Научная статья на тему 'Развитие связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством логопедического квеста'

Развитие связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством логопедического квеста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ / ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КВЕСТ / SPEECH UNDERDEVELOPMENT / SPEECH DEVELOPMENT / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / INNOVATIVE FORMS / SPEECH THERAPY QUEST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Гульнора Николаевна, Башмакова Светлана Борисовна

Некоторые трудности, которые возникают у детей дошкольного возраста могут быть преодолены педагогами образовательного учреждения, но большинство нарушений речи носят специфический характер, который проявляется в стойких проявлениях недоразвития, и возникает потребность в логопедической помощи специалиста. Логопедия сегодня развивается и помимо традиционных методов и приемов обучения, включаются в занятия нетрадиционные, инновационные формы развития и коррекции. Включение в образовательный процесс новых современных форм обеспечивает всестороннее развитие, где учитывается важность признания права ребенка на самореализацию и способность самостоятельного принятия решения. Система образования модернизируется, и уже сегодня включаются в занятия по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи такие инновационные формы как логопедический квест. Благодаря данному виду работы у детей повышается мотивированность к занятиям, обеспечивает всестороннее и комплексное развитие основных психических процессов ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова Гульнора Николаевна, Башмакова Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPEECH DEVELOPMENT OF SENIOR PRESCHOOLERS WITH A GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT THROUGH A SPEECH THERAPY QUEST

Teachers of an educational institution can overcome some difficulties that arise in preschool children but most speech disorders are of a specific nature, which is manifested in persistent manifestations of underdevelopment, and there is a need for speech therapist. Speech therapy today is developing, and in addition to traditional teaching methods and techniques, non-traditional, innovative forms of development and correction are included in classes. The inclusion of new modern forms in the educational process provides comprehensive development, which takes into account the importance of recognizing the child’s right to self-realization and the ability to make decisions independently. The training system is being modernized, and today such innovative forms as a speech therapy quest are included in classes on the development of coherent speech of preschool children with a general underdevelopment of speech. Thanks to this type of work, children are motivated to study, provide a comprehensive and integrated development of the basic mental processes of the child.

Текст научной работы на тему «Развитие связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством логопедического квеста»

PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 37.09

Гульнора Николаевна Новикова

г. Киров

Светлана Борисовна Башмакова

г. Киров

Развитие связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

посредством логопедического квеста

Некоторые трудности, которые возникают у детей дошкольного возраста могут быть преодолены педагогами образовательного учреждения, но большинство нарушений речи носят специфический характер, который проявляется в стойких проявлениях недоразвития, и возникает потребность в логопедической помощи специалиста. Логопедия сегодня развивается и помимо традиционных методов и приемов обучения, включаются в занятия нетрадиционные, инновационные формы развития и коррекции. Включение в образовательный процесс новых современных форм обеспечивает всестороннее развитие, где учитывается важность признания права ребенка на самореализацию и способность самостоятельного принятия решения. Система образования модернизируется, и уже сегодня включаются в занятия по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи такие инновационные формы как логопедический квест. Благодаря данному виду работы у детей повышается мотивированность к занятиям, обеспечивает всестороннее и комплексное развитие основных психических процессов ребенка.

Ключевые слова: нарушения связной речи, развитие речи, общее недоразвитие речи, инновационные формы, логопедический квест.

Gulnora Nikolaevna Novikova

Kirov

Svetlana Borisovna Bashmakova

Kirov

The speech development of senior preschoolers with a general speech underdevelopment through a speech therapy quest

Teachers of an educational institution can overcome some difficulties that arise in preschool children but most speech disorders are of a specific nature, which is manifested in persistent manifestations of underdevelopment, and there is a need for speech therapist. Speech therapy today is developing, and in addition to traditional teaching methods and techniques, non-traditional, innovative forms of development and correction are included in classes. The inclusion of new modern forms in the educational process provides comprehensive development, which takes into account the importance of recognizing the child's right to self-realization and the ability to make decisions independently. The training system is being modernized, and today such innovative forms as a speech therapy quest are included in classes on the development of coherent speech of preschool children with a general underdevelopment of speech. Thanks to this type of work, children are motivated to study, provide a comprehensive and integrated development of the basic mental processes of the child.

Keywords: speech underdevelopment, speech development, general speech underdevelopment, innovative forms, speech therapy quest.

В наше время в логопедии и образовании и развития детей в целом поднимаются вопросы о более успешном развитии, одним из самых актуальных считается вопрос о трудностях связного высказывания дошкольников с общим недоразвитием речи. Нарушения связной речи является одним из компонентов неуспеваемости детей в дошкольном и школьном пространстве.

