Научная статья на тему 'Использование креативных упражнений в обучении технике спортивного ориентирования детей с нарушением слуха'

Использование креативных упражнений в обучении технике спортивного ориентирования детей с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
196
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федорова Т. А.

В данной статье рассматривается проблема начального обучения техники спортивного ориентирования детей с нарушением слуха. Использование упражнений креативного характера в технической подготовке спортсменов-ориентировщиков способствуют безопасности соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование креативных упражнений в обучении технике спортивного ориентирования детей с нарушением слуха»

Иногда данные упражнения выполняются небольшими сериями с достаточным интервалом для отдыха, как правило, проводятся в начале тре-нирово-учебного процесса, пока спортсмен-борец не устал. Однако периодически упражнения на быстроту можно проводить и на фоне большого утомления. Естественно, что перед выполнением упражнений для развития быстроты спортсмен проводит хорошую разминку, в противном случае возможны серьезные травматические повреждения.

Список литературы:

1. Шуайцзяо. Искусство бросков в поединке. Чжан Юлянь. «Путь мастера». - Ростов, 2003.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

© Федорова Т.А.*

Пермский государственный педагогический университет, г. Пермь

В данной статье рассматривается проблема начального обучения техники спортивного ориентирования детей с нарушением слуха. Использование упражнений креативного характера в технической подготовке спортсменов-ориентировщиков способствуют безопасности соревновательной деятельности.

Психофизическое развитие детей с нарушенным слухом проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним, в условиях дефицитарного развития, обусловленного недостаточностью работы слухового анализатора, связанных с его поражением на разных этапах развития [2].

Особенности моторики глухих порождаются целым комплексом причин, одной из которых являются нарушения функций отдельных систем организма. В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у глухих особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор глухого ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира.

Патологический процесс в слуховом анализаторе изменяет не только функции вестибулярного аппарата, но и функции кинестезического анали-

* Доцент кафедры Спортивных дисциплин.

затора, который также определяет особенности двигательной деятельности глухих (Т.В. Розанова, 1962).

Включение в Сурдлимпийские игры спортивного ориентирования, изменений правил соревнований и судейства, точности картографического материала требует новых подходов в технической подготовке спортсменов с нарушением слуха.

Проблема совершенствования технического мастерства спортсменов является основной в многолетнем процессе тренировки спортсменов (Н.Г. Озо-лин, 1970; Л.П. Матвеев, 1991 и др.). Указанная проблема является ведущей в видах спорта, где спортивный результат определяется уровнем технической подготовленности, поскольку без освоения и совершенствования техники избранного вида спорта достижение высоких результатов невозможно.

Эффективность подготовки спортсменов высокого класса закладывается в детском и юношеском спорте (Ю.Ф. Курамшин, 2004). Предъявляемые требования к участникам соревнований высоки не только в физическом плане, но и не меньшей степени интеллектуальной (умственной). Результат в соревновательной деятельности ориентировщиков в большей степени зависит от правильного восприятия и сопоставлении информации, получаемой при чтении карты и наблюдения за местностью. Умение читать карту и сопоставлять ее с местностью является наиболее сложным и в тоже время важнейшим компонентом технического мастерства ориентировщика [4].

Технику ориентирования изучали ряд специалистов В.Г. Акимов, Е.В. Си-дорчук, Л.А. Вяткин, Д.Н. Немытов, A.B. Иванов, A.A. Ширинян, Э. Изоп, А. Кивистик, A.C. Лосев, Olli-Pekka Karkkanen, Б.А. Фесенко, Ю.Б. Янин, Ф.Д. Мухамитянов, Ю.С. Воронов, Л.В. Чещихина.

Воронов Ю.С. (2002) считает, что в настоящее время прочно утвердилось мнение, что физическая подготовка в спортивном ориентировании находится на втором месте после технико-тактической.

Ряд авторов, Б.И. Огородников, А.Н. Кирчо, Л.А. Крохин, Л.В. Чеши-хина, под термином «техническая подготовка» понимают совокупность навыков обращения с картой и компасом, приемов выбора путей движения между КП, отработку способов быстрого «взятия» этих пунктов.

