Научная статья на тему 'Опыт организации и внедрения метода проектов в самостоятельную работу врача-интерна на кафедре постдипломной подготовки по акушерству и гинекологии'

Опыт организации и внедрения метода проектов в самостоятельную работу врача-интерна на кафедре постдипломной подготовки по акушерству и гинекологии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт организации и внедрения метода проектов в самостоятельную работу врача-интерна на кафедре постдипломной подготовки по акушерству и гинекологии»

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ВРАЧА-ИНТЕРНА НА КАФЕДРЕ ПОСТДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО АКУШЕРСТВУ И ГИНЕКОЛОГИИ

Миреева А., Нурсеитова Л.А., Иманбаева Ж.А.

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова.

Одной из важнейших проблем, стоящих перед вузами, является повышение качества подготовки специалистов. В концепции образования Республики Казахстан до 2015 года основной целью образования определяется не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность- умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально жить и работать в быстро изменяющемся мире.

В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов, процессе которого выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения.

Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности выпускника через организацию активных способов действий. На нашей кафедре в организацию самостоятельной работы нами разработан и внедрен метод проектов - «виртуальный проект».

Виртуальный (учебный) проект - совместная научно-исследовательская работа врачей-интернов в команде, завершающаяся выступлением с визуальным докладом на научно-практической конференции по результатам проекта или совместной публикацией в медицинских печатных изданиях.

Целью проекта явилась мотивация молодого специалиста к самостоятельному решению научно-практических задач, связанных с проектированием и осуществлением теоретического исследования для решения актуальных проблем в области акушерства и гинекологии, включая разработку и применение статистических, диагностических, лечебных и профилактических методов.

Виртуальный проект выполнялся интернами во время прохождения длительных циклов на региональных клинических базах.

Проектная деятельность содержит:

- постановка цели;

- планирование;

- аналитический этап;

- этап обобщения информации;

- этап представления полученных результатов работы над проектом - защита проекта.

При разработке проектной деятельности нами была поставлена значимая в исследовательском, творческом плане проблема гипотонического кровотечения в акушерстве, которая является одной из основных причин материнской смертности. Были определены цель и задачи исследования. Далее нами разработана этапы и сроки выполнения проекта (таблица 1).

Как видно из представленной таблицы, каждый этап проекта завершается выполнением определенной задачи - написание обзора литературы, создание электронной базы результатов ретроспективного анализа медицинской документации, статистический анализ, отчет, доклад-презентация или статья. Для каждого этапа нами разработан и приложен дидактический материал: инструкции и требования к написанию и оформлению обзора литературы, электронной базы ретроспективного анализа медицинской документации, статистического анализа, отчетов, доклада-презентации и статьи.

Особе внимание уделяется оценке результатов выполнения проектной работы, оценке качества продукта. Были разработаны критерии оценки оформления и выполнения проекта, где предусматривались:

- объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность предлагаемых

решений;

- уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений;

- аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии,

цитируемость;

- качество записей: оформление, соответствие требованиям, структура текста, качество эскизов, схем,

рисунков; качество и полнота рецензий;

- качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов;

аргументированность, убедительность и убежденность;

- объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи;

- деловые и волевые качества докладчика: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность. При завершения работы над проектом команда сдает

координатору проекта (руководителю) пакет документов, использованные и оформленные во время выполнения работы:

■ оригиналы или копии изученных нормативных актов;

■ оригиналы или копии изученных клинических стандартов по оказанию медицинской помощи;

■ реферат по изученному вопросу, оформленный по требованиям;

■ заполненные схемы ретроспективного анализа в электронном виде;

■ письменный или электронный вариант отчета (в произвольной форме) каждого члена команды по выполненному им фрагменту проекта;

■ электронный вариант визуального доклада, оформленный по требованиям;

■ печатный вариант доклада с указанием на последней странице даты выступления и заверенный подписью председателя научно-практической конференции.

Таблица 1 - Этапы и сроки выполнения проекта

Этап работы Сроки выполнения

1. ■ Координатор проекта ознакомит вас с темой, посвященной актуальной проблеме акушерства и объем исследования (за какой период времени нужно провести анализ, в основном за 6 или 12 месяцев). ■ В совместном обсуждении определите цели и задачи предстоящего исследования. ■ Координатор проекта ознакомит вашу команду с методами исследования вашей работы, прилагающей документацией, сроками выполнения и формой контроля вашей работы над проектом. ■ Также необходимо в этот же день избрать лидера команды (группы), который будет корригировать действия всей группы, и обрабатывать информацию. ■ В коллективном обсуждении определите фрагмент работы для каждого члена команды 1 день

2. Необходимо иметь полное представление на сегодняшний день в современной медицине о частоте интересующей вас проблемы (темы проекта), современных методах диагностики, лечения и профилактики. Для достижения этой цели проведите обзор литературы путем изучения: ■ данных мировой литературы и других источников информации по проблеме вашего проекта, глубиной 10 лет (1999-2009 года), ■ клинических стандартов по оказанию медицинской помощи, утвержденных МЗ РК, законодательные документы РК о здравоохранении (Закон Республики Казахстан «О системе здравоохранения», «О введении медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения, смерти и перинатальной смерти»; Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 14 августа 2003 года № 612 «Об утверждении Положения по организации работы женской консультации (кабинета)» и т.д.), ■ оформите в виде реферата по требованиям (приложение 1). 3-4 дня

3. Проведите в архиве ЛПУ ретроспективный анализ медицинской документации по вашей теме (история родов, обменная карта беременной, история новорожденного и т.д.) и занесите все данные в компьютер в программе EXCEL, для создания базы данных (приложение 2). 1 -1,5 недели

