Научная статья на тему 'Повышение квалификации в развитии профессионально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России'

Повышение квалификации в развитии профессионально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL-PERSONAL POTENTIAL / СОТРУДНИК / EMPLOYEE / LISTENER / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ADVANCED TRAINING / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / PERSONAL POTENTIAL / СЛУШАТЕЛЬ КУРСОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гойнов И.В.

В статье показано, что является сущностью понятия профессионально-личностный потенциал. Представлен обзор исследований, в которых рассматривались вопросы, связанные с развитием личностно-профессионального потенциала. Изложены основные формы организации повышения квалификации сотрудников, востребованные в настоящее время. Выявлены направления работы на курсах повышения квалификации для наиболее полного раскрытия профессионально-личностного потенциала слушателей курсов сотрудников ФСИН. Показана роль практико-ориентированного и дифференцированного обучения в развитии профессионально-личностного потенциала сотрудников, слушателей курсов повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF QUALIFICATION IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL-PERSONAL POTENTIAL OF EMPLOYEES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

The article shows that the basics of the concept is professional-personal potential. The review of researchers who examined the issues related to the development of personal and professional potential is presented. The basic modern forms of the organization of improvement of professional skill of employees are stated. The research reveals the main directions of work at the courses of professional development for the most complete disclosure of the professional and personal potential of the employees of the Federal penitentiary service of Russia. The role of practice-oriented and differentiated training in the development of the professional and personal potential of staff, students of advanced training courses is shown.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации в развитии профессионально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России»

11. Конкурс знатоков творчества З.А. Биишевой (викторина). Народная культура донесла до нас древние традиции, которые не должны быть забыты. Но культура не может жить одной

Библиографический список

традицией, она постоянно поддерживается новым временем и новым поколением, вступает в несколько изменившиеся исторические условия.

1. Баймурзина В.И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность: монография. 2-е изд., перераб. и доп. Уфа: Баш. гос. ун-т; Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. акад. им. Зайнаб Биишевой, 2008.

2. Биишева З.А. Емеш. Роман. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987.

3. Биишева З.А. Емеш. Трилогия. (Книга первая). Уфа: «Китап», 1998.

4. Биишева З.А. Жизнь и творчество. Фотоальбом. На башкирском и русском языках. Уфа: «Китап», 2009.

5. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студ. и высш. пед учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Издательский центр «Академия», 2000.

References

1. Bajmurzina V.I. 'Etnopedagogika bashkirskogo naroda: istoriya isovremennost': monografiya. 2-e izd., pererab. i dop. Ufa: Bash. gos. un-t; Sterlitamak: Sterlitamak. gos. ped. akad. im. Zajnab Biishevoj, 2008.

2. Biisheva Z.A. Emesh. Roman. Ufa: Bashkirskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1987.

3. Biisheva Z.A. Emesh. Trilogiya. (Kniga pervaya). Ufa: «Kitap», 1998.

4. Biisheva Z.A. Zhizn'i tvorchestvo. Fotoal'bom. Na bashkirskom i russkom yazykah. Ufa: «Kitap», 2009.

5. Volkov G.N. 'Etnopedagogika: Uchebnik dlya stud. i vyssh. ped ucheb. zavedenij. 2-e izd., ispr. i dop. Moskva: Izdatel'skij centr «Akade-miya», 2000.

Статья поступила в редакцию 09.06.18

УДК 374.72

Goynov I.V., postgraduate, Department of Social Technologies, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia),

senior teacher, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (Perm, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

IMPROVEMENT OF QUALIFICATION IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL-PERSONAL POTENTIAL OF EMPLOYEES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA. The article shows that the basics of the concept is professional-personal potential. The review of researchers who examined the issues related to the development of personal and professional potential is presented. The basic modern forms of the organization of improvement of professional skill of employees are stated. The research reveals the main directions of work at the courses of professional development for the most complete disclosure of the professional and personal potential of the employees of the Federal penitentiary service of Russia. The role of practice-oriented and differentiated training in the development of the professional and personal potential of staff, students of advanced training courses is shown.

Key words: professional-personal potential, employee, listener, advanced training, personal potential.