Васильев Н.Д. (1984) в структуре техники ориентирования выделяет три уровня:

1. элементарные действия (элементы техники);

2. технические приемы;

3. способы ориентирования.

В спортивном ориентировании каждая дистанция уникальна и никогда не повторяется. В этом заключается главный принцип соревнований: участники должны продемонстрировать умение ориентироваться на незнакомой местности. Основой соревновательного поведения являются рациональные, целенаправленные, осмысленные, последовательные и расчетли-

вые действия. От спортсмена требуется быстрого принятия решения технико-тактических задач.

Опыт соревновательной деятельности спортсменов-ориентировщиков различной квалификации показал, что грамотно подобранный комплекс средств и методов технико-тактической подготовки, существенно влияет на количество совершаемых ошибок на дистанции [1, 3].

Таким образом, результативность соревновательной деятельности в спортивном ориентировании определяется умением читать карту, определять направление движения, объективно оценивать расстояние; контролировать перемещение по местности; правильно и быстро отмечаться на контрольных пунктах, что и составляет содержание технической подготовленности.

Зарубежные тренеры считают, что дети в возрасте 6-7 лет уже способны сличать карту с простой местностью. Российские специалисты сходятся во мнении, что основные навыки ориентирования могут быть доступны в возрасте 10-12 лет [1, 3, 4].

Анализ научно-методической литературы свидетельствует о недостаточном внимании к начальному обучению технических приемов, способов ориентирования карты и передвижения по незнакомой местности. Спортсменам до старта неизвестны характер и сложность трассы, поэтому знания и навыки в области техники передвижения по незнакомой местности для каждого уровня необходимо определять до соревнований. Задача начального обучения спортивному ориентированию детей состоит в обучении технике и тактике ориентирования на местности.

Для определения правильности выдвинутой нами гипотезы, что упражнения креативного характера способствуют повышению качества технической подготовленности, проведен педагогический эксперимент на базе СДЮСШОР № 3 г. Перми и ДЮСШ № 16 г. Екатеринбурга.

В педагогическом исследовании участвовали школьники 4-5 классов в возрасте 10-12 лет, занимающихся спортивным ориентированием на этапе начальной подготовки. Данный возраст, по мнению специалистов, благоприятный для начального обучения спортивного ориентирования.

В исследовании детей с нарушением слуха, использован комплекс диагностических методик, состоящий из пяти блоков. Четвертый блоктестов использовался для оценки уровня технической подготовленности спор-сменов-ориентировщиков. Для диагностики технической подготовленности использовали методику «Компаса», и «Лабиринт». Данные методики предназначены как для определения пространственных представлений, которые в свою очередь коррелируют с уровнем наглядно-образного мышления, так и для профотбора. Данная методика показывает производительность, время выполнения задания и скорость работы.

Экспериментальную группу (ЭГ) составили 29 учащихся КГС(К)ОУ «Школьг-интернат детей с нарушением слуха» г. Перми, из них 21 мальчик

и 8 девочек. Контрольную группу (КГ) составили 40 учащихся ГС(К)ОУ Свердловской области для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы интернат» № 89. и Областной специальной (коррекционной) школы интернат № 126, из них 17 мальчиков и 23 девочки.

Анализ динамики показателей технической подготовленности занимающихся спортивным ориентированием выявил, что у мальчиков и девочек скорость работы значительно выросла в ЭГ, а относительная частота ошибок снизилась после формирующего эксперимента (табл. 1, 2).

Таблица 1

Динамика показателей технической подготовленности у мальчиков 10-12 лет с нарушением слуха

Показатели Группы Показатели технической подготовленности

В начале эксперимента В конце эксперимента

Стороны горизонта Скорость работы (комп / мин) КГ ЭГ 0,53 ± 0,48 0,48 ± 0,33 1,09 ± 0,58" 1,56 ± 0,77"

Отно сительная частота ошибок КГ ЭГ 0,41 ± 0,51 0,41 ± 0,27 0,35 ± 0,15 0,21 ± 0,12"

Лабиринт (с) КГ ЭГ 68,94 ± 9,81 68,86 ± 10,65 58,12 ± 7,98 47,86 ± 5,14"

Примечание: в числителе - показатели контрольной группы, в знаменателе - экспериментальной; - р <0,05.

