Научная статья на тему 'Формирование положительной мотивации при изучении иностранного языка в техническом вузе'

Формирование положительной мотивации при изучении иностранного языка в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранный язык / положительная мотивация / учебнометодические средства / преподаватель / технический вуз. / foreign language / positive motivation / teaching aids / instructor / technical univer- sity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В. Н. Смирнова, Е. О. Бондаренко

В статье рассматривается проблема положительной мотивации при изучении иностранного языка в техническом вузе. Определяются такие способы формирования положительной мотивации как содержание учебного материала, организация учебной деятельности, коллективные формы обучения, стиль педагогической деятельности. Сделан вывод о формировании положительной мотивации при изучении иностранного языка у студентов технического вуза как многокомпонентном процессе, объединяющем роль преподавателя и современный арсенал учебно-методических средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В. Н. Смирнова, Е. О. Бондаренко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING A POSITIVE MOTIVATION IN THE STUDY OF A FOREIGN LANGUAGE IN A TECHNICAL UNIVERSITY

The article deals with the problem of positive motivation when learning a foreign language in a technical university. Such methods of forming positive motivation as the content of educational material, the organization of educational activities, collective forms of learning, style of pedagogical activity are defined. The conclusion on the formation of positive motivation in the study of a foreign language among students of a technical university as a multi-component process that combines the role of the instructor and the modern arsenal of teaching and learning tools is made.

Текст научной работы на тему «Формирование положительной мотивации при изучении иностранного языка в техническом вузе»

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В.Н. Смирнова, канд. филос. наук, доцент Е.О. Бондаренко, студент

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (Россия, г. Пенза)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10557

Аннотация. В статье рассматривается проблема положительной мотивации при изучении иностранного языка в техническом вузе. Определяются такие способы формирования положительной мотивации как содержание учебного материала, организация учебной деятельности, коллективные формы обучения, стиль педагогической деятельности. Сделан вывод о формировании положительной мотивации при изучении иностранного языка у студентов технического вуза как многокомпонентном процессе, объединяющем роль преподавателя и современный арсенал учебно-методических средств.

Ключевые слова: иностранный язык, положительная мотивация, учебно-методические средства, преподаватель, технический вуз.

Как было показано нами в предыдущих публикациях, при изучении иностранного языка в неязыковом вузе одним из важнейших факторов является положительная мотивация, которая обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность студентов, как в аудитории, так и при выполнении самостоятельной работы [4, с. 233; 5, с. 11].

Теоретические аспекты мотивации при изучении иностранного языка нашли свое отражение в работах отечественных исследователей, среди которых С.Л. Волкова [1], Н.Д. Гальскова [2], С.Е. Зайцева [3] и др. В обобщенном толковании мотивация - это совокупность процессов, регулирующих содержание мышления и поведенческий акт личности, определяющих направление функциональных способностей личности и объясняющих интенсивность осуществления ее действий. Мотивация в обучении, включающая мотивы, ценности, цели и интересы индивида, определяет значимость учебно-познавательной деятельности.

Исследователь С.Л. Волкова выделяет два типа мотивов, определяющих учебную деятельность - мотивы достижения и познания. Мотив познания определяется как основа учебно-познавательной деятельности человека, возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном

взаимодействии студентов и преподавателей. Мотив достижения подчиняется профессиональной направленности, так как во время обучения в вузе формируется фундамент будущей трудовой деятельности [1]. Как самостоятельный мотив в обучении выступает познавательный интерес как черта личности студента.

В структуре положительной мотивации при изучении иностранных языков целесообразно выделить следующие виды мотивов:

1. Мотивы перспективы определяют осознанное приобретение статуса профессионально подготовленного и образованного специалиста.

2. Коммуникативные мотивы связанны со стремлением индивида к утверждению в коллективе.

3. Когнитивные мотивы связаны с получением положительных эмоций в процессе обучения и подразумевают интерес к знаниям.

4. Прагматичные мотивы лежат в основе стремления студента к получению материальной выгоды в будущей трудовой деятельности.

5. Мотивы ответственности связаны с проявлением ответственности перед представителями референтной группы, мнение которых авторитетно.

Практический анализ мотивации студентов 1-х курсов направления подготовки «Строительство» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства показал следующие результаты. Участникам анкетирования было предложено расположить следующие виды мотивов при изучении иностранного языка в порядке значимости:

1) необходимость использования в работе (получение престижной работы, профессиональная коммуникация);

2) изучение языка для целей личного общения (личностно-социальная коммуникация);

3) интерес к культуре другой страны (межкультурное познание);

4) для собственного удовольствия (эстетическая функция языка);

5) мотив ответственности (авторитетное влияние).