И.В. Гойнов, соискатель каф. социальных технологий, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь;

преп. ФКОУ ВО «Пермский институт федеральной службы исполнения наказаний России», г. Пермь,

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОТРУДНИКОВ ФСИН РОССИИ

В статье показано, что является сущностью понятия профессионально-личностный потенциал. Представлен обзор исследований, в которых рассматривались вопросы, связанные с развитием личностно-профессионального потенциала. Изложены основные формы организации повышения квалификации сотрудников, востребованные в настоящее время. Выявлены направления работы на курсах повышения квалификации для наиболее полного раскрытия профессионально-личностного потенциала слушателей курсов - сотрудников ФСИН. Показана роль практико-ориентированного и дифференцированного обучения в развитии профессионально-личностного потенциала сотрудников, слушателей курсов повышения квалификации.

Ключевые слова: профессионально-личностный потенциал, сотрудник, слушатель курсов, повышение квалификации, личностный потенциал.

Основу развития потенциала личности составляет идея её саморазвития и самоактуализации (В.И. Андреев, Л.Н. Куликова, Д.Б. Эльконин и др.), так как потенциал - это разница между тем, каков человек есть (что имеет в качестве интеллектуально-трудового и нравственного «багажа») и тем, каким он может стать (В.Н. Марков).

На теоретическом и эмпирическом уровнях доказано, что в процессе целенаправленного воздействия на личность, создаются условия для формирования и развития её потенциала (Н.И. Болдырев, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев, В. . Кукушкин, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, И.П. Подласый, И.В. Саванович, В.А. Сластенин, М.Г. Тайчинов, Е.Н. Шиянов).

В научных работах отмечается, что в основе личностного потенциала лежит отношение к труду как высшей жизненной потребности. Структура личностного потенциала сотрудника ФСИН состоит из работоспособности, которая зависит не только от психофизиологических, но и социальных характеристик человека; профессиональной компетентности, умений, знаний; креативности, устремленности совершенствовать свое рабочее место и технологический процесс, в который он включен; способности к

сотрудничеству в условиях массового производства; меры осознания ответственности за свою работу перед своими коллегами и самим собой [1].

Значительное место в изучении проблемы формирования и развития личностного потенциала занимают междисциплинарные исследования, в частности, акмеологические основы развития профессионала, в том числе, его потенциальных возможностей изучали A.A. Бодалев, A.A. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.; роль и функции педагога в развитии субъектных потенциалов личности в работах И.Ф. Бережной, Н.М. Борытко, А.К. Осницкий и др.; условия образовательной среды для развития личностного потенциала выявляли И.Ф. Аметов, Л.Д. Бережнова, Г.И. Гапоно-ва, Г.Б. Горская [2].

Отмечается, что личностный потенциал - это основа личности, которая определяет ее готовность к жизнедеятельности, реализации стратегии личностного, социального и профессионального становления, дает возможность карьерного роста [2]. Основу личностного потенциала составляют задатки и способности, которые получают развитие в определённых условиях деятельности и от которых зависит профессионализм и компетентность специалиста [3].

В современных условиях наметились определенные тенденции развития повышения квалификации специалистов различных профессий, обусловленные запросами личности и социума в приобретении новых знаний и получении дополнительных импульсов в профессиональной деятельности: динамичность, мобильность, гибкость, вариативность содержания; субъект-ность, самостоятельность и активность слушателей курсов [4].

Являясь динамичной, мобильной, гибкой и оперативной структурой, система повышения квалификации кадров обеспечивает единство прикладных, фундаментальных и методологических знаний, необходимых для реализации определенных функциональных обязанностей, знакомит слушателей курсов с новейшими достижениями науки и передового опыта в профессиональной деятельности.

Динамичность современной жизни, активная глобализация, информатизация и технологизация интенсифицировали процесс «устаревания» полученных в учебных заведениях знаний и умений. Эту проблему успешно решает система повышения квалификации, являясь звеном непрерывного образования человека, обеспечивающим профессионально-личностную динамику. Если высшие учебные заведения несут ответственность за освоение учащимися фундаментальных, исторически сложившихся, устоявшихся знаний и умений в определенной профессиональной сфере, то институты повышения квалификации отвечают за освоение актуальных и инновационных профессиональных компетенций.

Не всегда профессионально-личностный потенциал сотрудника раскрывается во время его учебы в образовательных организациях. Зачастую, новые профессиональные возможности раскрываются уже во время несения службы. В тоже время, очень важно регулярное повышение квалификации сотрудников, поскольку выходят новые положения, постановления и т. д.

