УДК 330.3
К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В СТРУКТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Д. С. Ощепкова*, В. И. Лячин
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: daria_343@mail.ru
Экономика знаний, определяющая инновации в качестве ключевого фактора конкурентоспособности, расширяет границы трудового творчества, обнаруживая необходимость участия в данном процессе каждого сотрудника предприятия. Из исполнителя простейших трудовых операций работник превращается в творца и новатора, ключевым производственным фактором становится человеческий капитал. Предметом данного исследования выступает механизм функционирования интеллектуальной собственности в структуре человеческого капитала промышленного предприятия. Цель исследования - обоснование авторского концептуального подхода к управлению интеллектуальной собственностью. Для достижения поставленной цели использованы методы системного анализа, научного анализа и синтеза, обобщения, сравнительного анализа, экономико-статистические методы. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что авторский подход к определению содержания интеллектуальной собственности и методического инструментария управления дополняет и детализирует теорию человеческого капитала, интегрируют отдельные положения инновационного и коммуникационного менеджмента, обогащают неоклассическое направление экономической теории. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования выводов исследования в образовательном процессе, а также в управлении промышленным предприятием, ориентированным на повышение конкурентоспособности за счет создания инноваций. В статье проанализированы подходы к содержанию человеческого капитала предприятия и интеллектуальной собственности, сформулированы авторские определения данных научных категорий. Автором аргументирована взаимосвязь интеллектуальной собственности (как структурного элемента человеческого капитала промышленного предприятия) и инноваций, выявлены условия, необходимые для активизации интеллектуальной собственности в трудовых отношениях, предложен концептуальный управленческий подход, прошедший апробацию в рамках промышленного предприятия г. Красноярска ООО «Благо».
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, трудовое творчество, человеческий капитал, человеческий потенциал, управление инновациями.
ON THE MANAGEMENT OF INTELLECTUAL PROPERTY IN THE STRUCTURE OF HUMAN CAPITAL OF INDUSTRIAL ENTERPRISES
D. S. Oshchepkova*, V. I. Lyachin
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: daria_343@mail.ru
Knowledge economy, defining innovation as a key factor of competitiveness, employment expands the boundaries of creativity, revealing the need to participate in this process, each employee of the enterprise. From artist simplest labor operations worker turns into a creator and innovator, a key production factor is human capital. The subject of this research is the mechanism offunctioning of the intellectual property in the structure of the human capital of industrial enterprise. The purpose of research - study of copyright a conceptual approach to the management of intellectual property. To achieve this goal used methods of system analysis, scientific analysis and synthesis, synthesis, comparative analysis, economic-statistical methods. The theoretical significance of the study lies in the fact that the author's approach to the definition of intellectual property content and methodical management tools complements and refines the theory of human capital and integrate certain provisions of innovation and communication management, enriches neo-classical economic theory direction. The practical significance of the study is the ability to use the research findings in the educational process, as well as in the management of an industrial enterprise focused on increasing competitiveness through the creation of innovation. The article analyzes the approaches to the content of enterprise human capital and intellectual property, copyrights formulated definition of scientific data categories. The author argued intellectual property relationship
(as a structural element of the human capital of industrial enterprise) and innovation, identified the conditions necessary for activation of intellectual property in the employment relationship, there is provided a conceptual management approach, last tested in the framework of the industrial enterprises of Krasnoyarsk Company "Blago".
Keywords: intellectual property, employment creation, human capital, human capital, innovation management.
Введение. В своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ ставит целью повышение конкурентоспособности национальной экономики за счет технологического обновления [1], которое требует не только подготовки квалифицированных кадров, но масштабное включение работников в трудовое творчество. Для достижения данной цели российские предприятия нуждаются в использовании современных методов управления, стимулирующих новаторство и инновационную деятельность [2].
Повсеместная потребность в трудовом творчестве определила изменение роли работника в производственном процессе и привела к возникновению новой экономической категории «человеческий капитал», предполагающей отношение к работнику как к активу предприятия, способному при эффективном управлении обеспечить увеличение доходности.
