Научная статья на тему 'Новые методологические подходы преподавания акушерства и гинекологии на 6 курсе'

Новые методологические подходы преподавания акушерства и гинекологии на 6 курсе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Х Н. Нуржанов

В условиях современного реформирования здравоохранения в Республике Казахстан предлагаем новый подход к преподаванию дисциплины − акушерство и гинекология у выпускников медицинского ВУЗа. Он заклю-чается в организации практических занятий на базе женской консультации. При этом студенты в полной мере участвуют в многогранной работе первичного звена здравоохранения, что приближает их к реальной действительности, с которой они столкнутся после окончания ВУЗа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Х Н. Нуржанов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

6-курсте акушерия мен гинекологиядан сабақ берудегі жаңа әдіснамалық кӛзқарас

Қазіргі Қазақстан Республикасында денсаулық үлгісін қайта құру (реформалау) жағдайында медицина жоғары оқу орындарының бітірушілеріне акушерия мен гинекология пәндерінен сабақ берудің жаңа әдіснамалық кӛзқарасты ұсынамыз. Тәжірибелік сабақтарды жүргізу әйелдер консультациясының базасында ұйымдастырылды. Бұл кезде студенттердің біріншілік денсаулық сақтау үзбесінде кӛпжақты жұмысқа толық қатысқанының нәтижесі, оларды ақиқат болмысқа жақындатады, олар жоғары оқу орнын бітіргеннен соңда ақиқат ӛмірге тап болады.

Текст научной работы на тему «Новые методологические подходы преподавания акушерства и гинекологии на 6 курсе»

441 Цаз¥МУ ХАБАРШЫСЫ

■ Развитие интереса и навыков самостоятельной работы с учебной, научно-популярной литературой и материалами Интернет; способностей к формализации, элементов системного мышления.

■ Воспитание культуры информационной деятельности, в том числе умения работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми.

■ Личностное развитие руководителя и врача-интерна, становление элементов

■ Развитие профессиональной компетентности, формирование профессионального интереса, творческого мышления и приобретение навыков методологии исследовательской работы.

■ Расширение возможностей по организации и контролю аудиторной и внеаудиторной самостоятельной деятельности врачей-интернов.

НОВЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АКУШЕРСТВА И ГИНЕКОЛОГИИ

НА 6 КУРСЕ

Х.Н. Нуржанов

Казахский национальный медициский университет им.С.Д.Асфендиярова

В условиях современного реформирования здравоохранения в Республике Казахстан предлагаем новый подход к преподаванию дисциплины - акушерство и гинекология у выпускников медицинского ВУЗа. Он заключается в организации практических занятий на базе женской консультации. При этом студенты в полной мере участвуют в многогранной работе первичного звена здравоохранения, что приближает их к реальной действительности, с которой они столкнутся после окончания ВУЗа.

Базой преподавания была выбрана женская консультация. Первичная медико-санитарная помощь в системе охраны материнства и детства всегда занимала особо ведущее место. В условиях реформирования здравоохранения в стране предполагается усилить роль амбулаторно-поликлинической службы, увеличение обьема помощи на этом этапе, в том числе за счет расщирения стационарозамещающих услуг. Поэтому в оказании амбулаторно-поликлинической акушерско-гинекологической помощи особую роль играет женская консультация. Учитывает важное значение женских консультаций в профилактике осложнений беременности, родов, после родового периода, охране репродуктивного здоровья женшин и девочек подростков и в целях дальнейшего совершенствования акушерско-гинекологической помощи, они внесены в номенклатуру организаций здравоохранения Республики Казахстан. Женские консультации осушествляют амбулаторную акушерско-гинекологическую помощь в соответствии с действующим приказом Министра Здравоохранения Республики Казахстан от 14 августа 2003 года №612 «Об утверждении положения по организации деятельности женской консультации (кабинета)», государственная регистрация в Министерства юстиции Республики Казахстан от 8 сентября 2003 года № 2473. Женская консультация правомочна быть как отдельным юридическим лицом, так и входить в состав лечебно-профилактических организаций как структурное подразделение, оказывающее все виды амбулаторной акушерско-гинекологической помощи населению. В связи со специфической функцией женских консультаций в охране здоровья женщин и детей, наиболее рациональным является их размещение в составе лечебно-профилактических организаций. Это в полной мере согласуется с приципами преемственности и интеграции родовспомогательных организации с общелечебной сетью, что дает возможность обеспечивать оптимальные условия для оказания медицинской помощи женскому населению в полном обьеме. Введение в действие нового положения о женской консультации, является первом шатом в работе по пересмотру действующих регламентирующих и нормативных документов службы охраны здоровья матери и ребенка в условиях реформирования здоровоохранения страны, что позволит более активно внедрять современные технологии, и тем самым, обеспечивать высокое качество помощи женщинам. Беря во внимание реформирование здравоохранения страны, мы тоже стали активно внедрять новые методы преподавания, а именно преподавание акушерства и гинекологии, в женской консультации. Наши новые методологические подходы в преподавания акушерства и гинекологии с учетом специфических функций женской консуьтации, преследовали цель максимального получения практических навыков студентами 6 курса. Так как работа женской консультации начинается с 8 00 до 20 00 часов, студенты распределялись по участкам (1 - смена с 8 00 до 11 00 , 2 - смена с 13 00 до 16 00 часов) а также по профильным кабинетам: планировании семьи, патологии шейки матки, смотровой кабинет и дневной стационар. Через 6 дней производили смену профильных кабинетов, чтобы студенты прошли все службы и участки. За время цикла 12 дней они ежедневно участвовали в патронаже беременных, родильниц и гинекологических больных (посещали не менее 2 -3 адресов) и в концс цикла студент сдавал дневник о проделанной работе, где отражены все этапы пройденные на участке (прием беременных, родильниц, гинекологических больных и девочек - подростков и т.д.). После распределения студентов по участкам и по кабинетам они в течение 3 часов (180 минут) ежедневно работали совместно с врачом, за это время принимали беременных, родильниц, гинекологических больных и девочек подростков. В самостоятельную работу входит опрос, пальпация - 4 приемами Леопольда, аускультация плода, измение размеров таза, окружности живота, высоты стояния дна матки, индекс Соловьева, осмотр наружных

