Научная статья на тему 'Физическая подготовка важный фактор в формировании всестороннего развития курсантов образовательных организаций МВД России'

Физическая подготовка важный фактор в формировании всестороннего развития курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / КУРСАНТЫ / PHYSICAL TRAINING / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипов Дмитрий Васильевич

В данной статье раскрываются некоторые аспекты физической подготовки курсанта в период обучения в образовательных организациях МВД России. Особенности общей физической подготовки и специальной физической подготовки курсантов, для успешной реализации оперативно служебных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипов Дмитрий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL TRAINING IMPORTANT FACTOR IN THE FORMATION OF THE COMPREHENSIVE DEVELOPMENT OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA OF RUSSIA

His article reveals some aspects of the physical training of the cadet during the period of training in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Features of general physical training and special physical training of students, for the successful implementation of operational service tasks.

Текст научной работы на тему «Физическая подготовка важный фактор в формировании всестороннего развития курсантов образовательных организаций МВД России»

УДК 796.011.3

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

МВД РОССИИ

PHYSICAL TRAINING IMPORTANT FACTOR IN THE FORMATION

OF THE COMPREHENSIVE DEVELOPMENT OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA OF RUSSIA

Осипов Дмитрий Васильевич

Преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России

имени В.В. Лукьянова Орел, Россия Osipov Dmitry Vasilyevich Lecturer

Department of Physical Training and Sports Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

named after V. V. Lukyanova Orel, Russia

Аннотация. В данной статье раскрываются некоторые аспекты физической подготовки курсанта в период обучения в образовательных организациях МВД России. Особенности общей физической подготовки и специальной физической подготовки курсантов, для успешной реализации оперативно служебных задач.

Abstract. This article reveals some aspects of the physical training of the cadet during the period of training in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Features of general physical training and special physical training of students, for the successful implementation of operational service tasks.

Ключевые слов: Физическая подготовка, образовательные организации МВД России, курсанты.

Keywords: Physical training, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, cadets.

Физическая подготовка представляет собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. В зависимости от цели использования средств и методов физической подготовки различают ее виды: общую, базовую (образовательную), оздоровительную (реабилитационную), профессионально-прикладную и спорт [1].

В образовательных организациях МВД России профессионально-прикладная физическая подготовка реализуется в рамках дисциплины «Физическая подготовка», целью которой является формирование физической

готовности выпускника к успешному выполнению оперативно- служебных и служебно-боевых задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности.

В рамках профессионально-прикладной физической подготовки курсантов обеспечиваются пути реализации общекультурных компетенций, формируются необходимые профессионально-прикладные и специализированные компетенции, знания, обеспечиваются адаптация и функциональная устойчивость организма к неблагоприятным условиям и факторам этой деятельности, развиваются, а затем и поддерживаются на должном уровне психические, физические (двигательные) качества (способности) человека, к которым предъявляет соответствующие требования конкретная профессиональная деятельность и осваиваются характерные (специальные) для нее двигательные умения и навыки [1]. ^

Физическая подготовка - это комплекс теоретических знаний, физических упражнений и практических умений, направленных на отработку двигательных качеств и навыков, в частности: при поиске и преследовании правонарушителя; пресечении противоправных действий; задержании активно сопротивляющегося правонарушителя, в том числе с использованием физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Различают общую и специальную физическую подготовку.

- Общая физическая подготовка - это процесс совершенствования физических качеств, направленный на всестороннее физическое развитие человека.

- Специальной физической подготовкой понимается процесс развития двигательных качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы в данной спортивной специализации [2].

Общая физическая подготовка (ОФП) предусматривает разностороннее воспитание физических качеств курсантов, которые хотя и не являются главнейшими, но, так или иначе, обусловливают успех спортивной деятельности.

Основными задачами ОФП являются:

1) развитие физических качеств;

2) обеспечение всестороннего физического развития человека;

3) повышение уровня функциональных возможностей организма и физической работоспособности курсанта;

4) совершенствование двигательных навыков и умений.

Общая физическая подготовка - это фундамент всей профессионально-прикладной физической подготовки курсантов. В ее рамках у них формируются знания и умения организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, а также способностьсамостоятельно поддерживать необходимый для полноценной профессиональной деятельности уровень физической подготовленности [3].

Специальная физическая подготовка (СФП) подразумевает избирательное воспитание тех двигательных способностей курсантов, которые обусловливают достижение успеха в силовом противостоянии правонарушителю.

В процессе специальной физической подготовки решаются две основные

задачи:

• во-первых, повышение функциональных возможностей организма курсанта;

• во-вторых, активизация морфофункциональных перестроек в организме, что в итоге способствует повышению адаптационных возможностей организма к различным не предвиденным ситуациям в служебной деятельности, где применения физической силы не избежать.

