УДК 796.011.3
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ СЛУШАТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
USE OF COMPLEX EMPLOYMENTS FOR PHYSICAL TRAINING TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF PERFORMING THE PERFORMANCE AND SERVICE TASKS OF HEARERS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA OF RUSSIA
Алдошин Андрей Витальевич
кандидат педагогических наук, доцент профессор кафедры физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова
г. Орел, Россия Aldoshin Andrey Vitalievich candidate of pedagogics, assistant professor professor of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
Orel, Russia
Белоусов Дмитрий Алексеевич
курсант
факультет подготовки следователей Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова
г. Орел, Россия Belousov Dmitry Alekseevich
cadet
faculty of training of investigators Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
Orel, Russia
Аннотация. В статье рассматриваются правила создания проблемных ситуаций на комплексных занятиях по физической подготовке, а также значение комплексного выполнения действий по преодолению специализированной полосы препятствий с выполнением боевых приемов борьбы и рукопашным поединком с одним или несколькими правонарушителями.
Abstract. The article discusses the rules for creating problem situations in complex physical training classes, as well as the importance of the complex implementation of actions to overcome a specialized obstacle course with the performance of combat methods of combat and hand-to-hand combat with one or more offenders.
Ключевые слова: комплексные занятия, физическая подготовка, оперативно-служебная деятельность, слушатель, упражнение.
Keywords: comprehensive classes, physical training, operational and service activities, the listener, exercise.
В системе профессиональной служебной и физической подготовки в МВД России в современных условиях осложнения криминогенной обстановки складывается проблемная ситуация, заключающаяся, прежде всего, в том, что состояние и перспективы развития оперативно-служебной деятельности по пресечению различных противоправных действий приходит в противоречие с существующей практикой физической подготовки и управления этой подготовкой. В настоящее время каждый третий сотрудник ОВД не выполняет установленные по физической подготовке нормативы, хотя постоянно вступают в контакт с правонарушителями [1].
Успешное решение данной проблемы целесообразно связывать с совершенствованием педагогических основ физической подготовки, с внедрением новых, имеющих профессиональную направленность методик и технологий обучения. Обучение должно соответствовать тем задачам, которые предстоит решать специалисту после окончания обучения и ради которых проводится его подготовка. Таким образом, для качественной подготовки сотрудников органов внутренних дел необходимо создавать условия, приближенные к реальной действительности [2].
Приблизить условия к реальным - это, значит, организовать и проводить занятия так, чтобы каждый слушатель в период обучения освоил большинство тех действий, с которыми он может столкнуться на практической работе. В данном случае уместно говорить о целесообразности психолого-педагогического подхода к обучению, что обусловлено необходимостью, готовить слушателя в целом к действиям в экстремальных условиях [3]. Результативность этих действий в таких ситуациях во многом определена природными, психологическими качествами и особенностями человека, полная компенсация недостатков в этих качествах не всегда возможна педагогическими средствами и методами. Однако, соответствующая организация учебного процесса с моделированием экстремальных ситуаций и направленным психологическим воздействием на занимающихся, позволяет послед—ним сформировать определенные компенсаторные механизмы, повышающие вероятность успешности действий в сложных и ответственных условиях. Именно поэтому требуется комплексное воздействие на слушателей.
Комплексному решению задач обучения и психологической подготовки в наилучшей степени способствует преподавание, строящееся на концепции проблемно-ситуационного обучения [4, 5].
В педагогической практике выработан ряд правил создания на занятиях проблемных ситуаций.
1. Для создания проблемной ситуации перед обучающимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при, выполнении которого слушатель должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия.
2. Предлагаемое проблемное задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям слушателей.
3. Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.
4. В качестве проблемных заданий могут служить:
- учебные задачи;
- вопросы;
- практические задания и т.п.
5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
6. Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать преподаватель путем указания слушателю на причины невыполнения, им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты [6].
