Научная статья на тему 'Использование интерактивных технологий для формирования социально-коммуникативной компетентности студентов-менеджеров'

Использование интерактивных технологий для формирования социально-коммуникативной компетентности студентов-менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тютерева Ирина Викторовна

На основании проведенных исследований определено понятие и структура социально-коммуникативной компетентности менеджера и описана методика ее формирования с помощью интерактивных технологий на занятиях по иностранному языку в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation socio-communicative competence in students-managers using interactive technologies

It has been attempted in the article to formulate the definition and structure of managers socio communicative competence. Using interactive technologies at lessons the author offers methods of its formation.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных технологий для формирования социально-коммуникативной компетентности студентов-менеджеров»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

УДК 378 147 И. В. ТЮТЕРЕВА

Омский экономический институт

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ

На основании проведенных исследований определено понятие и структура социальнокоммуникативной компетентности менеджера и описана методика ее формирования с помощью интерактивных технологий на занятиях по иностранному языку в вузе.

В современных условиях развития России перед системой профессионального образования встают новые требования и задачи в подготовке специалис-тов-менеджеров, умеющих работать в рыночных условиях, обладающих ключевыми компетентностями, обеспечивающими полноценное функционирование личности в обществе и ее самореализацию в различных сферах жизнедеятельности. Если традиционная «квалификация» специалиста подразумевала функциональное соответствие между требованиями рабочего места и целями образования, а подготовка сводилась к усвоению выпускниками более или менее стандартного набора знаний, умений и навыков, то

«компетентность» предполагает развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций, находить решения в нестандартных ситуациях, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность. Постановка таких задач важна при построении содержания образования в целом, а также при определении содержания каждой учебной дисциплины в отдельности.

Идея компетентностно-ориентированного образования — один из ответов на вопрос о направлениях модернизации профессионального образования. Формирование компетентностей студентов, т.е.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (74) 2008

способностей применять знания в реальной жизненной ситуации, относится к числу наиболее актуальных проблем подготовки современного специалиста. Компетентностный подход в определении целей и содержания образования предполагает активизацию обучающегося за счет выбора и освоения новых видов деятельности; формирование необходимых умений решать социально и личностно значимые проблемы и жизненно важные задачи, что ведет к успешной социализации личности. Данный подход является одним из методологических оснований построения профессионального образования. Отметим, что в большинстве источников термин «компетентность» употребляется применительно к лицам определенного социально-профессионального статуса и характеризует меру соответствия их знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Причем данную характеристику исследователи рассматривают как созидательную способность специалиста, которая позволяет ему достичь высокой продуктивности в профессиональной деятельности.

Анализ современных источников показывает, что профессиональная компетентность трактуется как качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности. Она включает те специфические «технические» способности, которые необходимы в конкретном трудовом процессе, т.е. специальные знания, умения и навыки применять конкретные методы и приемы для решения соответствующих профессиональных задач. Как составляющие профессиональной компетентности в условиях конкретного вида труда исследователи рассматривают социальную и коммуникативную компетентности. Акцент в нашем исследовании на этих двух видах компетентности связан с их смысловым наполнением в данном контексте:

— социальная компетентность — наличие способностей, знаний, умений и навыков эффективного взаимодействия как в роли подчиненного с руководителями, так и в роли руководителя с подчиненными; наличие способностей, знаний, умений и навыков управления трудовым коллективом, формирования и поддержания нормального социально-психического климата в коллективе и др.;

— коммуникативная компетентность — знание и соблюдение традиций и этикета языка, кросскультур-ное общение, умение вести деловую переписку и переговоры, делопроизводство, владение бизнес-языком, навыки иноязычного общения, способы решения коммуникативных задач, воздействия на реципиента и др.

Близость, диалектическая взаимосвязь, взаимодополняемость, во многих случаях неразрывность содержательного наполнения социальной и коммуникативной компетентностей обусловливает возможность говорить о такой интегративной характеристике специалиста, как социально-коммуникативная компетентность. Основание этого заключается и в том, что развитая коммуникативная культура специалиста является необходимым условием его эффективной деятельности и активным компонентом социального и профессионального управления. Коммуникация, общение, в том числе деловое, осуществляются в социуме, социальны по своей сути.

