Научная статья на тему 'Повышение мотивации к обучению профессиональному иностранному языку в неязыковом вузе'

Повышение мотивации к обучению профессиональному иностранному языку в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1740
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ / УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ / КУРС «ГЕОЛОГИЯ» / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНО ЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / MOTIVATION / CONDITIONS OF INCREASING MOTIVATION / STUDY MATERIAL / GEOLOGICAL COURSE / FOREIGN LANGUAGE FOR SPECIFIC PURPOSE / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Вероника Евгеньевна, Гейвус Анастасия Станиславовна

Авторы поднимают проблемы повышения мотивации к процессу обучения профессиональ ному иностранному языку в неязыковом вузе. В статье представлены основные особенности, функции и виды мотивации, условия ее повы шения, а также определена специфика учебного материала по специальности «Геология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронова Вероника Евгеньевна, Гейвус Анастасия Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increasing of motivation to learning foreign languages for specific purpose in non-language university

The article reveals the role of motivation in the process of teaching of professional foreign language in non-linguistic university. The main features, functions and types of motivation, conditions of its increasing are presented, and also the key characteristics of material on the course «Geology » are defined.

Текст научной работы на тему «Повышение мотивации к обучению профессиональному иностранному языку в неязыковом вузе»

минут первый обучающийся должен сделать паузу и построить гипотезу, основанную на полученной информации. Затем опрос продолжается еще 10 минут, и он направлен на уточнение гипотезы. Затем первый обучающийся должен сформулировать смысл ожиданий второго. А тот, в свою очередь, — уточнить, насколько первый обучающийся точно понял его ожидания. Затем партнеры меняются ролями.

Это упражнение дает возможность обучающимся сформулировать свои ожидания и связать их с важными для них контекстами. Это также позволяет им практиковаться в построении гипотез, опросах и, кроме того, лучше познакомиться друг с другом.

Такой подход к обучению системному мышлению направлен на то, чтобы помочь обучающимся понять, как происходит процесс обучения. Они начинают осознавать, что их же-

лание получить новые знания является частью их постоянных колебаний между желанием стабильности и желанием перемен.

Для повышения эффективности обучения преподавателю следует опираться на вопросы обучающихся по курсу. Они могут касаться как содержания, так и методов обучения. Чтобы преподавать хорошо, преподаватель должен видеть себя как часть системы «преподавание — обучение» и понимать, что он сам не может избежать влияния этого процесса.

1. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. — М.: Советское радио, 1958. — 216 c.

2. Haley J. Leaving Home: The Therapy of Disturbed Young People. — New-York : McGraw-Hill Co., 1980. — 315 р.

3. Maturana H. Biology of language: the epistemology of reality. In Miller G. A. and Lennenberg, (Eds.) Psychology and Biology of Language and Thought. — New-York : Academic Press., 1978. — 19 р.

УДК/UDC 372/ 881. 111. 1 В. Е. Миронова, А. С. Гейвус

V. Mironova, A. Geyvus

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ INCREASING OF MOTIVATION TO LEARNING FOREIGN LANGUAGES FOR SPECIFIC PURPOSE IN NON-LANGUAGE UNIVERSITY

Авторы поднимают проблемы повышения мотивации к процессу обучения профессиональному иностранному языку в неязыковом вузе. В статье представлены основные особенности, функции и виды мотивации, условия ее повышения, а также определена специфика учебного материала по специальности «Геология».

The article reveals the role of motivation in the process of teaching of professional foreign language in non-linguistic university. The main features, functions and types of motivation, conditions of its increasing are presented, and also the key characteristics of material on the course «Geology » are defined.

Ключевые слова: мотивация, повышение мотивации, учебный материал, курс «Геология», профессиональный иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция.

Keywords: motivation, conditions

of increasing motivation, study material, geological

course, foreign language for specific purpose, foreign language communicative competence.

В современном обществе активно применяются и стремительно развиваются новейшие технологии и результаты научных достижений во всех областях знания, что значительно влияет на цели и задачи высшего профессионального образования, в котором ключевой фигурой является личность будущего специалиста, обладающего определенным набором качеств и компетенций. Предполагается, что выпускник должен постоянно совершенствовать свои навыки, регулярно получать новые знания, формулировать и решать сложные задачи. Владение одним или несколькими иностранными языками является важнейшим условием формирования такой личности, поскольку постепенное расширение международных контактов требует от специалиста достаточно развитой

иноязычной коммуникативной компетенции. Иноязычная коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Рассматривая процесс обучения профессиональному иностранному языку, следует отметить, что студенты технических специальностей не всегда владеют иностранным языком на достаточно высоком уровне. В связи с данным фактом необходимо решить задачи по привлечению студентов к изучению иностранного языка, повышению уровня их мотивации. Однако существует ряд проблем в процессе обучения, которые являются значительной преградой в преподавании иностранного языка.