При применении проблемно-ситуационных методов во время обучения сотрудников органов внутренних дел должны решаться следующие задачи:
- воспитание у обучающихся делового (профессионального) отношения к занятиям;
- повышение интереса к подготовке;
- формирование установки на достижение сложных и трудоемких целей;
- понимание значимости выполняемых заданий и предъ—являемых требований;
- направление внимания обучающихся на оценку своих действий и, состояний, умение их регулировать;
- внушение уверенности в собственные возможности, успешного использовании специальных средств и приемов самозащиты, и в том числе огнестрельного оружия;
- обеспечение определенным запасом психологической надежности, необходимого сотруднику органов внутренних дел при действиях в экстремальных ситуациях.
В Орловском юридическом институте МВД России имени В.В. Лукьянова при подготовке курсантов и слушателей, большое внимание уделяется использованию проблемно-ситуационных и игровых методов проведения учебных занятий. При выполнении упражнений воспроизводятся условия внезапного возникновения сложной оперативной обстановки, созда—ются ситуации, когда ограничено время на подготовку, используются элементы состязательности, противодействия и борьбы, опасности и риска, высокой ответственности [7, 8]. Таким образом, создается атмосфера, которая, вызывает у обучающихся психическую напряженность, опасения, волнения, колебания, страх, но в то же время вынуждает слушателей, пересиливая себя, достигать требуемого результата.
Исходя из вышесказанного, а также с учетом анализа практики применения боевых приемов борьбы и опыта обучения работников правоохранительных органов у нас в стране и за рубежом, в институте было подготовлено специальное комплексное упражнение. Комплексность его заключается в том, что в одно занятие объединяются действия по преодолению специализированной полосы препятствий с выполнением боевых приемов борьбы и рукопашный поединок с одним или несколькими правонарушителями. Это предполагает, что при выполнении этого упражнения слушатели выполняют целый комплекс элементов единоборств, с которыми сотрудникам ОВД приходится сталкиваться на практике.
В процессе, обучения сначала занимающимся сообщается оперативно-служебная обстановка, в которой предстоит действовать каждому из них на
занятии и ее связь с отработкой изучаемых вопросов, затем обучаемые приступают к выполнению упражнения. На первом этапе они преодолевают полосу препятствий в ходе, которой приходится отражать внезапные нападения в различных условиях (после преодоления препятствия, в ограниченном пространстве и т.д.). На втором этапе выполняющий задание должен противостоять одному (двум) правонарушителям. При этом необходимо отметить, что последние выбираются из наиболее подготовленных занимающихся учебной группы для того, чтобы, во-первых, усилить психологический эффект оказываемый на сотрудника ОВД и не создавать иллюзий о том, что «противник» будет слабым и хилым, сотрудник должен быть готов противостоять даже более сильному, чем он сам преступнику. Во-вторых, как доказывает практика, это более целесообразно в плане обеспечения безопасности при ведении рукопашного боя, т.к. технически подготовленные и высоко координированные слушатели, выполняя роль правонарушителей, сами не получают травм и способны подстраховать своего «противника».
В ходе исследований было выявлено, что при выполнении данного уп—ражнения психоэмоциональное состояние занимающихся в 2-3 раза выше их обычного состояния. Это позволяет говорить о наличии при выполнении упражнения значительной психологической нагрузки.
Лучших результатов на комплексном занятии добивались те слу-шатели, которые были физически и психологически готовы к выполнению специальной работы по прохождению полосы препятствий, выполнению боевых приемов борьбы на фоне усталости и ведению спарринга по заданным правилам.
Низкая результативность при выполнении упражнений была отмечена у тех курсантов, которые, поддавшись эмоциям, не смогли «собраться» в нужный момент.
Данные факты свидетельствуют о том, что в экстремальной ситуации, несмотря на повышенное психоэмоциональное (стрессовое) состояние, сотрудник не должен терять контроль за изменениями обстановки, за качеством двигательных действий, даже если эти действия в значительной степени автоматизированы.
