Лебеденко О. Н., Пестова Е. В., Демидова С. Ю.Использование Интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - № 4 (19) октябрь - декабрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/4/00795.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 378.146
Лебеденко Ольга Николаевна
старший преподаватель ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск on.leb edenko@om gau.org
Пестова Елена Васильевна
старший преподаватель ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Демидова Светлана Юрьевна
старший преподаватель ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск sveta_ 19_68 @mail. ru
Использование Интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку в
неязыковом вузе
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты использования ресурсов сети Интернет в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Предлагаются виды аудиторной и внеаудиторной работы с применением информационных технологий. Отмечается влияние использования Интернет-ресурсов на занятии на повышение мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.
Ключевые слова: иностранный язык, Интернет-ресурсы, информационные технологии, внеаудиторная работа.
Образовательный процесс в любой сфере в наше время невозможно представить без использования информационных технологий. Вхождение России в единое образовательное пространство и интенсивное развитие глобальной компьютерной сети обусловили необходимость применения разнообразных Интернет - ресурсов, в том числе и при обучении иностранным языкам.
Стоит отметить, что в неязыковом вузе цели и задачи обучения иностранному языку изменились коренным образом. В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, в процессе освоения дисциплины «Иностранный язык» в непрофильном вузе обучающийся должен овладеть универсальными компетенциями, дающими возможность «осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах» [4, с.6].
Таким образом, современному специалисту необходимо владеть иностранным языком как средством делового общения в рамках осуществления своей профессиональной деятельности.
Новые цели и задачи обучения иностранному языку обусловили усовершенствование форм и методов обучения, изменение содержания деятельности преподавателя и обучающегося. Особый акцент в настоящее время делается на активной познавательной деятельности студентов, их самостоятельной работе по поиску, обработке и применению новой информации. Не секрет, что количество аудиторных часов, выделенных на изучение иностранного языка в непрофильном вузе, ограничено, и Интернет здесь становится незаменимым помощником как педагога, так и обучающегося.
В первую очередь, использование Интернет-ресурсов обеспечивает студентам возможность работать с аутентичным языковым материалом и многочисленными учебными ресурсами, представленными в Сети. Страноведческая информация, тексты профессиональной направленности, аудио- и видеоуроки, новости СМИ - все это преподаватель может эффективно использовать на аудиторном занятии и в качестве основы заданий для внеаудиторной работы студентов.
С помощью современных информационных технологий обучающиеся получают возможность общаться с носителями языка, что повышает мотивацию и познавательный интерес к изучению иностранного языка. Лишь с помощью Интернета можно создать подлинную языковую среду и поставить задачу формирования потребности в изучении иностранного языка [2, с.73].
В последние годы возможности Интернета активно используются в вузах как форма осуществления научной деятельности студентов, в том числе и в области иностранного языка: разнообразные всероссийские и международные интернет-конкурсы на лучшую студенческую научную работу, онлайн олимпиады, конкурсы на лучший перевод текста помогают обучающимся совершенствовать свои языковые умения и навыки и повысить свой уровень владения иностранным языком.
Мультимедийный проект по определенной теме является базовым видом внеаудиторной работы обучающихся в неязыковом вузе. Студент ищет материал по теме, пользуясь всеми доступными ему либо рекомендованными преподавателем Интернет-ресурсами, сам отбирает, классифицирует и систематизирует аутентичный языковой материал. Такой вид учебной работы способствует активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся и их саморазвитию, педагог же в данном случае выступает как организатор, оказывающий помощь и руководящий деятельностью [3, с.64].
В процессе работы с текстами профессиональной направленности Интернет-ресурсы также незаменимы. Преподаватель тщательно отбирает аутентичные материалы, ориентируясь на их доступность в языковом плане и соответствие изучаемой тематике, при необходимости адаптирует их, составляет глоссарий. Студентам может быть предложено найти в сети дополнительную информацию по профилю, проработать соответствующие видео- и аудиоматериалы, изучить опыт страны изучаемого языка в сфере своей будущей профессиональной деятельности. Такого рода задания позволяют обучающимся получить более полное представление о выбранной профессии, а также эффективно овладеть профессиональной лексикой на иностранном языке, что необходимо будущему специалисту для успешного осуществления деловой коммуникации.
В настоящее время учебные материалы широко представлены в Интернете. Студенты могут зарегистрироваться в электронной библиотеке и получить широкий доступ к необходимым учебникам. Мультимедийные пособия по иностранному языку, созданные российскими и зарубежными авторами, позволяют обучающимся прослушивать аудиозаписи, просматривать фильмы и клипы, выполнять тесты онлайн, сразу же корректируя свои ошибки, и находить дополнительную информацию по интересующей тематике. Огромным преимуществом здесь является экономия времени обучающихся и возможность добиться наилучшего результата в изучении иностранного языка, неоднократно выполняя одно и то же задание, прослушивая отрывок либо просматривая фрагмент учебного фильма.
Использование в аудиторной работе электронных словарей традиционно вызывает интерес у студентов. С помощью преподавателя они знакомятся с наиболее удобными в применении и осваивают возможности этих Интернет-ресурсов, выполняя практические задания с таким словарем индивидуально или в группах.
Следует сказать, что активное использование Интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку предполагает наличие компьютерного класса с подключением к Интернету. Занятие в таком классе позволяет осуществлять интерактивное взаимодействие обучающихся друг с другом и с преподавателем посредством использования мультимедийной учебной информации, а также учитывать индивидуальные особенности студентов, что повышает их мотивацию и самооценку [1, с.23].
Однако использование Интернет-ресурсов не должно стать самоцелью для преподавателя иностранного языка в его аудиторной и внеаудиторной работе. Необходимо четко представлять, с какой целью, какой именно ресурс и в какой форме должен быть задействован на том или ином этапе занятия.
Таким образом, регулярное использование Интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза качественно улучшает учебный процесс, повышает познавательную активность и мотивацию обучающихся, в значительной мере способствует реализации практически ориентированного подхода в обучении иностранному языку, дает возможность преподавателю эффективно сочетать разнообразные виды и формы аудиторной и внеаудиторной работы.
Ссылки на источники:
1. Зайцева С. Е. Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http ://na-j ournal. ru/22013 -gumanitarnye-nauki/283 -formirovanie-motivatii-izuchenii a-inostrannogo-j azyka-u-studentov-nej azykovyh-specialnostei - Дата доступа: [13.11.2019]
2. Лавров Д.О. Классификация проблем. Термины и определения // Вопросы Интернет-образования. 2003. — № 15. — С. 72-77.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров // Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. и др.; Под редакцией Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия». — 2003. — С.58-73.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. -URL https://moluch.ru/archive/91/19390/ - Дата доступа: [01.12.2019]
Olga Lebedenko
Senior Lecturer
FSBEIHE Omsk SAU, Omsk
Elena Pestova
Senior Lecturer
FSBEI HE Omsk SAU, Omsk
ev.pe stova@omgau. org
Svetlana Demidova
Senior Lecturer
FSBEI HE Omsk SAU, Omsk
sveta_ 19_6 8 @mail. ru
Applying Internet Sources in the Process of Teaching a Foreign Language in a Non-
Linguistic University
Abstract. The article deals with the aspects of applying Internet sources in the process of teaching a foreign language in a non-linguistic university. Different forms of class work and out-of-class work with using information technologies are considered. The positive effect on the students' motivation for learning a foreign language is mentioned.
Keywords: foreign language, Internet sources, information technologies, out-of-class work.