С методологической точки зрения социально-коммуникативная компетентность менеджера выступает как единство временных и пространственных характеристик, концентрируя в себе совокупность свойств, обеспечивающих жизнедеятельность менеджеров и степень практической реализации профессиональных знаний и личностных качеств. Социально-коммуникативная компетентность менеджера, будучи стержнем его основной деятельности, включает в себя комплекс современных профессиональных знаний (в области экономики, социального управления, юриспруденции, психологии, информатики и т.д.) и практических навыков их применения, владение эффективными методами социального управления и чело-вековедческими технологиями. В более конкретизированном варианте социально-коммуникативную компетентность как меру профессионализма менеджера составляют:

— функциональные обязанности менеджера (коммуникативные функции менеджера — налаживание связей с деловыми партнерами; сбор информации для расширения связей и обмена опытом; координация деятельности отдельных направлений (участков)), владение эффективными методами социального управления и навыками их применения;

— диапазон вопросов, соответствующих профессиональным знаниям и опыту;

— способность реализовывать знания и личностные качества в различных социальных и профессиональных условиях; способность к сотрудничеству в ситуации работы над разрешением профессиональных проблем, способность работать в группе, способность к созданию итогового продукта.

Интегрируя содержание социальной и коммуникативной компетентностей, в ходе исследования мы пришли к пониманию социально-коммуникативной компетентности менеджера как интегративной характеристики личности специалиста, включающей знания и умения в области управления и коммуникации, коммуникативные способности, позволяющие специалисту самостоятельно и ответственно осуществлять эффективные коммуникативные действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия в управленческой деятельности.

Анализ теоретических положений исследователей, рассматривавших компоненты социальной и коммуникативной компетентностей, позволил сделать попытку представить интегративную структуру социально-коммуникативной компетентности менеджера (рис. 1). Нами предложена четырехкомпонентная структура социально-коммуникативной компетентности менеджера, включающая мотивационный, когнитивный, интерактивный и перцептивный компоненты. Охарактеризуем последовательно каждый из них.

Содержание мотивационного компонента образовано взаимосвязанными мотивами, потребностями, интересами в осуществлении взаимодействия в деловом общении, сотрудничестве с партнерами, в коммуникации; направленностью на достижение результатов в коммуникативной ситуации.

Когнитивный компонент представляет собой знание норм, правил, законов коммуникации; знание языка, особенностей деловой речи; знание норм осуществления и управления деловым общением ценностей общения; осознание своей роли в организации и осуществлении общения, коммуникации; осознание возможностей собственных действий в сотрудничестве и своей ответственности.

Интерактивный компонент включает те аспекты социально-коммуникативной компетентности, кото-

рые связаны с деловым общением и взаимодействием: планирование, организация и осуществление делового общения (как с отдельными лицами, так и с группами людей) в соответствии с принятыми нормами; умение приспосабливаться к действиям других, налаживать контакты, находить свое место в группе; умение видеть и осуществлять нестандартные способы решения задач коммуникации.

Перцептивный компонент предполагает совокупность знаний и умений, обеспечивающих эмпатию (понимание внутреннего состояния партнера, его потенциала), рефлексию (познание самого себя, своего потенциала в процессе общения, оценка и анализ своего коммуникативного поведения), казуальную атрибуцию (прогнозирование поведения партнера по общению); ориентацию в социальной и деловой ситуации, коммуникативной задаче.

Большие возможности в развитии социально-коммуникативной компетентности современного специалиста дает изучение в вузе иностранных языков, которые как учебный предмет обладают большим потенциалом для создания условий профессионального и культурного развития личности, а владение языками всегда является важным критерием профессиональной компетентности специалиста. В свою очередь, развитие социально-коммуникативной компе-

тентности можно отнести к числу основных задач обучения иностранным языкам, поскольку язык есть средство общения, а сам термин «коммуникация» обозначает умение взаимодействовать с людьми других взглядов и национальности.

Но общеобразовательная подготовка обретает реальный смысл, если одновременно с общим развитием ориентируется на обеспечение конкретной профессиональной подготовки будущего специалиста. В этой ситуации обучение общеобразовательным дисциплинам, в том числе и иностранному языку, превращается в одно из важнейших условий профессионального образования, способное своим результатом определить эффективность профессионального становления будущих специалистов. Ибо, как заявил генеральный секретарь Ассоциации европейских университетов А. Барблан: «Требование жизни везде одинаково: требуются студенты, способные выразить себя в письменной и устной форме, личности, способные рассуждать и отстаивать свое мнение перед коллегами, и только после этого требуются работники, обладающие сноровкой в области своей профессии» [1].