В настоящее время на курсах повышения квалификации реализуются несколько видов обучения:

- краткосрочные курсы (до 72 часов), которые создаются для рассмотрения определённых тем и вопросов конкретного

Библиографический список

производства или службы (часто такие курсы ПК реализуются по месту работы или службы) [4];

- тематические семинары и среднесрочные курсы ПК (от 72 до 100 часов) для рассмотрения производственных, социально-экономических, технологических проблем отрасли, организуются на уровне района, области, края и т. д.;

- долгосрочные курсы ПК (свыше 100 часов) предполагают углубленное рассмотрение актуальных вопросов и проблем соответствующей профессиональной отрасли.

Организация взаимодействия с сотрудниками во время прохождения курсов ПК предусматривает подачу максимально новых знаний для слушателей, знаний, которые являются лич-ностно значимыми для сотрудников, реализуются условия самостоятельности и активности. Реализация дифференцированного и личностно-ориентированного подходов на курсах ПК обеспечивает максимальную заинтересованность слушателей, что позволяет выстраивать индивидуальную траекторию освоения необходимого объема материала [5; 6].

Важным является тот факт, что на курсах повышения квалификации происходит обмен мнениями с другими сотрудниками по актуальным вопросам, затронутым в рассмотрении. Общение сотрудников является необходимым эффектом развития их профессионально-личностного потенциала.

Наиболее востребованы практико-ориентированные формы работы на курсах ПК, поскольку именно в практической деятельности может реализоваться профессиональный потенциал слушателей.

В последние годы наметиллся ряд новых тенденций, связанных с принятием законодательных актов, влияющих на деятельность учреждений отбывания наказаний: принят Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы», принята новая редакция Уголовно-исполнительного кодекса и др. В связи с этим рассмотрение новых аспектов на курсах повышения квалификации будет актуальным и своевременным.

1. Зритнева Е.И. Повышение квалификации сотрудников системы социальной защиты населения Ставропольского края: компетент-ностный подход. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016; 1 (52): 125 - 131.

2. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Методологические подходы к изучению феномена социальной ответственности личности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016; Т. 8; № 5-2: 141 - 145.

3. Саенко Л.А. Аксиологическое содержание образования в условиях трансдисциплинарности. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 6 (67): 136 - 137.

4. Саенко Л.А. Педагогические технологии внутрифирменного обучения. Ставрополь: Компания «Бюро новостей», 2010.

5. Саенко Л.А. Безработные как субъекты обучения. Сибирский педагогический журнал. 2008; № 6; 178 - 189.

6. Vodenko K.V., Ponomarev P.A., Vergun T.V., Zritneva E.I., Volkova L.A. University as center of regional social-economic and scientific-innovative development. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018; Т. 8; № 3: 76 - 86.

References

1. Zritneva E.I. Povyshenie kvalifikacii sotrudnikov sistemy social'noj zaschity naseleniya Stavropol'skogo kraya: kompetentnostnyj podhod. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2016; 1 (52): 125 - 131.

2. Saenko L.A., Zritneva E.I. Metodologicheskie podhody k izucheniyu fenomena social'noj otvetstvennosti lichnosti. Istoricheskaya isocial'no-obrazovatel'naya mysl'. 2016; T. 8; № 5-2: 141 - 145.

3. Saenko L.A. Aksiologicheskoe soderzhanie obrazovaniya v usloviyah transdisciplinarnosti. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 6 (67): 136 - 137.

4. Saenko L.A. Pedagogicheskie tehnologii vnutrifirmennogo obucheniya. Stavropol': Kompaniya «Byuro novostej», 2010.

5. Saenko L.A. Bezrabotnye kak sub'ekty obucheniya. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2008; № 6; 178 - 189.

6. Vodenko K.V., Ponomarev P.A., Vergun T.V., Zritneva E.I., Volkova L.A. University as center of regional social-economic and scientific-innovative development. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018; T. 8; № 3: 76 - 86.

Статья поступила в редакцию 14.06.18

УДК 379.82-053.2-056.24

Golovko T.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: ti_golovko@mail.ru

Mursina E.I., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: murzina310@mail.ru

SOCIAL AND CULTURAL TECHNOLOGIES OF WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES. The article examines organizational aspects of the use of technologies of socio-cultural activities in the work with children with disabilities. As an investigation task, the authors define an attempt to evaluate the experience of using forms of leisure activities and cultural and creative rehabilitation of children with disabilities in public and non-profit public organizations of Altai Krai, as well as the potential for their joint activities with an educational institution. Particular attention is paid to the analysis of work programs with children suffering from infantile cerebral palsy, early childhood autism, as well as the stages of developing "The Sun for All!", a social and cultural project for working with children with Down syndrome.

Key words: leisure, social and cultural activities, project, children with disabilities, social organization, educational institution, cultural and creative rehabilitation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.