До формирующего эксперимента мальчики КГ показали скорость работы с компасом соответствовала 0,53 ± 0,48 ком / мин., а в ЭГ 0,48 ± 0,33 ком / мин (табл. 1). К концу эксперимента скорость выросла в обеих группах до 1,09 ± 0,58 ком / мин. в КГ и 1,56 ± 0,77 ком/мин. в ЭГ (р < 0,05). Прирост у мальчиков КГ составил - 106,66 %, а в ЭГ - 228,0 %. Подобная картина наблюдается и у девочек КГ и ЭГ (табл. 2). В начале скорость работы с компасом в КГ соответствовала 0,35 ± 0,21 ком/мин., после формирующего эксперимента 0,68 ± 0,24 ком / мин. У девочек ЭГ в начале скорость соответствовала 0,33 ± 0,18 ком / мин., а к концу увеличилась до 1,55 ± 0,50 ком / мин. (р < 0,05). Прирост составил в КГ - 95,0 %, а в ЭГ в три раза выше - 376,92 %.

Можно определенно утверждать, что разработанная последовательность теоретического материала технической подготовки благоприятно сказалась на скорости работы с компасом у респондентов ЭГ.

Снизилась частота ошибок у мальчиков и девочек ЭГ и КГ (табл.1, 2). Более выражено, после формирующего эксперимента, произошел рост в ЭГ у мальчиков на - 49,3 %, у девочек на - 54,99 %. Тогда как в КГ прирост мальчиков составил - 15,9 %, ау девочек - 4,11 %.

Достоверно улучшились результаты у респондентов ЭГ в прохождении «Лабиринт». В последние годы, на соревнованиях различного мае-

штаба, используют состязания в прохождении «Лабиринта» (автор С. Хро-пов). Анализ результатов состязаний за 2007-2009 гг., показал информативность в технической подготовке спортсменов-ориентировщиков. Прирост у мальчиков КГ составил 15,69 %, тогда как в ЭГ - 30,49 %, и у девочек КГ - 12,73 %, авЭГ - 20,47 %.

Таблица 2

Динамика показателей технической подготовленности у девочек 10-12 лет с нарушением слуха

Показатели Группы Показатели технической подготовленности

В начале эксперимента В конце эксперимента

Стороны горизонта Скорость работы (комп / мин) КГ ЭГ 0,35 ± 0,21 0,33 ± 0,18 0,68 ± 0,24 1,55 ± 0,50**

Отно сительная частота ошибок КГ ЭГ 0,41 ± 0,23 0,42 ± 0,27 0,43 ± 0,15 0,19 ± 0,10**

Лабиринт КГ ЭГ 72,74 ± 8,60 73,25 ± 7,67 63,48 ± 6,75 58,25 ± 4,89**

Примечание: в числителе - показатели контрольной группы, в знаменателе - экспериментальной; - р <0,05.

Использование упражнений креативного характера в технической и психологической подготовке начального обучения спортивному ориентированию, обеспечение единства технической, физической, и специальной подготовке с использованием специфических средств и методов привели к повышению показателей технической подготовленности детей ЭГ.

Список литературы:

1. Воронов Ю.С. Индивидуализация тренировочного процесса начинающих ориентировщиков на основе методики активного обучения: Метод. рекомендации для тренеров / Ю.С. Воронов; СГИФК. - Смоленск, 1999. - 15 с.

2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2006. - 512 с.

3. Дроздовский А. К. О новых путях совершенствования спортивного мастерства ориентировщиков / А.К. Дроздовский // О-Вестник. - 1995. -№ 3-4. - С. 54-58.

4. Худякова Л.А. Методика обучения юных ориентировщиков техническим навыкам ориентирования / Л.А. Худякова // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 10. - С. 34-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.