Научная статья на тему 'Способы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка в неязыковом вузе'

Способы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / АУТЕНТИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / УЧЕБНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / MOTIVATION / FOREIGN LANGUAGE / OUT-OF-CLASS WORK / AUTHENTIC MATERIALS / STUDENT PRESENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебеденко Ольга Николаевна

В статье рассматриваются способы повышения мотивации студентов в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Предлагаются виды аудиторной и внеаудиторной работы, приводятся примеры заданий, направленные на формирование положительной мотивации обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебеденко Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of Developing Students’ Motivation for Learning a Foreign Language in a Non-linguistic University

The article deals with the methods of developing students’ motivation in the process of learning a foreign language. Different forms of class work and out-of-class work are considered; the tasks aimed at the forming of positive motivation of students are given.

Текст научной работы на тему «Способы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка в неязыковом вузе»

Лебеденко О. Н. Способы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка в неязыковом вузе// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - №2 (17) апрель - июнь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/2/00747.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 378.146

Лебеденко Ольга Николаевна

старший преподаватель ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск olga.lebedenko@rambler.ru

Способы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка

в неязыковом вузе

Аннотация. В статье рассматриваются способы повышения мотивации студентов в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Предлагаются виды аудиторной и внеаудиторной работы, приводятся примеры заданий, направленные на формирование положительной мотивации обучающихся.

Ключевые слова: мотивация, иностранный язык, аутентичные материалы, внеаудиторная работа, учебная презентация.

Иностранный язык в наши дни является необходимой составляющей вузовской подготовки будущих специалистов в любой области. Высококвалифицированный специалист, владеющий иностранным языком, более мобилен, конкурентоспособен на рынке труда и профессионально значим.

Однако не секрет, что в неязыковом вузе дисциплина «Иностранный язык» для обучающихся является просто обязательным предметом, который им приходится изучать в соответствии с учебным планом. Так, С.Е. Зайцева пишет, что «при всех неоспоримых преимуществах и важности английского языка студенты неязыковых специальностей в большинстве своем не рассматривают его как необходимый к изучению предмет, руководствуясь мнением, что английский язык не понадобится им в профессиональной деятельности....» [1, с.127].

Проведя опрос среди обучающихся первого курса факультета ветеринарной медицины аграрного университета, мы выяснили, что лишь 20 человек из 60 опрошенных испытывают интерес к изучению иностранного языка в стенах вуза, так как считают, что владение иностранным языком поможет им в их будущей профессиональной деятельности -сделает доступным участие в международных форумах, даст возможность отслеживать новейшие ветеринарные препараты и корма, плодотворно общаться с иностранными коллегами и т.д. Основная же часть студентов полагает, что иностранный язык ветеринару ни к чему, особенно если его профессиональная деятельность будет проходить в сельской местности.

Таким образом, очевидно, что отсутствующая либо недостаточная мотивация студентов к изучению иностранного языка в неязыковом вузе может послужить фактором, в значительной мере тормозящим процесс успешного овладения иноязычной речевой деятельностью.

Основными причинами отсутствия мотивации студентов служат как низкий уровень их школьной подготовки, так и ряд других факторов, вплоть до неприязненного отношения к преподавателю. Немотивированный студент не может испытывать должного интереса к обучению и, следовательно, быть активным участником учебного процесса.

Мотивация является неотъемлемой частью всего процесса обучения и определяется рядом факторов:

- спецификой вуза;

- организацией учебного процесса в данном вузе;

- индивидуальными особенностями обучающихся;

- индивидуальными особенностями преподавателя;

- спецификой иностранного языка как учебного предмета.

Благонравова М.А. отмечает, что мотивация помогает преодолеть объективные трудности, вызванные недостатком способностей или отсутствие практики в языковой среде, которая более доступна изучающим иностранный язык студентам в других странах [2, с.11]. Таким образом, повышение мотивации обучающихся как основного фактора успешности освоения дисциплины «Иностранный язык» является первоочередной задачей преподавателя в осуществлении процесса обучения.

Деятельность преподавателя, направленная на повышение мотивации, должна вестись систематически, в постоянном взаимодействии со студентами. Педагог, знающий и ценящий личность в каждом своем студенте, сможет сформировать положительную мотивацию к изучению иностранного языка, так как студенты будут стремиться получить одобрение и поддержку от того, кто заинтересован в них и способствует их успеху.

Так, работа над темами первого модуля «Я и моя семья» значительно способствует знакомству преподавателя с личностью каждого студента. В рамках темы студенты рассказывают о себе, своих семьях, увлечениях, описывают внешность и привычки друзей. Тщательный отбор посильного лексико-грамматического материала, практическая направленность заданий, индивидуальный подход - все это помогает обучающимся на начальном этапе освоения дисциплины в нашем вузе раскрыться, почувствовать уверенность в себе и понять, что изучение иностранного языка может быть увлекательным и практически направленным. С азартом на этом этапе выполняются такие задания, как: Describe your group-mate's appearance using the following keywords. (Опиши по ключевым словам внешность своего одногруппника). Или: Describe your relatives' characters using the given idioms. (Охарактеризуй своих родных, используя идиомы.)

