Научная статья на тему 'Атлетизм как вид специализации по физической культуре'

Атлетизм как вид специализации по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1535
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Атлетизм как вид специализации по физической культуре»

АТЛЕТИЗМ - КАК ВИД СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

С.Е. Воложанин

Поиск новых форм организации учебного процесса по физическому воспитанию - одна из важных задач преподавательского состава вуза. Деятельность в данном направлении позволяет повысить интерес студентов к физическому воспитанию и поднять качество практических занятий [1, 3, 4, 7, 8, 10, 11, 13].

Атлетизм - вид спорта, способствующий укреплению здоровья, исправлению и лечению многих врожденных и приобретенных дефектов телосложения и развитию физических способностей человека. Это поняли сегодня многие. Во многих странах этот вид спорта входит в обязательную программу физического развития молодежи [2,

5, 6 и др.].

В 2001 году, на кафедре физического воспитания БГУ, была открыта специализация по атлетизму. Анализ литературы и накопленный опыт работы позволили нам создать модельную учебную программу по физической культуре для специализации атлетизм. Эта программа нацелена на комплексное развитие физических качеств у студентов очного обучения 1-1У курсов вуза в рамках академических занятий. Она включает в себя не только упражнения с отягощениями, но также средства и методы общей физической подготовки.

В основе учебной программы по атлетизму лежит «Примерная программа дисциплины «Физическая культура» федерального компонента цикла обще гуманитарных и социально - экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения» (Москва - 2000).

Занятия проходят согласно регламенту вузовской программы обучения по физической культуре в объеме 408 часов (см. таблицу 1), которые распределяются на 1-4 курсы обучения. Первые два года предусмотрено по два учебных занятия в неделю, а на третьем и четвертом году обучения по одному занятию в неделю.

Таблица 1

Распределение нагрузки ______________________________

Содержание обучения I курс II курс III курс IV курс Всего (час)

1. Лекции 24 24

2. Методико-практические занятия 14 14 8 8 44

3. Учебно-тренировочные занятия

• ОФП. 40 40 20 12 112

• Атлетизм 74 74 36 20 204

4. Зачеты 8 8 4 20

5. Экзамены 4 4

ИТОГО 136 136 68 68 408

Цель раздела ОФП - повысить общее функциональное состояние студентов после летних каникул. Развитие на I курсе и совершенствование на 11-1У курсах физических качеств - выносливости, координации, гибкости и быстроты. Раздел включает в себя элементы легкой атлетики, игровых видов спорта, единоборств, гимнастики.

Для определения уровня физической подготовленности студентов Бурятского госуниверситета используется карта «Проверь себя» - тесты для определения оценки индивидуального уровня физической кондиции. Эта карта была разработана в Уральской государственной академии физической культуры профессором Ю.Н. Вавиловым. В тесты входят следующие упражнения: сгибания-разгибания рук в упоре лежа (количество повторений), прыжок в длину с места (в см.), подъемы туловища из положения лежа на спине (количество подъемов за 30 сек.), вис на перекладине (в сек.), наклон вперед в положении сидя, ноги перед собой (в см.), бег на дистанцию 1000 метров (в

сек.).

Тесты принимаются у студентов в середине сентября (начало учебного года), и в конце мая (конец учебного года). Полученные данные вносятся в компьютер и обрабатываются специальной программой. Далее, результаты оформляются на каждого студента университета индивидуально в виде «паспортов здоровья», которые хранятся у них с I по IV курс. В конце IV-ого курса принимается экзамен по физической культуре, на который студенты обязаны принести свои паспорта и проанализировать собственную физическую подготовленность и индивидуальный уровень физической кондиции за четыре года.

К этим шести тестам мы добавили еще один - бег на дистанцию 100 метров.

Целью преподавания специализации атлетизм состоит в ознакомлении студентов с основой силовых видов спорта (тяжелая атлетика, бодибилдинг, пауэрлифтинг, гиревой спорт), в изучении, и, в последующем овладении техникой подводящих, развивающих и основных упражнений. Развитие интереса к тренировкам, выявление перспективных спортсменов, обеспечение участия студентов в соревнованиях по силовым видам спорта.

