Научная статья на тему 'Использование логистических методов в процессе модернизации системы инструментообеспечения промышленных предприятий'

Использование логистических методов в процессе модернизации системы инструментообеспечения промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ПРОИЗВОДИТЕЛЬ-ПОСТАВЩИК ИНСТРУМЕНТА / ПОТРЕБИТЕЛЬ ИНСТРУМЕНТА / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / СИСТЕМА ИНСТРУМЕНТООБЕСПЕЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕГРАТОР ПРОИЗВОДСТВА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / TOOL MANAGEMENT / INTEGRATED ENTERPRISE / LOGISTICAL DIRECTION / LOGISTICAL METHODS / COMPETITIVE ADVANTAGES / PRODUCER-SUPPLIER OF TOOLS / TOOLS CONSUMER / SYNERGY / SYSTEM OF TOOL SUPPLY / TECHNOLOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хмельницкая Зинаида Борисовна, Никифорова Юлия Валерьевна

Рассмотрена мировая практика производства и приобретения инструмента (Tool Management), представляющая поставщика как «технологического интегратора», в функции которого входят осуществление технологического процесса, контроль за сроками поставки, размещение заказов у сторонних производителей и конкурентов, управление складскими запасами, транспортировка инструмента, обеспечение информации о расходах, оптимизация бизнес-процессов с целью минимизации общих затрат ресурсов. Авторами предложено использовать правила логистики при построении эффективной системы инструментообеспечения промышленных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Use of Logistics Methods to Modernize the System of Tool Supply at Industrial Enterprises

The paper looks at the international experience of production and supply of tools (Tool Management), which positions the supplier as a “technological integrator” who is responsible for performing the technological process, controlling terms of delivery, placing orders to third party manufacturers and competitors, managing inventory, transporting goods, providing information about expenditure, optimizing business processes in order to keep the total cost of resources to a bare minimum. The authors suggest using the principles of logistics to build an efficient system of tool supply at industrial enterprises.

Текст научной работы на тему «Использование логистических методов в процессе модернизации системы инструментообеспечения промышленных предприятий»

ХМЕЛЬНИЦКАЯ Зинаида Борисовна

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой мировой экономики и международного бизнеса

Уральская государственная сельскохозяйственная академия

620075, РФ, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42 Контактный телефон: (343) 221-41-08 e-mail: zb44@mail.ru

НИКИФОРОВА Юлия Валерьевна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и международного бизнеса

Уральская государственная сельскохозяйственная академия

620075, РФ, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42 Контактный телефон: (912) 626-00-57 e-mail: uvn1@mail.ru

Использование логистических методов в процессе модернизации системы инструментообеспечения промышленных предприятий

Ключевые слова: интегрированное предприятие; логистическая направленность; логистические методы; конкурентные преимущества; производитель-поставщик инструмента; потребитель инструмента; синергетический эффект; система инструментообеспечения; Tool Management; технологический интегратор производства; технологический процесс.

Аннотация. Рассмотрена мировая практика производства и приобретения инструмента (Tool Management), представляющая поставщика как «технологического интегратора», в функции которого входят осуществление технологического процесса, контроль за сроками поставки, размещение заказов у сторонних производителей и конкурентов, управление складскими запасами, транспортировка инструмента, обеспечение информации о расходах, оптимизация бизнес-процессов с целью минимизации общих затрат ресурсов. Авторами предложено использовать правила логистики при построении эффективной системы инструментообеспече-ния промышленных предприятий.

В условиях существования конкурентных рынков перед предприятиями возникает новый класс задач, связанных как с поиском потребителей собственной продукции, так и поставщиков инструмента, необходимого для ее изготовления.

Отечественный и зарубежный опыт формирования системы инструментообеспечения промышленных предприятий свидетельствует о том, что от поставщика инструмента во многом зависит непосредственное выполнение производственной программы. Процесс инструментообеспечения промышленных предприятий является многофункциональным, и его развитие должно осуществляться путем решения целого комплекса задач логистической направленности: приобретение инструмента, транспортировка его внутри производства, управление складскими запасами, контроль за расходованием, восстановление и др. Решение перечисленных задач характеризует уровень организации процесса инструментообеспечения для каждого вида инструмента, используемого на данном предприятии. При выборе производителей и поставщиков инструмента потребители руководствуются рядом характеристик, к основным из которых можно отнести цены, качество и, главное, своевременность поставок.

