УДК 618 (07.07):378.180.6:616-053.2
ПРЕПОДАВАНИЕ АКУШЕРСТВА И ГИНЕКОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Смирнова Т.И., Крюковский С.Б.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28
Резюме. В статье приведен анализ эффективности учебно -методической работы на кафедре на основании оценки результатов анкетирования студентов 4 и 5 курсов педиатрического факультета.
Ключевые слова: удовлетворенность качеством образовательных услуг, средний балл, анкетирование, организация процесса обучения дисциплине.
TEACHING OBSTETRICS AND GYNAECOLOGY AT THE FACULTY OF PEDIATRICS
Smirnova T.I., Kryukovsky S.B.
Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia,
Astract. The effectiveness analysis of studies and methodical work at the department based on the evaluation of the questionnaire results among the 4th and 5th year students of the Faculty of Pediatrics is carried out in the article.
Key words: satisfaction with educational quality, average mark, questionnaire, organization of training in a subject
Одним из важных условий высшего профессионального образования в настоящее время является компетентностный подход. Поэтому современное образование должно быть ориентировано не столько на освоение знаний, умений и навыков, сколько на овладение компетенциями, способствующими личностной самореализации, максимальной востребованности личностного потенциала, умению решать конкретные задачи или проблемные ситуации.
Важнейшим фактором, влияющим на повышение эффективности и качества подготовки специалистов, является организация учебного процесса. В чтении лекционного курса нами постоянно используются различные технические средства обучения: компьютерные презентации, видеофильмы. Для улучшения усвоения материала студентами, используется ряд приемов активизации мыслительной деятельности: выборочный опрос по ходу лекции, способствующий активному участию студентов в процессе приобретения новых знаний; ссылки на
материал предыдущих лекций, стимулирующие регулярную самостоятельную работу студентов над записями своих конспектов; примеры клинических ситуаций, которые значительно улучшают запоминание материала.
По нашему опыту, существенно повышает продуктивность обучения опрос студентов в конце только что прочитанной лекции. Потребность понять и усвоить основные положения лекции создается сообщением преподавателя о необходимости внимательно работать в связи с предстоящей проверкой усвоенного материала лекции, тогда как восприятие информации без установки на запоминание дает значительно меньший объем знаний. Анализ ответов на вопросы по теме лекции позволяют добиться более объективной оценки понимания материала, при правильном ответе студенты получают баллы дополнительного рейтинга.
Практические занятия помогают углублять, расширять, детализировать полученные знания и содействуют
выработке компетентностей, необходимых для профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи [1].
Методика проведения практического занятия во многом зависит от авторской индивидуальности преподавателя. После вступительного слова, отражающего актуальность изучаемой темы и ответов на неясные вопросы, проводится входной контроль уровня знаний студентов для определения их уровня подготовки. Предпочтительными формами контроля являются «баскет»-опрос или тесты 1-го уровня.
Преподаватели стараются развить у студентов клиническое мышление и способность самостоятельно анализировать различные ситуации. В связи с этим, в учебном процессе широко используются активные методы обучения: работа в группах, ролевые и деловые игры, ситуационные задачи, семинары по типу «круглого стола», «мозговой штурм» и т.д.
В основной части практического занятия мы отказались от проведения традиционного опроса, а используем формы собеседования, сочетающиеся с дискуссией, обсуждением докладов, просмотренных видеофильмов, разбором клинических историй, тренировочными упражнениями на фантомах. При оценке ответа студента руководствуемся следующими критериями (табл. 1): правильность и полнота ответа, логичность изложения, знание и применение терминологии, использование примеров, в том числе самостоятельно подобранных, языковое оформление ответа (правильность, чистота, точность, богатство, выразительность речи, громкость голоса, темп изложения, логические ударения, паузы, богатство и разнообразие интонаций).
Работа с пациентками, присутствие на родах, операциях, при проведении различных диагностических процедур и исследований являются обязательной составной частью наших практических за-
нятий, призванных сделать обучение интересным, позволяющим не только устойчиво усвоить необходимый объем знаний, но и приобрести необходимые компетенции.
Большое место в обучении занимает овладение студентами определенным перечнем практических навыков, в закреплении которых важная роль, несомненно, принадлежит производственной практике «в качестве помощника врача стационара акушерско-гинекологического профиля» после окончания ГУ-го курса.
Во время изучения акушерства и гинекологии студенты самостоятельно курируют родильниц и гинекологических больных, оформляют учебную историю родов или историю болезни, которые представляют на зачетном занятии. Общение с пациентками обучает студентов основам медицинской этики и деонтологии, воспитывает позитивное медицинское поведение, аккуратность, дисциплинированность. Написание учебной истории способствует формированию клинического мышления и практических навыков, закрепляет приобретенные компетенции. Ежегодно на кафедре проводится конкурс на лучшую историю родов и лучшую историю гинекологической больной, что создает дух соревнования среди студентов и повышает мотивацию к обучению. Следует отметить, что все студенты имеют доступ к библиотечному фонду кафедры.
Формами заключительного контроля по окончании цикла практических занятий с целью оценки его результативности являются тестовый контроль, демонстрация приобретенных практических навыков и решение ситуационных задач.
На современном этапе обучения большая роль отводится самостоятельной работе студентов, что вызвано сокращением количества часов аудиторных занятий, увеличением дидактического объема учебного материала в связи с растущим потоком научной информации [3]. Видами самостоятельной работы на кафедре являются выпуск студентами плакатов, таблиц,
схем, которые в дальнейшем использу- ние литературных источников по опреде-
ются в учебном процессе, а также изуче- ленной теме с последующей устной бесе-
дой с преподавателем.
Таблица 1
Критерии оценки устных ответов студентов
Оценк а Критерии оценки
Правильность и полнота ответа Степень осознанности, понимания изученного Языковое оформление
"5" Полно излагает изученный материал, даёт правильное определение научных понятий Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка
Те же требования, что и для "5", но допустимы 1-2 ошибки, которые сам студент исправляет Те же требования, что и для "5" Те же ребованият что и для "5", но допустимы 1-2 недочёта
"3" Обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировок Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры Излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого
"2" Обнаруживает незнание большей части раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений, искажает их смысл Студент беспорядочно и неуверенно излагает материал
"1" Полное незнание и непонимание материала
На кафедре ведется большая научно-исследовательская работа среди студентов, занимающихся в студенческом научном кружке. Эта форма обучения позволяет им получить более глубокие теоретические знания, приобрести навыки исследовательской работы, научиться анализировать полученные результаты, что, несомненно, помогает будущим врачам в
их профессиональной деятельности.
Таким образом, организация учебного процесса на кафедре способствует формированию у студентов педиатрического факультета компетентностного подхода, собственной системы знаний, умений и навыков по акушерству и гинекологии, а также клинического мышления.
Литература
1. Преподаватель высшей школы: психолого-педагогические основы профессиональной компетентности [Текст]: учебное пособие / Е.С. Трегубова, Н.А. Петрова,
В.Г. Лифляндский [и др.]. - Спб.: СпбГМА им. И.И.Мечникова, 2008. - 304 с.
2. Романов, М.Г. Педагогические технологии в медицине [Текст] / М.Г. Романов, Т.В. Сологуб. - М.: ГЭОТАР Медиа, 2007. - 112 с.
3. Самостоятельная работа студентов - важнейший компонент образования в медицинском вузе [Текст] / А.Б, Ходжаян [и др.] // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2011. - № 2. - С. 136-137.