Научная статья на тему 'Использование кейс-метода обучения в системе повышения квалификации работников социальной сферы'

Использование кейс-метода обучения в системе повышения квалификации работников социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кейс-метод / социальная сфера / повышение квалификации / социальный работник / обучение работников / case-study method / social sphere / advanced training / social worker / employee training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. А. Тимошенко

В статье рассматриваются особенности повышения квалификации работников социальной сферы. Автор делает вывод, что использование кейс-метода является наиболее ориентированным на практическую работу. Это позволяет в короткие сроки курсов развивать у слушателей профессиональные навыки и умения. Представлены требования, которые следует учитывать педагогам при разработке кейс-заданий для работников социальной сферы. Даны рекомендации по организации работы преподавателя со слушателями при решении кейс-заданий. Разработан алгоритм решения кейс-заданий для слушателей курсов. Особое внимание уделено компетенциям, которые формируются у слушателей при использовании кейс-метода. Специфика профессиональной деятельности социальных работников обусловливает и проблематику кейс-заданий, которые должны отражать наиболее актуальные проблемные ситуации в социальной сфере, возникающие при взаимодействии с клиентами социальной работы, коллегами, с другими учреждениями и специалистами социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE CASE-STUDY METHOD OF TRAINING IN THE SYSTEM OF INCREASING THE QUALIFICATION OF WORKERS OF SOCIAL SPHERE

The article discusses features of advanced training for social workers. The author concludes that the use of the case-study method is the most focused on practical work. This allows students to develop professional skills and abilities in the short term courses. The paper presents the requirements that teachers should consider when developing case studies for social workers. Recommendations are given on the organization of the teacher’s work with students in solving case assignments. An algorithm for solving case assignments for course students has been developed. Particular attention is paid to the competencies that are formed in students using the case method. The specifics of the professional activities of social workers also condition the problem of case-tasks, which should reflect the most pressing social problems arising when interacting with clients of social work, with colleagues, other institutions and social professionals.

Текст научной работы на тему «Использование кейс-метода обучения в системе повышения квалификации работников социальной сферы»

УДК 37

Tmoshenko N.A., Director of Gerontological Center "Beshtau" (Zheleznovodsk), postgraduate, Department of Social Technologies, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: kaf.socteh@yandex.ru

USING THE CASE-STUDY METHOD OF TRAINING IN THE SYSTEM OF INCREASING THE QUALIFICATION OF WORKERS OF SOCIAL SPHERE. The

article discusses features of advanced training for social workers. The author concludes that the use of the case-study method is the most focused on practical work. This allows students to develop professional skills and abilities in the short term courses. The paper presents the requirements that teachers should consider when developing case studies for social workers. Recommendations are given on the organization of the teacher's work with students in solving case assignments. An algorithm for solving case assignments for course students has been developed. Particular attention is paid to the competencies that are formed in students using the case method. The specifics of the professional activities of social workers also condition the problem of case-tasks, which should reflect the most pressing social problems arising when interacting with clients of social work, with colleagues, other institutions and social professionals. Key words: case-study method, social sphere, advanced training, social worker, employee training.

Н.А. Тимошенко, директор геронтологического центра «Бештау», г. Железноводск, аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: kaf.socteh@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

В статье рассматриваются особенности повышения квалификации работников социальной сферы. Автор делает вывод, что использование кейс-метода является наиболее ориентированным на практическую работу. Это позволяет в короткие сроки курсов развивать у слушателей профессиональные навыки и умения. Представлены требования, которые следует учитывать педагогам при разработке кейс-заданий для работников социальной сферы. Даны рекомендации по организации работы преподавателя со слушателями при решении кейс-заданий. Разработан алгоритм решения кейс-заданий для слушателей курсов. Особое внимание уделено компетенциям, которые формируются у слушателей при использовании кейс-метода. Специфика профессиональной деятельности социальных работников обусловливает и проблематику кейс-заданий, которые должны отражать наиболее актуальные проблемные ситуации в социальной сфере, возникающие при взаимодействии с клиентами социальной работы, коллегами, с другими учреждениями и специалистами социальной сферы.

Ключевые слова: кейс-метод, социальная сфера, повышение квалификации, социальный работник, обучение работников.