Эти задачи решаются посредством использования специальных скоростно-силовых упражнений и различных способов затруднения условий выполнения физических упражнений.

Скоростно-силовая подготовка является одним из важных разделов специальной физической подготовки. К средствам СФП относятся упражнения, которые:

во-первых, соответствуют соревновательному упражнению по режиму работы организма;

во-вторых, содержат тренирующие воздействия, способные повысить тот уровень функциональных возможностей, которым организм уже располагает;

в-третьих, обеспечивают необходимую энергетическую базу для совершенствования технико-тактического мастерства [4].

Одним из путей повышения эффективности тренировочного процесса курсантов является рациональное использование средств и методов скоростной, скоростно-силовой и силовой подготовки в период всего обучения.

Физическая подготовленность курсанта является условием и фактором эффективного решения им в будущей профессиональной деятельности широкого круга оперативно-служебных и служебно-боевых задач ОВД (табл. 1).

Критерием эффективности реализации задач по физической подготовке курсантов является выполнение всех требований контрольных нормативов по годам обучения.

Выпускник вуза МВД России должен уметь и знать:

- тактику действий и основы личной безопасности при обезвреживании и силовом задержании правонарушителя;

- механизм проведения самоконтроля физической нагрузки на занятиях;

- использовать боевые приемы борьбы в различных ситуациях с применением болевых, удушающих и сковывающих действий, уметь вести рукопашную схватку с применением подручных средств;

- быть физически выносливым, ведя длительное преследование правонарушителя с преодолением различных естественных и искусственных препятствий;

- уметь организовывать и проводить занятия по физической подготовке с личным составом подразделений.

Таблица № 1

Взаимосвязь оперативно-служебных задач, двигательных действий и физических качеств сотрудников ОВД

Задачи ОВД Действия по выполнению задач ОВД Необходимые физические качества

Пресечение (подавление) вооруженного мятежа Блокирование, штурм, задержание Специальная выносливость, абсолютная и взрывная сила

Освобождение заложников Абсолютная и взрывная сила

Пресечение угона транспортных средств Абсолютная и взрывная сила, специальная выносливость

Пресечение захвата и террористических акций на Объектах ОВД Вытеснение, блокирование, задержание, переноска грузов (нападающих, блокирующих) Общая и специальная выносливость, абсолютная и взрывная сила

Пресечение блокирования транспортных коммуникаций

Пресечение массовых беспорядков в населенных пунктах и в учреждениях исполнения наказания Оцепление, блокирование, рассечение, вытеснение, изъятие зачинщиков Абсолютная и взрывная сила, специальная выносливость

Охрана правопорядка и обеспечение общественной безопасности на улицах и других общественных местах Патрулирование, преследование, задержание правонарушителей Общая и специальная выносливость, абсолютная сила, скоростно-силовые качества

Участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Патрулирование, преследование, задержание правонарушителей и мародеров, переноска грузов (людей)

Розыск и задержание вооруженных и особо опасных преступников Поиск, преследование, блокирование, штурм, задержание Общая и специальная выносливость, абсолютная и взрывная сила

Ликвидация незаконных вооруженных формирований и банд

Подводя итог, одним из путей совершенствования физической подготовки в образовательных организациях системы МВД России является проведение практических занятий в комплексе с другими видами профессиональной деятельности в условиях, приближенных к реальным (комплексные практические занятия). Эти занятия придают обучению курсантов целенаправленный профессионально-прикладной характер, воспитывающий у них психологическую устойчивость к деятельности в экстремальных условиях.

Литература

1. Баркалов С. Н. Основные направления взаимосвязи физкультурной и профессиональной деятельности //Наука-2020. 2018. № 8(24). С. 5-9.

2. Герасимов И. В. Методика подготовки сотрудников органов внутренних дел к выполнению контрольных упражнений на быстроту и ловкость // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2017. № 3(72). С. 107-111.

3. Моськин С. А. Роль физической подготовки в профессиональном обучении

курсантов и слушателей для практической деятельности в ОВД // Наука-2020. 2018. № 1-1(17). С. 104-109.

4. Моськин С. А. Особенности специальной физической подготовки курсантов женского пола образовательных организаций МВД России // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2016. № 4(69). С. 131-133.

References

1. Barkalov S.N. The main directions of the relationship of physical education and professional activity //Science-2020. 2018. No. 8 (24). Pp. 5-9.

2. Gerasimov I. V. Methods of training employees of internal affairs bodies to perform control exercises on speed and agility //Scientific Bulletin of the Orlov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanova. 2017. No. 3 (72). Pp. 107-111.

3. Moskin S.A. The role of physical training in the vocational training of cadets and students for practical activities in the ATS //Science-2020. 2018. No. 1-1 (17). Pp. 104109.

4. Moskin S.A. Features of special physical training of female students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanova. 2016. № 4 669). P. 131-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.