Научная статья на тему 'Некоторые аспекты профессионально-ориентированного обучения студентов иностранному языку в неязыковом вузе'

Некоторые аспекты профессионально-ориентированного обучения студентов иностранному языку в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / РОЛЕВАЯ ИГРА / ПРОЕКТ / ДИСКУССИЯ / FOREIGN LANGUAGE / PROFESSIONALLY ORIENTED TEACHING / BUSINESS COMMUNICATION / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ROLE-PLAY / PROJECT / DISCUSSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебеденко О.Н., Демидова С.Ю., Пестова Е.В.

В статье рассматриваются основные принципы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Предлагаются разнообразные виды и формы реализации профессионально-ориентированного обучения на учебном занятии, способствующие успешному формированию соответствующих компетенций будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Aspects of Professionally Oriented Foreign Languages Teaching at a Non-Linguistic University

The article deals with the main questions of professionally oriented foreign languages teaching at a non-linguistic university. Different forms and methods of its realization are offered. The role of professionally oriented foreign languages teaching in the effective development of proper communicative competences of future specialists is stressed.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты профессионально-ориентированного обучения студентов иностранному языку в неязыковом вузе»

Лебеденко О. Н., Демидова С. Ю., Пестова Е. В.Некоторые аспекты профессионально-ориентированного обучения студентов иностранному языку в неязыковом вузе // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - № 4 (19) октябрь - декабрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/4/00797.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 378.146

Лебеденко Ольга Николаевна

старший преподаватель ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск on.leb edenko@om gau.org

Демидова Светлана Юрьевна

старший преподаватель ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск sveta_19_68@mail.ru

Пестова Елена Васильевна

старший преподаватель ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск ev.pestova@omgau.org

Некоторые аспекты профессионально-ориентированного обучения студентов иностранному языку в неязыковом вузе

Аннотация. В статье рассматриваются основные принципы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Предлагаются разнообразные виды и формы реализации профессионально-ориентированного обучения на учебном занятии, способствующие успешному формированию соответствующих компетенций будущих специалистов.

Ключевые слова: иностранный язык, профессионально-ориентированное обучение, деловое общение, коммуникативные умения, ролевая игра, проект, дискуссия.

В современных условиях высокой конкурентоспособности на рынке труда, с расширением международных контактов требуется новый подход к подготовке специалистов различных отраслей. Выпускник вуза в наше время должен обладать не только хорошей профильной подготовкой, но и владеть иностранным языком на профессиональном уровне, что является одной из составляющей его успеха в выбранной профессии.

Таким образом, в неязыковом вузе целью обучения дисциплине «Иностранный язык» является формирование у студентов знаний, умений и навыков, дающих возможность практически использовать иностранный язык в их будущей профессиональной деятельности.

Особую актуальность здесь приобретает профессионально-ориентированный подход к обучению иностранному языку в неязыковом вузе. Под профессионально-ориентированным обучением понимается «обучение, основанное на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, диктуемого особенностями будущей профессии или специальности» [3,с.26]. Такое обучение предусматривает профессиональную направленность не только

содержания учебных материалов, но и деятельности, формирующей иноязычные коммуникативные умения будущего специалиста.

Содержание профессионально-ориентированного обучения складывается из нескольких компонентов. Это фонетический, лексический, грамматический языковой материал, речевой материал, отобранный преподавателем с учетом профильной направленности обучающихся, набор специальных (речевых) навыков, характеризующих уровень практического владения иностранным языком как средством общения, в том числе в межкультурных ситуациях, система знаний национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка, учебные и адаптивные умения, рациональные приемы умственного труда, обеспечивающие культуру усвоения языка в учебных условиях и культуру общения с его носителями [1, с.43-45]. Именно такое содержательное наполнение дисциплины «Иностранный язык» даст возможность студенту неязыкового вуза использовать иностранный язык как средство делового и межкультурного общения.

Рассматривая иностранный язык как средство формирования профессиональной ориентации будущего специалиста, Н.Д.Гальскова отмечает, что при изучении профессионально-ориентированного языкового материала устанавливается двусторонняя связь между желанием студента приобрести специальные знания и успехом в освоении языка [1,с.52-53]. Профессионально-ориентированный подход в обучении способствует повышению интереса студентов к изучению иностранного языка, так как именно потребность студента, желающего стать квалифицированным специалистом, способным использовать свое знание иностранного языка в профессиональной деятельности, является здесь главным мотивационным аспектом.

Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку предполагает его интеграцию с профильными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности. Здесь и заключается основная проблема реализации такого обучения в вузах. Во-первых, преподаватели, ведущие занятия по иностранному языку, чаще всего не владеют специальной лексикой и зачастую не имеют представления о коммуникативных потребностях в рамках данной профессии. Безусловно, преподавателю здесь необходимо изучить основы специальности, профессиональную лексику и освоить базовую терминологию.

Во-вторых, следует отметить, что обучение иностранному языку в непрофильном вузе, как правило, осуществляется в течение первого года обучения, и студенты еще не владеют терминологическом аппаратом по профильным дисциплинам даже на русском языке. Т.Л. Кучерявая предлагает несколько способов решения возникающих трудностей:

- использовать на занятиях по иностранному языку речевой материал, знакомящий с базовыми понятиями специальности;

- на занятиях по иностранному языку создавать ситуации, в которых студенты могли бы использовать полученные теоретические знания по специальности для решения практических проблем;

- использовать материалы, уже известные студентам, но представленные с другой точки зрения;

- использовать помощь преподавателя-предметника, как для подготовки к занятиям, так и во время их проведения [2, с.337].

