ПРЕПОДАВАНИЕ ГИНЕКОЛОГИИ СТУДЕНТАМ - ПРЕДДИПЛОМНИКАМ
В.Е. РАДЗИНСКИЙ, А.Я. ГОЛДИНА, С.Д. СЕМЯТОВ, А.О. ДУХИН, М.А.
СОЮНОВ, Н.Д. ПЛАКСИНА
Кафедра акушерства и гинекологии РУДН. Москва. 117198, ул. Миклухо-Маклая, д. 8.
Медицинский факультет
В статье даны современные аспекты преподавания и контроля знаний студентов по циклу гинекологии на этапе преддипломного обучения, разработанные на кафедре акушерства и гинекологии Российского университета дружбы народов.
Проблема преподавания гинекологии как предмета, завершающего на выпускном курсе изучение наук о женском здоровье и вопросов репродуктологии, заключаются в очевидной необходимости овладения современными знаниями и технологиями, разработанными и используемыми в мировой практике.
Тем не менее на протяжении почти десяти лет столь очевидное требование преддипломной подготовки сдерживалось, как отсутствием ряда технологий, так и унифицированной еще во времена СССР программой, не предусматривающей таких принципиальных разделов гинекологии и репродуктологии, как планирование семьи, гинекологическая эндокринология, патология перименопаузального периода, сексуально-трансмиссивные болезни, эндоскопическая диагностика и хирургия женских болезней и др.
Сотрудниками кафедры были внесены изменения в программу преподавания гинекологии в соответствии с указанными принципиальными позициями, она была утверждена и для ее реализации в 1998 году были разработаны и изданы методические рекомендации для преподавателей и студентов. Суть последних - в создании «стандарта знаний» по каждой теме, как базиса «continuum education» на этапах преддипломного обучения. Впервые в преподавании гинекологии каждый студент на первом занятии получает программу предмета, план циклового обучения (лекций, практических занятий, перечень практических навыков) и методические материалы по каждой теме. Это позволяет сделать преподавание взаимно контролируемым - не только «преподаватель студент», но и наоборот. Кроме того, знания студентов оцениваются компьютерным тестированием.
В настоящее время изучение предмета гинекологии студенты начинают с поликлинического звена, т.е. с женской консультации, которая является лечебнопрофилактическим учреждением, первичным и ведущим звеном в системе охраны здоровья женщины.
Целью занятия в условиях женской консультации является: ознакомить студентов со структурой, принципами работы и основными задачами женской консультации: лечебно-профилактическая помощь беременным и родильницам, ведение групп риска, диспансерное наблюдение больных, санитарно-просветительная работа, социальноправовая помощь, профилактические осмотры, помощь в планировании семьи.
Студенты совместно с преподавателем обходят все кабинеты женской консультации: регистратура, врачебный и процедурный кабинет, комната для проведения гимнастики и психопрофилактической подготовки беременных, кабинет физиотерапии, компьютерного и мониторного наблюдения, УЗИ, кабинет лазерной терапии и кабинет по бесплодию. Студенты совместно с врачом ведут прием беременных с разными сроками беременности, гинекологических больных, собирают анамнез, производят общее объективное обследование и специальное наружное акушерское исследование, бимануальное исследование, ставят диагноз, оформляют медицинскую документацию (индивидуальная карта беременной, гинекологической больной, талон направления на госпитализацию, больничные листы, справка о трудоустройстве и др.). Совместно с врачом студенты усваивают технику взятия мазков на флору и степень чистоты влагалищного содержимого, на атипические клетки, осмотр в зеркалах, технику кольпоскопии, а также знакомятся с радикальными методами лечения фоновых заболеваний шейки матки (криодеструкция,
ДЭК, лазер, радионож), должны уметь выписать рецепты наиболее распространенных медикаментозных средств.
Проводя занятия в женской консультации необходимо, чтобы студенты поняли значение и важность участкового принципа работы ее, а также преемственность со стационаром.
Знакомство студентов с гинекологическим стационаром начинается с приемного отделения.
