Научная статья на тему 'Обучающие приемы в изучении акушерства на медицинском факультете'

Обучающие приемы в изучении акушерства на медицинском факультете Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
221
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.E.A. BOTOEVA / I.B. FATKULLINA / COMPETENCES / ACTIVE METHODS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Ботоева Елена Аполлоновна, Фаткуллина Ирина Борисовна, Етобаева Инна Георгиевна, Убеева Ираида Поликарповна

При изучении акушерства в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 3 поколения необходимо использовать компетентностный подход на основе внедрения инновационных методов, включающих активные формы обучения: решение ситуационных задач, «мозговой штурм», ролевую игру, дискуссионные формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Ботоева Елена Аполлоновна, Фаткуллина Ирина Борисовна, Етобаева Инна Георгиевна, Убеева Ираида Поликарповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching methods in studying obstetrics at medical faculty

While studying obstetrics according to the requirements of the Federal State Standard for higher professional education of 3 generation it is necessary to use a competence approach based on the introduction of innovative methods including active forms of teaching: solution of problem situations, «brainstorming», role play, discussion forms,

Текст научной работы на тему «Обучающие приемы в изучении акушерства на медицинском факультете»

5. Монцевичюте-Эрингене Е.В. // Патол. физиология и эксперим. терапия. - 1964. - №4. - С. 71-78.

6. Тринус Ф.П., Мохорт Н.А., Клебанов Б.М. Нестероидные противовоспалительные средства. - Киев, 1975. - 256 с.

7. Сидоров К. К. О классификации токсичности ядов при парентеральных способах введения // Ток-

сикология новых промышленных химических веществ. - М., 1973. - Вып. 3. - С. 47-51.

8. Стрельников Ю.С. // Фармакология и токсикология. - 1960. - №6. - С. 526-531.

9. Фармакология и токсикология / И.П. Убеева и др. - 1987. - Т. 50, №1. - С. 66-71.

9. А.Е. Rotelli et al // Pharmacological Reseaarch. -2003. - Уо1. 48. - Р. 601-606.

Убеева Ираида Поликарповна - доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой инфекционных болезней Бурятского государственного университета, профессор кафедры клинической фармакологии Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования. Тел.: 8(3012) 448255. E-mail: ubeeva.ip@mail.ru

Корнопольцева Татьяна Владимировна - кандидат фармацевтических наук, научный сотрудник лаборатории медико-биологических исследований Института общей и экспериментальной биологии СО РАН. Тел. (3012) 434743. E-mail: tv-kornopol@mail.ru

Дашинамжилов Жаргал Балдуевич - кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник лаборатории экспериментальной фармакологии Института общей и экспериментальной биологии СО РАН. 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6, ИОЭБ СО РАН. Тел. (3012) 434743.

Етобаева Инна Георгиевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры фармакологии и традиционной медицины Бурятского государственного университета. Тел. 44-82-55. E-mail: etobaj eva73 @mail.ru

Ботоева Елена Аполлоновна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии с курсом педиатрии Бурятского государственного университета. Тел. 44-82-55.

Ubeeva Iraida Policarpovna - doctor of medical sciences, professor, head of the department of infectious diseases, Buryat State University; professor, department of clinical pharmacology, Irkutsk State Academy for Continious Education. Tel. 8 (3012) 448255.

Etobaeva Inna Georgievna - candidate of medical sciences, associsate professor, department of pharmacology and traditional medicine, Buryat State University. Tel. 44-82-55. E-mail: etobajeva73@mail.ru

Botoeva Elena Apollonovna - candidate of medical sciences, associsate professor, department of obstetrics and gynecology with the course of pediatrics, Buryat State University. Tel. 44-82-55

Kornopolseva TatyanaVladimirovna - candidate of pharmaceutical sciences, research fellow, laboratory of medical and biological research, Institute of General and Experimental Biology SB RAS. Tel. (3012) 434743. E-mail: tv-kornopol@mail.ru

Dashinamzhilov Zhargal Balduevich - candidate of medical sciences, senior researcher, laboratory of experimental pharmacology, Institute of General and Experimental Biology SB RAS. Tel. (3012) 434743. E-mail: <dzharg@mail. ru

УДК 615.32:616.36-85

© Е.А. Ботоева, И.Б. Фаткуллина, И.Г. Етобаева, И.П. Убеева

ОБУЧАЮЩИЕ ПРИЕМЫ В ИЗУЧЕНИИ АКУШЕРСТВА НА МЕДИЦИНСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

При изучении акушерства в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 3 поколения необходимо использовать компетентност-ный подход на основе внедрения инновационных методов, включающих активные формы обучения: решение ситуационных задач, «мозговой штурм», ролевую игру, дискуссионные формы.