На занятиях по физической культуре в Бурятском Государственном Университете на специализации атлетизм особое внимание у юношей уделяется трем базовым упражнениям атлетизма - приседания со штангой на плечах, жим штанги лежа и становая тяга - «три кита», на которых держится весь «железный» спорт. Вес штанги, количество подходов и повторений в упражнениях у юношей даются каждому индивидуально, в зависимости от силовой подготовленности и типа телосложения.

Цель и задача специализации атлетизм для девушек заключаются в укреплении здоровья, развития той мускулатуры, которая улучшает фигуру (коррекции недостатков телосложения, если таковые имеются), снижение процента подкожного жира, укрепление мышечного и связочного аппарата, увеличение гибкости и эластичности мышц с использованием физических упражнений с небольшими отягощениями или без них. А также, улучшение физических качеств за счет использования средств и методов атлетизма и общей физической подготовки. Девушкам необходимо объяснить, что правильный подход к тренингу с отягощениями, делает фигуру не менее привлекательной, также как и применение других видов физической нагрузки (аэробика, шейпинг, каланетика, легкая атлетика и мн.др.). При силовой тренировке женщин надо отдавать предпочтение упражнениям, оказывающим разгрузочное воздействие на позвоночник. Предпочтительнее проводить упражнения, сидя и лежа. Следует избегать тренировок с очень большим весом. Предпочтительнее методы, уделяющие больше внимания развитию силовой выносливости [9, 12 и др.].

Со времени первого измерения силы мышц у людей, осуществленного в XVII веке Ренье при помощи сконструированного им динамометра, накопилось огромное число работ в этой области. Измерение становой силы и силы мышц кисти оказались необходимым атрибутом многочисленных функциональных исследований двигательного аппарата человека. Поэтому не удивительно, что динамометрические показатели различных мышечных групп изучены в связи с возрастом, полом, профессией, а у спортсменов - и в связи с видом спорта.

Следует, однако, отметить, что динамометрия кисти является малоинформативным методом, т.к. по силе мелких мышц-сгибателей пальцев невозможно судить о силе человека в целом. Чтобы получить объективные данные о функциональном состоянии мускулатуры, при измерении следует обратить внимание на основные группы мышц тела: тазового пояса, туловища, бедер и плечевого пояса.

Исследование динамики силовой подготовленности студентов-юношей Бурятского Государственного Университета мы осуществляли тремя упражнениями пауэрлифтинга:

• жим штанги лежа (Bench Press)

• приседание со штангой на плечах (Squat)

• становая (мертвая) тяга (Dead lift)

Почему именно пауэрлифтинг, а не какие-либо другие упражнения?

Во-первых, эти три упражнения являются базовой основой всех силовых видов спорта. Во-вторых, при выполнении любого из этих упражнений с использованием метода максимальных усилий, задействуются все пояса человеческого тела. Включаются в работу все мышцы - от икроножных до плечелучевых, что позволяет адекватно судить об уровне силовой подготовленности каждого человека.

Тестирование по определению силовой подготовленности юношей проводится дважды в год, перед уходом на зимнюю сессию (середина ноября), и перед началом перехода к разделу ОФП (середина апреля). Силовое тестирование осуществляется с использованием метода максимальных усилий.

Итогом данного силового тестирования является демонстрация техники исполнения упражнений, силовую подготовленность, определение максимально поднятого веса у юношей в трех упражнениях пауэрлифтинга, суммирование показателей, выведение общей цифры. Результаты фиксируются преподавателем в протоколах. В результате силовых тестирований юношей, были получены и обработаны данные, на основе которых нами была разработана таблица для определения уровня силовой подготовленности студентов 1 - 4 курсов (см. таблицу 2). Таблица для определения уровня силовой подготовленности для начинающих и позволяет ставить перед собой первоначальные цели. Затем, вместе с тренером, анализируются тренировки, делаются выводы, личные результаты сравниваются с таблицей для определения уровня силовой подготовленности и разрядными нормами по пауэрлифтингу установленной всемирной федерацией IPF, где указаны нормативы для существующих весовых категорий. Разрядная таблица по пауэрлифтингу, некоторым, хорошо физически подготовленным юношам определяет спортивный разряд по пауэрлифтингу, с учетом весовой категории. Этим самым повышается больший интерес к учебным занятиям, и стимулируются дальнейшие занятия спортом. Обеспечивается участие студентов в соревнованиях по силовым видам спорта.