Считаем необходимым показать студентам важность этого отделения - здесь производится первичный осмотр больной, ставится диагноз, назначается план обследования больной, лечение, определяется необходимость госпитализации в гинекологическое отделение. Нередко сразу же приходится проводить дифференциальный диагноз с экстра-генитальными заболеваниями (аппендицит, почечная колика, разрыв паренхиматозных и полых органов брюшной полости и др.). Студенты совместно с врачом и преподавателем собирают анамнез, производят общее объективное исследование, бимануальное исследование, осмотр в зеркалах, берут мазки на флору и степень чистоты, заполняют историю болезни, ставят диагноз, назначают лечение. При этом преподаватель констатирует уровень знаний студентов, полученных на предшествовавших дисциплинах (пропедевтика внутренних болезней, общая хирургия и др.) Работа студентов на этом этапе заставляет их клинически мыслить, быстро принимать решение по оказанию плановой или экстренной гинекологической помощи, приучает к самостоятельности и формированию их врачебно-профессионального уровня.
В условиях стационара студенты знакомятся со структурой и работой гинекологических отделений -*• консервативных и оперативных методов лечения; курируют больных, совместно с преподавателем производят разбор 2-3 больных по текущей теме. Присутствуют на операциях, как в малой, так и большой операционной. Изучают различные виды операций, этапы их выполнения, инструментарий. Осваивают предоперационную подготовку и послеоперационное ведение больных.
Преподаватель постоянно напоминает студентам вопросы хирургической деонтологии. При отсутствии операций по изучаемой теме, проводятся демонстрации видеофильмов, слайдов, разбираются рентгенограммы, эхограммы, изучаются макропрепараты.
Студенты изучают методы диагностики и лечения больных. Совместно с преподавателем производят гинекологическое исследование, ассистируют на операциях и при выполнении тех или иных методов диагностики /МСГ, кольпоскопия, гистероскопия, пункция брюшной полости через задний свод влагалища и др./.
За время прохождения цикла гинекологии студенты пишут курсовые работы: клиническую историю болезни и реферат по избранной теме, который является своего рода учебно-исследовательской работой (УИРС).
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что оптимизация учебного процесса на кафедре по совершенствованию преподавания цикла гинекологии заключается в следующем:
1. Разработаны методические рекомендации для преподавателей и студентов по единому унифицированному плану. При этом в отдельные темы включены сведения, которые либо дополняют содержание, либо представляют данный вопрос в ином, более современном по сравнению с учебником аспекте. В изложении большинства тем использованы данные литературы последних лет.
2. Этапный программированный контроль исходных знаний студентов который проводится:
а) ежедневный по изучаемой теме,
б) цикловой по пройденному материалу,
в) курсовой по всей программе,
3. Приобретение студентами практических навыков по изучаемому материалу,
а) методы диагностики в гинекологии (основы гинекологической пропедевтики),
б) формирование диагноза на основании представленных данных,
в) описание клинических ситуаций при заданном диагнозе.
4. С целью освещения теоретических аспектов изучаемой темы ежедневно проводятся лекции.
5. Постоянно совершенствуем программу курса с учетом современных направлений и достижений в мировой гинекологии
Нами введены в программу разделы:
а) эндокринология репродукции, в том числе современные методы индуцирования овуляции,
б) курс планирования семьи с изучением современных методов регулирования рождаемости,
в) патология перименопаузального периода,
г) эндоскопическая хирургия.
За время прохождения цикла с применением такой методики, разработанной на кафедре, студенты глубоко познают теоретические аспекты гинекологии, овладевают необходимыми практическими навыками, а поэтапное проведение учебных занятий в условиях женской консультации, приемного отделения скоропомощной больницы и, наконец, стационара помогают развивать у студентов «клиническое» мышление; постоянное общение с больными, присутствие на операциях, активное участие в диагностических манипуляциях приобщают студентов к специальности врача. Это особенно важно для иностранных студентов, которые по окончании университета уезжают в свои страны, где работают общими и «семейными» врачами, а в таких условиях им иногда придется оказывать экстренную помощь гинекологическим больным.
THE TEACHING OF GYNECOLOGY TO UNDERGRADUATE STUDENTS
V.Y. RADZINSKY, A.Y. GOLDINA, S.D. SEMYATOV, A.O. DUKHIN,
M.A. SOYUNOV, N.D. PLAKSINA
Department of Obstetrics and Gynecology RPFU, Moscow, 117198, Miklukho-Maklaya st.8.
Medical faculty
The article contains modem aspects in teaching and monitoring the progress of undergraduate students during their gynecology rotations, developed by RPFU, the Department of Obstretics and Gynecology.