Научная статья на тему 'Преподавание акушерства и гинекологии в клинической ординатуре/интернатуре в условиях перехода на ФГОС третьего поколения'

Преподавание акушерства и гинекологии в клинической ординатуре/интернатуре в условиях перехода на ФГОС третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хороших Н.В.

Статья посвящена обсуждению педагогических технологий и приемов, позволяющих повысит качество преподавания акушерства и гинекологии клиническим ординаторам и интернам в условиях перехода системы образования на федеральный образовательный стандарт третьего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хороших Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преподавание акушерства и гинекологии в клинической ординатуре/интернатуре в условиях перехода на ФГОС третьего поколения»

УДК37

Н.В.Хороших

Канд. Мед. Наук, доцент Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Бурденко,

РФ. Г.Воронеж, E-mail.Nvh.vrn2011.@yandex.ru

ПРЕПОДАВАНИЕ АКУШЕРСТВА И ГИНЕКОЛОГИИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ОРДИНАТУРЕ/ИНТЕРНАТУРЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

FEATURES TEACHING OF OBSTETRIC AND GYNECOLOGY IN THE CLINICAL

RESIDENCY/ INTERNSHIP IN THE TRANSITION TO THE GEF THIRD GENERATION

Khoroshikh Nataliya Vladimirovna

Candidate of medical sciences, associate professor of Voronezh State Medical Academy, Russia, Voronezh.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена обсуждению педагогических технологий и приемов, позволяющих повысит качество преподавания акушерства и гинекологии клиническим ординаторам и интернам в условиях перехода системы образования на федеральный образовательный стандарт третьего поколения.

ABSTRACT

The article discusses the pedagogical techniques and tricks to improve the quality of teaching Obstetric and Gynecology clinical residents and interns in the transition of the education system to the federal educational standard of the third generation.

Ключевые слова

акушерство, гинекология, клинические ординаторы /интерны, федеральный государственный

стандарт третьего поколения.

Keywords

оbstetric, gynecology, clinical residents and interns, federal educational standard of the third generation.

Ранее обсуждались сложности, возникающие в процессе преподавания специальных предметов и клинических дисциплин ординаторам и интернам в условиях перехода медицинского образования на новые стандарты третьего поколения (ФГОС) [3]. В данной статье хотелось бы затронуть особенности преподавания конкретных медицинских дисциплин, а именно, акушерства и гинекологии применительно к вышеназванным стандартам.

Переход системы образования на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) третьего поколения начался в 2011 году, затронув также и постдипломное обучение, т.е. клиническую ординатуру и клиническую интернатуру.

Изменения в системе постдипломного образования начались примерно 15 лет назад, До этого времени специализированное обучение будущих акушеров-гинекологов начиналось, практически, на 6 курсе в субординатуре. Студенты-шестикурсники наряду с теоретическими занятиями имели большой опыт практического общения с пациентками непосредственно в акушерских или гинекологических отделениях клиники. Занятия в субординатуре проходили по системе модулей и охватывали основные темы физиологического, патологического и оперативного акушерства, оперативной и консервативной гинекологии. После получения диплома выпускники попадали на одногодичное обучение в интернатуру, где основной акцент уделялся практическим занятиям, после чего они имели право самостоятельной работы. Через 5 лет после окончания интернатуры некоторые из практикующих врачей могли поступить в

клиническую ординатуру. Обучение в ординатуре было рассчитано на 2 года непрерывных теоретических и практических занятий (по 1 году на акушерство и гинекологию соответственно).

В дальнейшем была отменена субординатура и специализация врача начиналась непосредственно после окончания ВУЗа. Одновременно стало разрешено поступление в клиническую ординатуру непосредственно после получения дипломов, минуя интернатуру, что привело к резкому «омоложению» ординаторов; в ординатуру пришли люди, не имеющие никакого опыта практической работы, но имеющие еще свежие, институтские знания. В этот период основной акцент обучения делался на приобретение практических навыков и врачебного опыта.

