Научная статья на тему 'Аспекты логистического менеджмента закупочной деятельности'

Аспекты логистического менеджмента закупочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
375
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROCUREMENT / СИСТЕМА ЗАКУПОК ПРЕДПРИЯТИЯ / THE PROCUREMENT SYSTEM OF THE ENTERPRISE / ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ / TOOLS FOR INVENTORY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Широченко Н. В.

Рассматривается место и роль управления закупками в системе производственного менеджмента предприятия. Соотносятся задачи в области снабжения и функции, реализуемые при их выполнении. Показано использование методов АВС и XYZ как инструментов управления запасами широкой номенклатуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF LOGISTIC MANAGEMENT OF PROCUREMENT ACTIVITIES

The role and procurement management in the system of production management are considered. The tasks in the field of supply and features realised in their implementation are correlated. The ways how to use methods of ABC and XYZ as tools for inventory management the wide nomenclature are shown.

Текст научной работы на тему «Аспекты логистического менеджмента закупочной деятельности»

Логистика и управление цепями постаеок^на предприятии

УДК 658.7

АСПЕКТЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н. В. Широченко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: [email protected]

Рассматривается место и роль управления закупками в системе производственного менеджмента предприятия. Соотносятся задачи в области снабжения и функции, реализуемые при их выполнении. Показано использование методов АВС и XYZ как инструментов управления запасами широкой номенклатуры.

Ключевые слова: закупочная деятельность, система закупок предприятия, инструменты управления запасами.

ASPECTS OF LOGISTIC MANAGEMENT OF PROCUREMENT ACTIVITIES

N. V. Shirochenko

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia Е-mail: [email protected]

The role and procurement management in the system of production management are considered. The tasks in the field of supply and features realised in their implementation are correlated. The ways how to use methods of ABC and XYZ as tools for inventory management the wide nomenclature are shown.

Keywords: procurement, the procurement system of the enterprise, tools for inventory management.

Развитие рыночных отношений определяет новые условия организации закупочной деятельности. Рациональное ее построение должно учитывать весь жизненный цикл производства и реализации продукции: от закупки, поставки материалов и сырья, складирования до реализации товаров. Изучение проблемы эффективного построения закупочной деятельности предприятия значительно расширяет возможности совершенствования снабжения с позиций рационального использования поставщиков, складских помещений, информационного обеспечения и других составляющих.

К традиционному перечню основных вопросов, решаемых в процессе снабжения (что закупить, сколько, на каких условиях и у кого), логистика добавляет свои вопросы: как системно увязать планирование закупочной деятельности внутри предприятия и взаимоотношения с поставщиками, закупки с производством и сбытом. Обозначенный круг вопросов определяет состав решаемых в данной функциональной области задач и характер выполняемых работ.

Эффективность управления закупками достигается в том случае, если предприятие хорошо осведомленно обо всех полученных заказах и всех выполненных поставках; о темпах использования закупленных материалов; о поставляемых количествах и циклах поставок; об именах поставщиков и ценах на их товары; о цикличности заказов и заказанных количествах; об изделиях, возвращенных заказчиками. На этом этапе организации закупочной деятельности необходимым становится соотнесение особенностей функционирования конкретного предприятия на конкретном рынке продукта и необходимости выполнения конкретных функций в области снабжения [1].

Неслаженность действий отделов, занятых на предприятии закупочной деятельностью, а это могут быть отделы логистики, закупок, маркетинга, может привести к необоснованному увеличению запасов (или даже неликвидам) или к дефициту, т. е. в любом случае - к существенным затратам. Возможное соотнесение основных задач и функций в области закупочной деятельности представлено в табл. 1.

Существуют три возможных варианта построения системы закупок, при каждом из которых приоритетными становятся задачи того или иного отдела:

- выталкивающая система (отдел маркетинга обеспечивает необходимые продажи, а отдел логистики -складирование и транспортировку того, что поставил отдел закупок);

- вытягивающая система (отделы закупок и логистики обеспечивают своевременную поставку и транспортировку необходимого ассортимента, с нужными характеристиками и в нужный срок, определяемыми отделом маркетинга);

- сбалансированная система (все три отдела учитывают задачи друг друга и стараются решить их совместно, исходя из наилучшего результата и оптимизации общих затрат; при этом ответственным за учёт прямых и косвенных затрат на всех этапах и вынесение окончательных управленческих решений выступает отдел логистики) [2].