Прежде всего это недостаточное количество часов, отведенных на изучение данной дисциплины в неязыковом вузе. В качестве примера можно привести Институт природных ресурсов, в котором студенты младших курсов изучают иностранный язык 4 часа в неделю (два занятия); что касается старших курсов, на программу по профессиональному иностранному языку отводится еще меньшее количество времени, на данном этапе обучения дисциплина постепенно приобретает элективный характер. В связи с указанной проблемой ограничено количество материала, необходимого для эффективного обучения иностранному языку.

Низкий уровень владения иностранным языком студентов технических специальностей является еще одной проблемой в процессе обучения. Преподаватели сталкиваются с тем, что студенты поступают в университет, не обладая знаниями и навыками, достаточными для полноценной иноязычной коммуникации. Отсюда возникает трудность в обучении таких студентов как базовому, так и профессиональному иностранному языку.

Недостаточная мотивация студентов к обучению выступает также серьезной преградой в образовательном процессе, поскольку для наиболее эффективного и целесообразного изучения иностранного языка студент должен осознавать, что иностранный язык сегодня — неотъемлемая часть процесса обучения, без которой невозможно развить все ключевые компетенции, добиться успеха на значительном уровне. Неспособность осуществлять иноязычное взаимодействие приводит к более низким результатам и достижениям, возможности такого специалиста более ограничены,

отражением чему служит неудовлетворенность как качеством образования, так и выбором профессии в дальнейшем.

На старших курсах, после освоения базового иностранного языка, у студентов следует выработать мотивацию к изучению профессионального иностранного языка, необходимого для их будущей специальности, что сделать достаточно сложно, поскольку помимо осознания необходимости в изучении данной дисциплины, обучающиеся должны иметь интерес к предмету, желание познавать новый материал и преодолевать трудности, связанные с процессом изучения иностранного языка.

Довольно часто преподаватели сталкиваются с тем, что на начальном этапе обучения значительное количество студентов чувствуют потребность в изучении данной дисциплины, проявляют интерес к иноязычному общению, однако при появлении первых трудностей желание продолжать обучение постепенно снижается. Можно выделить несколько причин данного явления. Во-первых, недостаточно четкое понимание цели изучения иностранного языка студентами технического вуза. Во-вторых, отсутствие стремления преодолевать трудности в процессе обучения, что связано со слабо развитыми базовыми общеучебными компетенциями. В-третьих, возможной причиной ослабления интереса к предмету может выступать недостаточно выраженное стремление преподавателя вызвать интерес к дисциплине, низкий уровень креативности и творческого подхода, а также игнорирование индивидуальных особенностей и потребностей студентов, что отражается на отборе и использовании материала, который может не соответствовать уровню подготовки студентов, их интересам, будущей профильной направленности.

Помимо указанной проблемы, далеко не все преподаватели обладают глубокими знаниями современных методик, технологий и приемов. Соответственно, занятия строятся, как правило, при помощи обычных учебных пособий и стандартных упражнений. Учитывая склонности студентов к соответствующей профессиональной деятельности, преподаватель дисциплины может разработать систему интересных задач-заданий, курсовых проектов, работ и т. д., выполнение которых будет содействовать формированию информационной основы деятельности и профессионально значимых качеств [3, с. 42].

Огромное значение в процессе обучения имеют взаимоотношения преподавателя со студентами. В ситуациях, где отношения но-

сят негативный характер, уровень мотивации резко снижается в связи с нежеланием участников образовательного процесса взаимодействовать друг с другом. Что касается доброжелательных отношений между преподавателем и студентами, интерес к дисциплине может значительно повыситься.

Поскольку мотивация занимает важное место в обучении, следует определить значение этого понятия. Мотивация — это результат внутренних стремлений человека, его интересов, а также осознание необходимости изучения предмета. [1, с. 76]. Мотивом к углубленному изучению служит причина, по которой реализуется учебная или учебно-познавательная деятельность, функцию мотива могут принимать мысли, чувства, предметы, все, что способно вызвать желание что-либо делать, познавать, изучать.

Ученые выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию. Внутренняя мотивация обусловлена процессом обучения. В данном случае ключевым аспектом является интерес непосредственно к иностранному языку как системе, средству коммуникации. Обучающиеся с увлечением приобретают и совершенствуют навыки, компетенции, связанные с иноязычным общением, в том числе с носителями языка. Рассматривая понятие внутренней мотивации, следует пояснить, что важную роль в изучении играет целеустремленность студентов, дальновидность, прогнозирование собственных профессиональных достижений, будущий специалист осознает, что знание иностранного языка позволяет ему саморазвиваться, совершенствовать интеллектуальную составляющую личности, а также реализовывать собственные планы по достижению профессионального успеха. Источниками внешней мотивации выступают желание студентов угодить родителям, семье, успешная сдача зачета или экзамена, похвала и одобрение преподавателя либо признание в группе, соревновательный аспект и многие другие стимулы, связанные с внешней (социальной) характеристикой мотивации [2, с. 179].

