Решетнеескцие чтения. 2015
References
1. Molodan I. V. Problemy i perspektivy innovacion-nogo razvitija predprijatij oboronno-promyshlennogo kompleksa [Problems and perspectives of innovational development of interprises of the military-industrial complex] // The man, the family and society: history and perspectives of development: materials of the III International scientific and educational forum. Krasnoyarsk, 18-20 November 2014 [The electron resource] / ch. ed. V. A. Kovalevsky ; Krasnoyar. state. ped. univ them. V. P. Astafieva. Krasnoyarsk, 2014. Pр. 164-165 (In Russ.).
2. Sedov V. S. Rol' oboronno-promyshlennogo kompleksa v innovacionnom razvitii jekonomiki strany. Dis. ... cand. ehkon. nauk [The role of the defense industry in the innovative development of the economy]. SPbGEU. SPb., 2014.
3. Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation on June 2, 2014 № 1067 "On approval of the list of companies included in the
consolidated register of organizations military-industrial complex". Available at: http://minpromtorg. gov.ru/ common/upload/files/docs/1067.pdf (accessed: 07.18.2015).
4. Yeliseyev O. V. Povyshenie jeffektivnosti vypolne-nija gosudarstvennogo oboronnogo zakaza na osnove razvitija kontraktnogo mehanizma. Dis. ... cand. ehkon. nauk [Improving the efficiency of implementation of the state defense order on the basis of contractual mechanisms]. M. : "Military University" Publ., 2014.
5. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 275-FZ (red. ot 13.07.2015) "O gosudarstvennom oboronnom zakaze" // Rossiyskaya gazeta. 2012. № 303.
6. Federal'nyy zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ (red. ot 13.07.2015) "O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstven-nykh i munitsipal'nykh nuzhd" (s izm. I dop., Vstup. v silu s 13.08.2015) // Rossiyskaya gazeta. 2013. № 80.
© Молодан И. В., Лихтер А. В., 2015
УДК 330.1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛУЧШИХ ПРАКТИК В УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ АЭРОКОСМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Д. С. Ощепкова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Современная геополитическая и экономическая ситуация обнажила потребность повышения конкурентоспособности российских предприятий (в том числе относящихся к стратегически важной ракетно-космической отрасли). Источником развития аэрокосмических предприятий становится человеческий капитал. Представлено определение человеческого капитала как системы экономических отношений, основным элементом которой является интеллектуальная собственность. На основе анализа лучших зарубежных практик управления сформулированы основные принципы организации эффективного управления человеческим капиталом отечественных предприятий аэрокосмической отрасли.
Ключевые слова: человеческий капитал, человеческий потенциал, интеллектуальная собственность.
THE BEST PRACTICES IN THE MANAGEMENT OF HUMAN CAPITAL AEROSPACE COMPANIES
D. S. Oshchepkova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
Modern geopolitical and economic situation has exposed the need to improve the competitiveness of Russian enterprises (including those related to the strategic rocket-space industry). The source of aerospace companies is a human capital. This article presents a definition of human capital as a system of economic relations, the main element of which is intellectual property. Based on analysis of the best international management practices formulated the basic principles of effective management of the human capital of domestic enterprises aerospace industry.
Keywords: human capital, human potential, intellectual property.
В настоящих геополитических и социально-экономических условиях аэрокосмическая отрасль российской экономики приобретает стратегическое
значение. Ее успешное развитие основано на научных достижениях и инновационных разработках, источником которых является человеческий капитал.
Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов
Изучение существующих дефиниций человеческого капитала обнаружило необходимость формирования системных представлений о данной научной категории. В связи с этим человеческий капитал предлагается определять как систему экономических отношений, в которых под воздействием интеллектуальной собственности происходит капитализация человеческого потенциала. Стоит отметить, что под человеческим потенциалом предлагается понимать набор знаний, умений, навыков и мотиваций работника, способных принести доход. Капитализация человеческого потенциала происходит посредством осуществления высокопроизводительной деятельности, приводящей к росту дохода. При этом в рамках данного определения предлагается отказаться от традиционного определения интеллектуальной собственности, отождествляющего данную категорию с результатами интеллектуального труда. Интеллектуальная собственность - это системообразующий элемент человеческого капитала, представляющий собой новаторство и творчество в трудовой деятельности. Именно наличие интеллектуальной собственности в отношениях человеческого капитала определяет ход инновационного процесса. Таким образом, главной задачей менеджмента любого предприятия является создание условий, благоприятных для развития интеллектуальной собственности.
Зачастую концепции управления человеческим капиталом предприятия зависят от национальных особенностей менеджмента и исторического развития государства. Так, например, Б. Д. Дарижапов полагает, что в США, где продолжительное время существовал рынок неограниченной рабочей силы, в качестве национальной черты человеческого капитала сформировался принцип индивидуализма, который проявляется практически во всех хозяйственных процессах, в том числе во внутренней конкуренции между работниками и отсутствии командного духа [1].
В контексте исследования инвестиций в управление человеческим капиталом (как системой, основополагающим элементом которой является интеллектуальная собственность) особый интерес представляет опыт японских предприятий, которые одними из первых предложили рассматривать персонал как особый вид капитала (человеческий капитал). Для развития и эффективного управления человеческим капиталом, увеличения доходности его использования требуется не только материальная поддержка, но и социальная и внутриорганизационная. Япония стала первым государством, в котором работа получила статус не обязательства (вынужденной необходимости), а средства развития и выражения человеческого потенциала. Работа для японца стала сама по себе смыслом, целью в жизни, способом получения удовольствия от обучения и работы [2].
Особенностью японской системы управления является пожизненный найм. При этом непосредственный отбор работников осуществляется среди молодых людей, получивших фундаментальное образование, но не обладающих существенным опытом работы. Предприятия обучают своих сотрудников на местах. Карьера зависит не от личных заслуг, а от опыта работы в организации. Таким образом, исключается
внутренняя конкуренция среди работников и происходит минимизация межличностных конфликтов.
Большое внимание уделяется участию работников в управлении производством через самостоятельное изучение проблем (jishuken [3]) участие в процессах непрерывных улучшений («кайдзен» [4]) и сокращение себестоимости (cost down).
Контроль качества производимой продукции организован в течение всего технологического процесса («канбан»). Любой работник имеет право остановить производство при обнаружении брака. Своевременное обнаружение и устранение брака поощряется.
Ориентация менеджмента японских предприятий на человека привела к тому, что работники осознают свой вклад в хозяйственную деятельность, стремятся к развитию и творчеству. Пожизненный найм, зависимость карьеры от трудового стажа, забота менеджмента о работниках стали инструментами формирования корпоративных ценностей и командного духа. Результаты реализации политики управления человеческим капиталом известны всему миру - японские предприятия являются площадками для разработки и внедрения современных технологий (как производственных, так и управленческих). Япония - крупнейший мировой поставщик высокотехнологичной продукции высочайшего качества.
Полное копирование японских практик управления человеческим капиталом в российских условиях недопустимо в виду различных национальных особенностей (традиции, менталитет и пр.), исторического развития государства и систем хозяйствования. Однако использование принципов японского менеджмента, таких как ориентация на работника, ко-мандообразование, самостоятельный поиск проблем, постоянные улучшения и пр. [5], на предприятиях аэрокосмической отрасли, на наш взгляд, способно создать условия для интеграции интеллектуальной собственности (в предложенном определении!) в хозяйственную деятельность, что, безусловно, отразится на качестве производимой продукции и позволит усилить конкурентные преимущества стратегических предприятий российской экономики.
Библиографические ссылки
1. Дарижапов Б. Д. Обзор зарубежных моделей управления персоналом // Известия Иркут. гос. экон. акад. 2013. № 3. С. 12-15.