Выполнение задач развития социально-коммуникативной компетентности невозможно без применения современных обучающих технологий. Причем,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (74) 2008

использовать их необходимо не только при обучении общепрофессиональным и специальным дисциплинам, но и при изучении общеобразовательных предметов, к числу которых относится иностранный язык. Именно при получении и закреплении знаний общего образования и складываются те навыки, которые в дальнейшем обеспечат успешное усвоение специальных предметов и, как следствие, формирование профессиональной компетентности выпускника. Методологическими основаниями выбора технологий обучения, способствующих развитию социальнокоммуникативной компетентности студентов, могут стать гуманистические воззрения А. Маслоу [5], основанные на идеях свободы и безграничных возможностей реализации потенциала каждой личности; теория социального научения, основанная А. Бандура [2], в которой рассматривается важность применения формируемых в процессе упражнений стереотипов социального поведения, имитации и присвоения новых моделей поведения в случае положительного подкрепления.

Используемые технологии обучения должны переориентировать деятельность преподавателя от информационной к организационной — по руководству учебно-профессиональной деятельностью студентов. Это предполагает повышение уровня личностной активности не только обучающихся, но и преподавателей, а также рассмотрение обучения как процесса межличностного взаимодействия и общения в системах «преподаватель — студент»«, «студент — студент» и др., организуемого для достижения к объединяющей их цели.

Решить за период, которым ограничивается профессиональная подготовка в вузе, проблему развития социально-коммуникативной компетентности, которая является ведущей составляющей труда любого профессионала, работающего в системе человеческих отношений, обеспечить успешное овладение будущими специалистами функциями, моделями, технологиями и средствами делового общения на уровне практических умений и навыков возможно при использовании интерактивных технологий, в т.ч. на учебных занятиях по иностранному языку. Смысл содержания обучения при коммуникативном подходе заключается в том, чтобы создать условия, активизирующие деятельность общения на иностранном языке, а сама эта деятельность должна производиться в рамках конкретных жизненных ситуаций делового общения.

Адекватность интерактивных технологий обучения задачам развития социально-коммуникативной обусловлена и деятельностным подходом, с позиции которого общение характеризуется как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Данный подход предполагает максимально возможное включение обучаемых в различные виды самостоятельной учебно-профессиональной деятельности, в том числе, с помощью избранных технологий обучения. Использование интерактивных технологий позволяет говорить об интерактивном обучении. Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется постоянное, активное, эмоционально окрашенное взаимодействие преподавателя и студента или студентов между собой. Обучающийся и обучающий являются равноправными субъектами обучения. Интерактив-

ное обучение основано на собственном опыте участников занятий, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого опыта [6].

Таким образом, под технологией интерактивного обучения, или интерактивной технологией, следует понимать систему способов организации взаимодействия педагога и обучающихся, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания обучающимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

Опираясь на данное определение и конкретизируя признаки рассматриваемого понятия, технологию интерактивного обучения, используемую с целью развития социально-коммуникативной компетентности, мы понимаем как комплекс обеспечивающих поставленную цель методов, средств и организационных форм учебного процесса, наполняющих его профессиональным содержанием с учетом возможностей иностранного языка.

Целесообразной была экспериментальная проверка определенных нами педагогических условий успешного формирования социально-коммуникативной компетентности будущего менеджера на занятиях по иностранному языку с применением интерактивных технологий. Наши теоретические позиции и утверждения были проверены в ходе опытно-экспериментальной деятельности, цель которой разработать и апробировать технологию формирования социально-коммуникативной компетентности студен-тов-менеджеров в процессе обучения иностранному языку; изучить влияние данной технологии на уровень сформированности социально-коммуникативной компетентности. В ходе эмпирического исследования решались следующие задачи: 1) изучение сформированности компонентов социально-коммуникативной компетентности студентов-менеджеров (мотивационного, когнитивного, интерактивного и перцептивного); 2) разработка и внедрение технологии формирования социально-коммуникативной компетентности студентов-менеджеров в процессе обучения иностранному языку с учетом межпредметных связей и профессиональных потребностей; 3) корректировка учебных планов, разработка учебных программ и содержания курсов по выбору для студентов менеджеров, способствующих удовлетворению их индивидуальных социальных и профессиональных образовательных запросов, а также требований профессиональных квалификационных характеристик; 4) проверка результативности экспериментальной деятельности на предмет выявления влияния технологии формирования социально-коммуникативной компетентности студентов-менеджеров в процессе обучения иностранному языку на успешность формирования социально-коммуникативной компетентности в результате внедрения определенных на теоретическом этапе исследования педагогических условий.