Если закупочная деятельность является основным источником дохода компании, разумнее всего применять сбалансированную систему. Именно она даст минимальные затраты на единицу продукции, позволит оптимизировать запасы и способ их пополнения.

Решетневскуе чтения. 2013

Таблица 1

Основные задачи закупочной деятельности и функции для их реализации

Функции Задачи

Планирование потребности предприятия в материально-технических ресурсах, необходимых для функционирования основных и вспомогательных производств Анализ и определение потребности, расчет количества заказываемых материально-технических ресурсов. Рациональная организация управления процессом закупочной деятельности

Составление заявок и спецификаций на материально-технические ресурсы и представление их в отделы, работающие с поставщиками Определение методов и форм снабжения

Ведение оперативного учета поступления материально-технических ресурсов на предприятие, их отпуска подразделениям предприятия, состояния производственных запасов (заключение договоров, получение материальных ресурсов в соответствии с выделенными фондами и по договорам с поставщиками, приемка, размещение, хранение, подготовка к отпуску и отпуск материально-технических ресурсов цехам и службам предприятия) Выбор поставщиков материальных ресурсов Согласование цен на заказываемые ресурсы и заключение договоров с поставщиками

Организация контроля качества, количества и сроков поставок ресурсов. Организация контроля расходования материально-технических ресурсов подразделениями предприятия Осуществление рациональных хозяйственных связей между производителями и потребителями материальных ресурсов

Таблица 2

Матрица АВС-ХУ2-анализа

Группы товаров А - доля в обороте 0-50 % В - доля в обороте 50-80 % С - доля в обороте 80-100 %

1 2 3 4

X - Кв от 0 до 10 АХ ВХ СХ

Каркас и панели кузова Сцепление Климатическая установка

Подвеска Электрооборудование двигателя Рулевое

Y - Кв от 11 до 25 AY БУ СУ

Оптика Система охлаждения

Тормозная система

Система питания

КПП, РКП, приводы

Система выпуска отработавших газов

Z - Кв свыше 25 AZ вг сг

Стекла, молдинги стекол Интерьер кузова

Система подачи топлива

Омыватели, стеклоочистители

Электрооборудование прочее

Основным инструментом управления запасами широкой номенклатуры при использовании сбалансированной системы являются методы АВС и ХУ2 [3]. Методика проведения указанного анализа широко освещена в учебной и научной литературе по логистике. Пример выявления проблем предприятия по результатам логистического анализа для предприятия ООО «Атлантик Моторс» в г. Красноярске приведен в табл. 2.

Анализ матрицы показывает, что наиболее доходными товарами для ООО «Атлантик Моторс» являются товары группы АХ (каркас, панели кузова и подвеска). Некоторые категории пользуются постоянным спросом, и по ним можно прогнозировать последующие продажи довольно точно. Однако некоторые категории - электрооборудование, стекла, молдинги стекол, омыватели, стеклоочистители продаются нерегулярно. Стоит внимательнее отнестись к этим категориям, возможно, поставки этих товаров идут с перебоями, или на эти товары проходила акция, которая кратковременно простимулировала спрос. Также особого внимания требуют товары группы Х, особенно, если их вклад в общий оборот или прибыль невелик. Вероятно, поставки идут фиксированным заказом и товар продается с нулевым остатком до следующей поставки. В таком случае следует

дополнительно исследовать спрос на такой товар, возможно, предприятие теряет доход, недодавая покупателям нужный им товар.

Результаты такого анализа позволяют разработать ряд эффективных мероприятий для улучшения работы предприятия.

Библиографические ссылки

1. Савицкая Г. В. Анализ эффективности деятельности предприятия: методологические аспекты. 2-е изд., испр. М.: Новое знание, 2010. 160 с.

2. Logistic-info. URL: http://logistic-info.org.ua/ logistika-zapasov/.

3. Бодряков Р. Методика проведения ABC-анализа. URL: http://www.rombcons.ru/ABC_XYZ.htm

References

1. Savickaja G. V. Analiz jeffektivnosti dejatel'nosti predprijatija: metodologicheskie aspekty. 2-e izd., ispr. M. : Novoe znanie, 2010. 160 s.

2. Logistic-info. URL: http://logistic-info.org.ua/ logistika-zapasov/.

3. Bodrjakov R. Metodika provedenija ABC analiza. URL: http://www.rombcons.ru/ABC_XYZ.htm.

© Широченко Н. В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.