Ключевые слова: компетенции, активные формы обучения.

E.A. Botoeva, I. B. Fatkullina, I.G. Etobaeva I.P. Ubeeva

TEACHING METHODS IN STUDYING OBSTETRICS AT MEDICAL FACULTY

While studying obstetrics according to the requirements of the Federal State Standard for higher professional education of 3 generation it is necessary to use a competence approach based on the introduction of innovative methods including active forms of teaching: solution of problem situations, «brainstorming», role play, discussion forms,

Keywords: competences, active methods of teaching.

Концепцией модернизации российского об- сионального образования - «подготовка квали-разования определены основные задачи профес- фицированного работника соответствующего

Е.А. Ботоева, И.Б. Фаткуллина, И.Г. Етобаева, И.П. Убеева. Обучающие приемы в изучении акушерства на медицинском факультете

уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».

Учеба в университете немыслима без повседневной самостоятельной работы студентов, без целеустремленного разностороннего самообразования.

Особое значение самостоятельная работа приобретает при обучении студентов медицинских вузов.

Основная цель СРС в изучении акушерства и гинекологии заключается в формировании клинического мышления, в освоении каждым студентом практических навыков и умений, необходимых им для самостоятельной профессиональной деятельности при оказании лечебно-профилактической помощи женскому населению.

По сути, весь процесс обучения в высшей школе - специально организованная самостоятельная работа студентов. Преподаватель лишь направляет и контролирует познавательную деятельность студентов, эффективность которой напрямую зависит от собственных усилий последних.

В зависимости от места и времени проведения, характера руководства со стороны преподавателя и способа контроля СРС подразделяется на следующие виды:

- самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий (лекции и практические занятия);

- самостоятельная работа под контролем преподавателя в форме консультаций, творческих контактов, зачетов;

- внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении студентом обычных домашних заданий, а также заданий учебного и творческого характера.

Самостоятельность перечисленных выше видов работ достаточно условна, и в реальном образовательном процессе эти виды пересекаются друг с другом.

В целом самостоятельная работа студентов под управлением преподавателя является педагогическим обеспечением развития целевой готовности к профессиональному самообразованию и представляет собой дидактическое средство образовательного процесса, искусственную

педагогическую конструкцию организации и управления деятельностью обучающихся.

Увеличение доли самостоятельной работы требует поиска различных форм и методов ее организации.

На кафедре акушерства и гинекологии с курсом педиатрии это:

1. Контрольные работы, содержащие хотя бы 1 вопрос по материалу, подлежащему самостоятельному изучению.

2. Поэтапная (по каждому разделу) сдача практических навыков.

3. Подготовка реферата с привлечением различной учебной, периодической журнальной и монографической литературы, материалов съездов, конференций. При этом оценивается умение студентов пользоваться научной литературой, обобщить сведения по изучаемой проблеме и представить их в краткой, логичной форме. На реферативные сообщения и доклады выносятся темы, предусмотренные типовой программой подготовки студентов по конкретным дисциплинам, но отсутствующие в тематических планах лекций и практических занятий. Реферат должен быть защищен студентом на практическом или семинарском занятии в академической группе (4-6-й курс), а студентами выпускных курсов - на заседаниях студенческого научного общества или врачебной конференции для практических врачей.

4. Решение предложенных преподавателем ситуационных задач, которые развивают клиническое мышление и заставляют студента использовать знания полученные по различным предметам специальности.

5. Выполнение творческих заданий с обобщением пройденного материала в виде рисунков, таблиц, игр, кроссвордов, используя возможности компьютерной графики.

6. Проведение анкетирования по определенной теме с целью научно- исследовательского поиска групп риска и др.

7. Непосредственная работа у постели больного, овладение практическими навыками и методиками их обследования и лечения.