Кейс-метод в настоящее время является наиболее востребованным в системе повышения квалификации сотрудников различных сфер деятельности, в том числе и работников социальной сферы. Использование в образовательном процессе метода кейсов позволяет достичь высоких показателей в развитии у слушателей профессиональных компетенций. Интерес к применению кейс-метода в постдипломной подготовке работников обусловлен тем, что новые знания усваиваются путем решения кейса, то есть ситуационной задачи (задания), опираясь на базовые профессиональные знания и опыт собственной профессиональной деятельности. Кейс-метод как педагогическая технология рассматривается с различных сторон: дидактической, технологической, методической, содержательной. Реализация кейс-метода предполагает рассмотрение кейс-задания, приготовленного преподавателем и направленного на изучение определенной темы или проблемы. В научной литературе (А.М. Деркач, Э.В. Наумова, Е.Н. Красикова, Е.В. Егорова, Д.А. Елисеев, И.В. Шумова, А.В. Малаева, А.В. Стрелкова и др.) кейс-задание представляется как специально разработанное преподавателем (на основе реального практического материала, практической деятельности социальных учреждений) задание для обучающихся (студентов, слушателей), нацеленное на формирование определенных профессиональных знаний и умений.

Выделим особенности слушателей курсов повышения квалификации, в данном случае - работников учреждений социальной сферы (центры занятости, центры социального обслуживания граждан, геронтологические центры, центры психологической помощи и т.д.): 1) постоянное взаимодействие с гражданами, нуждающимися в помощи и поддержке; 2) работа в системе «человек - человек», что предполагает повышенный уровень коммуникации; 3) эмоциональные перегрузки; 4) наличие опыта практической деятельности, а у некоторых слушателей - наличие опыта управленческой деятельности в учреждениях социальной работы (руководители центров, отделов, служб); 5) потребность в новых знаниях практического плана, которые можно применить в своей работе и др. Специфика и место работы слушателей курсов будут определять содержание кейс-заданий, которые могут быть использованы в период обучения.

Использование кейс-метода направлено на активизацию и развитие различных профессиональных компетенций слушателей (работников социальной сферы) курсов повышения квалификации:

1) получение новых теоретических профессиональных знаний;

2) совершенствование практических профессиональных умений;

3) развитие способностей к деловому общению и деловой коммуникации;

4) накопление профессионального опыта;

5) моделирование профессиональных ситуаций с целью повышения профессионального мастерства [1, 2].

При использовании кейс-метода слушатели курсов могут проявить свои аналитические и оценочные способности, совершенствовать навыки командной работы, проявить теоретические знания в практической деятельности. Педагоги (Е.И. Зритнева, Л.А. Саенко и др.) [3] отмечают, что «использование кейс-метода в образовательной практике курсов повышения квалификации способствует раз-

витию у слушателей способности к решению поставленных задач различными способами, а также определения наиболее оптимальных их них».

При решении кейс-заданий у слушателей активизируется процессы воображения, импровизации, они максимально приближаются к описанной ситуации как к реальной, фактически происходит процесс «погружения». Такое «погружение» требует от слушателей выработки нескольких решений, принятия наиболее верного из них. В своей профессиональной деятельности слушатели (социальные работники) постоянно сталкиваются со сложными ситуациями, связанными с клиентами социальной работы, членами семей граждан, являющихся получателями социальных услуг, с коллегами, сотрудниками иных учреждений социальной работы. Готовых «рецептов» в решении сложных ситуаций и конфликтов практически нет, однако применение кейс-метода помогает «воспроизвести» и успешно решить ту или иную проблему или конфликтную ситуацию, которые могут появиться в профессиональной деятельности работника социальной сферы. Деятельность работников социальной сферы осуществляется в системе «человек - человек», поэтому рассмотрение реальных ситуаций позволяет слушателям курсов проанализировать ситуации, которые возникли в других учреждениях. Грамотно направленная дискуссия между слушателями и преподавателем при решении кейса способствует видению и нахождению новых нестандартных решений в проблемных и конфликтных ситуациях. Все это направлено на развитие профессиональных компетенций слушателей.

Все вышеизложенное позволяет заключить, что использование кейс-метода на курсах повышения квалификации и иной последипломной подготовке работников социальной сферы способствует развитию профессиональных умений и навыков, а именно:

- аналитических умений: синтез понятий и определений, анализ ситуаций, логика и последовательность действий, классификация данных;

- практических навыков: способность к решению нестандартных профессиональных задач, проблемных ситуаций;

- творческих умений: готовность к применению своего творческого потенциала при решении профессиональных задач;

- коммуникативных навыков: способность вести беседу с клиентом социального учреждения и членами его семьи, диалог и взаимодействовать с другими специалистами социальных учреждений, способность вести доказательный монолог опираясь на теоретические знания, используя таблицы, графики и т.д.;

- навыков самоанализа: анализ собственной деятельности, принятых решений, собственного поведения, самоконтроль;

- социальных навыков: способность к оценке деятельности и поведения коллег.

