Научная статья на тему 'Творческий подход при обучении юных спортсменов-ориентировщиков техническим действиям и навыкам'

Творческий подход при обучении юных спортсменов-ориентировщиков техническим действиям и навыкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронов Ю. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческий подход при обучении юных спортсменов-ориентировщиков техническим действиям и навыкам»

 Жим штанги лежа 50-55 60-65 70-75 60-65 70-75 80-90 70-75 80-90 100-110

Становая тяга 80-85 90-100 110-120 100-110 130-140 140-150 110-115 120-130 140-150

Сумма 180-195 210-235 260-285 260-270 310-330 350-380 260-275 300-330 360-390

ЛИТЕРАТУРА

1. Анищенко, В.С. Физическая культура - методико-практические занятия студентов / В.С. Анищенко.- М.: Издательство РУДН, 1999.- С. 110-111.

2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин.- М.: Просвещение, 1990

3. Вавилов, Ю.Н. Карта - «Проверь себя» (к индивидуальной системе самосовершенствования человека) / Ю.Н. Вавилов // Теория и практика физической культуры.- 1997.-№ 9.- С. 58-63.

4. Вейдер, Джо. Система строительства тела / Д. Вейдер.- М.: Физкультура и спорт, 1991.

5. Воробьев, А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке / А.Н. Воробьев.- М.: ФиС, 1977.

6. Воробьев, А.Н. Тяжелая атлетика: Учебник для институтов физической культуры / А.Н. Воробьев.- М.: ФиС, 1988.

7. Дворкин, Л. С. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт. Серия «Хит сезона» / Л.С. Дворкин.- Ростов на Дону: Феникс, 2001.

8. Ильинич, В.И. Физическая культура студента: Учебник / В.И. Ильинич.- М.: Гардарики, 1999.- С. 8.

9. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев.- М.: Физкультура и спорт, 1991

10. Хартман, Ю. Современная силовая тренировка / Ю. Хартман, Х. Тюнне-ман.- Берлин: Шпортферлаг, 1989.

11. Хэтфилд, Ф. Всестороннее руководство по развитию силы (На русском языке издано ассоциацией Федераций культуризма Восточной Сибири и Дальнего Востока) / Ф. Хэтфилд.- Новый Орлеан, 1983.

12. Шварцнеггер, А. Новая энциклопедия бодибилдинга / А. Шварцнеггер.- М.: «Эксмо», 2004.

13. Шейко, Б.И. Пауэрлифтинг / Б.И. Шейко.- М.: Издание исследовательского отдела ЗАО ЕАМ Спорт сервис, 2004.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ ТЕХНИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ И НАВЫКАМ

Ю.С. Воронов

При обучении технико-тактическим действиям и навыкам в спортивном ориентировании необходимо руководствоваться известным положением, что уровень познавательной деятельности возрастает, если учащиеся воспринимают информацию не пассивно, а активно, если она вызывает у них интерес и имеет оптимальный уровень сложности [4, 5].

Данный подход требовал поиска нового способа обучения и новой последовательности этапов, что и определило цель исследования - разработать и экспериментально апробировать инновационную методику начального обучения техникотактическим действиям и навыкам юных спортсменов-ориентировщиков на основе творческого применения картографического материала.

Умение быстро читать и правильно понимать спортивную карту - один из

сложнейших технических навыков ориентирования [2, 3, 6]. Было установлено, что дети в возрасте 6-7 лет уже способны использовать карту и компас для ориентирования по простым маршрутам [7, 8], а основой для чтения спортивной карты детьми служат понятия взаиморасположения и близости объектов местности друг от друга.

Для проверки этого положения был проведён 2-х летний педагогический эксперимент. В ходе учебно-тренировочного процесса применялась инновационная методика проблемного, творческого обучения ориентировщиков 9-10 лет техникотактическим действиям и навыкам, которая учитывала психические и физические особенности спортсменов и стимулировала их к дальнейшему индивидуальному совершенствованию своей подготовленности [1].

Решая задачу оптимизации управления подготовкой спортивного резерва в ориентировании, на первом этапе исследования мы определили особенности темпов прироста психических и физических показателей у юных ориентировщиков под влиянием тренировок. Всего было обследовано более 200 мальчиков в возрасте от 9 до 13 лет, занимающихся спортивным ориентированием.

Анализ полученных данных показывает, что уровень большинства физических качеств в наибольшей мере возрастает с 9 до 11 лет (в среднем от 11% до 30%), исключение составляют только скоростные способности (табл. 1).