В процессе изучения модуля «Я и моя будущая профессия» подбор учебного материала, способствующего повышению познавательного интереса и мотивации обучающихся, представляет особую сложность для преподавателя, так как будущие ветеринары изучают иностранный язык всего лишь на первом году обучения, и профессиональные аспекты их специальности им еще малознакомы.

Так, успехом у студентов ветеринарного факультета пользуется ролевая игра «At the Vet» («На приеме у ветеринара»). Работа осуществляется в парах, где один из студентов играет роль владельца домашнего животного, другой - ветеринарного врача. Хозяева вытягивают карточки с названием животного и указанными симптомами его предполагаемого заболевания, у ветеринара карточки с соответствующими наименованиями заболеваний и вариантами лечения. Владелец и ветеринар ведут диалог с опорой на фразы-клише с использованием изученного лексического материала.

В рамках изучения темы «Farm Animals» («Сельскохозяйственные животные») обучающие заполняют таблицу, содержащую сведения об использовании фермерских животных человеком в различных областях. На основе учебного текста «The Outer View of an Animal» («Внешний вид животного») студентам предлагается рассказать на английском, как выглядит их домашний питомец и описать его повадки, используя в качестве иллюстративного материала фотографию либо рисунок.

Следует отметить, что все вышеперечисленные задания в процессе обучения иностранному языку значительно повышают творческую активность студентов, вызывают положительные эмоции и облегчают усвоение иноязычного материала, что, безусловно, способствует повышению мотивации к изучению данной дисциплины.

Говоря о подборе учебного материала, нельзя забывать о включении в процесс обучения аутентичных материалов, позволяющих приблизить содержание учебных материалов к реальным ситуациям, в которых студенты могут оказаться в повседневной жизни [3, с.1397]. Аутентичные материалы используются на всех этапах обучения иностранному языку и могут представлять собой как тексты (открытка, рекламный текст, брошюра, письмо, программа телепередач, рецепт, объявление и т.д.), так и подлинные аудио- и видеоматериалы (реклама, интервью, программа новостей и др.). Использование подобных материалов на занятии значительно повышает интерес к предмету и активизирует все виды иноязычной речевой деятельности обучающихся.

Наряду с тщательным отбором и организацией учебного материала, положительно влияет на мотивацию студентов и их участие в различных видах внеаудиторной работы. В нашем вузе обучающимся предлагается подготовить компьютерные презентации на иностранном языке по страноведческой тематике, причем спектр тем очень разнообразен: студент может сделать сообщение о любимой музыкальной группе, выдающемся деятеле, крупном вузе страны изучаемого языка. Работа над учебной презентацией развивает навыки самостоятельной поисковой деятельности студентов, учит их работать с современными иностранными сайтами, отбирать и обрабатывать нужную информацию. Учебная деятельность такого рода предполагает постоянную обратную связь с преподавателем, который осуществляет контроль и направляет в рамках выбранной тематики. Возможность выбора темы, самостоятельного отбора лингвострановедческого материала и использования компьютерных технологий в процессе работы над презентацией способствуют повышению мотивации студентов и вносят в процесс обучения элемент творчества.

В завершение хотелось бы подчеркнуть, что процесс мотивирования студентов в процессе обучения иностранному языку непрерывен, требует комплексного подхода и непрестанной, кропотливой работы преподавателя. Невозможно использовать новые приемы и методы на каждом занятии, но сделать так, чтобы каждый из студентов добился хоть малого, но успеха, стал активным полноправным участником учебного процесса, почувствовал, что заниматься иностранным языком увлекательно и полезно для будущей профессиональной жизни, в наших силах.

Ссылки на источники:

1. Зайцева С. Е. Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://na-joumal.ru/2-2013-gumanitamye-nauki/283-formirovanie-motivacii-izuchenija-inostrannogo-jazyka-u-studentov-nejazykovyh-specialnostej - Дата доступа: [13.05.2019]

2. Благонравова М.А. Пути повышения иноязычной лингвистической компетенции студентов экономических специальностей // Языковые и профессиональные компетенции преподавателей и студентов в экономическом вузе. Материалы XVII Школы повышения квалификации преподавателей иностранных языков вузов экономического профиля. 2016. С.10-16.

3. Логинова А. В., Отбанов Н. А. Способы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С.1395-1397. — URL https://moluch.ru/archive/91/19390/ - Дата доступа: [27.05.2019]

Olga Lebedenko

Senior Lecturer

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

olga.lebedenko@rambler.ru

Methods of Developing Students' Motivation for Learning a Foreign Language in

a Non-linguistic University

Abstract. The article deals with the methods of developing students' motivation in the process of learning a foreign language. Different forms of class work and out-of-class work are considered; the tasks aimed at the forming of positive motivation of students are given.

Keywords: motivation, foreign language, out-of-class work, authentic materials, student presentation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.