© Хмельницкая З. Б., Никифорова Ю. В., 2012

Слияние процессов производства инструмента с выходом на рынок его производителя в поисках заказчика-потребителя приводит к тому, что производитель (поставщик) подобно заказчику вынужден знать и изучать особенности производства того или иного вида инструмента. В ряде случаев поставщик инструмента становится интересен заказчику как лицо, несущее ответственность за технологический процесс, основой которого является инструмент, который в составе средств производства считается более революционным, чем оборудование, на котором он применяется.

Данный подход, взятый на вооружение ведущими мировыми производителями инструмента, получил название Tool Management (в переводе на русский язык - инс-трументообеспечение). Поставщик инструмента в этой системе представляется как «технологический интегратор производства», поскольку в его функции входит не только привычная для поставщика ответственность за качество и сроки поставки инструмента, но и за технологический процесс, включающий в себя приобретение всего инструмента, размещение заказов у сторонних производителей и конкурентов, изучение всех поставщиков инструмента, управление складскими запасами, транспортировку, информацию о расходах и др.

Tool Management основан на следующих требованиях, предъявляемых на рынке заказчиком производителю (поставщику) инструмента:

• своевременная поставка (возможность перехода к системе JIT (Just-In-Time), снижение складских запасов);

• оптимизация загрузки станка (снижение простоев, оптимизация всех составляющих вспомогательного времени);

• увеличение производительности (рост реального выпуска изделий при неизменном уровне составляющих затрат и, как следствие, увеличение рентабельности);

• оптимизация процесса обработки;

• сокращение затрат (не только снижение затрат на инструмент, но и остальных затрат на производство).

Результирующая всех перечисленных составляющих - получение конкурентных преимуществ. Однако некоторые требования не стыкуются с классическим пониманием роли поставщика инструмента. По сути, поставщик инструмента становится интересен заказчику как лицо, несущее ответственность за весь технологический процесс. Наиболее удачным представляется определение роли поставщика инструмента как технологического интегратора производства.

Функции «технологического интегратора» могут быть самыми различными с учетом количества и качества решаемых задач. Они зависят от многих факторов (например, от того, на каких началах строятся взаимоотношения поставщика и потребителя инструмента). Потребитель вправе сам выбирать номенклатуру и объемы необходимого инструмента. Может существовать проектная поставка, и она входит в функции поставщика. Могут быть выбраны и другие элементы системы: восстановление инструмента; управление складом; юридическая ответственность поставщика за снижение на определенный процент затрат на инструмент, которые несет заказчик. Делать это он может разными способами: снижая цену на инструмент, уменьшая свою норму прибыли, внедряя новые инструменты, обладающие при той же стоимости повышенной стойкостью, производительностью и т. д. «Технологический интегратор» может также выполнять функции по обслуживанию инструмента. Набор выполняемых функций, стоимость услуг, система расчетов между заказчиком и интегратором, права и обязанности сторон закрепляются в договорах.

Формы взаимоотношений «производитель-поставщик» и «потребитель инструмента» могут приобретать самые разные модификации с точки зрения объемов и номенклатуры выполняемых работ, информационного и финансового обеспечения и т. д. Каждый участник процесса выбирает услуги по своему усмотрению, исходя из

технологической необходимости и экономической целесообразности и целого ряда факторов объективного и субъективного характера.

В зависимости от степени проработки системы инструментообеспечения существует несколько вариантов ее реализации. Руководствуясь логистическими методами, их можно выстроить в такой последовательности:

первая ступень - самостоятельный выбор инструмента (например, по каталогу поставщика или нормам ГОСТ);

вторая ступень - проектная поставка (в этом случае выбор инструмента осуществляет его поставщик);

третья ступень - техническая поддержка управления складом покупателя (например, ситуация, когда поставщик гарантирует наличие некоторого количества инструмента у себя на складе в любой момент);

четвертая ступень - постоянное улучшение. Речь идет не только о предложении заказчику всех новинок, способных сделать технологический процесс современнее, производительнее или надежнее, но подразумевается, что у поставщика перед потребителем возникает полная, в том числе и юридическая, ответственность за эти «улучшения». Например, в долговременном договоре поставщик берет обязательство снижать на 5% в год затраты на инструмент, которые несет заказчик. Делать он это может разными способами: снижая цену и уменьшая свою норму прибыли; внедряя новые инструменты, обладающие при этой же цене повышенной стойкостью, производительностью и т. д. Главное - поставщик это делать обязан. В договоре также могут быть указаны обязанности по повышению производительности, снижению брака и т. д.;