Результаты трудового творчества могут иметь различные формы проявления от ответственного отношения к труду и бережного использования ресурсов, до создания инноваций. Именно творчество (интеллектуальная собственность) в труде способствует росту дохода как субъекта творчества (работника), так и хозяйствующего субъекта в целом (что подтверждается «итальянскими» забастовками). Таким образом, можно сделать вывод о том, что человеческий капитал от более ранних форм, характеризующих роль работника в хозяйственной деятельности (рабочая сила, человеческий ресурс, персонал) наличие в его структуре интеллектуальной собственности, что требует особого механизма управления, основанного на создании благоприятных условий для осуществления трудового творчества.
Актуальность и дискуссионность проблемы, недостаточная научная разработанность и высокая научно-практическая значимость определили выбор цели и задач, объекта, предмета и методов настоящего исследования.
Целью работы является обоснование авторского концептуального подхода к управлению интеллектуальной собственностью в рамках человеческого капитала промышленного предприятия.
Для достижения поставленной цели использоль-зованы методы системного анализа, научного анализа и синтеза, обобщения, сравнительного анализа, экономико-статистические методы, позволяющие обеспечить обоснованные и достоверные выводы.
Современные дефиниции человеческого капитала. Основные идеи о сущности человеческого
капитала были обозначены А. Смитом, но свое развитие они получили во второй половине ХХ в. в трудах Т. Шульца и Г. Беккера.
В настоящее время в науке отсутствует единство взглядов на содержание данной категории, существующие определения человеческого капитала можно классифицировать в четыре основных подхода:
- деятельностный (Л. Тороу полагает, что человеческий капитал - способность производить предметы и услуги [3]);
- доходный (Г. Беккер и Т. Шульц убеждены, что человеческий капитал - запас знаний, навыков, мотиваций, который позволяет работнику производить экономические блага более высокого качества и получать более высокий доход [4; 5]);
- инвестиционный (по мнению А. И. Добрынина, С. А. Дятлова, Е. Д. Цыреновой, человеческий капитал - сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства [6]);
- исторический (М. М. Критский определяет человеческий капитал как всеобщую конкретную форму жизнедеятельности, ассимилирующая предшествующие формы и осуществляющаяся как итог исторического движения человеческого общества к его современному состоянию [7]).
На основании представленных подходов к определению человеческого капитала, можно выделить основные черты человеческого капитала: эффективное использование потенциала, необходимость инвестирования, обеспечение роста дохода.
В современной науке отсутствует универсальность и системность при определении содержания человеческого капитала, нет единого общепризнанного подхода.
Человеческий капитал как система. Указанные понятийные проблемы способен решить системный подход, в рамках которого человеческий капитал можно определить как систему экономических отношений между работниками, их объединениями, предприятием. Целью функционирования данной системы является формирование и реализация в хозяйственной деятельности (под воздействием интеллектуальной составляющей) человеческого потенциала посредством осуществления высокопроизводительной деятельности, приводящей к росту дохода.
Стоит отметить, что в рамках данного определения необходимо различать человеческий потенциал и капитал.
Современное экономическое знание заимствовало понятие «потенциал» из физики, где оно определяет количество энергии, которую накопила система и которую она способна реализовать в работе [8]. По аналогии с приведенным определением, человеческий потенциал можно определить как запас знаний, умений, навыков и способностей работника, обеспечивающий возможность получения дохода.
Интеллектуальная собственность в структуре человеческого капитала. Экономическая природа интеллектуальной собственности взаимосвязана с экономическими потребностями - одной из основополагающих категорией экономической теории [9]. Экономические потребности выражаются в желании субъекта экономических отношений обладать различными экономическими благами. В свою очередь экономические блага - это свойства материальных и нематериальных продуктов, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности растут более высокими темпами, чем производство экономических благ [10]. Таким образом, можно утверждать, что экономическое назначение интеллектуальной собственности сводится к устранению противоречий между потребностями хозяйствующего субъекта и его возможностями, ограниченными существующим уровнем использования ресурсов (см. рисунок).
