Научная статья на тему 'Институциональные аспекты управления предприятиями ОПК'

Институциональные аспекты управления предприятиями ОПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / РЫНОК / ИНСТИТУТЫ / MARKET INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молодан И. В., Лихтер А. В.

Рассмотрены институциональные аспекты управления предприятиями ОПК в Российской Федерации в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL ASPECTS OF DEFENSE INDUSTRY ENTERPRISES

The article reflects the institutional aspects of defense industry enterprises in the Russian Federation today.

Текст научной работы на тему «Институциональные аспекты управления предприятиями ОПК»

Решетнеескцие чтения. 2015

ционного развития экономики страны // Вестник Омск. ун-та. 2009. № 4. Сер. «Экономика».

3. Седов В. С. Роль оборонно-промышленного комплекса в инновационном развитии экономики страны : дис. ... канд. экон. наук. Санкт-Петербург, 2014.

4. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) / рук. авт. колл. В. Л. Макаров, А. Е. Варшавский. М. : Наука, 2001. 636 с.

5. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности / рук. авт. колл. В. Л. Макаров, А. Е. Варшавский. М. : Наука, 2004. 880 с.

References

1. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period till

2020, approved by decree of the government of the Russian Federation of 17 November 2008. No. 1662-R.

2. Dyatlov S. A., Selishev T. A. Military-industrial complex of Russia as a basis of innovative development of economy // Bulletin of Omsk University. Series "Economy". 2009. No. 4.

3. Sedov V. S. The Role of the military-industrial complex in innovative development of economy]. Candidate. Econ. Sciences. Saint-Petersburg, 2014.

4. Science and high technologies of Russia at the turn of the third Millenium (social and economic aspects of development) / Heads of auth. Coll. V. L. Makarov, A. E. Varshavsky. M. : Nauka, 2001. 636 p.

5. Innovation management in Russia: problems of strategic management and scientific and technological safety / Heads ed. Coll. V. L. Makarov, A. E. Varshavsky. M. : Nauka, 2004. 880 p.

© Лобков К. Ю., 2015

УДК 338

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ОПК

И. В. Молодан, А. В. Лихтер

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: Kafedra701@yandex.ru

Рассмотрены институциональные аспекты управления предприятиями ОПК в Российской Федерации в современных условиях.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, государственное регулирование, конкуренция, рынок, институты.

INSTITUTIONAL ASPECTS OF DEFENSE INDUSTRY ENTERPRISES

I. V. Molodan, A. V. Likhter

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: Kafedra701@yandex.ru

The article reflects the institutional aspects of defense industry enterprises in the Russian Federation today.

Keywords: military-industrial complex, state regulation, competition, market institutions.

Оборонно-промышленный комплекс занимает особое место в структуре национальной экономики. Являясь наиболее конкурентоспособной частью несырьевого сектора экономики, он решает задачи создания и производства современных видов вооружений и военной техники, удовлетворяет потребности гражданских отраслей в наукоемкой высокотехнологичной продукции.

Выделение институциональных аспектов управления предприятиями ОПК обусловлено произошедшими изменениями в системе норм, регулирующих принятие решений, деятельность и взаимодействие пред-

приятий как в рамках комплекса, так и с внешней средой.

Несмотря на имеющиеся сложности, ОПК пока является единственным среди обрабатывающих производств, способным решать многие технологические задачи на уровне современных требований. В настоящее время, по данным Межведомственного аналитического центра, на долю ОПК приходится более 70 % всей производимой в стране научной продукции, в оборонных отраслях занято свыше 50 % всех научных сотрудников, что при определенных условиях и прежде всего при достаточной инновационной вос-

Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов

приимчивости способно играть важную роль в обеспечении нового качества и темпов развития отрасли и экономики страны в целом [1].

