Научная статья на тему 'Формирование социокультурной компетенции студентов аграрного вуза в процессе внеаудиторной работы по дисциплине «Иностранный язык»'

Формирование социокультурной компетенции студентов аграрного вуза в процессе внеаудиторной работы по дисциплине «Иностранный язык» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / LANGUAGE EDUCATION / FOREIGN LANGUAGE / THE SOCIAL AND CULTURAL COMPETENCY / EXTRACURRICULAR WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Елена Владимировна, Худинша Елена Анатольевна

В статье рассматриваются способы формирования социокультурной компетенции обучающихся в рамках внеаудиторной работы по дисциплине «Иностранный язык». Отмечается значимость интерактивных форм обучения и использования Интернет-ресурсов в процессе языкового образования в аграрном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова Елена Владимировна, Худинша Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Foundation of the Social and Cultural Competency of the Students in Agrarian Institution of Higher Education in the Process of Extracurricular Work on “Foreign Language” Discipline

The article describes the ways of foundation of the social and cultural students’ competency in the field of extracurricular work on “Foreign Language” discipline. The significance of interactive forms of education and the use of Internet resources in the process of the language education in Agrarian Institution of Higher Education are mentioned.

Текст научной работы на тему «Формирование социокультурной компетенции студентов аграрного вуза в процессе внеаудиторной работы по дисциплине «Иностранный язык»»

Новикова Е.В., Худинша Е.А. Формирование социокультурной компетенции студентов аграрного вуза в процессе внеаудиторной работы по дисциплине «Иностранный язык» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№1 (8) январь - март. - URL http://e-journaLomgau.ru/index.php/2017/1/35-statya-2017-1/787-00323. - ISSN 2413-4066

УДК 378.147.88:81' 243:316.77:378.663

Новикова Елена Владимировна

кандидат филологических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск evl. novikova@omgau.org

Худинша Елена Анатольевна

кандидат филологических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск ea.khudinsha@omgau.org

Формирование социокультурной компетенции студентов аграрного вуза в процессе внеаудиторной работы по дисциплине «Иностранный язык»

Аннотация. В статье рассматриваются способы формирования социокультурной компетенции обучающихся в рамках внеаудиторной работы по дисциплине «Иностранный язык». Отмечается значимость интерактивных форм обучения и использования Интернет-ресурсов в процессе языкового образования в аграрном вузе.

Ключевые слова: языковое образование, иностранный язык, социокультурная компетенция, внеаудиторная работа

Необходимость интеграции будущих выпускников вуза в современный поликультурный мир обусловливает развитие новых тенденций в языковом образовании. К основным целям языковой педагогики, по мнению В.В. Сафоновой, относится разработка моделей социокультурного описания изучаемых языков и культур в дидактических целях [ 1, с.125]. Речь идет как преподавании родного, так и иностранного языка. В языковом образовании отмечается переход от коммуникативно-прагматических моделей к культуроведчески-маркированным коммуникативно-деятельностным моделям [1, с.126].

Согласно новым образовательным стандартам процесс изучения иностранного языка в неязыковом вузе направлен на формирование у обучающихся общекультурных компетенций. Обучающийся должен обладать способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.

Изучение дисциплины «Иностранный язык» в Омском государственном аграрном университете ставит своей целью формирование общекультурных компетенций обучающихся для решения ими социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной и профессиональной деятельности на иностранном языке. Речь идет не только о развитии способности практического использования иностранного языка в процессе повседневного и профессионального общения, но и формирование социокультурной

компетенции обучающихся. Под социокультурной компетенцией (СКК) в современной педагогической науке понимается характеристика личности, которая предполагает наличие знаний о социальных и культурных сферах и способность взаимодействовать с людьми, опираясь на свой смысловой опыт, используя информационные ресурсы для творческой деятельности в информационном пространстве [2, с.83]. В структуре СКК выделяют 3 основных компонента: когнитивно-информационный, смыслообразующе-аксиологический и коммуникативно-деятельностный [2, с.83]. Когнитвно-информационный компонент предусматривает знания традиций и обычаев страны изучаемого языка, культурной специфики межличностной коммуникации на иностранном языке. Смыслообразующе-информационный компонент предполагает умение интерпретировать полученную информацию в контексте диалога культур. Коммуникативно-деятельностный компонент -это непосредственно общение на иностранном языке, основанное на толерантном отношении к представителям другой лингвокультуры.

