Научная статья на тему 'Использование интерактивных методов обучения при проведении занятий по циклу: «Неотложные состояния в акушерстве и гинекологии»'

Использование интерактивных методов обучения при проведении занятий по циклу: «Неотложные состояния в акушерстве и гинекологии» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
723
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
неотложные состояния / акушерство и гинекология / интерактивные методы обучения / кейс-стади. / қауырт жағдайлар / акушерия ісі және гинекология / интерактивті оқу әдістері / кейс-стади.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р.Н. Еспаева, М.И. Нугманова, Г.Е. Абдикасымова

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в медицинском вузе. На кафедре акушерства и гинекологии №2 в изучении дисциплины «Неотложные состояния в акушерстве и гинекологии» используется метод кейс-стади. Преимуществом данного метода является обучение студентов работать с информацией: осуществлять ее сбор, анализ и на этой основе принимать решения. Ведь от правильности решения врача в экстренной ситуации зависит не только здоровье, но и жизнь пациента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Р.Н. Еспаева, М.И. Нугманова, Г.Е. Абдикасымова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«АКУШЕРИЯ ЖӘНЕ ГИНЕКОЛОГИЯДАҒЫ ҚАУЫРТ ЖАҒДАЙЛАР» ЦИКЛЫ БОЙЫНША САБАҚ ӚТКІЗУДЕ ИНТЕРАКТИВТІ ӘДІСТЕРДІ ҚОЛДАНУ

Интерактивті оқу әдістерін енгізу – медициналық жоғарғы оқу орнындағы студенттерді дайындауды жетілдірудің басты бағыттарының бірі. №2 Акушерия ісі және гинекология кафедрасында «Акушерия және гинекологиядағы қауырт жағдайлар» дисциплинасын меңгеруде кейс-стади әдісі қолданылады. Әдістің басымдылығы – студенттерді информациямен жҧмыс істеуге ҥйретеді: оны жинауды іске асыру, талдау және соның негізінде шешім қабылдау. Қауырт жағдайларда дәрігердің қабылдаған шешіміне науқастың денсаулығы ғана емес, ӛмірі де байланысты.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных методов обучения при проведении занятий по циклу: «Неотложные состояния в акушерстве и гинекологии»»

УДК 618.1/.2-083.98:378.147

Р.Н. ЕСПАЕВА, М.И. НУГМАНОВА, Г.Е. АБДИКАСЫМОВА

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова, кафедра акушерства и гинекологии №2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ЦИКЛУ: «НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ В АКУШЕРСТВЕ И ГИНЕКОЛОГИИ»

Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в медицинском вузе. На кафедре акушерства и гинекологии №2 в изучении дисциплины «Неотложные состояния в акушерстве и гинекологии» используется метод кейс-стади.

Преимуществом данного метода является обучение студентов работать с информацией: осуществлять ее сбор, анализ и на этой основе принимать решения. Ведь от правильности решения врача в экстренной ситуации зависит не только здоровье, но и жизнь пациента.

Ключевые слова: неотложные состояния, акушерство и гинекология, интерактивные методы обучения, кейс-стади.

Введение. Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в медицинском вузе. Одним из интерактивных форм обучения является Кейс-стади. «Культурологической основой появления и развития кейс метода явился принцип «прецендента» или «случая». «Кейс метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий...». Он «позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета. Способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации» [1]. Метод кейс - стади способствует развитию различных практических навыков. «Они могут быть описаны одной фразой - творческое решение проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения [2,3]. Метод кейс - стади развивает следующие навыки: аналитические навыки, практические навыки, творческие навыки, коммуникативные навыки, социальные навыки, самоанализ.

Отличительной особенностью метода кейс - стади является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни (реальные или вымышленные истории болезни, анамнез, клинические данные). Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы: 1) индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); 2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; 3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии. По профилирующей дисциплине «Неотложные состояния в акушерстве и гинекологии», который является 6 блоком цикла «Скорая и неотложная помощь» студенты V курса сдают интегрированный экзамен. Для изучения неотложных состояний в акушерстве и гинекологии были созданы сценарии по всем четырем темам и кейсы. Целью дисциплины является: Формирование знаний и умений по вопросам скорой и неотложной помощи больным с различными тяжелыми состояниями при гинекологических заболеваниях и беременности, а также при внебольничных родах в объеме первой врачебной медицинской помощи. К задачам обучения относятся:

Формировать знания у студентов по основным принципам диагностики неотложных состояний в акушерстве и гинекологии;

Формировать знания у студентов по оказанию первой врачебной помощи при различных неотложных состояниях в акушерстве и гинекологии; Формировать и совершенствовать навыки студентов по межличностному общению и консультированию пациентов;

Ознакомить студентов с правами и обязанностями медицинского работника, пациента и научить вести образовательную работу по повышению ответственности пациента за свое здоровье; Заинтересовать студента в постоянном повышении уровня знаний, работать над своим

профессиональным имиджем, проявлять свой профессиональный интерес через НИРС, принимать активное участие в жизни университета; Формировать коммуникативные навыки у студентов в процессе сбора анамнеза у беременных, рожениц, родильниц и гинекологических больных; Формировать навыки адвокатирования в результате ознакомления с соответствующей нормативно-правовой базы.

