Научная статья на тему 'Особенности работы с детьми с нарушениями речи'

Особенности работы с детьми с нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9413
1380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / КОРРЕКЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самойлова Ирина Александровна, Третьякова И.А.

Система коррекционно-развивающего обучения существует уже несколько десятилетий. И хотя коррекционные программы создавались на базе российской «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой), многие задачи, в частности, по развитию речи, не удается решить полноценно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самойлова Ирина Александровна, Третьякова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности работы с детьми с нарушениями речи»

И. А. Самойлова, ГОУ № 2037,

И. А. Третьякова, ГОУ № 2461 (г. Москва).

Особенности работы с детьми с нарушениями речи

Система коррекционно-развивающего обучения существует уже несколько десятилетий. И хотя коррекционные программы создавались на базе российской «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой), многие задачи, в частности, по развитию речи, не удается решить полноценно.

Дети с тяжелыми нарушениями речи существенно отличаются от своих сверстников. Они имеют достаточно скудный словарный запас. Нарушения звукопроизношения, аграмматизмы, сложности в овладении навыками словообразования, неправильное употребление предлогов и, наконец, сопутствующие речевому дефекту психологические наслоения (гиперактивность, расторможен-ность или, наоборот, медлительность, неустойчивость внимания, плохая память и т. д.) мешают таким детям усваивать программу детского сада. На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром им трудно понять суть объяснений педагога, уловить причинно-следственные связи в тексте, запомнить стихотворение, пересказать услышанное или составить самостоятельный рассказ. На занятиях по математике ребята не всегда понимают смысл задачи, а следовательно, не могут решить ее. Занятия по рисованию, лепке и конструированию также сопряжены с огромными трудностями, так как почти у всех детей с недоразвитием речи наблюдается нарушение как мелкой, так и общей моторики. Физкультурные и музыкальные занятия для данной категории детей более привлекательны, но и здесь они не часто бывают успешными, так как у них есть проблемы с ритмом и пространственной ориентировкой.

Задача всех педагогов, работающих с детьми с нарушениями речи, — максимально облегчить процесс коррекционно-развивающей работы, сделать его интересным и занимательным для дошкольников.

Принимая во внимание трудности, которые испытывают дети с речевыми нарушениями при усвоении нового материала, а также понимая, что исправление речевого

дефекта — это важнейшая задача для специалистов, работающих в логопедической группе, надо строить занятия так, чтобы лексическая, грамматическая и фонетическая работа проходила через все виды деятельности, с которыми сталкивается ребенок во время пребывания в детском саду. Например, если логопед на занятиях работает над темой «Осень», то на занятиях по математике целесообразно считать осенние листья, на занятиях по изобразительной деятельности рисовать осенний лес, на занятиях по развитию

Задача всех педагогов, работающих с детьми с нарушениями речи, — максимально облегчить процесс коррекционно-развивающей работы, сделать его интересным и занимательным для дошкольников.

речи слушать стихи об осени, рассматривать и обсуждать сюжетные картины по этой теме. Когда речевой материал, предложенный логопедом, «пройдет» через всю деятельность ребенка (включая и игровую: воспитатель организует игры на заданные темы), тогда он прочно закрепится в памяти ребенка. Более того, ребенок сможет спокойно пользоваться не только отработанной лексикой, но и грамматическими конструкциями, усвоенными в ходе ежедневной практической деятельности. Закрепление материала будет происходить не путем заучивания, а в результате непроизвольного запоминания.

Для того чтобы организовать подобную работу, всем специалистам, принимающим участие в учебном процессе, необходимо составить

общий план работы, позволяющий избежать расхождений в планировании и перегрузки детей. Кроме того, педагоги должны проводить взаимопосещения занятий и консультации с целью выявления трудностей, возникающих у того или иного ребенка, и выработки совместных действий по их преодолению. Важная роль в этой работе отводится воспитателю, так как он больше времени находится с ребенком, может посещать все занятия и, следовательно, быстрее увидит те проблемы, которые возникают в процессе обучения.

