УДК 378.147.88
РОЛЬ ФАНТОМНОГО КУРСА В РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ»
Мельникова А.Б., Покусаева В.Н., Степанькова Е.А.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: В статье рассмотрены вопросы особенностей преподавания симуляционного курса на кафедре акушерства и гинекологии с курсом пренатальной диагностики СГМУ. Используется фантомный курс для освоения и отработки студентами практических умений и навыков разного уровня сложности.
Ключевые слова: акушер-гинеколог, симуляционное обучение, фантомный курс, подготовка врачебных кадров.
THE ROLE OF THE PHANTOM COURSE IN REALIZATION OF PRACTICAL COMPONENT OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE DISCIPLINE "OBSTETRICS AND GYNAECOLOGY" Melnikova A.B., Pokusaeva V.N., Stepankova E.A.
Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy St., 28.
Summary: In the article there have considered issues ofpeculiarities of teaching of a simulating course at the Department of Obstetrics and Gynaecology with Prenatal Diagnostic Course of the SSMU. The phantom course is used to development of knowledge and drilling students'practical skills and abilities of different levels of complexity.
Key points: obstetrician and gynecologist, simulation training, phantom course, training of medical personnel.
Присоединение Российской Федерации к общеевропейскому образовательному пространству изменило не только общую концепцию высшего профессионального образования, необходимость его модернизации, реформирования и повышения качества научно-образовательной деятельности, но и во многом повлияло на методологию преподавания клинических дисциплин. Поиск и разработка новых механизмов оптимизации обучения, соответствующих динамике современного общества, научным достижениям и темпам формирования информационных потоков, творческого подхода к познавательной деятельности как студента, так и преподавателя; перехода от предметно-центрированного к личностно-ориентированному обучению требует определенного пересмотра педагогических приемов [1]. В соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта для обучения студентов все больше внимания профессорско-преподавательскому составу кафедр приходится уделять овладению практическими навыками по различным специальностям, в том числе по акушерству и гинекологии. Однако в современных условиях традиционное для России обучение у постели больного становится все более проблематичным [2].
«Классическое» преподавание клинических дисциплин в нашем понимании, несомненно, имеет ряд преимуществ: опыт взаимодействия с разными пациентами, возможность наблюдать действия профессионалов, развитие клинического мышления, подготовка к самостоятельной деятельности. Значительную роль в организации этого вида обучения играет профессиональный статус и авторитет преподавателя, работающего на клинической базе. Сотрудники кафедры акушерства и гинекологии с курсом пренатальной диагностики Смоленского медуниверситета являются ведущими специалистами и консультантами в Смоленской области, что, несомненно, помогает обучать студентов на собственном примере в операционной и родильном зале. Но, к сожалению, несмотря на все свои достоинства, такой подход к обучению в современных реалиях имеет и свои недостатки. Согласно Федеральному закону № 323-ф3 от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» мы обязаны брать разрешение у пациента на проведение каких-либо манипуляций [4]. Работа врача акушера-гинеколога, особенно в области акушерства, имеет свои особенности:
- ответственность за жизнь двух человек (мать и ребенок),
- работа в мультидисциплинарной команде (акушер-гинеколог, неонатолог, анестезиолог-реаниматолог),
- опасность судебных разбирательств (не секрет, что врачи акушеры-гинекологи входят в топ-список специалистов, наиболее часто подвергающихся судебному преследованию при отсутствии механизма страхования от врачебных ошибок),
- редкие, но серьезные осложнения.
В связи с этим, особенно в акушерстве и гинекологии, когда мы вторгаемся в интимную жизнь женщины, когда она обеспокоена не только своим состоянием, но и состоянием своего будущего ребенка, зачастую мы получаем отказ на просьбу о работе с ней студентов. С этой точки зрения, симуляционное обучение может стать реальной альтернативой традиционному, позволяя создавать условия для формирования компетенции по дисциплине и являясь важным этапом становления специалиста [3]. Однако, несмотря на свои достоинства, симуля-ционное обучение ни в коей мере не заменяет, а только дополняет подготовку к реальной клинической практике.