Конечные результаты обучения: У студента должны быть сформированы знания: об основных клинических признаках патологических состояний, угрожающих жизни больного и требующие оказания неотложной помощи; порядок и очередность выполнения мероприятий первой помощи по спасению жизни пострадавших и внезапно заболевших;

основные способы безопасности пациента и врача при работе в экстремальных ситуациях; У студента должны быть сформированы умения: оценить общее состояние внезапно заболевшей женщины;

оказать неотложную помощь при угрожающих жизни состояниях;

установить максимально доверительные отношения

с пациентом, его родственниками, коллегами и

другими медицинскими работниками;

работать в команде.

Студент должен владеть навыками:

ведения потужного периода;

активного ведения последового периода;

оценки состояния новорожденного по шкале Апгар;

неотложной помощи при асфиксии новорожденного;

Краткое содержание дисциплины: Практические

занятия включают наиболее часто встречаемые

неотложные состояния в акушерстве и гинекологии,

которые необходимо знать на уровне выпускника бакалавриата.

По данной дисциплине было разработано УМКД, согласно инструктивному письму №6, которое включает: Силлабус, Методические рекомендации для практических занятий, СРСП, СРС, Контрольно-измерительные средства для итоговой оценки знаний, умений и навыков по дисциплине, Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины, Глоссарий. Так, изучаемая дисциплина состоит из четырех практических занятий и СРСП, три СРС, три практических навыка, коммуникативный навык и правовая компетенция, рубежный контроль в виде 60 тестов. В результате освоения практических навыков студент сможет оказать догоспитальную неотложную помощь при таких ситуациях, как внутрибрюшное кровотечение, асфиксия новорожденного, ведение второго и третьего периода родов, приобретет навыки по регионализации при госпитализации беременных женщин. Коммуникативный навык состоит в умении студента собрать анамнез у беременной женщины с самопроизвольным выкидышем или у гинекологической пациентки с маточным кровотечением. Для формирования правовой компетенции студентам предлагается

информация по действующим приказам и протоколам МЗ РК по темам дисциплины. Интегрированный экзамен включает только I этап -тестирование.

Занятия проводятся на клинических базах кафедры ЦГКБ и БСМП, где имеются отделения экстренной гинекологии и куда доставляются женщины с неотложными акушерскими и гинекологическими ситуациями.

Учитывая, что такие неотложные состояния, как острый живот и маточные кровотечения вызывают затруднения в диагностике и требуют нередко проведения дифференциальной диагностики не только с акушерско-гинекологической патологией, но и с привлечением других специалистов преподавание данной дисциплины требует разных подходов, в том числе и интерактивных методов обучения. Из интерактивных методов обучения данной дисциплины при проведении СРСП используют кейс -стади.

Таким образом, для проведения занятий по данной методике преподаватель: Подбирает кейс,

Определяет основные и вспомогательные материалы, Разрабатывает сценарий (таблица 1).

Таблица 1 - Сценарий проведения СРСП по методу Кейс-стади

Этапы Название этапа Мероприятия Хронометраж

Шаг 1. Введение Озвучить тему занятия; Рассказать про методику проведения: Кейс-стади; Рассказать про критерии оценки. 10 минут

Шаг 2. Предварительное обсуждение кейса Спросить все ли понятно по кейсу; Сказать как они должны представить результат (оформить ответы разноцветными маркерами на флипчатах). Есть ли вопросы. 10 минут

Шаг 3. Деление группы на две подгруппы Индивидуальная самостоятельная работа студентов с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия). 15 минут

Шаг 4. Работа в малых группах; Мозговой штурм. Согласование видения ключевой проблемы и ее решений; Постановка проблемы; Генерация идей; Принятие решений; 15 минут

Шаг 5. Результат работы в малых группах и мозгового штурма. Презентация результатов работы подгрупп: пригласить по 1 члену команды для оглашения результатов групповой работы; 20 минут

Шаг 6. Общая дискуссия Обсуждение результатов работ команд; Преподаватель руководит обсуждением кейса; Провести обсуждение заданий: по каждому вопросу отдельно по-порядку, дать по очереди каждой подгруппе сказать их ответ; Стимулировать общую дискуссию: если ответы различаются, спросить, кто захочет задать вопросы, кто не согласен, почему и т.д. Прийти к окончательному варианту ответа; Поставить оценку каждой группе, объяснить почему. 30 минут

Шаг 7. Анализ Кейс-стади От каждой подгруппы в письменном виде 10 минут

Шаг 8. Заключение Сделать заключение: сказать какую тему разобрали, чему научились и т.д. 10 минут

Спросить понравилась ли им методика, что понравилось, что нет (обратная связь); Всех поблагодарить.