8. Выполнение практических манипуляций на фантомах.

9. Деловые игры как более высокий уровень СРС побуждают студентов активно добывать, перерабатывать и реализовывать полученную информацию. Они происходят в форме ролевого взаимодействия участников и требуют активного творческого самостоятельного поиска и решения задач.

В период проведения деловой игры выявляются знания студентов по фундаментальным и

смежным клиническим дисциплинам, коммуникативные способности студентов (целенаправленный сбор анамнеза у родственников, общение с «больной», с врачами других специальностей и т.д.), умение быстро и четко ориентироваться в конкретной клинической ситуации, выстроить дифференциальный ряд, поставить предварительный и окончательный диагноз, назначить оптимальный план обследования и лечения, уметь оказать неотложную помощь на догоспитальном этапе (врач женской консультации, врач скорой помощи) и в условиях стационара (врач приемного отделения), определиться в тактике лечения и дальнейшего диспансерного наблюдения и реабилитации пациентки (госпитализация в родильный дом или гинекологический стационар, выбрать метод и время родо-разрешения, решить вопрос о консервативном или хирургическом лечении и т.д.).

Деловая игра - процесс коллективной самостоятельной работы студентов, направляемой и контролируемой преподавателем. Каждому из участников отведена определенная роль («родственники больного», врач женской консультации, врач приемного отделения, врач скорой медицинской помощи, врач-консультант анесте-зиолог-реанима-толог, врач стационара, заведующий отделением и т.д.), что дает возможность каждому студенту усвоить алгоритм действий и стереотип поведения врачей разного уровня в конкретной клинической ситуации, а преподавателю - выявить и устранить недочеты в усвоении студентами учебного материала.

На кафедре акушерства и гинекологии разработаны деловые игры по темам:

■ нарушенная внематочная беременность,

■ невынашивание беременности,

■ кровотечение во время беременности и родов (предлежание плаценты),

■ разрыв пиосальпингса,

■ эмболия околоплодными водами,

■ гестоз тяжелое течение - преэклампсия,

■ преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты,

■ внутрибрюшное кровотечение (разрыв матки),

■ внутрибрюшное кровотечение у женщины (разрыв кисты желтого тела яичника),

10. Просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций, слайдов.

Просмотр студентами обучающих видеофильмов способствует оптимизации усвоения знаний по определенной тематике, расширению кругозора студентов, а также более длительной выживаемости знаний, так как визуальное вос-

приятие информации значительно эффективнее, чем на слух. В отличие от изучения фотографий и слайдов, дающих ценную информацию о редких клинических симптомах болезней, просмотр видеоматериала дает возможность наблюдать развитие патологического процесса и обратную регрессию симптомов при проведении адекватного лечения в динамике, диагностировать нарушение моторных и изучить технику проведения различных диагностических и лечебных манипуляций, также позволяет студентам усвоить алгоритм действий врача при неотложных состояниях, оказания оперативного пособия и психологически подготовить себя к адекватным действиям в реальной клинической ситуации.

На кафедре акушерства и гинекологии имеются видеофильмы:

■ Нормальные роды

■ Уход за новорожденным

■ Донорство

■ Роды в воде

■ Пособие по уходу за ребенком

■ Программа «Рождение».

11. Анализ архивного материала с целью оценки заболеваемости, причин летальных исходов.

12. Составление обзорных докладов по материалам журнальных периодических изданий студентами старших курсов. Эти сообщения можно выносить на врачебные конференции в отделениях.

13. Участие в работе студенческого научного общества (СНО) и конференций молодых ученых.

Целью работы студенческих научных обществ является углубление знаний студентов по акушерству и гинекологии, знакомство с результатами отечественных и зарубежных научных исследований, а также проведение под руководством преподавателей собственных научных разработок по актуальным проблемам изучаемой дисциплины. Активные участники СНО, как правило, поощряются (по решению кафедры и деканата) и продолжают в дальнейшем научную работу как аспиранты и соискатели соответствующих кафедр.

14. Участие в проведении предметных олимпиад.

Самостоятельная подготовка студентов к участию в проведении студенческих олимпиад по акушерству и гинекологии предусматривает углубленное изучение данного предмета с помощью всех доступных источников информации и знакомство с вопросами, не предусмотренными основной учебной программой.