С момента перехода на новый ФГОС наряду с уже отмеченными изменениями в структуре постдипломного образования произошли дополнительные: обучение и в клинической интернатуре, и в клинической ординатуре разбито на две почти равных части - теоритическую и практическую. Теоретическая часть содержит модули специальных, фундаментальных и основных дисциплин, а также занятия в симуляционных классах. Практические занятия включают в себя работу в акушерских и гинекологических отделениях клиники, а также присутствие на амбулаторном приеме в женских консультациях. Специальные дисциплины по специальности «акушерство и гинекология» включают в себя акушерство, гинекологию, онкогинекологию, эндокринологическую гинекологию. Фундаментальные дисциплины состоят из модулей по патологической анатомии, патологической физиологии, клинической биохимии, а основные дисциплины - модулей по клинической фармакологии, анестезиологии и реаниматологии, оперативной хирургии и топографической анатомии. В программу подготовки акушеров-гинекологов также включен модуль по организации общественного здоровья. Одновременно читаются лекции по всем перечисленным выше дисциплинам. Таким образом, теоретическая подготовка в клинической ординатуре длится 7 месяцев, в клинической интернатуре - 5 месяцев, а практическая - 11 и 14 месяцев соответственно.

В соответствии с новыми стандартами ФГОС клинические ординаторы и интерны, не изучившие весь теоретический курс и не сдавшие зачеты по всем модулям программы, не допускаются к практической работе с пациентами и не имеют права дежурить в клинике.

Таким образом, в первой половине обучения основной акцент делается на теоретическую часть, практическая работа отдвигается на вторую половину обучения. Нисколько не умаляя важности теоретического обучения, следует заметить, что мы имеем дело со вчерашними студентами, и без того имеющими большой опыт лекций и семинаров в анамнезе. На примере двух последних лет работы с ординаторами и интернами можно говорить о некотором разочаровании, испытываемом молодыми докторами, понимающими, что долгожданная практика будет им недоступна еще в течение нескольких месяцев.

Педагоги, работающие с клиническими ординаторами и интернами, ищут пути такой организации учебных занятий по специальным дисциплинам, которые смогут сохранить положительную мотивацию и заинтересованность у молодых врачей. Планировать этот процесс надо так, чтобы максимальное внимание уделялось именно практической составляющей теоретического курса. Достигнуть этой цели можно несколькими путями.

Как можно больше включать в занятия различные деловые и квазипрофессиональные игры. Программа обучения как на акушерском, так и на гинекологическом модулях позволяет проводить такие игры почти на каждом занятии [1, с.171]

Обязательным компонентом каждого семинара должны стать ситуационные задачи по изучаемой теме [2]. Можно оформлять ситуационные задачи в виде игр, раздавая части группы «роли» больной, врача, врача «скорой помощи», другая часть группы должна «поставить диагноз».

Активно использовать в ходе занятия большую и малую курацию больных с написанием учебных историй болезни. Эта форма работы является одной из наиболее эффективных, так как учит молодых врачей общаться с больными, собирать анамнез, проводить осмотр, анализировать информацию, вычленять

основные жалобы и симптомы болезни и, в конечном счете, ставить диагноз. Использование учебных историй болезни и родов также может быть полезно в педагогическом процессе, т.к. адаптирует ординаторов и интернов к этому чрезвычайно важному аспекту врачебной деятельности. Целесообразно включать обучающихся в процесс написания клинических историй болезни и родов под контролем преподавателя. Это способствует еще большему приближению их к лечебной работе и формированию чувства врачебной ответственности.

Очень важно включать в процесс занятий с ординаторами и интернами работу группой у постели больного. При этой форме работы молодые доктора под контролем опытного преподавателя полностью проводят опрос и осмотр пациентки, включая акушерское и гинекологическое исследование. Это, несомненно, самый эффективный и полезный вид деятельности, максимально имитирующий лечебный процесс [3, с. 442]. Также это один из самых любимых, как студентами, так и клиническими ординаторами, видов обучения. Однако следует заметить, что в настоящее время пациенты имеют право отказаться от такого осмотра даже в условиях клинической больницы.

Важным для формирования и сохранения интереса к учебному процессу у клинических ординаторов и интернов мы считаем посещение родильного блока, больших и малых операционных, манипуляционных кабинетов. Обучающиеся наблюдают, а преподаватель комментирует течение родов, операции или другой манипуляции. При грамотной работе преподавателя данный вид работы может максимально расширить врачебный кругозор и приблизить молодых докторов к пониманию тонкостей течения родов, а также подробно ознакомить их с ходом основных операций, применяемых в современном акушерстве и гинекологии.

Отдельно следует остановиться на таком направлении в постдипломном обучении, как симуляционная деятельность. Это чрезвычайно важная часть работы как со студентами, так и с клиническими интернами и ординаторами, заслуживающая подробного анализа. В данной статье подчеркнем только, что симуляционная работа должна обязательно включаться в постдипломную подготовку, причем не только в специально оборудованных классах с высокотехнологичными тренажерами, но и в учебных комнатах кафедр, где имеются традиционные акушерские и гинекологические муляжи и фантомы.