Обязанности студента - получить список

рекомендуемой литературы, готовиться к занятию.

Во время занятий преподаватель:

Организует предварительное обсуждение кейса,

Делит группу на подгруппу,

Руководит обсуждением кейса.

Студент:

Задает вопросы,

Предлагает варианты решений.

Принимает решение,

Составляет письменный отчет о работе.

Заключение. Метод кейс - стади в медицинском

университете - это конкретные клинические

ситуации, «вымышленные» пациенты, сложные

клинические случаи и т.д. При этом студенты делают формальную устную оценку ситуации и предлагают анализ представленного кейс - стади. Свои решения и рекомендации. Метод развивает у студентов коммуникативные навыки. Учит их выражать свои мысли.

Таким образом, метод кейс - стади наиболее подходит в изучении дисциплины: «Неотложные состояния в акушерстве и гинекологии», так как учит студентов работать с информацией: осуществлять ее сбор, анализ и на этой основе принимать решения. Ведь от правильности решения врача в экстренной ситуации зависит не только здоровье, но и жизнь пациента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода кейс - стади в обучении студентов. - М.: 2000. - С.7.

2 Смолянинова О.Г. Образовательный сайт по методу кейс обучения и методика его использования в учебном процессе КГУ. - М.: 2000. - С.53.

3 Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Сase study . //Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000. - 208с.

4 Аканов А.А., Хамзина Н.К., Ахметов В.И. и др. КазНМУ на пути инновационных преобразований. - Алматы: 2010. -с.48.

5 Аканов А.А., Ахметов В.И., Абирова М.А., Кызаева А.Д. и др. Модель медицинского образования КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова, Вып.1. - Алматы: КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова, 2010. - Ч.3. - 71 с.

R.N. YESPAYEVA, M.I. NUGMANOVA, G.E. ABDIKASYMOVA

Asfendiyarov Kazakh national medical university №2 Department of obstetrics and gynaecology

USING INTERACTIVE METHODS IN CONDUCTING CLASSES ON CYCLE "URGENT CONDITIONS IN OBSTETRICS AND

GYNECOLOGY»

Resume: Implementing interactive training methods - is one of the most important directions of improving students' training at medical university. In the department of obstetrics and gynaecology №2, while studying the discipline «Medical emergency in obstetrics and gynaecology» the case-study method is used.

The advantage of this method is training students to work with information: to collect information, to analyze, and in this base to make decisions. Indeed the correct decision of a doctor in emergency cases may affect not only the health of the patient, but also his life.

Keywords: medical emergency, obstetrics and gynaecology, interactive training methods, case-study.

Р.Н. ЕСПАЕВА, М.И. НУГМАНОВА, Г.Е. АБДИКАСЫМОВА

С.Д.Асфендияров атындагы Дазац ¥лттыц Медицина yrneepcumemi №2 АкушерлЫ ic жэне гинекология кафедрасы

«АКУШЕРИЯ ЖЭНЕ ГИНЕКОЛОГИЯДАЕЫ КАУЫРТ ЖАГДАЙЛАР» ЦИКЛЫ БОЙЫНША САБАК 0ТК1ЗУДЕ

ИНТЕРАКТИВТ1 ЭД1СТЕРД1 КОЛДАНУ

TYmH: Интерактивт о;у эдютерш енпзу - медициналы; жогаргы о;у орнындагы студенттердi дайындауды жетiлдiрудщ басты багыттарыныц бiрi. №2 Акушерия id жэне гинекология кафедрасында «Акушерия жэне гинекологиядагы ;ауырт жагдайлар» дисциплинасын мецгеруде кейс-стади эдiсi ;олданылады. Эдютщ басымдылыгы - студенттердi информациямен ж^мыс ^теуге Yйретедi: оны жинауды iске асыру, талдау жэне соныц негiзiнде шешiм ;абылдау. Кауырт жагдайларда дэр^ердщ ;абылдаган шешiмiне нау;астыц денсаулыгы гана емес, eмiрi де байланысты.

ТYЙiндi сездер: ;ауырт жагдайлар, акушерия iсi жэне гинекология, интерактивт о;у эдiстерi, кейс-стади.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.