Н.А. Гомбоева. Нейровизуализация инфаркта головного мозга в клинической практике

Проведение олимпиады является итогом данной работы и своего рода методом контроля самостоятельной работы наиболее активных и талантливых студентов. Формы проведения олимпиады могут быть различными: подготовка ре-

фератов, оформление компьютерной презентации или иллюстрированной выписки по истории болезни интересной больной, решение ситуационных задач и другое.

Фаткуллина Ирина Борисовна - доктор медицинских наук, заместитель главного врача Республиканского перинатального центра, заведующая кафедрой акушерства и гинекологии с курсом педиатрии Медицинского факультета Бурятского государственного университета. Тел.: 44-82-55. Е-mail: fib1971@mail.ru

Етобаева Инна Георгиевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры фармакологии и традиционной медицины Бурятского государственного университета. Тел. 44-82-55. Е-mail: etobaj eva73 @mail.ru

Ботоева Елена Аполлоновна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии с курсом педиатрии Бурятского государственного университета. Тел. 44-82-55.

Убеева Ираида Поликарповна - доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой инфекционных болезней Бурятского государственного университета, профессор кафедры клинической фармакологии Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования. Тел.: 8(3012) 448255. E-mail: ubeeva.ip@mail.ru

Ubeeva Iraida Policarpovna - doctor of medical sciences, professor, head of the department of infectious diseases, Buryat State University; professor, department of clinical pharmacology Irkutsk Academy for Continious Education. Tel. 8 (3012) 448255.

Etobaeva Inna Georgievna - candidate of medical sciences, associate professor, department of pharmacology and traditional medicine, Buryat State University. Tel. 44-82-55, etobajeva73@mail.ru

Botoeva Elena Apollonovna - candidate of medical sciences, associate professor, department of obstetrics and gynecology with the course of pediatrics, Buryat State University. Tel. 44-82-55.

Fatkullina Irina Borisovna - doctor of medical sciences, deputy chief physician, Republican Perinatal Center, head of the department of obstetrics and gynecology with the course of pediatrics, medical faculty, Buryat State University. Tel. 44-82-55; e-mail: fib1971@mail.ru.

УДК 616.8-092

© Н.А. Гомбоева

НЕЙРОВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФАРКТА ГОЛОВНОГО МОЗГА В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Проведен анализ ранней диагностики и патофизиологических изменений у больных ишемическим инсультом. Учитывались следующие характеристики ранней диагностики острого инсульта: ранние диагностические и патофизиологические признаки острого инфаркта мозга, время проведения компьютерной томографии (КТ) от начала заболевания, наличие или отсутствие очага по данным томографии, надежность методов КТ и магнитно -резонансной томографии (МРТ), преимущества и недостатки томографии при остром инсульте.

Ключевые слова: инсульт, инфаркт мозга, нейровизуализация, томография.

N.A. Gomboeva

NEUROVISUALIZATION OF CEREBRAL INFARCTION IN CLINICAL PRACTICE

The analysis of early diagnosis and pathophysiological changes in patients with ischemic stroke has been made. The following characteristics of early diagnosis for acute stroke have been taken into account: early diagnostic and pathophysiologic signs of acute cerebral infarction, time of conducting computer tomography (CT) from the beginning of the disease, presence or absence of focus on the data of tomography, reliable methods of CT and magnetic resonance imaging (MRI), advantages and drawbacks of tomography at acute stroke.

Keywords: stroke, cerebral infarction, neurovisualization, tomography.

Ежегодно в мире более 15 миллионов человек переносит инсульт, который является основной причиной летальности и тяжелой инвалиди-зации [1, 2]. Одной из причин летальных исходов после острейшей стадии инсульта является нарушение компенсаторных механизмов гомео-стаза, развитие и прогрессирование синдрома системной воспалительной реакции и полиор-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ганной недостаточности [6, 10]. Наличие сопутствующих соматических заболеваний, таких как артериальная гипертензия, инфаркт миокарда, ишемическая болезнь сердца, стенокардия напряжения, сахарный диабет, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, бронхиальная астма и другие оказывают неблагоприятное влияние на течение и прогноз цереброваскуляр-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.