УДК 618.1/.2-083.98:378.147
Р.Н. ЕСПАЕВА, М.И. НУГМАНОВА, Г.Е. АБДИКАСЫМОВА
Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова, кафедра акушерства и гинекологии №2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ЦИКЛУ: «НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ В АКУШЕРСТВЕ И ГИНЕКОЛОГИИ»
Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в медицинском вузе. На кафедре акушерства и гинекологии №2 в изучении дисциплины «Неотложные состояния в акушерстве и гинекологии» используется метод кейс-стади.
Преимуществом данного метода является обучение студентов работать с информацией: осуществлять ее сбор, анализ и на этой основе принимать решения. Ведь от правильности решения врача в экстренной ситуации зависит не только здоровье, но и жизнь пациента.
Ключевые слова: неотложные состояния, акушерство и гинекология, интерактивные методы обучения, кейс-стади.
Введение. Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в медицинском вузе. Одним из интерактивных форм обучения является Кейс-стади. «Культурологической основой появления и развития кейс метода явился принцип «прецендента» или «случая». «Кейс метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий...». Он «позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета. Способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации» [1]. Метод кейс - стади способствует развитию различных практических навыков. «Они могут быть описаны одной фразой - творческое решение проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения [2,3]. Метод кейс - стади развивает следующие навыки: аналитические навыки, практические навыки, творческие навыки, коммуникативные навыки, социальные навыки, самоанализ.
Отличительной особенностью метода кейс - стади является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни (реальные или вымышленные истории болезни, анамнез, клинические данные). Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы: 1) индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); 2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; 3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии. По профилирующей дисциплине «Неотложные состояния в акушерстве и гинекологии», который является 6 блоком цикла «Скорая и неотложная помощь» студенты V курса сдают интегрированный экзамен. Для изучения неотложных состояний в акушерстве и гинекологии были созданы сценарии по всем четырем темам и кейсы. Целью дисциплины является: Формирование знаний и умений по вопросам скорой и неотложной помощи больным с различными тяжелыми состояниями при гинекологических заболеваниях и беременности, а также при внебольничных родах в объеме первой врачебной медицинской помощи. К задачам обучения относятся:
Формировать знания у студентов по основным принципам диагностики неотложных состояний в акушерстве и гинекологии;
Формировать знания у студентов по оказанию первой врачебной помощи при различных неотложных состояниях в акушерстве и гинекологии; Формировать и совершенствовать навыки студентов по межличностному общению и консультированию пациентов;
Ознакомить студентов с правами и обязанностями медицинского работника, пациента и научить вести образовательную работу по повышению ответственности пациента за свое здоровье; Заинтересовать студента в постоянном повышении уровня знаний, работать над своим
профессиональным имиджем, проявлять свой профессиональный интерес через НИРС, принимать активное участие в жизни университета; Формировать коммуникативные навыки у студентов в процессе сбора анамнеза у беременных, рожениц, родильниц и гинекологических больных; Формировать навыки адвокатирования в результате ознакомления с соответствующей нормативно-правовой базы.
Конечные результаты обучения: У студента должны быть сформированы знания: об основных клинических признаках патологических состояний, угрожающих жизни больного и требующие оказания неотложной помощи; порядок и очередность выполнения мероприятий первой помощи по спасению жизни пострадавших и внезапно заболевших;
основные способы безопасности пациента и врача при работе в экстремальных ситуациях; У студента должны быть сформированы умения: оценить общее состояние внезапно заболевшей женщины;
оказать неотложную помощь при угрожающих жизни состояниях;
установить максимально доверительные отношения
с пациентом, его родственниками, коллегами и
другими медицинскими работниками;
работать в команде.
Студент должен владеть навыками:
ведения потужного периода;
активного ведения последового периода;
оценки состояния новорожденного по шкале Апгар;
неотложной помощи при асфиксии новорожденного;
Краткое содержание дисциплины: Практические
занятия включают наиболее часто встречаемые
неотложные состояния в акушерстве и гинекологии,
которые необходимо знать на уровне выпускника бакалавриата.