По мнению Н.Д. Гальсковой, в содержание обучения иностранному языку необходимо включать:

— сферы коммуникативной деятельности, темы, ситуации и программы их развертывания, коммуникативные и социальные роли, речевые действия и речевой материал (тексты, речевые образцы и т.д.);

— языковой материал, правила его оформления и навыки оперирования ими;

— комплекс специальных (речевых) умений, характеризующих уровень практического овладения ИЯ как средством общения, в том числе в интеркультурных ситуациях;

— систему знаний национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка, минимум этикетно-узуальных форм речи и умения пользоваться ими в различных сферах речевого общения;

— учебные и компенсирующие (адаптивные) умения, рациональные приемы умственного труда, обеспечивающие культуру усвоения языка в учебных условиях и культуру общения с его носителями [3, с.86].

Формирование социокультурной компетенции осуществляется не только в процессе аудиторных занятий, но и во время внеаудиторной работы обучающихся. Согласно учебным планам рабочая программа дисциплины «Иностранный язык» предусматривает большое количество часов внеаудиторной работы студентов. Внеаудиторная работа включает в себя не только самоподготовку к очередному занятию, но и подготовку доклада, электронной презентации, самостоятельное изучение тем и разработку проекта.

Рассмотрим возможности формирования социокультурной компетенции обучающихся в процессе внеаудиторной работы по дисциплине «Иностранный язык».

В проектной деятельности важным является изучение культуры, истории и географии своей страны в сопоставлении с другими культурами. В процессе межкультурной коммуникации необходимо умение донести информацию о своей стране, используя корректно соответствующие реалии. Проект «Моя малая Родина» является завершающим этапом изучения темы «Россия» раздела «Я и мой мир». Выполнение работы проходит в несколько этапов. На первом этапе обучающиеся проводят сбор информации о своем родном городе или селе, работают с Интернет-ресурсами, готовят фото- и видеоматериалы. При этом составляется примерный план работы, определяется тот порядок представления информации, который позволит наиболее интересно описать свой родной край. Большинство обучающихся рассматривают следующие пункты: история возникновения, географическое положение, традиции, достопримечательности, инфраструктура, природа. Второй этап заключается в переводе собранной информации на иностранный язык. Сначала обучающиеся работают с иноязычными сайтами для подборки высказываний известных людей на тему «Родина». Процесс перевода сообщений предусматривает консультации преподавателя. Наиболее сложным для студентов является адекватный перевод реалий на иностранный

язык: названий административных единиц (край, район, округ), компаний, организаций, блюд национальной кухни (борщ, окрошка), праздников. В процессе перевода студенты учатся работать с различными словарями, логически мыслить при выборе возможного варианта. На заключительном этапе обучающиеся представляют свои работы в группе. Рассказ о своей малой Родине сопровождается электронной презентацией. Процесс рефлексии предполагает обсуждение представленных работ [4].

Изучение раздела «Я и мой мир: история и культура страны изучаемого языка» предусматривает также подготовку доклада и электронной презентации. Обучающимся предлагаются примерные темы, перечень которых может корректироваться в зависимости от количества студентов в группе. Внеаудиторная работа предполагает составление плана, работу с рекомендованными информационными источниками, сбор и обработку материала, представление доклада на занятии с использованием электронной презентации. Данный вид работы позволяет обучающимся не только расширить знания о стране изучаемого языка, но и научиться логично представлять подготовленное сообщение, выступать перед аудиторией, аргументировано отвечать на вопросы.

На самостоятельное изучение выносятся темы разделов «Я и моя будущая профессия», «Я и мой мир». Проверка осуществляется на занятиях в виде устного опроса. Обучающиеся готовят небольшие сообщения о выдающихся личностях своей отрасли, ученых, которые внесли значимый вклад в развитие данной сферы.