Таблица 2

Таблица для определения уровня силовой подготовленности

студентов-юношей Т-ГУ курсов вуза (для начинающих)_______________

Курс Упражне- 52,0кг 56,0кг 60,0кг | 67,5кг 75,0кг | 82,5кг 90,0кг и св.

ния низкий средний высокий низкий средний высокий низкий средний высокий

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

I Приседания со штангой 30-35 40-45 50-55 40-45 55-60 65-70 50-55 65-70 75-80

Жим штанги лежа 25-30 35-40 45-50 35-40 45-50 55-60 45-50 55-60 65-70

Становая тяга 45-50 60-65 70-75 60-65 75-80 90-95 65-70 85-90 100-105

Сумма 100-115 135-150 165-180 135-150 175-190 210-225 160-175 205-220 240-235

II Приседания со штангой 50-55 60-65 70-75 65-70 75-80 90-100 75-80 90-100 110-120

Жим штанги лежа 45-50 50-55 60-65 50-55 60-65 70-80 65-70 75-80 85-90

Становая тяга 70-75 80-85 90-100 95-100 105-110 120-130 100-105 110-120 130-140

Сумма 165-180 190-205 220-240 210-225 240-255 280-310 280-310 275-300 325-350

IIIIV Приседания со штангой 50-55 60-70 80-90 100-105 110-115 130-140 80-85 100-110 120-130

Жим штанги лежа 50-55 60-65 70-75 60-65 70-75 80-90 70-75 80-90 100-110

Становая тяга 80-85 90-100 110-120 100-110 130-140 140-150 110-115 120-130 140-150

Сумма 180-195 210-235 260-285 260-270 310-330 350-380 260-275 300-330 360-390

ЛИТЕРАТУРА

1. Анищенко, В.С. Физическая культура - методико-практические занятия студентов / В.С. Анищенко.- М.: Издательство РУДН, 1999.- С. 110-111.

2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин.- М.: Просвещение, 1990

3. Вавилов, Ю.Н. Карта - «Проверь себя» (к индивидуальной системе самосовершенствования человека) / Ю.Н. Вавилов // Теория и практика физической культуры.- 1997.-№ 9.- С. 58-63.

4. Вейдер, Джо. Система строительства тела / Д. Вейдер.- М.: Физкультура и спорт, 1991.

5. Воробьев, А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке / А.Н. Воробьев.- М.: ФиС, 1977.

6. Воробьев, А.Н. Тяжелая атлетика: Учебник для институтов физической культуры / А.Н. Воробьев.- М.: ФиС, 1988.

7. Дворкин, Л. С. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт. Серия «Хит сезона» / Л.С. Дворкин.- Ростов на Дону: Феникс, 2001.

8. Ильинич, В.И. Физическая культура студента: Учебник / В.И. Ильинич.- М.: Гардарики, 1999.- С. 8.

9. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев.- М.: Физкультура и спорт, 1991

10. Хартман, Ю. Современная силовая тренировка / Ю. Хартман, Х. Тюнне-ман.- Берлин: Шпортферлаг, 1989.

11. Хэтфилд, Ф. Всестороннее руководство по развитию силы (На русском языке издано ассоциацией Федераций культуризма Восточной Сибири и Дальнего Востока) / Ф. Хэтфилд.- Новый Орлеан, 1983.

12. Шварцнеггер, А. Новая энциклопедия бодибилдинга / А. Шварцнеггер.- М.: «Эксмо», 2004.

13. Шейко, Б.И. Пауэрлифтинг / Б.И. Шейко.- М.: Издание исследовательского отдела ЗАО ЕАМ Спорт сервис, 2004.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ ТЕХНИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ И НАВЫКАМ

Ю.С. Воронов

При обучении технико-тактическим действиям и навыкам в спортивном ориентировании необходимо руководствоваться известным положением, что уровень познавательной деятельности возрастает, если учащиеся воспринимают информацию не пассивно, а активно, если она вызывает у них интерес и имеет оптимальный уровень сложности [4, 5].

Данный подход требовал поиска нового способа обучения и новой последовательности этапов, что и определило цель исследования - разработать и экспериментально апробировать инновационную методику начального обучения техникотактическим действиям и навыкам юных спортсменов-ориентировщиков на основе творческого применения картографического материала.

Умение быстро читать и правильно понимать спортивную карту - один из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.