Профессиональная направленность в обучении иностранному языку, в первую очередь, реализуется при работе со специальными текстами. Виды работы с текстами профессиональной тематики разнообразны: здесь и предтекстовые упражнения (по заголовку или ключевым словам догадаться о содержании текста), и задания на уровне текста (найти основную идею текста, составить терминологический словарик), а также послетекстовые упражнения (найти дополнительную информацию по теме, высказать свое мнение по данному вопросу).

Все тексты профессиональной направленности должны быть тщательно отобраны и при необходимости адаптированы преподавателем, ему необходимо исключить перегруженность учебного материала специальной лексикой и терминологией, заранее снять возможные языковые трудности в его освоении.

Однако профессионально-ориентированное обучение иностранному языку не ограничивается работой студентов по чтению и переводу специальной литературы, это еще и развитие навыков устного и письменного делового общения. Такое общение предполагает ведение диалогов различного характера, публичные выступления с докладами, участие в дискуссиях, написание деловой корреспонденции и т.д. Для развития соответствующих навыков преподавателем могут использоваться следующие виды учебной работы: ролевая игра, дискуссия, проект.

Ролевая игра в рамках профессионально-ориентированного подхода является одним из наиболее эффективных методов обучения иностранному языку. Ролевая игра может служить формой контроля изученной темы, а также проводиться на разных этапах в процессе ее освоения. Моделирование и реализация разнообразных речевых ситуаций делового и профессионального общения активизирует познавательную и творческую активность студентов, развивает их мышление, способствует развитию коммуникативных умений.

Дискуссия при профессионально-ориентированном обучении все чаще находит применение на занятиях по иностранному языку, так как дает возможность обучающимся интегрировать знания из разных областей при решении какой-либо проблемы и позволяет применить языковые знания и навыки на практике. Эта форма учебной работы требует подготовки. Преподаватель заранее предлагает студентам проблему в рамках изучаемой темы, вопросы, выносимые для обсуждения. Дискуссия на иностранном языке не только метод не только позволяет воспитывать речевую культуру, но и побуждает студентов к поиску самостоятельного решения проблем, в результате чего у них формируется культура творческого мышления. Использование дискуссии при обучении иностранному языку способствует формированию у обучающихся навыков межкультурной коммуникации, что дает возможность подготовить специалиста, готового открыто вести диалог с представителями других культур и убеждений.

Проект на современном этапе обучения иностранному языку в неязыковом вузе является одной из самых востребованных форм учебной деятельности студентов. Как правило, работа над проектом относится к внеаудиторным видам деятельности обучающихся, и на его подготовку отводится достаточно длительный период времени. Преподаватель предлагает тему проекта в рамках программной тематики, определяются информационные источники и варианты презентации подготовленного материала.

Говоря о проекте по дисциплине «Иностранный язык» в контексте профессионально-ориентированного обучения, стоит отметить, что наиболее являются следующие виды проектов:

- информационный (цель его - сбор информации о каком-либо явлении, объекте, анализ, обработка, систематизация и обобщение данного материала, предъявление результатов на учебном занятии);

- исследовательский (требуют четкой структуры, продуманных целей и задач, гипотезы исследования, актуальности цели исследования и т.д.).

Работая над проектом индивидуально или в группах, обучающиеся становятся профессионально мобильными, развивают самостоятельность, познавательную активность и свои творческие навыки, совершенствуют языковые умения. Кроме того, при выполнении проекта студенты используют современные информационные технологии как для сбора необходимой информации, так и для оформления и презентации готового проекта.

Таким образом, профессионально-ориентированное обучение иностранному языку способствует формированию коммуникативных умений студентов неязыкового вуза, которые позволят ему в дальнейшем осуществлять профессиональное общение на

иностранном языке в различных сферах. Содержание профессионально направленного по дисциплине «Иностранный язык», интеграция иностранного языка с профильными дисциплинами, использование соответствующих видов и форм учебной работы - все это должно способствовать качественной подготовке выпускника, не только владеющего профессиональными навыками, но и готового использовать свои знания иностранного языка в деловом и профессиональном общении.

Ссылки на источники:

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с. - URL https://mirznanii.com/files/10/180844.pdf - Дата доступа: [03.12.2019]

2. Кучерявая Т. Л. Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Теория и практика образования в современном мире: материалы Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 336-337. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1783/ - Дата доступа: [02.12.2019]

3. Матухин Д.Л. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей, Язык и культура, № 2 (14), 2011. — C. 25-28.

Olga Lebedenko

Senior Lecturer

FSBEIHE Omsk SAU, Omsk

olga.lebedenko@rambler.ru

Svetlana Demidova

Senior Lecturer FSBEI HE Omsk SAU, Omsk sveta_ 19_6 8 @mail. ru

Elena Pestova

Senior Lecturer FSBEI HE Omsk SAU, Omsk ev.pestova@omgau.org

Some Aspects of Professionally Oriented Foreign Languages Teaching at a Non-

Linguistic University

Abstract. The article deals with the main questions of professionally oriented foreign languages teaching at a non-linguistic university. Different forms and methods of its realization are offered. The role of professionally oriented foreign languages teaching in the effective development of proper communicative competences of future specialists is stressed.

Keywords: foreign language, professionally oriented teaching, business communication, communicative competence, role-play, project, discussion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.