2. Chalmers J. Japanese - Style Management in America // California Management Review. 1989. № 30(4), рр. 34-45.
3. Спир C. Догнать зайца: как лидеры рынка выигрывают в конкурентной борьбе и как великие компании могут их настичь. М. : Институт комплексных стратегических исследований, 2010. 288 с.
4. Масааки Имаи. Кайдзен - ключ к успеху японских компаний. М. : Приоритет, 2004. 322 с.
5. Drucker P. Japan: the problems of success. McKinsey Quarterly, 1978. P. 2-17.
References
1. Darizhapov B. D. Obzor zarubezhnykh modeley upravleniya personalom [Overview of foreign models of
Решетневские чтения. 2015
personnel management] // Izvestiya Irkutskoy gosudarst-vennoy ekonomicheskoy akademii. 2013. No. 3, pр. 12-15 (In Russ).
2. Chalmers J. Japanese - Style Management in America // California Management Review, 1989. № 30(4). P. 34-45.
3. Spir C. Dognat' zaytsa: kak lidery rynka vyigryvayut v konkurentnoy bor'be i kak velikie kompanii mogut ikh nastich' [To catch up with the hare: as market leaders win in the competition and how great companies can overtake their]. Moscow, Institut
kompleksnykh strategicheskikh issledovaniy, 2010. Рp. 288 (In Russ).
4. Masaaki Imai. Kaydzen - klyuch k uspekhu yaponskikh kompaniy [Kaizen - key to the success of Japanese companies]. Moscow, Prioritet, 2004. P. 322 (In Russ).
5. Drucker P. Japan: the problems of success. McKinsey Quarterly, 1978. P. 2-17.
© O^enKOBa ft C. 2015
УДК 33.2964
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АВИАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ
А. С. Петров, А. Д. Филь
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: [email protected], [email protected]
В настоящее время аддитивные технологии стали популярными в сфере производства, намного упрощая работу и делая это с максимальной эффективностью.
Ключевые слова: AF-технологии, максимальная производительность, кратчайшие сроки, AF-технологии в России.
ORGANIZATIONAL AND ECONOMICAL PROBLEMS OF AEROECONOMICAL COMLEXES
A. S. Petrov, A. D. Fil'
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected], [email protected]
Now additive technologies have became popular in the sphere of production simplifying work a lot, and doing it with maximum efficiency.
Keywords: AF technologies, the maximum productivity, the shortest time, AF technologies in Russia.
В наши дни AF-технологии используются повсеместно: научно-исследовательские организации с их помощью создают уникальные материалы и ткани, промышленные гиганты используют 3D-принтеры для ускорения прототипирования новой продукции, архитектурные и конструкторские бюро нашли в 3D-печати нескончаемый строительный потенциал, в то время как дизайн-студии буквально вдохнули новую жизнь в дизайнерский бизнес благодаря аддитивным машинам [1].
Аддитивные технологии (AF - Additive Manufacturing), или технологии послойного синтеза - сегодня одно из наиболее динамично развивающихся направлений «цифрового» производства. Они позволяют на порядок ускорить НИОКР и решение задач подготовки производства, а в ряде случаев уже активно применяются и для производства готовой продукции.
В недалеком прошлом, лет 10-15 назад, аддитивные технологии использовались преимущественно
для изготовления прототипов, макетов и дизайнерских компонентов повышенной точности с высоким уровнем детализации.
Аддитивное производство требует оборудования. Сегодня рынок соответствующих установок делится на три сегмента. Быстрее всего растет сегмент дешевых 3Б-принтеров для офисов, ориентированных на изготовление концептуальных макетов. Второй сегмент - оборудование средней стоимости для создания прототипов деталей с различной степенью точности и/или функциональности. Дешевые и средние по стоимости установки обычно работают с полимерным материалом. Третий сегмент - установки высокого класса, которые стоят от двухсот тысяч до двух миллионов долларов. Они работают с полимерами, металлическими и керамическими порошками, с их помощью можно делать вполне крупногабаритные детали. Ведущие изготовители установок - американские