В связи с этим целесообразно транслировать научную категорию «интеллектуальная собственность» на уровень трудовых отношений и понимать под ней системообразующий элемент человеческого капитала, существующий в виде творчества в трудовой деятельности. Результатом управления интеллектуальной собственностью является ответственное отношение к труду, бережное использование ресурсов, рационализаторские предложения, создание новых технологий (инноваций), повышающих экономическую эффективность хозяйственной деятельности и пр.
Зарубежные практики управления человеческим капиталом. Как отмечает Р. С. Кулишова, для формирования концептуального подхода управления интеллектуальной собственностью в рамках человеческого капитала стоит обратить внимание успешные практики управления человеческим капиталом зарубежных предприятий [11].
Свойственный американской концепции управления индивидуализм и максимализм в достижении результата в короткий временной период сдерживают развитие интеллектуальной собственности в рамках человеческого капитала предприятий. На предприятиях США трудовое творчество делегировано либо отдельным сотрудникам (подразделениям), либо аутсорсинговым предприятиям (созданным на базе партнерства с учебными заведениям). Конкуренция между сотрудниками препятствует информационному обмену результатами индивидуального трудового творчества, снижая эффективность информационного обмена.
Традиционно американскому стилю управлению противопоставляется японский менеджмент. Японские предприятия известны всему миру своей высококачественной технологической продукцией и заботой о персонале. Отсутствие межличностной конкуренции, минимизации конфликтов, развитие работников (в т.ч. их универсальности [12]), вовлечение работников в управление производством («jishuken» [13]) и сокращение себестоимости («cost down» [14]) привели к формированию управленческой философии («кайдезн» [15]).
Ориентация менеджмента японских предприятий на человека привела к тому, что работники идентифицируют цели предприятия как свои собственные, осознают свой вклад в хозяйственную деятельность, стремятся к развитию и творчеству.
Результаты реализации политики управления человеческим капиталом известны всему миру -японские предприятия являются площадками для разработки и внедрения современных технологий (как производственных, так и управленческих).
Модель экономического развития
Проведенный анализ японского стиля управления человеческим капиталом предприятия позволил выявить следующие условия, необходимые для активизации интеллектуальной собственности: гармоничные трудовые отношения, основанные на эффективном командообразовании и доверии; эффективный (в том числе беспрепятственный) информационный обмен; справедливость в оценке интеллектуальной деятельности и определении размера вознаграждения, повышение заинтересованности работника в творческой активности.
Управление интеллектуальной собственностью. Для обеспечения условий, необходимых для осуществления трудового творчества необходимо осуществление следующих действий:
- выявление «узких мест» человеческого капитала предприятия, сдерживающих инновационную активность (возможно как с помощью традиционных методов анализа, так и частных авторских методик);
- разработка и реализация комплексной программы управления человеческим капиталом (развития человеческого потенциала и управления внутренними коммуникациями), ориентированной на создание инноваций, и предусматривающей конкретные мероприятия, увязанные по срокам и объемам работ.
По своей сути концептуальный подход предназначен для выработки единого управленческого воздействия, основанного на совершенствовании мотивации, использовании методов управления коммуникациями, а также методов управления по целям через выполнение показателей эффективности (индивидуальных и групповых).
Для апробации предложенного подхода к управлению интеллектуальной собственностью в структуре человеческого капитала выбрано малое предприятие ООО «Благо» (г. Красноярск), осуществляющее производство хлебобулочной продукции. По результатам анализа деятельности предприятия обнаружена ключевая проблема - отсутствие сильных конкурентных преимуществ, сдерживающих увеличение доли местного рынка, занимаемого ООО «Благо». Для расширения сбытовой сети необходимо совершенствование ассортиментной линейки, создание уникальности продукта.
Анализ человеческого капитала ООО «Благо» выявил высокий уровень потенциала работников, а также отсутствие творческой активности работников.