Еще одной проблемой является перегрузка детей, посещающих логопедические группы. Учебная нагрузка ребенка логопедической группы порой бывает очень велика. Так, к основным занятиям, которые проводятся в массовом детском саду, добавляются ежедневные логопедические занятия по развитию графических навыков, индивидуальная работа, проводимая воспитателем во второй половине дня. И без того психически ослабленный ребенок вынужден заниматься больше, чем его здоровые сверстники. У детей не остается времени ни на какую другую деятельность, кроме учебной. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» в подготовительной к школе группе рекомендуется проводить 14 занятий

в неделю. Ежедневно групповые занятия проводит и логопед. Итого в неделю получается 19 занятий, то есть в среднем четыре занятия в день. В то время как санитарно-эпидемиологические нормы предусматривают проведение не более трех занятий в первой половине дня для старшей и подготовительной групп. Для того чтобы решить эту проблему, целесообразно как можно больше занятий проводить в игровой форме, организовывать различные досуги, увеличивающие двигательную нагрузку детей. Особенно это важно для заикающихся детей.

Как же совместить традиционную программу воспитания и обучения с коррекционными программами?

Наиболее оптимальным решением этой проблемы было бы создание новой «адаптированной» программы, основанной на двух переработанных программах. Вероятно, такая программа появится в будущем, тем более что количество детей, имеющих проблемы речевого развития, растет из года в год. Не все дети имеют возможность посещать логопедические группы. Они получают помощь в условиях общеобразовательных детских садов, в которых встает проблема организации учебной деятельности детей с проблемами речевого развития и совмещения двух программ.

Логопеды, воспитатели и методисты детских садов испытывают трудности при составлении расписания занятий для детей, отмечают большую загруженность дошкольников учебными занятиями. Такая загруженность вряд ли позволит ребенку развиваться гармонично и наверняка приведет к ослаблению физического здоровья.

Опыт показывает, что многие разделы программы по развитию речи дублируются логопедом и воспитателем. Корреляция программного материала позволит снизить учебную нагрузку детей.

Обычно материал в логопедических группах изучается по лексическим темам. Так, например, темы «Город», «Наша Родина», «Транспорт», «Одежда», «Обувь», «Профессии» рассматриваются на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Логопед проводит занятия по этим же темам, но преследует иные цели и задачи.

Еженедельно воспитатель проводит одно занятие по ознакомлению с явлениями общественной жизни, одно занятие по экологическому воспитанию, одно занятие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте, одно занятие по ознакомлению с художественной литературой. Мы считаем, что не в ущерб программе занятия по экологическому воспитанию можно чередовать с занятиями по ознакомлению с явлениями общественной жизни, так как логопед не только проводит коррекцию речи детей, но и воспитывает у них бережное отношение к природе, расширяет представления об окружающем мире, воспитывает чувство патриотизма. Изучение двух тем одновременно (например, «Дикие животные» — на занятиях по экологическому воспитанию и «Транспорт» — на занятиях по ознакомлению с явлениями общественной жизни) создает ненужную путаницу в головах детей, мешает им закреплять и усваивать полученный во время занятий материал.

Освободившееся от занятий время ребенок может использовать для творческих игр, общения со сверстниками и взрослыми, что помогает перевести полученные на учебных занятиях знания из пассивного словаря в активный, закрепить навык самостоятельной речевой деятельности на более высоком лексическом уровне.

Для того чтобы выявить знания детей, полученные на занятиях и вне их, мы силами двух-трех специалистов проводим комплексные занятия. Приведем пример одного из них.

