмотреть различные варианты организации оказания травматологической помощи населению.
Достоверная оценка эффективности лечебных мероприятий, особенно при хронических заболеваниях, может быть получена при совокупном анализе данных как амбулаторного, так и стационарного этапов лечения каждого конкретного пациента или популяции, объединенной одной нозологической формой или классом болезней и территорией проживания.
В связи с такой постановкой вопроса наиболее подходящая информация может быть получена из реестров обязательного медицинского страхования. Это связано с тем, что номер полиса позволяет объединить амбулаторный и стационарный этапы лечения в одно досье. Совокупная реестровая информация содержит сведения о датах посещения и сроках госпитализаций, кодах международной классификации болезней и кодах медико-экономического стандарта, профилях клинических специалистов, характеристику интенсивного этапа лечения с выделением ведущих и сопутствующих синдромов, данные о дополнительном лекарственном обеспечении и средствах, полученных из фонда обязательного медицинского страхования.
Для подобной оценки необходимо было перестроить структуру информации таким образом, чтобы во главе стоял не абстрактный зарегистрированный случай медицинской услуги, а совокупность данных, характеризующих помощь, полученную конкретным пациентом. Для этого были объединены реестровые структуры, характеризующие амбулаторный и стационарный этапы лечения на основе уникального идентификатора — номера полиса обязательного медицинского страхования, который и становится ключевым значением при формировании досье пациента. В результате была создана база данных — досье пациентов (далее — БД-пациент).
Ежемесячно реестры, прошедшие экспертизу и раскассированные по отдельным страховым компаниям, конвертируются и заносятся в БД-пациент.
В настоящее время БД-пациент разработана с использованием системы управления базами данных MS ACCESS. База БД-пациент содержит связанные таблицы пациентов и таблицы об амбулаторных и стационарных событиях, включая таблицу дополнительного лекарственного обеспечения и интенсивный этап лечения. В данной структуре возможен анализ результатов лечения и, что особенно важно, заболеваемости и эффективности лечения прикрепленного населения [3].
Одним из побудительных мотивов создания новой уникальной структуры было то, что несобранные воедино реестровые записи конкретного пациента в большей степени являются финансовым документом, в то время как эти же записи, объединенные в БД-пациент, становятся полноценной клинической информацией. Было замечено, что в реестрах обязательного медицинского страхования достаточно высок процент записей, у которых не совпадает период оказания медицинской помощи и время формирования реестра. Это важно для анализа ситуации с позиций специалистов по организации здравоохранения, так как им необходима информация в реальном режиме времени.
Созданный аналитический инструмент позволяет автоматизировать следующие виды деятельности:
- поиск и предоставление совокупной информации о каждом конкретном пациенте с возможностью выдачи досье в бумажной форме;
- формирование стандартных отчетных форм, аналогичных тем, которые приняты в медицинской статистической отчетности, дополненных данными об интенсивном этапе лечения с выделением основного и сопутствующих синдромов;
- анализ заболеваемости по возрастам, социальному статусу и территории проживания на основе разработанных параметризованных отчетов;
- анализ лечебной деятельности с учетом лицензионного уровня и профиля клинических отделений. Например, анализ сроков пребывания и результатов лечения больных с однотипными классами заболеваний и нозологическими формами в отделениях с различным лицензионным уровнем;
- анализ работы амбулаторно-поликлиничес-кой службы с использованием параметризованных по возрасту, полу срокам посещения и профилю специалистов запросов. Данные для анализа представляются в табличном и графическом видах.
Автоматизация перечисленных видов деятельности, обобщение и систематизация полученной информации являются расширением стандартного набора общепринятых статистичес-
ких отчетов о работе лечебно-профилактического учреждения [3].
Современные тенденции в организации медицинской помощи все большее значение придают расширению возможностей амбулаторно-поликлинического лечения при одновременном сокращении сроков пребывания в стационаре. В связи с этим очень важно анализировать причины многократных госпитализаций больных с теми видами патологии, которые на современном уровне развития медицины не должны госпитализироваться многократно в течение короткого промежутка времени. Созданный модуль позволяет автоматизировать процесс анализа последовательности амбулаторных посещений и госпитализаций для оценки эффективности проводимого лечения при хронических заболеваниях и вероятных причинах развития осложнений.
Наличие в БД-пациент сведений о льготных категориях пациентов и выписанных в связи с этим рецептов позволяет автоматизировать процесс анализа соответствия количества и номенклатуры выписанных лекарственных средств от вида заболевания.
Таким образом, улучшить качество медицинского обслуживания можно лишь путем объективного выявления проблем в работе, предотвращения их, определения, внедрения и оценки систематических изменений для совершенствования всех процессов в лечебно-профилактическом учреждении и улучшения результатов медицинского обслуживания. Одним из методологических подходов к оценке качества медицинского обслуживания является социологический опрос, позволяющий регистрировать динамику исполнения организационных решений. Разработанный и внедренный информационно-аналитический инструмент для оценки совокупной эффективности амбулаторного и стационарного этапов лечения при однотипных видах патологии позволил быстро и эффективно оценивать сложившуюся ситуацию и проводить прогнозирование ее развития. Такой подход может быть полезен в многопрофильном стационаре, оказывающем медицинскую помощь любого направления.