Для развития творческой активности сотрудников и ее ориентации на создание новых ассортиментных единиц (продуктовых инноваций) разработан и реализован следующий механизм управления, включающий:
- перераспределение производственных команд (смен) на основе японского опыта «кружков качества» [16] с распределением производственных ролей участников;
- организация обратной связи между руководством и сотрудниками на постоянной основе путем проведения общих собраний и личных встреч;
- обучение лидеров производственных команд навыкам управления коммуникациями, информационное обеспечение работников (доступ в интернет, подбор профессиональной литературы и пр.), предоставление ресурсов для создания опытно -промышленных образцов;
- внедрение системы дополнительных вознаграждений, основанной на выполнении показателей эффективности деятельности, характеризующих инновационную инициативу. Данные показатели разделены на: групповые (связанные с производственной деятельностью: разработка уникальных ассортиментных единиц продукции, снижение брака и пр.) и индивидуальные (организационно-управленческая и сбытовая деятельность). Достижение показателей эффективности принято определять по результатам производственного соревнования.
По результатам практической реализации в ООО «Благо» в течение шести месяцев можно отметить:
- гармонизация трудовых отношений (отсутствие конфликтов между сотрудниками, повышение удовлетворенности от трудовой деятельности);
- увеличение доходности за счет рационализации производственной деятельности (по предложению сотрудников изменено расположение оборудования, внесены изменения в технологический процесс);
- создание продуктовых инноваций сотрудниками предприятия (7 технологических карт уникальных видов продукции), осуществление их внутренней экспертизы и реализации в производственной деятельности.
В виду того, что источником рационализаторской и инновационной инициативы являлись сотрудники предприятия, организационные и производственные изменения осуществлялись планомерно, не потребовали значительных инвестиций.
Заключение. Результат апробации предложенного механизма управления подтверждает не только существование интеллектуальной собственности в структуре человеческого капитала, но и ее ключевую роль в создании инновации.
Научная новизна заключается в трансляции категории «интеллектуальная собственность» на микроэкономический уровень и ее исследовании в качестве внутреннего элемента человеческого капитала, тождественного творческой активности работников; использовании методов коммуникационного менеджмента для удовлетворения потребностей материального производства в инновационной продуктивности работников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что авторский подход к определению
содержания интеллектуальной собственности и методического инструментария управления дополняет и детализирует теорию человеческого капитала, интегрируют отдельные положения инновационного и коммуникационного менеджмента, обогащают неоклассическое направление экономической теории. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования выводов исследования в образовательном процессе, а также в управлении промышленным предприятием, ориентированным на повышение конкурентоспособности за счет создания инноваций.
Библиографические ссылки
1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015 «Послание Президента Российской Федерации» // Российская газета. 2015. № 275.
2. Медведев В. П. Инновации как средство обеспечения конкурентоспособности организации. М. : Инфра-М, 2009. 159 с.
3. Чеботарев Н. Ф. Оценка конкурентоспособности предприятия: человеческий капитал // Аудит и финансовый анализ, 2005. № 4. С. 262.
4. Беккер Г. Человеческий капитал. Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал // США: экономика, политика, идеология, 1993. № 11. С. 42.
5. Шульц Т. Экономика пребывания в бедности // Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков: в 5 т. М. : Мысль, 2004. Т. 5. С. 366.
6. Добрынин А. И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб. : Наука, 1999. 309 с.
7. Критский М. М. Человеческий капитал. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. 122 с.
8. Большая Советская энциклопедия. М., 1967. Т. 20. С. 428.
9. Булатов А. С. Экономика. М. : Юрист, 2002. 896 с.
10. Лячин В. И., Скобарев А. А. Двойственность и противоречия интеллектуальной собственности в развитой рыночной экономике // Молодой ученый, 2012. № 2. С. 139-144.
11. Кулишова Р. С. Параметры человеческого капитала и модели управления // Труд и социальные отношения. 2003. № 2. С. 44.
12. Икуджиро Н., Хиротака Т. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. М. : Олимп-Бизнес, 2011. 384 с.
13. Спир С. Догнать зайца: как лидеры рынка выигрывают в конкурентной борьбе и как великие компании могут их настичь. М. : Институт комплексных стратегических исследований, 2010. 288 с.
14. Оно Т. Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства. М. : Институт комплексных стратегических исследований, 2005. 192 с.
15. Имаи М. Кайдзен - ключ к успеху японских компаний. М. : Приоритет, 2004. 24 с.
16. Рева В. Е. Коммуникационный менеджмент. Пенза : Изд-во ПГУ, 2003. 161 с.