пятая ступень - высшая форма интеграции системы Tool Management в производство. У нее две особенности: а) технологический интегратор берет на себя функции обслуживания инструмента, включая весь блок вопросов, связанных с восстановлением режущих свойств (имеются в виду не только переточка, но и восстановление износостойкого покрытия и, конечно, все функции контроля инструмента); б) расчеты между заказчиком и интегратором ведутся с учетом количества готовых деталей. Системный интегратор получает деньги только тогда, когда выпуск готовой детали в сумме равен оговоренной заранее доле от цены детали. Можно считать, что происходит процесс взаимного влияния между потребителем и поставщиком инструмента, и польза от совместной деятельности проявляется через своеобразный синергетический эффект.

Правомерно задать вопросы: для поставки каких видов инструмента целесообразно выстраивать систему инструментообеспечения предприятий на основании логистических методов; находят ли место в реальной жизни столь прогрессивные отношения между заказчиком и поставщиком инструмента; в каких странах и зарубежных фирмах данная система применяется; в каких формах она проявляется в России?

По разным оценкам, сегодня в мире действует 4-7 крупных предприятий, работающих по такой схеме, как, например, заводы фирмы «Форд» в Венгрии и «Дженерал Моторс» в Польше. В обоих случаях все инструментальное хозяйство отдано внешнему агенту, под руководством которого созданы и функционируют непосредственно на территории заказчика достаточно многочисленные (до 40 чел.) подразделения.

Концепция инструментообеспечения по системе Tool Management нашла своих последователей и в России. Примером взаимосвязей «производитель и поставщик инструмента» может служить холдинг «Пумори - инструмент», который занимается производством определенной номенклатуры инструмента.

В последние годы проводится подготовительная работа по созданию холдинга, специализирующегося на производстве и сбыте инструмента по системе, отвечающей принципам организации системы Tool Management, на базе ООО «Томский инструментальный завод (ТИЗ)»; его правомерно считают крупным интегрированным предприятием, которое использует различные прогрессивные технологии и производит

самую разнообразную номенклатуру режущего инструмента как общего назначения, так и специализированного.

Продукцию томских инструментальщиков покупают предприятия авиационнокосмической, оборонной, автомобильной, железнодорожной, станкостроительной и металлургической отраслей. Основная доля инструмента отгружается в Центральную часть России. Около 15% томской продукции поставляется в страны Ближнего зарубежья - Белоруссию, Казахстан и Узбекистан. Продукция ТИЗ присутствует на рынках таких стран, как Канада, США, Египет, а также стран Западной Европы [1].

Некоторые элементы системы Tool Management используются на ЗАО «ИТЦ Технополис», где внедрен комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на поддержание оптимальных запасов инструмента, в оптимальном техническом состоянии. Опыт ЗАО «ИТЦ Технополис» по применению высокопроизводительной обработки в отечественной промышленности показал, что на существующем оборудовании за счет применения оптимального инструмента эффективность обработки может быть повышена в 3-4 раза [2].

Итак, внедрение системы обеспечения инструментом Tool Management, базирующейся на принципах логистического управления, имеет свои преимущества:

1) не нужно поддерживать и развивать инфраструктуру предприятия-потребителя инструмента;

2) потери от брака перекладываются на фирму-интегратора;

3) растет производительность;

4) увеличиваются объемы выпуска продукции;

5) цена ниже по сравнению с прямой закупкой импортного инструмента;

6) процедуры заказа, анализа конкурентов и согласования цен происходят всего лишь один раз;

7) фирма-интегратор отвечает за: технологию обработки; штучное время; качество; своевременную поставку инструмента; настройку, балансировку и учет инструмента;

8) снижается себестоимость за счет внедрения нового инструмента и отладки технологического процесса.

Источники

1. Локтев Д. А. Организация специализированного производства по технологическому принципу: повышение эффективности работы оборудования // Предпринимательство в промышленности: пути развития : материалы III Междунар. конф. М., 2004.

2. Хмельницкая З. Б., Ткаченко И. Н., Никифорова Ю. В. Система инструментообеспечения предприятий в условиях конкурентных рынков. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. с.-х. акад., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.