С помощью информационно-аналитической системы руководитель делает запрос по базе данных больных травматологического профиля. По коду медико-экономического стандарта выбирается число больных, территориально прикрепленных к больнице, а также из других районов, городов и территорий, количество больных с сочетанной травмой.
В случае если медицинская помощь оказывается в монопрофильной травматологической больнице или в травматологическом отделении в больнице общего профиля, при сочетанной травме и неуточненном диагнозе требуется участие нескольких лечебных учреждений. Следовательно, увеличиваются затраты на перевозку пациента, на консультации и дополнительные обследования. Возрастает риск досуточной летальности при тяжелой травме.
Показатели результатов лечения в базе данных системы свидетельствуют, что при организации многопрофильного травматологического стационара неотложная помощь пострадавшему с множественными травмами оказывается комплексной бригадой врачей. На примере Межрегионального травматологического центра на базе ЦГКБ № 23 видно, что при необходимости к оказанию медицинской помощи пациенту могут одновременно быть привлечены врачи отделений ЛОР-травмы, центра травмы глаза, центра челюстно-лицевой хирургии, травматологического, хирургического, неврологического, кардиологического отделений, центра гнойной остеологии и т. д. В многопрофильном стационаре значительно повышается качество оказания неотложной помощи пациенту, снижаются государственные затраты на транспортировку больных, проведение дополнительных исследований и манипуляций при уточнении диагноза и оказании помощи врачами из разных лечебных учреждений.
Сравнительный анализ оказания медицинской помощи больным травматологического профиля при отсутствии специализации и при первичной специализированной помощи в условиях дефицита финансирования отрасли также показывает преимущества второго варианта. При этом значительно снижаются:
- риск диагностических и тактических ошибок;
- сроки лечения по сравнению с рекомендуемыми по стандартам;
- уровень летальности по сравнению с данными по городу;
- уровень инвалидности.
Полученные данные показывают, что в приемном покое ЦГКБ № 23 с 2006 г. ежегодно растет
поток пациентов (8 % — терапевтического профиля, 92 % — травматологического), число госпитализаций больных в травматологический центр превышает аналогичное число в монопрофильных травматологических больницах в три раза, что подтверждает преимущества созданной системы. Высокий процент экстренности свидетельствует о неотложной доставке больных службой скорой медицинской помощи в ЦГКБ № 23.
Наличие центра гнойной остеологии на базе ЦГКБ № 23 привело к снижению гнойных осложнений в лечении травматологических больных. Возможности программы позволяют выявить следующую динамику в лечении этой группы больных (табл. 1).
Учитывая, что средняя стоимость лечения одного больного 4-го уровня составляет 14 582,45 руб., 5-го уровня — 62 171,2 руб., ежегодные потери лечебных учреждений из-за более низкой оплаты по незаконченному случаю, невозможности лечить гнойные осложнения собственными силами составляют от 830 тыс. руб. до 3,5 млн руб.
Центр гнойной остеологии с 1998 г. совместно с министерством социальной защиты населения Свердловской области работает в рамках муниципальной программы медицинской и социальной поддержки инвалидов. Квалифицированную врачебную помощь в 2006 г. получили 116 инвалидов с остеомиелитом, в 2007 г. — 141, в 2008 г. — 237. Достигнуто улучшение результатов лечения больных с хроническим остеомиелитом. Высок удельный вес пациентов со стойкой ремиссией заболевания (86 %), инвалидность снизилась на 6 %.
Разработанный информационно-аналитический инструмент позволяет провести маркетинговые исследования по видам, структуре и характеру травм, по территориальному, демографическому признакам, определить наиболее эффективные способы оказания медицинской помощи в многопрофильном лечебном учреждении (см. рисунок и табл. 2).
С помощью информационно-аналитической системы руководитель делает запрос по базе данных больных травматологического профиля. По номеру медико-экономического стандарта выбирается число больных, территориально прикрепленных к больни-
Таблица 1
Динамика поступления в 2006—2008 гг. травматологических больных с гнойными осложнениями
Показатель 2006 2007 2008
Перевод в отделение гнойной хирургии из других отделений ЦГКБ № 23 14 19 11
Перевод в отделение гнойной хирургии ЦГКБ № 23 из других районов г. Екатеринбурга 31 40 46
Перевод в отделение гнойной хирургии ЦГКБ № 23 из других территорий 13 21 19
Экранная форма информационно-аналитического инструмента
Распределение количества посещений пациентов поликлиники по возрасту и профилю специалистов (данные за период 01.01.2007—31.01.2007)
Таблица 2
Врач-специалист Возрастная группа пациентов
1-я (25—50 лет) 2-я (50—70 лет) 3-я (70—80 лет) 4-я (80—95 лет)
Акушер-гинеколог 2 103 480 79 14
Кардиолог 18 64 24 3
Колопроктолог 7 5 — 1
Невролог 813 933 362 101
Онколог 14 17 6 4
Отоларинголог 206 140 47 20
Офтальмолог 486 856 634 277
Ревматолог 33 56 26 8
Терапевт 460 346 40 7
Терапевт участковый 3 030 3 723 2 535 1 162
Травматолог-ортопед 1 909 990 246 86
Уролог 28 58 73 34
Физиотерапевт 234 268 92 13
Хирург 1 253 686 187 71
це, а также из других районов, городов и территорий, количество больных с сочетанной травмой.