Нужно отметить, что кафедра акушерства и гинекологии при внедрении симуляционно-го курса не испытала больших потрясений. Это связано с тем, что акушеры-гинекологи исторически использовали фантомный курс как части симуляционного при обучении студентов по программе «Акушерство и гинекология». Так, впервые фантомный курс в образовательный процесс внедрил отец русского акушерства Н.М. Максимович-Амбодик еще в 1781 году.
Учебные комнаты кафедры оснащены примитивными акушерскими фантомами: модель плода, акушерский фантом, женский таз и тазовое дно. Однако, несмотря на свою простоту, эти фантомы дают абсолютное представление о процессе родов. Позволяют полностью отработать навыки по оказанию пособий и операций. Так называемые фантомные занятия способствуют более эффективному формированию общекультурных и профессиональных компетенций у студентов.
Общекультурные компетенции включают знание акушерской и гинекологической терминологии, умение воспроизвести и корректно использовать основные понятия и термины в акушерстве и гинекологии.
Профессиональные компетенции состоят из готовности студента к умению и владению следующими навыками:
- с помощью фантома провести оценку костного таза, плоскостей малого таза;
- воспроизвести на фантоме нормальное членорасположение плода, варианты положения плода в матке, а также варианты его пред-лежания, позиции и вида;
- на муляже оценить формы, размеры родничков, расположение швов на головке плода;
- воспроизвести на фантоме биомеханизмы родов при различных вариантах затылочного и тазового предлежания плода;
- воспроизвести на фантоме биомеханизм родов при неправильных и асинклитических вставлениях головки плода;
- выполнить на фантоме операции: извлечения плода с использованием акушерских щипцов и вакуум-экстрактора, акушерские повороты.
Для занятий по курсу гинекологии имеются также гинекологические фантомы, набор инструментария для гинекологического осмотра и влагалищных манипуляций и операций.
Профессиональные компетенции заключаются в способности уметь и владеть:
- осмотром шейки матки в зеркалах;
- двуручным влагалищно-абдоминальным исследованием;
- взятием мазков на флору и степень чистоты; онкоцитологию и кольпоцитологическое исследование;
- интерпретировать результаты современных лабораторных и инструментальных исследований; морфологического анализа биопсий-ного и операционного материала;
- владеть техникой операции выскабливания матки и раздельного диагностического выскабливания.
Нам представляется, что для обучения будущих терапевтов и врачей общей практики навыкам, оговариваемых их профессиональным стандартом, нет необходимости использования каких-то дорогостоящих симуляторов. Достаточно обновления имеющейся базы простых фантомов. Что касается будущих акушеров-гинекологов, то, вне всякого сомнения, здесь должны использоваться симуляторы более высокого уровня сложности с возможностью моделирования осложненного течения беременности и родов, акушерских и гинекологических операций [3].
208
Кратко
Таким образом, организация собственной дифференцированной материально-технической базы для освоения и отработки студентами практических умений и навыков разного уровня сложности является одним из основных этапов
ЛИТЕРАТУРА
оптимизации образовательного процесса и повышения качества подготовки специалистов, а использование фантома придает процессу освоения практических навыков определенную увлекательность и интерес со стороны студентов.
1. Материалы Первого съезда Российского общества симуляционного обучения в медицине РОСОМЕД-2012. Москва, 2012.
2. Материалы II Съезда Российского общества симуляционного обучения в медицине РОСОМЕД-2013. Москва, 2013.
3. Мурашко М.А., Шарикадзе Д.Т., Кондратьев Ю.А. Современные подходы к качеству медицинской помощи // ОРГЗДРАВ. - 2016. - № 2(4). - С. 37-43.
4. Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».