Мотивация является важнейшим условием эффективного обучения иностранному языку, поскольку выполняет ряд функций:

1) побудительная функция — мотивация побуждает студента осуществлять учебно-познавательную деятельность для достижения определенных целей;

2) развивающая — при наличии мотивации высокой степени студент активно вовлекается в учебную деятельность, развивая интеллект,

мышление, необходимые навыки и способности;

3) организационная — мотивация и дисциплина неразрывно связаны между собой, при наличии мотивации студент более продуктивно и организованно планирует собственную деятельность, ожидаемые результаты, сроки выполнения заданий и этапы работы;

4) психологическая — актуальная функция для мотивации к изучению иностранного языка, поскольку коммуникация и взаимодействие с окружающими людьми, в том числе с носителями языка, не могут существовать отдельно от самого понятия «иностранный язык». Общение подразумевает психологический контакт с людьми, что может благополучно осуществляться только при наличии мотивации к взаимодействию на иностранном языке;

5)ориентационная — помогает студенту понимать и ориентироваться в учебном и языковом материале, информации на иностранном языке, включает в себя умение искать нужные данные, отличать главное от второстепенного.

В образовательном процессе перед преподавателем стоит сложная задача — найти и применить подходящий учебный материал, целесообразно используемый для обучения студентов неязыкового вуза иностранному языку, поскольку данная задача неразрывно связана с поддержанием высокого уровня мотивации. Для правильного выбора материала, связанного с профильной терминологией в сфере нефти и газа по курсу «Геология», необходимо учитывать:

— связь учебного материала с будущей профильной деятельностью студентов. Обучающиеся должны получать информацию, являющуюся полезной для более эффективного погружения в сферу своей будущей специальности. При обучении с помощью материала нефтегазовой (геологической) направленности студентам следует обращать внимание на такие разделы, как: «Геологические основы профессиональной деятельности», «Методы разведки месторождений», «Добыча нефти и газа», «Бурение скважин», «Транспорт и хранение нефти и газа», «Безопасность производства».

Таким образом, мотивация стимулируется за счет новых возможностей для более успешной будущей карьеры и работы в компаниях международного уровня;

— наличие в учебном материале преодолимого уровня сложности. Предлагаемый преподавателем материал должен содержать определенные трудности, которые студент способен преодолеть, поскольку более детальное изу-

чение достаточно сложной информации способствует развитию необходимых компетенций;

— соответствие материала уровню подготовки студентов, их специализации;

— индивидуальный подход к обучению студентов. В процессе учебной деятельности можно выделить три блока особенностей развития личности студентов, которые влияют на отбор учебного материала по профессиональному языку с целью повышения мотивации.

Первая группа отличительных особенностей развития личности связана с процессом учения. Эта группа включает следующие показатели: уровень подготовки студентов по иностранному языку, врожденные способности, когнитивные аспекты, критическое мышление, скорость усвоения материала, степень развития общеучебных компетенций и стратегий обучения.

Вторая группа особенностей связана с социально-психологической стороной личности: взаимодействие студентов друг с другом, отличительные черты темперамента, умения работать в группе и самостоятельно, восприятие критики, рефлексия, степень мотивации к изучению профессионального языка, вид мотивации.

Третья группа охватывает потребности, интересы и увлечения студентов, которые также могут проявиться в процессе обучения профессиональному иностранному языку, при выборе подходящего материала, методик и приемов, необходимых и целесообразных для определенной группы студентов.

В рамках обучения профессиональному иностранному языку по направлению «Геология» необходимо учитывать, что наличие профильной терминологии в учебном материале несколько затрудняет образовательный процесс. Это связано с достаточно сложной лексикой, темами более низкой коммуникативной направленности. Основная цель данного курса — это развитие иноязычной коммуникативной компетенции как средства профессионального взаимодействия на международном уровне. Данный курс предусматривает обогащение профильной лексики во всех видах речевой деятельности; с его помощью студенты учатся находить, понимать, перерабатывать, переводить информацию, необходимую в их дальнейшей профессиональной деятельности, с помощью аутентичных материалов; развивать умения письменной речи, осваивать различные виды официальных писем, документов; совершенствовать коммуникативную компетенцию на профессиональном уровне, применяя соответствующую лексику, являющуюся

частью будущей специальности обучающихся.