Оценка эффективности технологических решений. На основании полученного массива данных можно проанализировать выбор того или иного
метода лечения, оценить их медицинский и экономический эффект.
При оказании медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара с большим объемом вмешательств стоимость одного койко-дня и
содержания одного больного составляет в среднем соответственно 948 руб. и 10 339 руб.
По запросу можно проанализировать число больных и сроки их лечения при традиционных технологиях, а также сравнить данные показатели с показателями при внедрении высоких технологий, а также рассчитать экономическую эффективность.
Например, при амбулаторной травме (переломы со смещением, не требующие репозиции, переломы без смещения, повреждения связочного аппарата и др.) можно наложить гипс, а можно использовать ортезы. При использовании ортезов снижение дней нетрудоспособности пациентов составляет от 7 до 14.
При внедрении инновационных технологий, позволяющих не только добиться более высокого медицинского эффекта, но и значительно сократить сроки пребывания в круглосуточном стационаре, а по ряду амбулаторных методик — до одного дня (например, криотехнологии), затраты на лечение больных уменьшаются от 3 до 17 раз в результате сокращения сроков лечения в стационаре от 4 до 30 дней и пребывания на больничном листе от 4 до 90 дней.
В 2008 г. за счет внедрения высоких технологий и, как следствие, повышения уровня лицензирования и оплаты отдельных медико-экономических стандартов в травматологическом, нейрохирургическом отделениях и центре гнойной остеологии уровень заработанных средств по сравнению с предыдущим годом существенно увеличился: в 2007 г. — 40 млн руб., в 2008 г. — 61 млн руб.
В то же время дефекты при оказании медицинской помощи, а также заполнении медицинской
Список литературы
документации, неиспользование более прогрессивных методик лечения приводят к экономическим потерям по ряду отделений. Так, по запросу можно увидеть, что по ряду медико-экономических стандартов в 2008 г. недополучено:
- в травматологическом отделении по четвертому уровню — 2,3 млн руб., по пятому уровню — 170,8 тыс. руб.;
- в центре гнойной остеологии по четвертому уровню — 98,9 тыс. руб., по пятому уровню — 575,3 тыс. руб.;
- в нейрохирургическом отделении по четвертому уровню — 1,2 млн руб., по пятому уровню — 4,8 млн руб.
Поисковая система позволяет сделать выборку медико-экономических стандартов, числа больных, не нуждающихся в круглосуточном лечении. Так, после приема в поликлинике или в травмпункте по ряду нозологий больных можно сразу направить в дневной стационар или стационар краткосрочного пребывания.
Анализ полученной информации позволяет сделать вывод об эффективности организации оказанной медицинской помощи на амбулаторном этапе или в дневном стационаре, если не требуется дорогостоящее лечение в круглосуточном стационаре.
Действующая в ЦГКБ № 23 информационная система является универсальной для медицинских учреждений, имеющих различные правовой статус, формы собственности и источники финансирования. Она позволяет при любой нозологии рассмотреть соотношение традиционных методик и новых технологий лечения, различные организационные формы оказания медицинской помощи, оценить их экономическую целесообразность.
1. Бушуева Л. И. Использование концепции организационных инноваций для управления процессом внедрения систем информационно-аналитического обеспечения маркетинговой деятельности // Маркетинг в России и за рубежом. 2009. № 1.
2. Голубков Е. П. Антикризисный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. 2009. № 1.
3. Мильштейн М. И. Специализированный информационно-аналитический инструмент оценки эффективности лечения больных в крупной клинической многопрофильной больнице / М. И. Мильштейн, Н. Л. Кузнецова, С. М. Антипов, Е. М. Подкорытов, П. В. Елфимов // Вестник Центральной городской клинической больницы № 23. 2008. № 4.
4. Girosi F., Meili R, Scovill R. Extrapolating evidence of health information technology, savings and costs. Santa Monica, Calif.: RAND Corporation, 2005.
5. Ellingsen G, Monteiro E. Big is beautiful. Electronic patent reœrds in Norway 1980—2000 // Methods of information in Medicine. 2003. Vol. 42.
6. WongD. et al. Changes in intensive care unit nurse task activity after installation of a third-generation intensive care unit information system // Critical Care Medicine. 2003. Vol. 31. № 10.