По данной дисциплине было разработано УМКД, согласно инструктивному письму №6, которое включает: Силлабус, Методические рекомендации для практических занятий, СРСП, СРС, Контрольно-измерительные средства для итоговой оценки знаний, умений и навыков по дисциплине, Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины, Глоссарий. Так, изучаемая дисциплина состоит из четырех практических занятий и СРСП, три СРС, три практических навыка, коммуникативный навык и правовая компетенция, рубежный контроль в виде 60 тестов. В результате освоения практических навыков студент сможет оказать догоспитальную неотложную помощь при таких ситуациях, как внутрибрюшное кровотечение, асфиксия новорожденного, ведение второго и третьего периода родов, приобретет навыки по регионализации при госпитализации беременных женщин. Коммуникативный навык состоит в умении студента собрать анамнез у беременной женщины с самопроизвольным выкидышем или у гинекологической пациентки с маточным кровотечением. Для формирования правовой компетенции студентам предлагается
информация по действующим приказам и протоколам МЗ РК по темам дисциплины. Интегрированный экзамен включает только I этап -тестирование.
Занятия проводятся на клинических базах кафедры ЦГКБ и БСМП, где имеются отделения экстренной гинекологии и куда доставляются женщины с неотложными акушерскими и гинекологическими ситуациями.
Учитывая, что такие неотложные состояния, как острый живот и маточные кровотечения вызывают затруднения в диагностике и требуют нередко проведения дифференциальной диагностики не только с акушерско-гинекологической патологией, но и с привлечением других специалистов преподавание данной дисциплины требует разных подходов, в том числе и интерактивных методов обучения. Из интерактивных методов обучения данной дисциплины при проведении СРСП используют кейс -стади.
Таким образом, для проведения занятий по данной методике преподаватель: Подбирает кейс,
Определяет основные и вспомогательные материалы, Разрабатывает сценарий (таблица 1).
Таблица 1 - Сценарий проведения СРСП по методу Кейс-стади
Этапы Название этапа Мероприятия Хронометраж
Шаг 1. Введение Озвучить тему занятия; Рассказать про методику проведения: Кейс-стади; Рассказать про критерии оценки. 10 минут
Шаг 2. Предварительное обсуждение кейса Спросить все ли понятно по кейсу; Сказать как они должны представить результат (оформить ответы разноцветными маркерами на флипчатах). Есть ли вопросы. 10 минут
Шаг 3. Деление группы на две подгруппы Индивидуальная самостоятельная работа студентов с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия). 15 минут
Шаг 4. Работа в малых группах; Мозговой штурм. Согласование видения ключевой проблемы и ее решений; Постановка проблемы; Генерация идей; Принятие решений; 15 минут
Шаг 5. Результат работы в малых группах и мозгового штурма. Презентация результатов работы подгрупп: пригласить по 1 члену команды для оглашения результатов групповой работы; 20 минут
Шаг 6. Общая дискуссия Обсуждение результатов работ команд; Преподаватель руководит обсуждением кейса; Провести обсуждение заданий: по каждому вопросу отдельно по-порядку, дать по очереди каждой подгруппе сказать их ответ; Стимулировать общую дискуссию: если ответы различаются, спросить, кто захочет задать вопросы, кто не согласен, почему и т.д. Прийти к окончательному варианту ответа; Поставить оценку каждой группе, объяснить почему. 30 минут
Шаг 7. Анализ Кейс-стади От каждой подгруппы в письменном виде 10 минут
Шаг 8. Заключение Сделать заключение: сказать какую тему разобрали, чему научились и т.д. 10 минут
Спросить понравилась ли им методика, что понравилось, что нет (обратная связь); Всех поблагодарить.
Обязанности студента - получить список
рекомендуемой литературы, готовиться к занятию.
Во время занятий преподаватель:
Организует предварительное обсуждение кейса,
Делит группу на подгруппу,
Руководит обсуждением кейса.