Студенты, обучающиеся по курсу «Профессиональный иностранный язык» в Институте природных ресурсов Томского политехнического университета, изучают следующие разделы:

1. Geology as a science (темы: What is geology? The main laws of geology. Famous geologists).

2. Fossils (What is a fossil? Relative Dating: Using Rocks. Relative Dating: Fossils. Geological time scale).

3. Sizing up the Earth (Our layered planet. The structure of the Earth. Earth’s size and shape. Earth’s building blocks).

4. Rocks and Minerals (The rock cycle. Earth’s building blocks. Minerals and their physical properties. Basic rock types. Minerals and rocks).

5. Igneous rocks (Anatomy of a volcano. Igneous rocks and its properties. The characteristic differences of igneous rocks).

6. Sedimentary rocks (Rocks from sediments. Origin of rocks: rocks from living things, chemicals, fragments. Occurrence of sedimentary rocks. Classification and types of sedimentary rocks).

7. Metamorphic rocks (Occurrence, characteristics and classification of meta-morphic rocks).

8. The Earth’s crust (The structure of oceanic crust. The ocean floor. Sea floor spreading. Plate tectonics in action, structure of continental crust. Mountain building aspects. How continents appear. The process of orogenesis).

9. Folding and faulting (Faults and Folds).

Данные разделы изучаются на 3-м курсе

в течение одного академического года. Учебный материал является достаточно сложным для понимания. Следовательно, студенты сталкиваются с определенными трудностями, которые им необходимо преодолеть, что может стать причиной снижения уровня мотивации, потери интереса к дисциплине. Для того чтобы избежать подобных негативных последствий, преподавателю следует постоянно поддерживать мотивацию студентов. Для получения положительных результатов в обучении относительно степени мотивации студентов следует придерживаться определенных правил:

— использовать видео-, документальные фильмы на заданные темы с разработанными к ним упражнениями;

— применять оригинальные тексты, научные статьи, результаты исследований зарубежных ученых;

— на занятиях по профессиональному языку необходимо уделять внимание всем аспектам языка и видам речевой деятельности;

— учебный материал следует связывать с будущей профессиональной деятельностью студентов, со специальностью «геолог»;

— привлечение студентов к посещению лекций и семинаров по направлению «Геология», организуемых при участии иностранных ученых, где обучающиеся не только слушают выступления о современных исследованиях в области геологии и природных ресурсов, а также имеют возможность задать вопросы, связанные с их профильной деятельностью;

— активное использование на занятиях заданий коммуникативной направленности, способствующих развитию коммуникативной компетенции, а следовательно мотивации. Наиболее эффективными формами обучения являются метод проектов, презентации, различные виды игр (в особенности ролевые и деловые), дискуссии, дебаты;

— интенсивное применение интерактивных, компьютерных технологий в обучении;

— вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность. Принимая участие в научных конференциях, занимаясь исследованием, разработкой статей, студенты повышают не только свой уровень владения профессиональным языком, основными компетенциями, но и повышают уровень мотивации, уверенность в собственных способностях.

В заключение следует отметить, что интерес студента к иностранному языку, мотивация во многом зависят от того учебного материала, который предлагает преподаватель во время занятий. Процесс изучения данной дисциплины является достаточно сложным и специфическим, особенно учитывая специфику профильной направленности, поэтому перед преподавателем ставится серьезная задача — поддерживать заинтересованность обучающихся неязыкового вуза к предмету, используя многообразие методов и приемов обучения профессиональному иностранному языку. Качество учебного материала имеет большое значение в данном процессе, поскольку он входит в содержание курса обучения, является важной опорой в данном процессе. Правильно и грамотно выбранная учебная информация способствует большей заинтересованности студентов в профессиональном иностранном языке, повышению мотивации как к изучению данной дисциплины, так и к процессу обучения в целом.

1. Лазарева М. В. Педагогические условия управления деятельностью профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учреждении : дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004. - С. 173.

2. Миронова В. Е. Использование игровой методики в целях повышения мотивации к обучению английскому языку студентов института геологии и нефтегазового дела (на примере материала по курсу «Геология») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2010. — № 1(5); ч. 1. — С. 179 - 182.

3. Соколова И. Ю. Педагогическая психология: учебное пособие. — Томск : Изд-во ТПУ, 2007. — С. 270.

УДК/UDC 378.147 Е. Г. Кузнецова, Р. М. Светлова,

Л. Г. Ибрагимова

E. Kuznetsova, R. Svetlova, L. Ibragimova

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ» В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX OF THE DISCIPLINE «RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE» AT THE MEDICAL UNIVERSITY

В статье описан опыт применения учебнометодических материалов дисциплины «русский язык как иностранный» для иностранных студентов IV курса, изучающих русский язык в медицинском университете.

This article describes the experience in developing and testing of educational-methodical complex of discipline «Russian as a foreign language» for foreign students IV year studying Russian at the Medical University. It combines

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.