Таким образом, даже в условиях новых ФГОС, когда практическая подготовка отодвинута на вторую часть клинического постдипломного обучения, у опытного педагога существуют определенные возможности эффективного построения учебного процесса, максимально приближая практическую часть обучения к теоретической. Это позволит ординаторам и интернам адаптироваться в клинике и приступить к освоению второй части программы подготовленными.

Список использованной литературы:

1. Есауленко И.Э., Пашков А.Н., Плотникова И.Е. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе: учеб. пособие для системы повышения квалификации дополнительного профессионального образования преподавателей медицинских и фармацевтических вузов; Гос. Образовательное учреждение высш. Проф. Образования «Воронежская гос. Мед. Акад. Им. Н.Н.Бурденко». Воронеж, 2011.

2. Кочкина Н.Л. Формирование речевой культуры будущего педагога в образовательном процессе ВУЗа / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Воронежский государственный университет. Воронеж, 2008

3. Хороших Н.В. Особенности преподавания специальных дисциплин в клинической ординатуре/интернатуре в условиях перехода на ФГОС третьего поколения / Личность, семья, общество: вопросы педагогики и психологии//Сб. статей по мат.39 международной научно-практической конференции—Новосибирск, 2014-С.151-156

4. Хороших Н.В., Золоедов В.И., Шамарин С.В. Итоги первого года работы дистанционного акушерского консультативного центра городского округа Воронеж / Вестник новых медицинских технологий. 2013. Т. 20. №2. С. 441-443.

©Н.В.Хороших

УДК 378.1; 371.3

Н. А.Чурин, студент 4 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, Российская Федерация

НЕКОТОРЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ

КАЧЕСТВА МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

БУДУЩИМИ ПЕДАГОГАМИ ПО ФК

Аннотация

В статье определены понятия «педагогические условия», «педагогические условия оптимизации качества моделирования предметно-педагогических презентаций», представлены и описаны педагогические условия оптимизации качества моделирования предметно-педагогических презентаций в структуре изучения педагогических дисциплин и прохождения педагогической практики будущими педагогами по ФК.

Ключевые слова

Гуманизм, культура самостоятельной работы, моделирование, нормальное распределение

способностей, педагогическая методология, педагогически условия, предметно-педагогические презентации, научно-практические конференции студентов.

Определение педагогических условий в модели профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов по физической культуре является неотъемлемой частью формирования профессионально-педагогических компетенций студентов-бакалавров, для этого определим работы [1-11] в качестве базы и ресурса построения логики и возможностей определения педагогических условий оптимизации качества моделирования предметно-педагогических презентаций будущими педагогами по физической культуре.

Педагогические условия - это основные положения, выполнение которых предопределяет повышение или сохранение определенно высокого качества педагогической деятельности в определении и исполнении различных направлений профессионально-трудовых функций педагога.

Педагогические условия оптимизации качества моделирования предметно-педагогических презентаций будущими педагогами по физической культуре - это совокупность положений современной теории управления педагогическими системами, обеспечивающих получение оптимально высоких результатов в использовании и моделировании предметно-педагогических презентаций будущими педагогами по физической культуре.

Выделим педагогические условия оптимизации качества моделирования предметно-педагогических презентаций будущими педагогами по физической культуре (ФК):

1. Сформированность мотивации и целеполагания будущих педагогов по физической культуре в модели оптимизации возможностей развития личности обучающегося средствами физической культуры и спорта, новых информационных технологий и научно-технического прогресса.

Мотивация и целеполагание обеспечивают личности построение матрицы развития личности, в основе которой две составляющие - материальные и духовные ценности способствуют получению тех или иных продуктов ведущей деятельности и хобби.

2. Реализация идей гуманизма и здоровьесбережения в личной практике, в практике организации педагогического взаимодействия с обучающимися и их родителями, где предметно-педагогические презентации играют роль средств фасилитации усвоения доказываемых и пропагандируемых истин гуманно-личностных отношений и пропаганды здорового образа жизни.

Гуманизм как ценность человеколюбия в системе идей и практики здоровьесбережения является страховкой личности и общества в постановке и верификации качества решения мультисредовых противоречий, обеспечивающих целостное, всестороннее развития личности обучающегося и системы социально-образовательных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.