4. ■ Проведите статистический анализ всех параметров ретроспективного материала в программе EXCEL, по предложенной нами методике (приложение 3). ■ Выявите соответствие или несоответствие методов профилактики, диагностики и лечения в изученных историях клиническим стандартам, утвержденных в РК 2 недели

5. ■ Отчет каждого члена команды о полученных результатах по фрагменту проекта. ■ Совместное обсуждение выполненной работы, анализ возникших трудностей и неразрешенных проблем. ■ Подведение итогов 2-3 дня

6. Результаты исследовательской работы коллективно оформите в виде визуального доклада (слайды, мультимедийный вариант, схемы, плакаты, таблицы) по требованиям (приложение 4) или научной статьи (приложение 5) 3-4 дня

7. Выступление с визуальным докладом на научно-практической конференции врачей или публикация в печатных изданиях 5-7 мин

Таким образом, в результате реализации учебного проекта достигается:

■ Освоение и систематизация знаний, относящихся к морально-этическим, организационным и программно-техническим методам будущей профессии.

■ Овладение умениями представления результатов исследования с использованием современных информационных технологий (презентация, публикация, сайт).

■ Развитие интереса и навыков самостоятельной работы с учебной, научно-популярной литературой и материалами Интернет; способностей к формализации, элементов системного мышления.

■ Воспитание культуры информационной деятельности, в том числе умения работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми.

■ Личностное развитие руководителя и врача-интерна, становление элементов

■ Развитие профессиональной компетентности, формирование профессионального интереса, творческого мышления и приобретение навыков методологии исследовательской работы.

■ Расширение возможностей по организации и контролю аудиторной и внеаудиторной самостоятельной деятельности врачей-интернов.

НОВЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АКУШЕРСТВА И ГИНЕКОЛОГИИ

НА 6 КУРСЕ

Х.Н. Нуржанов

Казахский национальный медициский университет им.С.Д.Асфендиярова

В условиях современного реформирования здравоохранения в Республике Казахстан предлагаем новый подход к преподаванию дисциплины - акушерство и гинекология у выпускников медицинского ВУЗа. Он заключается в организации практических занятий на базе женской консультации. При этом студенты в полной мере участвуют в многогранной работе первичного звена здравоохранения, что приближает их к реальной действительности, с которой они столкнутся после окончания ВУЗа.

Базой преподавания была выбрана женская консультация. Первичная медико-санитарная помощь в системе охраны материнства и детства всегда занимала особо ведущее место. В условиях реформирования здравоохранения в стране предполагается усилить роль амбулаторно-поликлинической службы, увеличение обьема помощи на этом этапе, в том числе за счет расщирения стационарозамещающих услуг. Поэтому в оказании амбулаторно-поликлинической акушерско-гинекологической помощи особую роль играет женская консультация. Учитывает важное значение женских консультаций в профилактике осложнений беременности, родов, после родового периода, охране репродуктивного здоровья женшин и девочек подростков и в целях дальнейшего совершенствования акушерско-гинекологической помощи, они внесены в номенклатуру организаций здравоохранения Республики Казахстан. Женские консультации осушествляют амбулаторную акушерско-гинекологическую помощь в соответствии с действующим приказом Министра Здравоохранения Республики Казахстан от 14 августа 2003 года №612 «Об утверждении положения по организации деятельности женской консультации (кабинета)», государственная регистрация в Министерства юстиции Республики Казахстан от 8 сентября 2003 года № 2473. Женская консультация правомочна быть как отдельным юридическим лицом, так и входить в состав лечебно-профилактических организаций как структурное подразделение, оказывающее все виды амбулаторной акушерско-гинекологической помощи населению. В связи со специфической функцией женских консультаций в охране здоровья женщин и детей, наиболее рациональным является их размещение в составе лечебно-профилактических организаций. Это в полной мере согласуется с приципами преемственности и интеграции родовспомогательных организации с общелечебной сетью, что дает возможность обеспечивать оптимальные условия для оказания медицинской помощи женскому населению в полном обьеме. Введение в действие нового положения о женской консультации, является первом шатом в работе по пересмотру действующих регламентирующих и нормативных документов службы охраны здоровья матери и ребенка в условиях реформирования здоровоохранения страны, что позволит более активно внедрять современные технологии, и тем самым, обеспечивать высокое качество помощи женщинам. Беря во внимание реформирование здравоохранения страны, мы тоже стали активно внедрять новые методы преподавания, а именно преподавание акушерства и гинекологии, в женской консультации. Наши новые методологические подходы в преподавания акушерства и гинекологии с учетом специфических функций женской консуьтации, преследовали цель максимального получения практических навыков студентами 6 курса. Так как работа женской консультации начинается с 8 00 до 20 00 часов, студенты распределялись по участкам (1 - смена с 8 00 до 11 00 , 2 - смена с 13 00 до 16 00 часов) а также по профильным кабинетам: планировании семьи, патологии шейки матки, смотровой кабинет и дневной стационар. Через 6 дней производили смену профильных кабинетов, чтобы студенты прошли все службы и участки. За время цикла 12 дней они ежедневно участвовали в патронаже беременных, родильниц и гинекологических больных (посещали не менее 2 -3 адресов) и в концс цикла студент сдавал дневник о проделанной работе, где отражены все этапы пройденные на участке (прием беременных, родильниц, гинекологических больных и девочек - подростков и т.д.). После распределения студентов по участкам и по кабинетам они в течение 3 часов (180 минут) ежедневно работали совместно с врачом, за это время принимали беременных, родильниц, гинекологических больных и девочек подростков. В самостоятельную работу входит опрос, пальпация - 4 приемами Леопольда, аускультация плода, измение размеров таза, окружности живота, высоты стояния дна матки, индекс Соловьева, осмотр наружных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.