References
1. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 03.12.2015 «Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii» [Message from the President of the Russian Federation]. Rossiyskaya gazeta. 2015. No. 275.
2. Medvedev V. P. Innovatsii kak sredstvo obespecheniya konkurentosposobnosti organizatsii [Innovation as a means of ensuring the competitiveness of the organization]. Moscow, Infra-M Publ., 2009. 159 p.
3. Chebotarev N.F. Otsenka konkurentosposobnosti predpriyatiya: chelovecheskiy kapital [Evaluation of competitiveness of the enterprise: human capital]. Audit i finansovyy analiz. 2005, No. 4. P. 262.
4. Bekker G. Chelovecheskiy kapital. Vozdeystvie na zarabotki investitsiy v chelovecheskiy kapital [Human Capital. The impact on earnings of investment in human capital]. SShA: ekonomika, politika, ideologiya. 1993, No. 11. P. 42.
5. Shul'ts T. Ekonomika prebyvaniya v bednosti [Economy stay in poverty]. Mirovaya ekonomicheskaya mysl'. Skvoz' prizmu vekov: Vol. 5. Moscow, Mysl' Publ., 2004. Vol. 5. P. 366.
6. Dobrynin A. I., Dyatlov S. A., Tsyrenova E. D. [Human capital in transitive economy: the formation, evaluation, efficiency of use]. Sankt-Peterburg. Nauka Publ. 1999. 309 p.
7. Kritskiy M.M. Chelovecheskiy capital [Hunan capital]. Leningrad, Leningradskiy universitet Publ., 1991, 122 p.
8. Bol'shaya Sovetskaya entsiklopediya [Great Soviet Encyclopedia]. Moscow, 1967. Vol. 20. P. 428.
9. Bulatov A.S. Ekonomika [Economy]. Moscow, Yurist Publ., 2002. 896 p.
10. Lyachin V. I., Skobarev A. A. Dvoystvennost' i protivorechiya intellektual'noy sobstvennosti v razvitoy rynochnoy ekonomike [Duality and intellectual property conflicts in the developed market economy]. Molodoy uchenyy, 2012. No. 2. P. 139-144.
11. Kulishova R. S. Parametry chelovecheskogo kapitala i modeli upravleniya [The parameters of human capital and management model]. Trud i sotsial'nye otnosheniya. 2003, No. 2. P. 44.
12. Ikudzhiro N., Khirotaka T. Kompaniya -sozdatel' znaniya. Zarozhdenie i razvitie innovatsiy v yaponskikh firmakh [Company - creator of knowledge. Origin and development of innovations in Japanese firms.]. Moscow, Olimp-Biznes Publ., 2011. 384 p.
13. Spir C. Dognat' zaytsa: kak lidery rynka vyigryvayut v konkurentnoy bor'be i kak velikie kompanii mogut ikh nastich' [Catch the hare: as market leaders win in the competition and how great companies can overtake them]. Moscow. Institut
kompleksnykh strategicheskikh issledovaniy Publ., 2010.288 p.
14. Ono T. Proizvodstvennaya sistema Toyoty. Ukhodya ot massovogo proizvodstva [Toyota Production System. Departing from mass production]. Moscow. Institut kompleksnykh strategicheskikh issledovaniy Publ., 2005. 192 p.
15. Imai M. Kaydzen - klyuch k uspekhu yaponskikh kompaniy [Kaizen - key to the success of Japanese companies]. Moscow. Prioritet Publ., 2004. 24 p.
16. Reva V.E. Kommunikatsionnyy menedzhment [Communication management]. Penza. PGU Publ., 2003. 161 p.
© O^enKOBa ft C., ^hhhh B. H., 2016
Для цитирования: Ощепкова Д. С., Лячин В. И. К вопросу об управлении интеллектуальной собственностью в структуре человеческого капитала промышленного предприятия // Менеджмент социальных и экономических систем. 2016. № 2. С. 12-17.
For citations: Oshchepkova D. S., Lyachin V. I. On the management of intellectual property in the structure of human capital of industrial enterprises // Social and economic systems management. 2016. № 2. Р. 12-17. (In Russ., abstr. in Engl.)