45| Цаз¥МУ ХАБАРШЫСЫ

половых органов, осмотр шейки и влагалища в зеркалах, влагалищное исследование, взятие мазка на степень чистоты влагалища, онкоцитологию и т.д., а также колькоскопия и ДЭК. После совместной работы с врачом студенты в течение 2 часов (120 минут) занимаются совместно с преподавателем: оценка исходного уровня знаний методам тестирования, решение ситуационных задача, ответы письменно на вопросы, разбор темы занятия, заключительный контроль (решение ситуационных задач или тестирование) затем ставится общая оценка знаний, дается задание на следующий день и т.д. После совместной работы с преподавателем студенты 2-ой смены распредеяются по участкам и кабинетам, а студенты 1-смены идут на патронаж (таблица 1).

Таблица 1. Примерный хронометраж работы студентов 6 курса в женской консультации.

№ Время в часах План и организационная структура занятия Время в минутах

1 800 - 805 Распределение студентов 1 -смены по участкам и кабинетам 5 мин

2 805 - 1100 Совместная работа студента с врачом (прием беременных, родильниц, гинекологических больных и девочек подростков -опрос, анемнез, пальпация, аускультация плода, измерение таза, ОЖ, ВСДМ, осмотр шейки и влаталища в зеркалах, PV, взятие мазков, кольпоскопия, ДЭК и т.д.). 175 мин

3 1100 - 1300 Совместная работа студентов с преподавателем а) Оценка исходного уровня знаний (тесты, задачи, вопросы для письменного ответа и др.) б) Обсуждение темы занятия в) Заключительный контроль (решение ситуационных задач или тестирование) г) Общая оценка знаний 120 мин 20 мин 60 мин 25 мин 10 мин

4 1300 - 1305 Распределение студентов 2-смены по учаскам и кабинетам 5 мин

5 1305 - 1600 Совместная работа студента (2-смена) с врачом 175 мин

6 1 час Патронаж (до смены и после смены) 60 мин

Контроль за посещаемостью занятий студентами осуществлялся преподавателем, а занятостью еще и участковыми врачами, врачами сооветствующих кабинетов, а также заведующей женской консультацей. Студенты за цикл осматривали около 60-70 беременных, родильниц, гинекологических больных и подростков. В последний день цикла проводилось зачетное занятие.

Таким образом, студенты 6 курса после цикла акушерства и гинекологии в условиях женской консультации получают практические навыки приближенные к реальной жизни, а также они чувствуют ответственность перед пациентками, что придает им способность самостоятельно решать практические вопросы.

6-курсте акушерия мен гинекологиядан сабак берудеп жаца эдкнамалык кезкарас

Х.Н.Н^ржанов

Ка^рп Казакстан Республикасында денсаульщ Yлгiсiн кайта к¥ру (реформалау) жагдайында медицина жогары оку орындарыныц бтрушшерше акушерия мен гинекология пэндершен сабак берудщ жаца эдюнамалык кезкарасты ^сынамыз. Тэшрибелж сабактарды жYргiзу эйелдер консультациясыныц базасында ^йымдастырылды. Б^л кезде студенттердщ бiрiншiлiк денсаулык сактау Yзбесiнде кепжакты ж^мыска толык катысканыныц нэтижесi, оларды акикат болмыска жакындатады, олар жогары оку орнын бiтiргеннен соцда акикат емiрге тап болады.

The new methodological approaches to the teaching of obstetrics and gynecology at 6 courses

Nurjanov H.N.

In today's health care reform in Republic of Kazakhstan, we have suggested a new approach to teaching the discipline -obstetrics and gynecology at the medical school graduates. It is the organization of workshops based on antenatal clinic. The students are fully engaged in the multifaceted work of primary health care system that brings them closer to reality with which they will face after graduation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.