О наличии значительной физической нагрузки на комплексном занятии свидетельствуют показатели замеров сердечных сокращений занимающихся на различных этапах, выполнения упражнения.
Результаты этих исследований показали, что в плане, совершенствования подготовки необходимо не только повышать уровень развития отдельных качеств обучающихся и отрабатывать отдельные элементы техники, но и специально работать над их комплексным проявлением в ограниченный отрезок времени, в условиях повышенных психологических и физических нагрузок, что характерно для ситуаций преследования, отражения нападения, единоборства и задержания правонарушителей.
Литература
1. Баркалов С. Н, Флусов Е. В. Исследование особенностей служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции для целей
совершенствования физической подготовки в период профессионального обучения // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2018. № 2(75). С. 129-133.
2. Еремин Р. В. Профессионально-прикладная физическая подготовка как одно из направлений обучения слушателей вузов МВД России // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2018. № 3(76). С. 124-126.
3. Кузнецов М. Б. Особенности применения педагогических технологий в конфликтных ситуациях на занятиях по физической подготовке с курсантами образовательных организаций МВД России // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2018. № 4(77). С. 146149.
4. Баркалов С. Н. Актуальные аспекты оптимизации образовательного процесса по физической подготовке в вузах МВД России // Наука-2020. 2018. № 1-2(17). С. 7780.
5. Алдошин А. В. Сущность и структура профессиональной подготовки сотрудников ОВД // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник статей. Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2016. С. 15-19.
6. Моськин С. А. Подготовка курсантов и слушателей при помощи комплексных занятий по физической подготовке // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: сборник статей Международной научно-практической конференции. Иркутск: ВСИ МВД России, 2018. С. 121-125.
7. Моськин С. А., Губанов Э. В. Специальная направленность физической подготовки сотрудников правоохранительных органов // Физическая культура и спорт в системе профессионального образования: опыт и инновационные технологии физического воспитания : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург : УрЮИ МВД России, 2018. С. 101-106.
8. Кузнецов М. Б., Осипов Д.В . Системный подход в организации физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности: современные направления и образовательные технологии : сборник материалов Международной научно-практической конференции. Хабаровск : ДВЮИ МВД России, 2017. С. 150153.
References
1. Barkalov S.N., Flusov E. V. Patent and police service of the police in order to improve physical training during the period of vocational training // Scientific Bulletin of the Orlov Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V.V. Lukyanova. 2018. No. 2 (75). P. 129-133.
2. Eremin R. V. Education of students in the Ministry of Internal Affairs of Russia // Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V V Lukyanova. 2018. No. 3 (76). P. 124-126.
3. Kuznetsov M.B. Features of the use of pedagogical technologies in conflict situations in the classroom for physical training with courses of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Scientific Bulletin of the Orlov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanova. 2018. No. 4 (77). P. 146149.
4. Barkalov S.N. Actual aspects of optimizing the educational process in physical training in universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Science-2020. 2018.
No. 1-2 (17). P. 77-80.
5. Aldoshin A. V. The essence and structure of the training of ATS personnel // Improving the physical training of law enforcement officers: a collection of articles. Orel: Oryui MVD of Russia named after V. V. Lukyanova, 2016. P. 15-19.
6. Moskin S.A. Training cadets and trainees with the help of complex physical training classes // Improving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations and law enforcement officers: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Irkutsk: VSI MIA of Russia, 2018. P. 121-125.
7. Mos 'kin S.A., Gubanov E. V. Special orientation of physical training of law enforcement officers // Physical culture and sport in the system of vocational education: experience and innovative technologies of physical education: a collection of materials of the All-Russian scientific-practical conference. Yekaterinburg: URUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018. P. 101-106.
8. Kuznetsov, MB, Osipov, D.V. A systematic approach to the organization of physical training of cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Physical culture and sport in professional activities: modern trends and educational technologies: a collection of materials of the International Scientific and Practical Conference. Khabarovsk: Dvuyi MIA of Russia, 2017. P. 150-153.