Научная статья на тему 'Помощь обучающимся в осознании роли иностранного языка (англиийского) в их будущей профессии'

Помощь обучающимся в осознании роли иностранного языка (англиийского) в их будущей профессии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / МОТИВАЦИЯ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сороцкая А.П.

В статье поднимается вопрос о проблеме мотивации студентов к изучению английского языка, рассматриваются некоторые методические приёмы, призванные повысить их интерес к данной дисциплине через осознание её значимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сороцкая А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HELPING STUDENTS IN RECOGNIZING THE ROLE OF FOREIGN LANGUAGE (ENGLISH) IN THEIR FUTURE PROFESSION

The article deals with the problem of students' motivation for learning English. It offers some of the methodological techniques designed to raise their interest in the discipline through the understanding of its significance.

Текст научной работы на тему «Помощь обучающимся в осознании роли иностранного языка (англиийского) в их будущей профессии»

УДК 372.881.111.1

ПОМОЩЬ ОБУЧАЮЩИМСЯ В ОСОЗНАНИИ РОЛИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (АНГЛИИЙСКОГО) В ИХ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

А.П. Сороцкая

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: nasti-p@yandex.ru

В статье поднимается вопрос о проблеме мотивации студентов к изучению английского языка, рассматриваются некоторые методические приёмы, призванные повысить их интерес к данной дисциплине через осознание её значимости.

Ключевые слова: иностранный язык, роль иностранного языка, мотивация, профильное обучение.

Английский язык изучается как в языковых, так и в неязыковых вузах. Это объясняется потребностью в формировании у студентов коммуникативной компетенции, которая подразумевает владение языком, как на профессиональном уровне, так и в социально-бытовой сфере. Поэтому потребность в преемственности предметной подготовки в плане иностранного языка прослеживается не только на различных ступенях среднего образования, но и на высшей ступени получения профессионального образования. Однако цель поступающих в неязыковой вуз очень далека от цели овладеть иностранным языком. И зачастую занятия по английскому языку воспринимаются как досадная помеха при допуске к сдаче профилирующих экзаменов. В расписании дисциплина занимает незначительную долю часов, дополнительные мероприятия на иностранном языке не вызывают у студентов особого интереса, поскольку уровень их знаний в области английского языка в силу его второстепенности недостаточно высок. В итоге мы, к сожалению, наблюдаем, что далеко не все студенты на сегодняшний день осознают роль иностранного языка в их будущей профессиональной деятельности. Причины подобной ситуации, прежде всего, конечно, кроются в ошибочной мотивации обучающихся, когда их основной целью является не получение знаний, а получение положительной оценки по данной дисциплине.

Н.Е. Кузовлева1 подразделяет отношение к иностранному языку на два аспекта: интерес к нему и осознание его значимости. Поэтому задача преподавателя заключается не только в практическом овладении студентами предметом, но и в формировании у них осознания роли иностранного языка в их будущей профессии. Требования межкультурного общения поставили преподавателей перед необходимостью научить студентов на разном уровне владения умениям:

- успешно пользоваться иностранным языком в аутентичных ситуациях межкультурного общения;

1 Кузовлева Н.Е. Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1986. №4. С. 56.

- усвоить и терпимо относится на определенном уровне к чужому образу жизни и поведению;

- расширить индивидуальную картину мира за счет видения и понимания языковой картины мира носителей изучаемого языка.