Для слушателей курсов кейс-задания должны быть более практико-ориен-тированные, чем кейсы для студентов вузов, поскольку слушатели уже прошли базовое обучение и имеют опыт работы, а иногда и опыт управленческой деятельности.

При разработке кейс-заданий для слушателей курсов преподавателям следует уделить внимание следующим аспектам:

- ситуация в кейсе должна быть актуальной для данной категории слушателей и для их профиля работы, только в этом случае кейс будет обучающим;

- использование реальной проблемной ситуации;

- описать проблемную ситуацию следует грамотно, не упустив детали и не прибегая к излишнему тексту;

- в предлагаемой ситуации должен присутствовать неразрешенный вопрос или противоречие;

- для решения кейс-задания должно быть выделено определенной количество времени, не следует затягивать решение задания [4].

На курсах повышения квалификации для слушателей могут быть использованы различные виды кейсов - тексты, устные задания, видео-кейсы, тесты, рисуночный кейс.

В зависимости от цели и изучаемой темы объемы кейсов могут быть различными. Краткие кейсы часто используются в западноевропейских странах, а в американской системе обучения наиболее популярны большие кейсы (более двух страниц текста). Отметим, что кейсы больших объемом могут вызывать затруднения у слушателей при его анализе и решении. Поэтому большие кейсы следует разбить на более маленькие по объему и логичные элементы.

Среди кейсов выделяют следующие типы: обучающие, аналитические, эвристические и исследовательские. Наиболее распространённым для курсов повышения квалификации является использование аналитических, эвристических и исследовательских кейсов. Рассмотрим типы кейсов более подробно.

Обучающий кейс направлен на формирование заданных качеств, умений у обучающихся. Обучающимся (студентам или слушателям) предлагается высказать свое мнение, отношение к предложенной ситуации. Педагог должен прокомментировать ответы, а затем дать обоснованное и правильное решение.

Аналитический кейс характеризуется тем, что в нем обязательно предлагается несколько вариантов решений (обычно 3 - 4 варианта). Слушатели должны провести анализ каждого из предложенных вариантов, склониться к одному из них, аргументируя свой выбор.

Эвристический кейс направлен на выработку у слушателей собственного решения поставленной задачи, опираясь на предложенные материалы в кейсе. При эвристическом кейсе возможно дополнение кейса новой информацией, которую слушатели могут искать самостоятельно. Это могут быть документы, тексты, схемы, иллюстрации и т.д.

Исследовательский кейс очень похож по структуре и функциональности на эвристический. Отличие в том, что кейс-задание не закончено, и при решении кейса слушатели могут дополнить готовый кейс новой информацией в зависимости от выбранного решения. В результате получается новый кейс, но уже обучающего или аналитического типа. Выбор педагогом типа кейса зависит от уровня подготовки группы слушателей повышения квалификации: опыта их практической работы, должности, направленности учреждения социальной сферы, уровня образования слушателей, профессиональной направленности, длительности периода после окончания учебного заведения. Педагогические возможности использования кейс-метода значительно выше, нежели у традиционных методов обучения на курсах повышения квалификации (например, лекция, устный опрос и др.). Решая кейс-задание, преподаватели и все слушатели в группе находятся в постоянном взаимодействии, дискутируют друг с другом, принимают сторону другого или отстаивают свою, стараются обосновать свои решения. Применения таких активных методов, как кейс-метод можно считать основным в совершенствовании профессиональных компетенций слушателей, в том числе и слуша-

Библиографический список

телей - работников социальной сферы. Использование кейс-метода предполагает возможность применения и других методов активного обучения: «мозговой штурм», игровые технологии, моделирование, SWOT-анализ, систематизация, метод классификации и др. Работая с кейс-заданием, слушателям курсов повышения квалификации необходимо придерживаться следующего алгоритма:

- ознакомиться с заданием кейса, определить главные моменты (ключевые позиции), отделить лишнее;

- проанализировать выявленную проблему, описанную в кейсе, сформулировать и озвучить эту проблему;

- осуществить поиск дополнительной информации, которая может понадобиться при решении проблемы и отсутствующей в кейс-задании;

- с периодичностью проводить контроль времени, просматривать несколько раз условия кейс-задания, чтобы не допустить упущений;

- разделить выполняемые задачи среди участников группы, которая совместно решает кейс-задание: аналитик, организатор, критик, эксперт, оформитель; каждый участник группы слушателей должен проявить себя при решении кейс-задания;

- регистрировать, лучше в письменном виде, все возникающие идеи у слушателей для решения кейса;

- выработать единое мнение и прийти к единому совместному решению;

- представить результаты решения кейс-задания в виде доклада, презентации, небольшого отчета и т.п., необходимо, чтобы это было наглядно, доступно и понятно не только участникам группы, но и другим слушателям;

- аргументированно представить результаты выполнения кейс-задания.