Российский ОПК в настоящее время обеспечивает производство 70 % средств связи, 60 % сложной медицинской техники, 30 % высокотехнологичного оборудования для топливно-энергетического комплекса. Двадцать процентов российских инновационных компаний сосредоточены в отраслях ОПК в авиакосмической промышленности. Такие отрасли российской промышленности, как авиационное машиностроение, гражданский космос, судостроение, оптическое приборостроение, производство изделий электронной техники, практически полностью представлены оборонными предприятиями [2].

В настоящее время оборонно-промышленный комплекс России включает органы государственного управления и власти, промышленные предприятия и научные организации, занимающиеся оборонными исследованиями и созданием вооружений и военной техники [3].

На протяжении всего постперестроечного периода шел процесс адаптации ОПК к новым условиям хозяйствования. При этом очевидной стала необходимость модернизации и инновационных преобразований предприятий комплекса, направленных на повышение их конкурентоспособности.

Произошли существенные изменения во взаимоотношениях ОПК с государством в рамках формирования единой контрактной системы РФ [4].

Государственный заказ в оборонной сфере (ГОЗ), в силу его исключительной важности для страны, регулируется специальным законодательством, нормы которого отличаются от норм, регулирующих другие закупки для государственных и муниципальных нужд [5].

В ГОЗ включается широкий перечень видов деятельности, что позволяет государству селективно и эффективно регулировать инновационные процессы в ОПК. Основная цель формирования ГОЗ - в сохранении прежде всего научно-конструкторского и технологического потенциала предприятий оборонной промышленности. Обычное российское законодательство о госзакупках имеет иную ориентацию - оно направлено на стимулирование конкуренции и снижение за счет этого величины бюджетных затрат [6].

Деятельность предприятий ОПК ориентирована на создание тактических и стратегических вооружений, военной и специальной техники, а также на производство гражданской продукции, в том числе с использованием технологий двойного назначения. При этом если тактическое вооружение предприятия могут продавать за рубежом, то стратегическое вооружение предназначено для обеспечения национальной безопасности, и многие наработки в этих вопросах являются секретными, а заказчиком и покупателем такой продукции является государство. Эти факты порождают двойственное положение предприятий ОПК, которые, с одной стороны, являются конкурентами по продаже тактических вооружений с предприятиями других государств и на зарубежных рынках должны применять рыночные стратегии поведения. С другой стороны, на внутреннем рынке государство является

как монопсонией, так и монополией по производству данной продукции, в силу того, что контрольные или блокирующие пакеты акций предприятий ОПК находятся под контролем государства.

Государство регламентирует деятельность предприятий ОПК через систему нормативно-правовых документов, в которых определяются в логистические цепочки по производству стратегических вооружений. Таким образом, предприятия ОПК с точки зрения организации производства представляют собой анклавы планового хозяйства со всеми его издержками, в том числе невозможностью заменить поставщика ресурсов, который закреплен за предприятием нормативно-правовыми актами.

Такая двойственность положения предприятий вызывает особенности его управления, которые должны сочетать в себе как рыночные, так и плановые закономерности развития. При этом молодые специалисты, получившие образование в современных условиях, ориентированы на работу предприятия в рыночных условиях, так как именно такая подготовка является мейнстримом в обучении студентов.

Для более эффективного управления предприятиями ОПК необходимо в процесс подготовки специалистов включать дисциплины, которые могли бы улучшить подготовку специалистов данного профиля. Например, дисциплина «Юридические основы деятельности предприятий ОПК», которая могла бы преподаваться как студентам инженерных, так и экономических специальностей.

Библиографические ссылки

1. Молодан И. В. Проблемы и перспективы инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса [Электронный ресурс] // Человек, семья и общество: история и перспективы развития : материалы III Междунар. науч.-образоват. Форума (18-20 нояб. 2014, г. Красноярск) / гл. ред. В. А. Ковалевский ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2014. С. 164-165.

2. Седов В. С. Роль оборонно-промышленного комплекса в инновационном развитии экономики страны : дис. ... канд. экон. наук / СПбГЭУ. СПб., 2014.

3. Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса : Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 2 июня 2014 г. № 1067. ШЬ: http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/ Ше8Мос8/1067.р^ (дата обращения: 18.07.2015).

4. Елисеев О. В. Повышение эффективности выполнения государственного оборонного заказа на основе развития контрактного механизма : дис. ... канд. экон. наук. М. : Военный университет, 2014.

5. О государственном оборонном заказе : федер. закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета. 2012. № 303.

6. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2015) // Российская газета. 2013. № 80.

Решетнееские чтения. 2015

References

1. Molodan I. V. Problemy i perspektivy innovacion-nogo razvitija predprijatij oboronno-promyshlennogo kompleksa [Problems and perspectives of innovational development of interprises of the military-industrial complex] // The man, the family and society: history and perspectives of development: materials of the III International scientific and educational forum. Krasnoyarsk, 18-20 November 2014 [The electron resource] / ch. ed. V. A. Kovalevsky ; Krasnoyar. state. ped. univ them. V. P. Astafieva. Krasnoyarsk, 2014. Pр. 164-165 (In Russ.).

2. Sedov V. S. Rol' oboronno-promyshlennogo kompleksa v innovacionnom razvitii jekonomiki strany. Dis. ... cand. ehkon. nauk [The role of the defense industry in the innovative development of the economy]. SPbGEU. SPb., 2014.

3. Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation on June 2, 2014 № 1067 "On approval of the list of companies included in the

consolidated register of organizations military-industrial complex". Available at: http://minpromtorg. gov.ru/ common/upload/files/docs/1067.pdf (accessed: 07.18.2015).

4. Yeliseyev O. V. Povyshenie jeffektivnosti vypolne-nija gosudarstvennogo oboronnogo zakaza na osnove razvitija kontraktnogo mehanizma. Dis. ... cand. ehkon. nauk [Improving the efficiency of implementation of the state defense order on the basis of contractual mechanisms]. M. : "Military University" Publ., 2014.

5. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 275-FZ (red. ot 13.07.2015) "O gosudarstvennom oboronnom zakaze" // Rossiyskaya gazeta. 2012. № 303.

6. Federal'nyy zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ (red. ot 13.07.2015) "O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstven-nykh i munitsipal'nykh nuzhd" (s izm. I dop., Vstup. v silu s 13.08.2015) // Rossiyskaya gazeta. 2013. № 80.

© Молодан И. В., Лихтер А. В., 2015

УДК 330.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛУЧШИХ ПРАКТИК В УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ АЭРОКОСМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Д. С. Ощепкова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: daria_343@mail.ru

Современная геополитическая и экономическая ситуация обнажила потребность повышения конкурентоспособности российских предприятий (в том числе относящихся к стратегически важной ракетно-космической отрасли). Источником развития аэрокосмических предприятий становится человеческий капитал. Представлено определение человеческого капитала как системы экономических отношений, основным элементом которой является интеллектуальная собственность. На основе анализа лучших зарубежных практик управления сформулированы основные принципы организации эффективного управления человеческим капиталом отечественных предприятий аэрокосмической отрасли.

Ключевые слова: человеческий капитал, человеческий потенциал, интеллектуальная собственность.

THE BEST PRACTICES IN THE MANAGEMENT OF HUMAN CAPITAL AEROSPACE COMPANIES

D. S. Oshchepkova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: daria_343@mail.ru

Modern geopolitical and economic situation has exposed the need to improve the competitiveness of Russian enterprises (including those related to the strategic rocket-space industry). The source of aerospace companies is a human capital. This article presents a definition of human capital as a system of economic relations, the main element of which is intellectual property. Based on analysis of the best international management practices formulated the basic principles of effective management of the human capital of domestic enterprises aerospace industry.

Keywords: human capital, human potential, intellectual property.

В настоящих геополитических и социально-экономических условиях аэрокосмическая отрасль российской экономики приобретает стратегическое

значение. Ее успешное развитие основано на научных достижениях и инновационных разработках, источником которых является человеческий капитал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.