Самоподготовка по дисциплине «Иностранный язык» заключается в выполнении домашнего задания к очередному занятию. Кроме традиционных упражнений, чтения и перевода текстов обучающимся предлагается работа с сайтами для изучающих иностранный язык. Большое количество открытых Интернет-ресурсов требует от преподавателя вдумчивого отбора материала для внеаудиторной работы. Задания должны быть аутентичными и адекватными по уровню сложности, что поможет развивать мотивацию студентов. При изучении немецкого языка студентам предлагается работа с сайтом Deutsche Welle [5]. Для развития социокультурной компетенции используются новостные тексты (в том числе и адаптированные), короткие видеофильмы о жизни в Германии, аудиоматериалы для различных уровней подготовки. На сайте имеются разработанные задания, которые можно выполнить он-лайн, что позволяет осуществлять самоконтроль и самооценку.

Особенно актуальным является привлечение интерактивных методов обучения. Например, ролевая игра дает возможность приблизиться к реальным ситуациям межкультурной коммуникации. Проведение внеаудиторных мероприятиях «Christmas Party» и «New Year's Day» с изучающими английский язык способствуют развитию социокультурной компетенции. При подготовке мероприятий, студенты I-II курса работают в группах. Участники делятся на три группы: одна группа - представители русской лингвокультуры, изучающие иностранный язык, т.е. непосредственно студенты (данная группа готовит рождественское блюдо русской кухни), вторая - представители страны изучаемого языка (готовит любое английское национальное блюдо), третья - организаторы мероприятия (оформляет кабинет в рождественском стиле, пишет открытки с рождественскими пожеланиями участникам мероприятия). Поиск и использование информации (рецепт приготовления национального блюда, а также приготовление этого блюда по всем правилам технологии приготовления) осуществляется посредством использования Интернет-ресурсов. Стихотворения и песни на иностранном языке во время внеаудиторных мероприятий формируют мотивацию студентов к изучению иностранного языка, развивают способность практического использования иностранного языка в процессе иноязычного общения, формируя социокультурную компетенцию обучающихся.

Приближенные к реальным условиям иноязычного общения ситуации создаются посредством парной или групповой работы. Студенты учатся поддерживать беседу, вступать в нее, оценивать приготовленные блюда, толерантно и уважительно относится к иноязычной

культуре. Это позволяет им видеть как различия, так и сходство изучаемых культур, воспринимать различия этих культур как норму культурного сосуществования. В ходе мероприятий студенты показывают не только языковые, интеллектуальные, но и творческие способности, а также умение работать в команде.

Таким образом, все перечисленные виды внеаудиторной работы по дисциплине «Иностранный язык» способствуют развитию СКК обучающихся, в процессе выполнения подобных заданий присутствуют этапы, соответствующие структурным элементам социокультурной компетенции: когнитивно-информационный, смыслообразующе-аксиологический и коммуникативно-деятельностный.

Ссылки на источники

1. Сафонова В.В. Соизучение языков и культур в зеркале мировых тенденций развития современного языкового образования//Язык и культура. 2014. №1(25). С.123-141 URL http://elibrary.ru/query_results.asp?pagenum=1&selid=21371386 [20.03.2017]

2. Муравьева Н.Г. Опыт формирования социокультурной компетенции//Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2013. №9 С. 82-92. URL http://elibrary.ru/item.asp?id=20744141 [20.03.2017]

3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам // Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АРКТИ, 2003. 192 с. (Метод, биб-ка).

4. Т.Н. Корнилова Проектная деятельность студентов в обучении иностранному языку в неязыковом вузе// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. Актуальные вопросы лингвистического образования: Сборник материалов очно-заочной конференции с международным участием. 2016. С. 65-68. URL http://e-j ournal.omgau.ru/images/conf/ 160530/sbornik160530.pdf [20.03.2017]

5. Deutsche Welle URL http://www.dw.com/ru [20.03.2017]

Elena Novikova

Candidate of Philological Science, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Elena Khudinsha

Candidate of Philological Science, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

The Foundation of the Social and Cultural Competency of the Students in Agrarian Institution of Higher Education in the Process of Extracurricular Work

on "Foreign Language" Discipline

Abstract. The article describes the ways of foundation of the social and cultural students' competency in the field of extracurricular work on "Foreign Language" discipline. The significance of interactive forms of education and the use of Internet resources in the process of the language education in Agrarian Institution of Higher Education are mentioned.

Key words: language education, foreign language, the social and cultural competency, extracurricular work

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.