Такая постановка задачи предполагает соблюдение двух основных условий. Во-первых, необходимость первоначального формирования потребностей в осуществлении иноязычной коммуникативной деятельности студентами. Это должна быть коммуникативно-познавательная потребность в выражении или приеме нужной, интересной, значимой для студента мысли средствами изучаемого иностранного языка [3, 4]. Например, «Почему мы так говорим?», «Как попросить?», «Как убедить?» и т. д. Другими

словами, должны быть созданы коммуникативные, оправданные жизненно и с профессиональной точки зрения личностно-значимые ситуации для решения студентами вербально-коммуникативных задач. Вторым важным условием обучения иноязычной речевой деятельности является ее наполнение интересным, близким, значимым для студентов смысловым содержанием. Смысловое содержание учебных материалов должно нести информативный характер, должно удовлетворить коммуникативно-познавательную потребность студента, «встретиться» с ней, «опредме-титься» в ней и тем самым стать внутренним мотивом его речевой деятельности [4].

На начальном этапе для решения всех вышеперечисленных задач мы применяли метод дидактических соревновательных игр и игровые методы имитационного моделирования. Из игровых методов имитационного моделирования применялся только метод инсценировок. Занятия, проводимые с использованием метода инсценировок, являлись подготавливающими к более сложным видам имитационной деятельности, в частности, к ролевым и деловым играм. На завершающем этапе работы над учебной темой мы использовали метод инсценировки (каждое третье — четвертое занятие). С использованием метода инсценировки проводились занятия по темам: «О себе», «Мой рабочий день», «Мой родной город», «Достопримечательности Омска» и др.

На основном этапе внедрения технологии наряду с игровыми упражнениями для речевой разминки, которые проводились в начале занятия, нами использовались такие методы как интервью, дискуссия, ролевая игра, деловая игра, метод проектов. Пропорциональное соотношение интерактивных методов к традиционным составляло 20 — 25 %. Основное назначение данных методов — организация иноязычного общения в ходе поставленной коммуникативной задачи.

В качестве иллюстрации сказанного можно привести дискуссию по теме «Образ современного менеджера». Студентам предлагается список качеств, которыми должен обладать менеджер. Задача студентов — пронумеровать данные качества в порядке убывания важности, затем объяснить или обосновать свой выбор, работая в парах или группах. Возможны следующие варианты проведения дискуссии: 1) студент работает самостоятельно, записывая свое решение. Затем все решения обсуждаются целой группой; 2) студенты в небольших группах пытаются найти общее решение, которое должны будут представить и обосновать в итоговой общей дискуссии.

В качестве примера ролевых игр можно привести ролевые игры «Визит деловых партнеров на фирму», «Деловые переговоры с целью заключения договора».

Каждой ролевой игре предшествует основательная подготовительная работа. Задачей преподавателя является хорошая подготовка игры с точки зрения содержания и формы. Важно подготовить дифференцированные задания для студентов с разным уровнем подготовки, а также разнообразно организовать работу с учетом профессиональных особенностей студентов.

По результатам данного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Владение иностранным языком становится в настоящее время одним из условий становления социально-коммуникативной компетентности как одной из составляющих профессиональной компетентности менеджера.

2. Разработанное обновленное содержание учебнометодического комплекса по иностранному языку и использование педагогической технологии формирования социально-коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранному языку позволяют повысить эффективность процесса профессиональной подготовки менеджеров.

3. В процессе работы над проблемой обнаружился ряд задач, связанных с темой нашего исследования и которые нам кажутся перспективными для дальнейшей работы: ответственность преподавателя за содержание, которым он наполняет учебно-воспитательный процесс и рефлексивная оценка продукта своей обучающей деятельности; влияние образовательной среды на формирование профессиональной компетентности будущего специалиста.

Библиографический список

1. Барблан А. Иерархия знания // Alma Mater, — 1994. — № 3. — С. 30-31.

2. Бандура А. Теория социального научения. — Спб., 2000. — С. 13 — 28.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 2.

4. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. — М. — Нальчик : Изд. центр «ЭльФа« 1996. — 96 с.

5. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М. : МГУ, 1982. — С. 108—117.

6. А.П. Панфилова. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала / Панфилова А.П. — СПБИВЭСЭП, 2003. — 536 с.

ТЮТЕРЕВА Ирина Викторовна, преподаватель кафедры иностранных языков.

Статья поступила в редакцию 04.09.08 г.

© И. В. Тютерева

Книжная полка

Рычков, А. В. История науки : конспект лекций / А. В. Рычков ; ОмГТУ. - Омск , 2008. - 59 с. -Библиогр. в конце лекций.

Издание содержит конспекты лекций по всем разделам дисциплины «История науки», контрольные вопросы и библиографический список по каждой теме. Структура и содержание лекций соответствуют Гос. стандарту высшего профессионального образования специальности «Историко-архивоведение».

Для студентов специальности «Историко-архивоведение» дистанционной и заочной форм обучения.

По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.