Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
885
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Область наук
Ключевые слова
КВЕСТ-ИГРЫ / ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕЧЕВОЕ И КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАННИКИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шохова О.В., Копытовская С.А.

В статье представлен опыт проведения квест-игровых занятий с дошкольниками старшего возраста, имеющими тяжелые речевые нарушения. Описаны особенности детей с тяжелыми речевыми нарушениями, посещающих дошкольное учреждение (Московская область, г. Мытищи). Приведен пример занятия с использованием квест-технологий на тему «Красная Шапочка», которое можно проводить во второй половине дня с участием родителей и специалистов - педагога-психолога, музыкального работника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шохова О.В., Копытовская С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Шохова

Использование квест - технологий на с дошкольниками, имеющими

О. ВКопытовская С. А. логопедических занятиях тяжелые нарушения речи

УДК 376.42

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

© 2020 О. В. Шохова1, С. А. Копытовская2

1канд. пед. наук, доцент кафедры специальной педагогики и инклюзивного образования, факультета специальной педагогики и психологии

e-mail: fakul-spip @ mgou. ru 2обучающаяся 2 курса, направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Олигофренопедагогика

e-mail: kopitovskaja76@ gmail.com

Московский государственный областной университет

В статье представлен опыт проведения квест-игровых занятий с дошкольниками старшего возраста, имеющими тяжелые речевые нарушения. Описаны особенности детей с тяжелыми речевыми нарушениями, посещающих дошкольное учреждение (Московская область, г. Мытищи). Приведен пример занятия с использованием квест-технологий на тему «Красная Шапочка», которое можно проводить во второй половине дня с участием родителей и специалистов - педагога-психолога, музыкального работника.

Ключевые слова: квест-игры, познавательное развитие, речевое и коммуникативное взаимодействие, эмоциональное развитие, воспитанники с тяжелыми нарушениями речи.

В дошкольном образовании ФГОС реализует ряд серьезных задач, направленных на воспитание всесторонне развитой личности дошкольника и формирование у него готовности к следующей ступени развития. Одна из таких задач: формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности, - предполагает свою реализацию в традиционных и инновационных видах занятий. Для дошкольников основным видом деятельности является игра, а игровая деятельность может быть представлена в разных видах.

В системе дошкольного образования используются игры подвижные, словесные, сюжетно-ролевые, дидактические. В них ставятся определенные цели, которые предполагают формирование мотивации к индивидуальным достижениям, таким, как индивидуальный выигрыш, первенство: «Кто больше знает?», «Кто больше сделает?», но мало игр, направленных на кооперативное взаимодействие и продуктивную коммуникацию. Применение квест-технологии позволяет решать задачи формирования навыков реактивного коммуникативного взаимодействия в игровой деятельности.

Квест - это командная приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Педагог определяет цель, незнакомую детям, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки, выполняя логические задачи. Получив ключ от каждого задания, участники игры переходят по цепочке к следующему заданию. Все задачи должны быть неожиданными, оригинальными, стимулирующими к поиску практико-ориентированного решения (решение проблемной ситуации) или интеллектуального (дидактическая задача), соответствующими возрасту и не требующими специальных знаний или умений от

игроков. Результаты достижения цели должны быть результатом группы, каждый ребенок вносит в ходе решения игровых задач свое действие.

Особенность квеста в том, что эта форма организации образовательной деятельности в игровом виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников, повышению произвольности психических процессов, мотивации к обучению, интереса к поиску и получению новой информации, формированию навыков оперативного реагирования, исследовательской деятельности, кооперативного взаимодействия с коллективом сверстников, активизации речи и мыслительной деятельности в целом [Гавришова, Миленко 2015; Колесникова 2015; Образовательный квест...].

У дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями мы наблюдали: недостаточную сформированностть фонематической подсистемы языка, нарушение формирования лексико-грамматической стороны речи, ограниченный активный и пассивный словарь, непонимание временных и пространственных представлений, снижение коммуникативной активности. Эти рече-коммуникативные недостатки усугубляются особенностями перцептивной, когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческой сферы: эмоции неустойчивы, наблюдается недостаточность зрительно-слухового праксиса, выражена тревожность, чрезмерная гиперактивность. Эти факторы приводят к трудностям формирования произвольности психических процессов [Балобанова и соавт. 2001; Жукова и соавт. 1990; Шохова 2016].

Придя на практику в дошкольное учреждение для детей с ТНР (Московская область, г. Мытищи), наблюдая за детьми, имеющими ТНР, мы предположили, что включение в канву коррекционных мероприятий квест-технологии будет особенно интересено и эффективно.

Квест-технологии относительно недавно стали применяться в коррекционно-развивающем процессе. Специалисты отмечают, что они помогают разнообразить логопедическую работу, активизировать познавательные процессы у детей с ТНР, повысить их интерес к процессу обучения, стимулировать речевую и коммуникативную деятельность. Данный приём требует тщательной подготовительной работы педагога и детей: описание условий, оборудования, материалов, разработки маршрута и карты, сценария, а также знакомства с темами. С детьми с ТНР была проведена подготовительная работа на занятиях в ДОО по отработке представлений об окружающем мире и по вопросам, которые легли в основу квеста. Также были даны задания родителям: закрепить полученные знания.

Структура квеста включает всебя: организационный момент, вступительное слово ведущего для «включения» внимания детей к предстоящей теме, обсуждение правил, раздача маршрута с порядком прохождения этапов. В процессе игры задания чередуются: двигательные задания, задания с сенсорным наполнением, решение проблемных ситуаций, вариативные творческие, логические задания [Балобанова и соавт. 2001; Гаркуша 1992; Ошкина 2018].

Приведем пример квеста, который мы проводили на практике в учреждении МБОУ «Начальная школа-детский сад для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» (Московская область, г. Мытищи).

Шохова О. В., Копытовская С. А.

Использование квест - технологий на логопедических занятиях с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи

Квест-игра «Красная шапочка»

Цель: способствовать коммуникативному взаимодействию дошкольников, используя нетрадиционные методы и приемы - квест-игры, способствующие формированию у детей с ТНР самостоятельного мышления, развитию фантазии и познавательной активности, созданию положительно-эмоционального настроения.

Задачи:

образовательные: закрепить навыки ориентировки в пространстве по карте-схеме, по словесной инструкции, умение определять направление маршрута; обобщить знания об окружающем мире и о диких животных, учить детей описывать их по схеме; формировать целостность зрительного восприятия, операции наглядно-действенного мышления, умение классифицировать и обобщать предметы по определенным признакам;

развивающие: развивать социально-коммуникативные качества путем коллективного решения общих задач; развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, творческое воображение, умение высказывать и обосновывать свои суждения, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;

воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, чувство товарищества, взаимопомощи.

Материал и оборудование: желтый воздушный шарик, напольные коврики, проектор, компьютер, интерактивная доска, 2 плюшевых зайца, картонные дощечки с разбитым на слоги (буквы) словом, разрезная картинка.

План игры

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Посмотрите какое яркое солнышко проснулось! Но посмотрите, какое оно грустное, тучками затянулось! Давайте улыбнемся солнышку, тучки разгоним?

Упражнение «Улыбка» - удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.

Потянули - перестали. И нисколько не устали.

Молодцы, ребята, справились! Теперь солнышко светит еще ярче, все (детишки идут по намеченной дорожке)

К нам в гости сегодня пришла Красная шапочка! Она отправляется в путешествие по дремучему лесу к своей бабушке. Она боится идти одна и просит нас пойти с ней. Вы согласны?

Практическая часть: Но перед тем, как идти к бабушке, нужно испечь пирожки: «Давайте замесим тесто». (Упражнение «Месим тесто». Язык ложится на нижнюю губу, как при «лопатке», а рот при этом открывается и закрывается, губы шлепают по языку.) А в пирожки мы положим вкусное мамино варенье. (Упражнение «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать губу в глубь рта.) Вот наши вкусные пирожки готовы, и их нужно положить в корзинку. (Упражнение «Корзинка». Рот открыт, широкий язык в форме чашечки поднимается к верхней губе, губы неподвижны - удерживаем их под счёт до 5.)