Еж

(комплексное занятие для детей старшей группы с диагнозом ОНР)

Цели. Расширять знания детей о диких животных (еж);

• учить загадывать загадки;

• учить правильно употреблять существительные с предлогом с в родительном падеже единственного числа;

• закреплять понятия «живой» и «неживой»;

• обучать умению внимательно слушать художественные произведения;

• упражнять в словообразовании (образование родственных слов от слова еж);

• учить соотносить слова с действиями;

• обучать рисовать животных приемом тычка;

• закреплять умение рисовать кисточкой разными способами;

• формировать эмоционально-положительное отношение к процессу обучения.

Оборудование. Книга Е. Чарушина, картины, кисточки, гуашь, картинки с контурным изображением ежа, корзина с ветками и листьями, игрушечный еж, бейсболки.

Место проведения. Художественная студия.

Ход занятия

Дети входят в изостудию, украшенную осенними листьями, любуются обстановкой.

Воспитатель. Ребята, мы с вами как будто в лесу оказались. (Берет корзину, достает из нее ветки и листья.) С какого дерева этот лист?

Дети. С березы, с дуба...

Воспитатель. Вы назвали деревья. А что еще есть в лесу?

Дети. Кустарники, грибы, ягоды, цветы.

Воспитатель. А кто живет в лесу?

Дети. Медведь, лиса, заяц, еж, белка.

Воспитатель. Каким общим словом их можно назвать?

Дети. Дикие животные или звери.

Воспитатель. Правильно. Это дикие животные. А кто из них спит зимой?

Дети. Медведь, еж.

Воспитатель. Я вам загадаю загадку:

Он живет в лесу дремучем

Сам он круглый и колючий.

Угадайте, кто это? (Еж)

Вспомните другие загадки про животных.

Дети загадывают 2-3 загадки.

Воспитатель. Ваши загадки слушал наш гость. Вот он! (Показывает игрушечного ежа.) У нас и книжка про ежа есть.

Педагог читает рассказ Е. Чарушина «Еж».

Воспитатель. Как вы думаете, а куда этот еж убежал?

Дети. В лес, в норку.

Воспитатель. Правильно. Давайте поиграем.

Дети читают стихи и выполняют соответствующие движения.

Под березой (Дети шевелят пальцами, поднимая руки вверх.)

На пригорке (Описывают обеими руками полудуги снизу вверх.)

Старый еж (Втягивают голову,

поднимают плечи.)

Устроил (Делают круговые движения кистями рук.)

Норку, (Описывают обеими руками полудуги сверху вниз.)

А под листьями (Шевелят пальцами.)

Лежат (Кладут руки под щеку.)

Много (Выставляют ладони

с растопыренными пальцами.)

Маленьких (Перед грудью сжимают пальцы в кулачки.)

Ежат.

Педагог по рисованию. Ребята, давайте нарисуем маленьких ежат.

Дети вместе с педагогом рассматривают образец, называют части тела ежа (туловище, голова, носик, глаза, иголки, лапы, уши), уточняют цвет. Затем пальцем обводят нарисованного ежа по контуру, проговаривая вслух название частей тела.

Далее дети выполняют упражнение-разминку. Они набирают на кисточку серую краску, делают несколько пробных тычков (на отдельном листе бумаги) и ставят тычки сначала по контуру ежа, а потом внутри его изображения. (Пока рисунки сохнут, дети с музыкальным руководителем могут вспомнить и спеть песню о еже.)

Воспитатель. Рисунки высохли. Давайте сделаем ежикам шапочки и поиграем. В норке живет папа-еж. А кто его мама?

Дети. Ежиха.

Воспитатель. Я буду ежихой. (Приклеивает к бейсболке картинку с изображением ежа и надевает шапочку.) А ты кто? (Надевает шапочку ребенку.)

Ребенок. Ежонок.

Воспитатель. А все вместе вы кто?

Дети. Ежата.

Воспитатель предлагает детям-«ежатам» поиграть: они играют в догонялки; отдыхают, свернувшись в клубочки; переплывают через ручей, отряхивают воду с колючек и отправляются домой. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.