Студент:
Задает вопросы,
Предлагает варианты решений.
Принимает решение,
Составляет письменный отчет о работе.
Заключение. Метод кейс - стади в медицинском
университете - это конкретные клинические
ситуации, «вымышленные» пациенты, сложные
клинические случаи и т.д. При этом студенты делают формальную устную оценку ситуации и предлагают анализ представленного кейс - стади. Свои решения и рекомендации. Метод развивает у студентов коммуникативные навыки. Учит их выражать свои мысли.
Таким образом, метод кейс - стади наиболее подходит в изучении дисциплины: «Неотложные состояния в акушерстве и гинекологии», так как учит студентов работать с информацией: осуществлять ее сбор, анализ и на этой основе принимать решения. Ведь от правильности решения врача в экстренной ситуации зависит не только здоровье, но и жизнь пациента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода кейс - стади в обучении студентов. - М.: 2000. - С.7.
2 Смолянинова О.Г. Образовательный сайт по методу кейс обучения и методика его использования в учебном процессе КГУ. - М.: 2000. - С.53.
3 Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Сase study . //Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000. - 208с.
4 Аканов А.А., Хамзина Н.К., Ахметов В.И. и др. КазНМУ на пути инновационных преобразований. - Алматы: 2010. -с.48.
5 Аканов А.А., Ахметов В.И., Абирова М.А., Кызаева А.Д. и др. Модель медицинского образования КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова, Вып.1. - Алматы: КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова, 2010. - Ч.3. - 71 с.
R.N. YESPAYEVA, M.I. NUGMANOVA, G.E. ABDIKASYMOVA
Asfendiyarov Kazakh national medical university №2 Department of obstetrics and gynaecology
USING INTERACTIVE METHODS IN CONDUCTING CLASSES ON CYCLE "URGENT CONDITIONS IN OBSTETRICS AND
GYNECOLOGY»
Resume: Implementing interactive training methods - is one of the most important directions of improving students' training at medical university. In the department of obstetrics and gynaecology №2, while studying the discipline «Medical emergency in obstetrics and gynaecology» the case-study method is used.
The advantage of this method is training students to work with information: to collect information, to analyze, and in this base to make decisions. Indeed the correct decision of a doctor in emergency cases may affect not only the health of the patient, but also his life.
Keywords: medical emergency, obstetrics and gynaecology, interactive training methods, case-study.
Р.Н. ЕСПАЕВА, М.И. НУГМАНОВА, Г.Е. АБДИКАСЫМОВА
С.Д.Асфендияров атындагы Дазац ¥лттыц Медицина yrneepcumemi №2 АкушерлЫ ic жэне гинекология кафедрасы
«АКУШЕРИЯ ЖЭНЕ ГИНЕКОЛОГИЯДАЕЫ КАУЫРТ ЖАГДАЙЛАР» ЦИКЛЫ БОЙЫНША САБАК 0ТК1ЗУДЕ
ИНТЕРАКТИВТ1 ЭД1СТЕРД1 КОЛДАНУ
TYmH: Интерактивт о;у эдютерш енпзу - медициналы; жогаргы о;у орнындагы студенттердi дайындауды жетiлдiрудщ басты багыттарыныц бiрi. №2 Акушерия id жэне гинекология кафедрасында «Акушерия жэне гинекологиядагы ;ауырт жагдайлар» дисциплинасын мецгеруде кейс-стади эдiсi ;олданылады. Эдютщ басымдылыгы - студенттердi информациямен ж^мыс ^теуге Yйретедi: оны жинауды iске асыру, талдау жэне соныц негiзiнде шешiм ;абылдау. Кауырт жагдайларда дэр^ердщ ;абылдаган шешiмiне нау;астыц денсаулыгы гана емес, eмiрi де байланысты.
ТYЙiндi сездер: ;ауырт жагдайлар, акушерия iсi жэне гинекология, интерактивт о;у эдiстерi, кейс-стади.