Нарушения связной речи приводят к снижению коммуникативного развития, которые в свою очередь ведут к трудностям формирования общения детей между собой, а также со взрослыми, все это приводит к трудностям формирования культуры речи, а также культуры общения в целом.

Помимо выше перечисленных нарушений, недоразвитие связной речи в частности недоразвитие овладением навыками монологической и диалогической речи, могут служить симптомами сложного структурного расстройства, такого как

интеллектуальная недостаточность, нарушение слуха и зрения и др., а также могут являться проявлениями локального характера, без сочетания с другими нарушениями.

Таким образом, некоторые трудности, возникающие в дошкольном возрасте, могут быть преодолены педагогами образовательного учреждения, но, как правило, большая часть нарушений связной речи носит специфический характер, нарушения являются стойкими проявлениями недоразвития и здесь необходима логопедическая помощь специалиста.

В логопедии немало проведено исследований, которые посвящены коррекции и развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, так например вопросами изучения занимались В.П. Глухов, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и др., тем не менее, сегодня представляется необходимым разрабатывать новые инновационные формы и ме-

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020

153

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

тоды работы [1]. В Российской Федерации принимаются меры по развитию всесторонней системы, где будет учитываться важность в признании права на развитие и самореализацию любого ребенка, независимо от его способностей, способность выбора и принятия решения самостоятельно при выборе того, как будет проходить занятие, а также выявление новой, более интересной формы проведения. Так, например, в современной логопедии стали разрабатываться и включаться в образовательный процесс такие инновационные формы как логопедические сказки, логопедические кресты как средство развития связной речи дошкольников [2].

Связная речь - это законченное, развернутое и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логических связанных предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Начиная с первого года жизни, у ребенка зарождается основа развития связной речи. Эта основа формируется в процессе эмоционального общения ребенка со взрослым, самая первая формируется активная детская речь. Этап с 3-х до 7 лет характеризуется усвоением грамматического строя речи и развитием связной речи. В это же время совершенствуется звуковая сторона речи, происходит обогащение словаря ребенка.

Этап дошкольного возраста является переходом отделения речи практического опыта к планируемой, контекстной монологической речи. Ребенок учится типам связный высказываний (описание, повествование, рассуждение), опираясь на наглядность и без нее. Постепенно речь усложняется и совершенствуется, ребенок все больше использует сложноподчиненные и сложносочиненные конструкции, расширяет словарный запас [1].

Большое внимание уделяется развитию и активизации словарного запаса ребенка, которая происходит в среднем дошкольном возрасте. На этом этапе происходят первые пробы самостоятельно использовать прилагательные, ребенок начинает описывать предметы вокруг (игрушки, одежду), наречия, определяет время. Начинает сравнивать и обобщать. Но речь все еще характеризуется неполными короткими фразами, трудностями самостоятельных ответов на вопросы, не всегда грамотно выстраивают свои высказывания.

В старшем дошкольном возрасте речь ребенка продолжает развиваться, на этом этапе происходит развитие мышления, воображения. Дети начинают делать выводы и анализировать. Без особого труда могут ответить развернуто на большинство вопросов, грамотно формулируют свои высказывания, замечают и исправляют неправильную речь. Благодаря развитию мышления старшие дошкольники начинают вычленять существенные отличия в предметах и явлениях, с интересом и активностью участвуют в беседах и доказывают свое мнение. Монологическая речь продолжает совершенство-

ваться, у них все еще возникают трудности в повествовании на определенную тему. Но, тем не менее, дети уже могут составить небольшой сюжетный, описательный рассказ по теме.

Общее недоразвитие речи - форма речевой патологии, которая обусловлена нарушением формирования всех компонентов речи: фонетико-фонематического строя, лексико-грамматического строя речи, но при сохранном слухе и интеллекте.

Особенности связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, речь таких детей бедная и стереотипная. Дети понимают логическую связь между событиями, но используют только перечисление действий, не связывая их между собой. В пересказе совершают ошибки в логической последовательности, забывают действующих лиц, пропускают отдельные звенья рассказа.

Для детей с общим недоразвитием речи достаточно сложно составить рассказ - описание, дети склонны к простому перечислению отдельных предметов и их частей. Дети испытывают большие сложности при описании предметов, картинок, игрушек и других предметов. Также большие трудности испытывают дети при выделении сути (замысла) рассказала, при передаче последовательности событий дети забывают и упускают моменты. Творческие задания, связанные с придумыванием продолжения рассказа, фантазированием возможной концовки - вызывают у детей особенную сложность. В этих случаях дошкольники с общим недоразвитием речи не проявляют творчество, а рассказывают уже знакомый текст.

При развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо учить детей не только передавать свои мысли, но и научить планировать свою речь, ориентироваться в сюжете и последовательности действий героев.

А также у дошкольников с общим недоразвитием речи есть существенные нарушения в монологической связной речи. Чаще всего встречаются такие нарушения как трудности языкового оформления, нарушение связности и последовательности высказываний, встречаются также и пропуски существенных элементов в высказываниях. Все это обусловлено низкой степенью речевой активности ребенка, невозможностью четкого целостного построения текста. У детей также встречается бедность и однообразие, стереотипность речи. Фразы, используемые дошкольниками, короткие и малоинформативные, сложные предлоги заменяются простыми. Большинству детей ответы на задания доступны лишь с помощью наводящих вопросов. Отсутствие чувства ритма и рифмы сказывается на заучивании стихотворений - запоминание вызывает огромные трудности. В речи детей присутствуют длительные паузы, встречается невозможность подбора нужного слова из-за скудности словарного запаса. Даже при овладении основным значением

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_2542-0291

PEDAGOGICAL SCIENCES

слова, выраженным его корневой частью, не позволяет говорить о расширении запаса слов, дети не различают изменения значений, например при добавлении приставки.

Обобщающие слова у дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно успешно усваиваются, они, как правило, заменяют родовые понятия на видовые.

Лексико-грамматическое оформление фраз, у детей даже при пересказе знакомой сказки, вызывает трудности. Ответы носят односложный характер, либо и вовсе отказываются выполнять задание. При пересказах текстов дети сбиваются, перескакивают с места на место, изменяют временные промежутки.

Как монологическая, так и диалогическая речь дошкольников с общим недоразвитием речи отличается низкой мотивацией, фрагментарностью, низким уровнем использования фразовой речи.

Системы образования и воспитания модернизируются, а значит, формируются и новые условия для развития детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями. Сейчас активно развиваются образовательные программы и функционируют логопедические пункты в детских садах, школах, создаются и совершенствуются логопедические группы, интенсивно развивается и работа негосударственных образовательных учреждений.

Термин «инновация» означает нововведение, явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание, то есть социализировались. И в российское общество он достаточно новый, но уже вошел в обиход. В педагогическом процессе инновации выступают в качестве новых внедрений в организацию взаимодействия логопеда и ребенка.

Система развития дошкольников с общим недоразвитием речи представляет собой специально организованную деятельность:

Занятия делятся на фронтальные, подгруппо-вые и индивидуальные, в которых используются разнообразные формы и виды деятельности. Так, например, при развитии связной речи используются рассказы по образцу, рассказы по сюжетным картинкам, описательные рассказы.

Также активно используется организованная деятельность детей, например игры - беседы, сю-жетно - ролевые игры, театральные представления.

И неотъемлемой частью развития связной речи является самостоятельная деятельность детей, например рассказы по желанию, пересказ текста, рассказ по серии сюжетных картин и т.п.

В образовательном процессе активно используются предметы, картинки, схемы и т.д., которые располагаются на учебной доске, специальном стенде.

Одним из самых современных инновационных форм организации образовательного процесса является логопедический квест. Специалистами выявле-

но, что такая форма организации вызывает интерес и активность не только у детей дошкольного возраста, но и у детей школьного, и зачастую у подростков. Логопедические квесты направлены на вызывание заинтересованности, мотивации создании условий для формирования и развития знаний обучающихся. Дошкольный логопедический квест состоит из игровых форм, которые позитивно воспринимаются обучающимися. Логопедический квест - это командная игра, в которой в начале ставится цель, и чтобы достичь результата игрокам необходимо преодолеть трудности. Понятие «квест» в переводе с английского обозначает поиски. Сюжет поисков напрямую зависит от действий игроков и может давать определенное количество, заранее продуманных, исходов. В образовательном процессе логопедический квест описывается как организованный вид деятельности, в которой обучающиеся осуществляют поиск информации, включающий объекты, людей, задания и прочее. Характерными особенностями логопедических квестов являются такие элементы как наличие сюжета, ролевой игры, обнаружение мест, объектов, информации [3].