Принимая во внимание специфику работы в учреждениях социальной сферы, нами определена последовательность работы с кейс-заданиями, которую необходимо учитывать преподавателям курсов повышения квалификации. Слушателям, начинающим впервые работать с кейс-заданием, преподавателю необходимо создать динамичную атмосферу при обсуждении проблемы. Преподавателю следует предложить слушателям несколько последовательных вопросов, направленных на выявление основных элементов кейса, например, 1) опишите кратко ситуацию в кейс-задании; 2) охарактеризуйте проблему, которая возникла в ситуации кейс-задания (лучше формулировать односложную фразу); 3) «кто виноват?» в описанной ситуации кейс-задания (должно быть совместное обсуждение, необходимо привести слушателей к единому мнению); 4) «что делать?» (слушателям необходимо предложить несколько вариантов решения кейс-задания).

Таким образом, анализ литературы и собственный опыт работы на курсах последипломной подготовки работников социальной сферы позволил сделать ряд выводов:

- использование кейс-метода в системе повышения квалификации является наиболее эффективным механизмом при формировании новых профессиональных компетенций, развития уже имеющихся профессиональных умений и навыков слушателей - работников социальной сферы;

- специфика профессиональной деятельности социальных работников обусловливает и проблематику кейс-заданий, которые должны отражать наиболее актуальные проблемные ситуации в социальной сфере, возникающие при взаимодействии с клиентами социальной работы, коллегами, с другими учреждениями и специалистами социальной сферы;

- кейс-метод дает возможность «погружения» в проблему для слушателей курсов (работников социальной сферы), стимулирует потребность в получении новых знаний, позволяет развивать аналитические способности, профессиональные умения и навыки.

1. Горовая О.А. Использование активных методов обучения в системе повышения квалификации в условиях реализации ФГОС НОО. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011; № 3 (8). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-aktivnyh-metodov-obucheniya-v-sisteme-povysheniya-kvalifikatsii-v-usloviyah-realizatsii-fgos-noo-1

2. Зритнева Е.И. Повышение квалификации сотрудников системы социальной защиты населения Ставропольского края: компетентностный подход. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016; № 1 (52): 125 - 131.

3. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Методологические подходы к изучению феномена социальной ответственности личности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016; Т. 8. № 5-2: 141 - 145.

4. Саенко Л.А. Аксиологическое содержание образования в условиях трансдисциплинарности. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 6 (67): 136 - 137.

5. Саенко Л.А. Педагогические технологии внутрифирменного обучения. Ставрополь: Компания «Бюро новостей», 2010.

6. Саенко Л.А. Безработные как субъекты обучения. Сибирский педагогический журнал. 2008; № 6: 178 - 189.

7. Barsukova T.I., Shvachkina L.A., Rodionova V.I., Saenko L.A., Baranov S.T. Social exclusion as theoretical construct: conceptualization problems. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018; Т. 8, № 2: 209 - 216.

References

1. Gorovaya O.A. Ispol'zovanie aktivnyh metodov obucheniya v sisteme povysheniya kvalifikacii v usloviyah realizacii FGOS NOO. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2011; № 3 (8). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-aktivnyh-metodov-obucheniya-v-sisteme-povysheniya-kvalifikatsii-v-usloviyah-realizatsii-fgos-noo-1

2. Zritneva E.I. Povyshenie kvalifikacii sotrudnikov sistemy social'noj zaschity naseleniya Stavropol'skogo kraya: kompetentnostnyj podhod. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2016; № 1 (52): 125 - 131.

3. Saenko L.A., Zritneva E.I. Metodologicheskie podhody k izucheniyu fenomena social'noj otvetstvennosti lichnosti. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2016; T. 8. № 5-2: 141 - 145.

4. Saenko L.A. Aksiologicheskoe soderzhanie obrazovaniya v usloviyah transdisciplinarnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 6 (67): 136 - 137.

5. Saenko L.A. Pedagogicheskie tehnologii vnutrifirmennogo obucheniya. Stavropol': Kompaniya «Byuro novostej», 2010.

6. Saenko L.A. Bezrabotnye kak sub'ekty obucheniya. Sibirskij pedagogicheskijzhurnal. 2008; № 6: 178 - 189.

7. Barsukova T.I., Shvachkina L.A., Rodionova V.I., Saenko L.A., Baranov S.T. Social exclusion as theoretical construct: conceptualization problems. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018; T. 8, № 2: 209 - 216.

Статья поступила в редакцию 30.03.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.