Неотъемлемой частью изучения иностранного языка в школе и ссузе выступает самостоятельная работа учащихся со словарём. Большое количество незнакомой лексики, как в текстах, так и в упражнениях предполагает постоянный поиск значений слов в словаре. И таким образом к моменту поступления в вуз у абитуриентов уже имеется обширный опыт словарного поиска, что значительно облегчает их работу впоследствии в процессе обучения на второй ступени изучения иностранного языка с узкоспециализированными текстами. Ведь на сегодняшний день предполагается и ожидается, что работник может практически использовать полученные в школьном и вузовском образовании знания английского языка в процессе самосовершенствования. Например, брать информацию по своей специальности с английских сайтов, читать статьи, просматривать видео, общаться с англоязычными коллегами. Кроме того, важную роль в осознании роли иностранного языка имеет проектная деятельность. Прежде всего, осуществляются проекты внутри одной группы, когда студенты разбиваются на несколько групп и выполняют либо одинаковые задания, и в этом случае целью является поиск наилучшего варианта, либо выполняются разные задания для того, чтобы впоследствии сложить из этого общий проект, основанный на одной идее. Одним из наиболее распространённых примеров такого проекта может быть планирование зимних или летних каникул, посещение в выбранной стране каких-либо достопримечательностей, музеев, обсуждение маршрута и т.д. Также приемлемо использование ролевых игр, в течение которых студентам предоставляется возможность попробовать себя в качестве эксперта в своей будущей профессии и использовать уже специализированную лексику. Как правило, роли распределяются заранее, даётся определённый набор лексики, при этом преподаватель также может принимать участие в подобных играх. Примерами таких игр могут быть: интервью, ток шоу, собеседование и т.д. Здесь развиваются навыки говорения, аудирования, навык общения, и это является мотивационно-побудительным видом деятельности: пробуждается интерес к изучению иностранного языка. Такой принцип ситуативности рассматривает ситуацию как единицу организации процесса обучения иноязычному общению. В ситуации воссоздаётся коммуникативная реальность и тем самым возбуждается интерес подлинностью говорения. При коммуникативном обучении ситуация обеспечивает презентацию речевого материала, формирование речевых навыков, является основой организации речевых единиц.

Осознание роли иностранного языка в будущей профессии приходит и посредством внеаудиторных занятий: проведение студентами экскурсий на английском языке (для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Туризм»), постановка спектаклей (для актёров), разучивание песен (для вокалистов), презентация своего проекта (для дизайнеров), показ мод (для дизайнеров костюма) и т.д.

Таким образом, всё вышеперечисленное доказывает, что именно иностранный язык посредством межпредметных связей позволяет развить навыки не только в языке, но и в других областях. И в связи с этим в условиях современного общества, когда время обучения (количество часов) может сокращаться, а требования к профессионалам увеличиваются, актуальной становится именно идея преемственной

подготовки в системе профильного обучения иностранному языку школа-вуз (первая ступень), вуз (вторая ступень) и осознанность его значимости.

В такой ситуации поможет принцип функциональности. Функциональность означает, что любая речевая единица, любая языковая форма выполняет в процессе коммуникации какие-либо речевые функции. В процессе обучения общению на иностранном языке учащиеся не в состоянии (в связи с ограниченностью учебных часов) усвоить всю систему речевых средств в полном объеме. Поэтому необходимо создать функциональную модель этой системы, которая была бы упрощенной, минимизированной, но могла бы в функциональном плане замещать всю систему речевых средств.

Современный человек существует в глобальном мире, где в значительной мере знание иностранного языка образует основу, звено, связывающее социально-экономические, политические, культурные отношения, межличностную и профессиональную коммуникацию. От того, насколько человек осознаёт и воплощает необходимость изучения иностранного языка, другими словами, насколько он мотивирован, зависит эффективность «глобального диалога».

Список литературы

1. Искандарова О.Ю. Проблемно-коммуникативный подход как фактор активизации познавательной деятельности студентов (на материале изучения иностранного языка): Дис.к.п.н. - Уфа, 1997. - 197 с.

2. Колкова М.К. Обучение иностранным языкам в школе и вузе: Методическое пособие: Для преподавателей, аспирантов и студентов. - СПб.: Каро, 2001. - 235 с.

3. Леонтьев А.А. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. - М.: Русский язык, 1991. - 360 с.

4. Кузовлева Н.Е. Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 1986. - №4. - С. 56.

5. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: Учебное пособие / Под ред. П.И. Образцова. - Орел: ОГУ, 2005. -114 с.

HELPING STUDENTS IN RECOGNIZING THE ROLE OF FOREIGN LANGUAGE (ENGLISH) IN THEIR FUTURE PROFESSION

A.P. Sorotskaya

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: nasti-p@yandex.ru

The article deals with the problem of students' motivation for learning English. It offers some of the methodological techniques designed to raise their interest in the discipline through the understanding of its significance.

Keywords: foreign language, foreign language, motivation, and specialized training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.