На сегодняшний день логопедический квест является приключенческой игрой, в которой дошкольники двигаются в рамках определенного сюжета, которым они управляются сами, а специалист выступает как наблюдатель и советчик. Для достижения цели, обучающимся необходимо выполнять задачи, загадки и различные упражнения. Задачи делятся на три типа: творческие, интеллектуальные и активные. На практике, С.А. Осяк, С.С. Султанбекова, Т.В. Захарова, Е.Н. Яковлева, О.Б. Лобанова и Е.М. Плеханова, доказали, что такую форму работы дошкольники с общим недоразвитием речи воспринимают и запоминает гораздо глубже, они осознают полезность информации [2]. Командная работа способствует развитию мотивации, лидерских качеств, формирует личность, мышление, память, внимание и совершенствует коммуникативную составляющую дошкольников.

Подводя итог всего вышесказанного, можно сделать вывод о важности включения в образовательный процесс инновационных форм. Введение современных приемов, методов и средств благоприятным образом влияет на образовательный процесс, оно обеспечивает положительную кор-рекционно-развивающую среду, активизирует компенсаторные возможности обучающегося, а также развивать познавательные и коммуникативные способности. Основной задачей включения инновационных форм в процесс образования является повышение эффективности процесса развития и воспитания. Применение инновационных форм позволяет дошкольникам с общим недоразвитием речи справиться с застенчивостью, которая встречается у большинства детей, способствуют развитию речи, памяти, внимания, мышления, расширяется кругозор, активизируется речевое общение,

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020

155

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

также положительно сказывается на состоянии речи. Данный вид работы является существенным мотивирующим фактором для побуждения речи ребенка. Такая форма работы повышает эффективность применения данных форм организации.

Таким образом, применение такой инновационной формы позволяет значительно сократить

время работы с детьми, мотивировать детей на увлекательное занятие и позволяет выполнить задачи, направленные на развитие основных психических процессов (памяти, внимания, образного мышления), а также учит преобразовывать абстрактные образы в символы, которые лучше запоминаются дошкольниками с общим недоразвитием речи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алексеева, М.М. Теория и методика развития речи детей [Текст] : учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина ; под общ. ред. В.И. Яшиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2013. - 30 с.

2. Волкова, О.Ю. Нетрадиционные формы логопедической работы с детьми дошкольного возраста [Текст] /

0.Ю. Волкова // Сибирский учитель. - 2013. - № 1. - С.109-Ш.

3. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Текст] / С.А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2. - С. 12-14.

REFERENCES

1. Alekseeva M.M., Jashina B.I. Teorija i metodika razvitija rechi detej: uchebnik dlja studentov uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovanija [Theory and methodology for the development of children's speech]. In Jashinoj V.I. (ed.). Moscow: Akademi-ja, 2013. 30 p.

2. Volkova O.Ju. Netradicionnye formy logopedicheskoj raboty s det'mi doshkol'nogo vozrasta [Non-traditional forms of speech therapy work with preschool children]. Sibirskij uchitel' [Siberian teacher], 2013, no. 1, pp. 109-111.

3. Osjak S.A., et al. Obrazovatel'nyj kvest - sovremennaja interaktivnaja tehnologija [Educational quest - modern interactive technology]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2015, no. 1-2, pp. 12-14.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Г.Н. Новикова, студент 4 курс кафедры дефектологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: gu1998@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5635-0646.

С.Б. Башмакова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: usr11350@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0002-1552-8276.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

G.N. Novikova, 4th-year Student of the Department of Defectology, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: gu1998@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5635-0646.

S.B. Bashmakova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Defectology, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: usr11350@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0002-1552-8276.

УДК 796/799

Роман Юрьевич Осмехин

г. Киров Алексей Леонидович Вавилов

г. Киров

Влияние уровня развития скоростных способностей волейболистов на эффективность выполнения нападающего удара

В статье описывается исследование влияния специальной физической подготовки с акцентом на скоростные способности на эффективность выполнения основных технических элементов игры у волейболистов среднего школьного возраста, в частности на выполнение нападающего удара. Для исследования выбранной нами проблемы был проведен педагогический эксперимент, в ходе которого выполнен подробный анализ литературных источников на тему развития скоростных способностей у волейболистов среднего школьного возраста, определена важность уровня их развития, влияние на техническую подготовку волейболистов, определены наиболее эффективные методы и средства, как следствие, разработана экспериментальная методика для развития исследуемого физического качества. В начале и в конце эксперимента было проведено тестирование скоростных способностей и эффективности выполнения нападающего удара и сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова: волейбол, скоростные способности, быстрота, методика, нападающий удар.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 156_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_2542-0291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.