Таблица 1

Возрастная динамика показателей психической и физической —

______подготовленности ориентировщиков 9-13 лет (Х±а)___________________

Контрольные упражнения Этап предварительной подготовки Этап начальной спортивной специализации

Возраст, лет

9 10 11 12 13

5-тикратный прыжок в длину с места, см 773.3±50.5 814.3±67.9 828.4±56.5 859.2±66.9 907.2±83.4

Бег на 30 м с ходу, с 5.9±0.45 5.4±0.35 5.4±0.64 4.9±0.48 4.4±0.24

Комплексное упражнение на силу, количество раз 29.7±8.9 34.8±7.0 38.3±11.5 43.2±9.0 45.8±8.7

Челночный бег 4х9 м, с 11.61±0.5 11.18±0.7 11.25±0.5 11.03±0.5 10.78±0.6

Тест-кросс, скорость в м/с 2.82±0.48 3.03±0.37 3.38±0.29 3.62±0.23 3.72±0.36

Скорость отметки на КП, с 14.3±3.7 10.6±4.0 6.4±1.9 7.3±2.7 7.3±0.7

Наглядно-образная память, у-е- 3.8±1.9 5.5±2.5 6.1±2.7 8.4±2.2 9.7±2.2

Распределение внимания, с. 292.9±73.4 260.9±68.1 227.1±48.2 159.8±22.6 132.1±24.8

Оперативное мышление, у.е. 1.3±1.1 1.6±1.1 2.6±0.7 3.4±1.7 4.1±1.1

Переключение внимания, уе. 18.7±3.7 18.0±6.1 25.9±5.5 30.3±8.1 36.3±6.6

Пространственное восприятие направлений, у.е. 5.8±4.2 8.1±3.0 8.2±5.5 12.4±5.1 12.1±6.1

Объем внимания, у.е. 14.8±4.5 15.8±3.3 17.9±4.1 21.1±3.5 23.1±3.0

Устойчивость внимания, с 255.2±53.0 245.3±48.4 216.1±35.1 204.4±34.6 173.1±20.3

Таким образом, в результате исследования было установлено, что на этап предварительной подготовки приходятся периоды высокого прироста координационных, силовых и скоростно-силовых способностей, показателей распределения, объёма и устойчивости внимания. Исходя из этого, можно заключить, что на этапе предварительной подготовки исключительное значение имеет методика обучения юных спортсменов технике ориентирования.

Экспериментально полученные данные о закономерностях формирования организма у ориентировщиков 9-10 лет послужили основой для теоретико-методического

обоснования структуры и последовательности этапов обучения технике чтения спортивной карты, как основы ориентирования в пространстве (рис. 1).

Спортсмен* ориентировщик

г

Подготовка

топографической

основы

Т

±

Т опогра фич ее кая съемка местности

Т

Создание

спортивной

карты

Т.

Моделирование процесса СД с использованием созданной карты

г

т

Опознание

ориентира

на

местности

Мысленный перевод реального ориентира

9 абстрактную картографическую модель

Удержание в памяти

мысленного

образа

ориентира

Проецирование реального ориентира на спортивну карту в образе соответствующего условного знака

Создание расстояний-этаяонов (50м м 1 ОС м) Обучение приёму визуавьной оценки расстояний на местности

Определение взаимного расположения объектов на местности

Визуальное определение направлений ка основе линейной геометрии ориентиров н при помощи компаса

Определение контуров площадных ориентиров на местности

Определение степени проходимости местности

Определение высоты рельефа и размеров различных рельефных форм на местности

Рис. 1. Система действий при инновационной методике обучения технике чтения спортивной карты

В ходе анализа тренировочного процесса, нами было выделено 3 этапа охватывающие методику обучения от общего знакомства юных спортсменов с элементами техники до освоения способа ориентирования в целом. Первый этап - дифференцированное изучение схемы ориентирования в пространстве был направлен на формирование творческих способностей детей на основе неосознанного мотивационного интереса: как видел и воспринимал местность, как понимал процесс создания спортивной карты, как хотел и смог сделать спортивную карту определённой местности. Второй этап - обучение алгоритму применения основных способов ориентирования для преодоления соревновательных дистанций с различным ландшафтом местности. Третий этап - повышение эффективности выполнения технических приёмов в соответствии с

возрастными особенностями соревновательной деятельности (СД).

В процессе обучения ориентировщиков технико-тактическим действиям и навыкам у них создаются зрительные образы на основе заданного материала или ранее усвоенного. В нашем случае у юных спортсменов специально формировались приёмы создания зрительного образа. Этот приём состоит из ряда действий: спортсмен рассматривает реальные объекты местности, мысленно переводит их в абстрактную картографическую модель на основе знания условных знаков, а затем, опираясь на это знание, достраивает заданный чертёж. Сложность выполнения этого приёма заключается в том, что каждый раз создаётся единичный образ, отображающий данную местность, и который является новым практически в каждый момент времени. Тем самым созданный зрительный образ выступает как результат решения проблемной задачи. В процессе решения таких задач у юного ориентировщика формируется обобщенный приём создания образа, который переносится на последующие задания. Его роль состоит в том, что он служит опорой не только для практического выполнения следующих построений на карте-схеме, но и становится основой техники чтения спортивной карты.

Основываясь на результатах проведенных исследований, рекомендуется при внедрении инновационной методики обучения ставить конкретную задачу, которая достаточно строго регламентирует действия юного ориентировщика. Такой подход дает возможность подготовить спортсмена к безошибочному преодолению разнообразных дистанций и значительно повысить эффективность процесса обучения (табл. 2).