В руках у педагога появляется корзинка, накрытая платочком, и педагог показывает детям, какие пирожки у них получились!

Теперь можно отправляться в путь (дети встают друг за другом и идут «змейкой» за направляющим).

Вот мы и зашли в дремучий лес (аудиодорожка «Дремучий лес»).

Но послушайте: кажется, сюда кто-то идет (на доске появляются теневые изображения зверей - игра «Угадай, кто?».

Это Зайка! Он плачет, говорит, сестренку потерял. Давайте поможем ему найти сестренку (один заяц находится в руках ведущего, другой спрятан в помещении)!

Игра «Произнеси гласные звуки». Детям нужно произнести гласные звуки, например [и-э], [и-о], [э-о], [э-у], [э-и], в различных темпах, повышая и понижая голос.

- Нашлась Зайкина сестренка. Пока, зайчики! Больше не теряйтесь! (Детки обнимают зайчат.)

Ребята! На нашем пути река, а мостик совсем сломался. Давайте найдем новые дощечки (пазлы с написанными частями букв) и разложим в нужном порядке с помощью загадки:

Друг без друга мы не скучаем,

Весте с радостью играем.

И нам ссориться не нужно.

Ведь всего сильнее... (дружба).

Дети ищут спрятанные дощечки и выкладывают из них слово «ДРУЖБА» через

реку.

Ребята! Нам на тропинке встретился спящий волк! Давайте поможем Красной Шапочке незаметно пройти мимо? (Физкультминутка: игра «Запрещенное движение» под музыку.) Ну вот мы прошли мимо волка!

А вот и бабушкина избушка. Ах, ребята! Когда мы с Красной Шапочкой обходили волка, наши вкусные пирожки высыпались из корзинки. Давайте скорее соберем их (поиск частей разрезной картинки; одна деталь прикреплена к коробке с сюрпризом - те самые пирожки, которая стоит у «<дверей» бабушкиного дома). Счастливо закончилось путешествие Красной Шапочки. И вы, ребята, помогли ей преодолеть все препятствия.

Итоги. Давайте вспомним: что мы делали? Все ли у нас получилось! Кто нам помог! Какие качества нам помогли пройти наши испытания? (перечисление выполненных упражнений)

Занятия с использованием игр-квестов проходили на высоком эмоциональном фоне. Дети активно выражали чувства радости, интереса, сочувствия, проявляли эмпатию к персонажам и очень старались участвовать в правильном выполнении каждого задания. Они себя почувствовали в команде, помогали друг другу, подсказывали, подбирали необходимые предметы для решения задач. Эти занятия очень эффективны для отработки и закрепления пройденного материала с детьми с ТНР и могут быть взяты на вооружение учителями-логопедами, воспитателями и педагогами-психологами.

Библиографический список

Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб.: Детство-пресс, 2001. 251 с.

Гавришова Е.В., Миленко В.М. Квест - приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошк. учреждения. 2015. №10. С. 24-26.

Шохова О. В., Копытовская С. А.

Использование квест - технологий на логопедических занятиях с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи

Гаркуша Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. М.: Педагогика,1992. 273 с.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Педагогика, 1990. 281 с.

Колесникова И.В. Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» // Справочник старшего воспитателя дошк. учреждения. 2015. № 2. С. 48-59.

Образовательный квест - современная интерактивная технология. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20247 (дата обращения: 12.05.2020)

Ошкина А.А. Квест-игра как культурная практика: содержание и технология организации в дошкольном образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1(22). С. 279-282.

Шохова О.В. Организация коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми со сложными дефектами // Проблемы реализации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: сб. ст. по материалам круглого стола; 17 февраля 2016 г. / сост.: И.Ю. Левченко, А.С. Павлова, М.В. Шешукова. М. Парадигма, 2016. С. 92-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.