Во всех группах опрошенных студентов доминирующим явился мотив «работа» (82%). На втором месте мотив познания (72%) Далее указывается мотив «личная коммуникация» (63%), а мотивы «удовольствие» (75%) «ответственность» (75%) занимают, в основном, последнее место. Таким образом, наиболее важными мотивами при изучении иностранного языка для студентов неязыковых направлений подготовки являются необходимость получения наилучших профессиональных возможностей в перспективе и иноязычная коммуникативная компетенция; второстепенными являются внутренние мотивы: потребность в межкультурном познании, удовольствие, ответственность.

Формирование положительной мотивации в неязыковом вузе осложняется тем, что не у всех студентов выработано позитивное отношение к учебе в целом и к изучению иностранного языка, в частности. Для представителей технических направлений подготовки зачастую характерно восприятие иностранного языка как лишнего предмета для будущей профессиональной деятельности. Наряду с этим, отсутствие внешней языковой среды (особенно в провинциальном вузе) предполагает обучение иноязычной речевой деятельности в искусственно-моделируемых

условиях. Перед преподавателем иностранного языка встает задача заинтересовать студентов непрофилирующим предметом. Убедительными в этом случае могут стать следующие аргументы: универсальные возможности применения профильного образования (например, занятость в иностранной компании); высокий интеллектуальный личностный статус индивида; возможность участия в различных видах иноязычной коммуникации (туризм, международные браки).

В качестве способов формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка на неязыковых факультетах целесообразно рассмотреть следующие:

1) Содержание учебного материала. Содержание обучения определяется информацией, полученной от преподавателя, из учебной литературы, учебных средств. Однако при выборе учебного материала нужно учитывать имеющиеся образовательные потребности учащегося. Содержание учебного материала на иностранном языке должно определяться профессиональной направленностью.

2) Организация учебной деятельности. Успех обучения иностранным языкам во многом определяется умственной работоспособностью обучаемого, которая зависит от рациональной организации режима обучения. Мотивирующая сила эффективного обучения заключается в эмоциональном насыщении через новизну, занимательность и наглядность. Поэтому форма подачи учебного материала должна активизировать познавательные психические процессы.

3) Коллективные формы учебной деятельности. Важно находить выход в реальную коммуникацию и возможные языковые контакты в своей стране и за рубежом. На практике иноязычное общение может быть успешно осуществлено в случае оформленности у учащихся знаний, умений и навыков, владение которыми позволит им приобщиться к социокультурным ценностям страны изучаемого языка, и будет способствовать формированию повышенной коммуникативной компетенции [2, с. 18].

4) Стиль педагогической деятельности. Актуальна не только методическая и языковая компетентность преподавателя иностранного языка, но и личный опыт применения знаний и навыков на практике, участие в современных видах языковой коммуникации (устный и письменный перевод, деловые встречи и конференции, аутентичный туристический опыт).

Библиографический список

1. Волкова С. Л. Проблема развития познавательного интереса студентов к иностранному языку [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://murzim.ru/nauka/pedagogika. -Дата обращения: 20.02.2019.

2. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М.: АРК-ТИ, 2003. - 192 с.

3. Зайцева С. Е. Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www. na-joumal.ru. - Дата обращения: 20.02.2019.

4. Смирнова В. Н., Милотаева О. С. Прагматическая эквивалентность как критерий оценки качества учебного перевода. Вестник Челябинского государственного университета. - 2018. - №10 (420). - С. 233-239.

5. Смирнова В. Н. Формирование познавательного интереса к иностранному языку в практике обучения студентов инженерно-строительного вуза. - Пенза, 2017. - 120 с.

FORMING A POSITIVE MOTIVATION IN THE STUDY OF A FOREIGN LANGUAGE

IN A TECHNICAL UNIVERSITY

V.N. Smirnova, candidate of philosophical sciences, associate professor E.O. Bondarenko, student

Penza state university of architecture and construction (Russia, Penza)

Abstract. The article deals with the problem of positive motivation when learning a foreign language in a technical university. Such methods offorming positive motivation as the content of educational material, the organization of educational activities, collective forms of learning, style of pedagogical activity are defined. The conclusion on the formation of positive motivation in the study of a foreign language among students of a technical university as a multi-component process that combines the role of the instructor and the modern arsenal of teaching and learning tools is made.

Keywords: foreign language, positive motivation, teaching aids, instructor, technical university.

Таким образом, формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей представляется как многокомпонентный процесс, объединяющий роль преподавателя и современный арсенал учебно-методических средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.