Таблица 2

Схема применения обучающих дистанций в тренировочном процессе юных ори-

ентировщиков с учетом возрастных особенностей СД

Этапы подготовки Упражнения для совершенствования технико-тактической подготовленности

Этап предварительной подготовки (8-10 лет) Дистанция указатель (А). Ориентирование по тропинкам. Ориентирование с тропинки на тропинку. Дистанция на освоение техники измерения расстояний на местности пар шагами. Дистанция ограничитель (Б). Дистанция по рельефной карте. Дистанция по карте с одной дорожной сетью. Дистанция по «белой» карте. Маркированная дистанция.

Этап начальной спортивной специализации (10-13 лет) Дистанция ограничитель (Б) используется на протяжении всего этапа. Направляющая дистанция (В). Дистанция с подробным чтением карты, затем преодолеть эту же дистанцию без чтения карты на скорости. Дистанция по «нитке» с отметкой контрольных пунктов (КП). Дистанция с длинными этапами (не менее 1 км) между КП. Дистанция с предварительным анализом до старта всех этапов между КП. Повторное прохождение дистанции. Дистанции по «черной» карте. Прохождение дистанции в заданном направлении по карте с коридором следования.

Этап углубленной тренировки (13-15 лет) Дистанции Б и В используются на протяжении всего этапа. Дистанции, развивающие психическую готовность (Г). Пройти дистанцию в заданном направлении с общего старта. Дистанция по памяти в заданном направлении (можно пользоваться картой, вывешенной только на старте и очередном КП). Преодолеть на максимально возможной скорости тренировочную трассу с наиболее простыми вариантами движения между КП. Дистанция в заданном направлении, на которой помимо основных КП, в районе их расположения, находится еще несколько дополнительных пунктов на сходных ориентирах.

ВЫВОДЫ

Результаты исследования показали, что традиционная методика начального обучения, предназначенная для ориентировщиков 8-10 лет, неэффективна, прежде всего, из-за недостатка творческой активности и отсутствия дифференцированного подбора средств. В спортивном ориентировании важным является постоянное сохранение высокого уровня интеллектуального развития, что обеспечивает успешное продвижение юного спортсмена по пути усвоения новых знаний, овладения умениями и навыками, что, в конечном итоге, приводит к росту результативности СД. Установлено, что обучение становится ведущим фактором развития интеллектуальных функций только в том случае, если оно изменяет как внутри функциональную, так и межфункциональ-ную структуру специальной подготовленности. Поэтому обучение юных спортсменов-ориентировщиков способам переноса обобщённых технических приёмов (в том числе приёмов создания мысленных образов) является важнейшим условием интеллектуального развития. Исходя из этого, можно констатировать, что разработанная методика начального обучения с большими вариациями в свободной творческой атмосфере важна не только в социальном смысле, но также и для эффективного становления спортивного мастерства. Выявлено, что успешность преодоления соревновательных дистанций на начальном этапе тренировки с использованием самостоятельно изготовленных спортивных карт имеет высокую взаимосвязь с результативностью СД через 3 и 4 года спортивного совершенствования (r=0,882 у девочек и r=0,837 у мальчиков). Установленные статистические закономерности, проверенные в педагогическом эксперименте, могут быть использованы в практике спортивного отбора и ориентации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронов, Ю.С. Индивидуализация тренировочного процесса начинающих ориентировщиков на основе методики активного обучения: Методические рекомендации / Ю.С. Воронов. - Смоленск: СГИФК, 1999. - 15 с.

2. Константинов, Ю.С. Уроки спортивного ориентирования: Учебнометодическое пособие / Ю.С. Константинов, О.Л. Глаголева. - М.: ФЦДЮТиК, 2005. -328 с.

3. Костылев, В.В. Философия спортивного ориентирования / В.В. Костылев. -М., 1995. - 112 с.

4. Москатова, А. К. Развивающее обучение: антропологическая теория и педагогическая практика: Учебно-методическое пособие / А. К. Москатова. - М.: Компания Спутник, 2004. - 100 с.

5. Немов, Р.С. Общие основы психологии: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - С. 328-330.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Чешихина, В.В. Современная система подготовки в спортивном ориентировании: Монография / В.В. Чешихина. - М.: Советский спорт, 2006. - 232 с.

7. Blades, M. Young childrens recognition of environmental features from aerial photographs and maps / M. Blades, C. Spenser // Environmental Education and Information. - 1987. - No. 6. - P. 189-198.

8. Spenser, C. The development of iconic mapping ability in young children / C. Spenser, N. Harrison, Z. Porvisen // Journal of Early childhood. - 1980. - No. 12. - P. 57-64.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНА -ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕВЕРНОМ

КАВКАЗЕ

Е.В. Говердовская

Северо-Кавказский регион обладает уникальными социокультурными, этнологическими особенностями и адекватным им высшим профессиональным образовани-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.