Научная статья на тему 'Использование инновационных методов обучения в акушерстве и гинекологии'

Использование инновационных методов обучения в акушерстве и гинекологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
564
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Акушерство и гинекология / лекция / инновационные методы обучения / TBL. / Obstetrics and gynecology / lecture / innovative theaching methods / TBL.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.К. Калиева, С.Ш. Исенова, Р.Н. Еспаева

Внедрение инновационных методов обучения является одной из важнейших целей на кафедре акушерства и гинекологии №2. Студентам IV потока V курса факультета Общей медицины была проведена лекция по методу TBL на государственном и русском языках на тему: «Роль ВОП в охране репродуктивного здоровья человека и семьи». В ходе обратной связи, студенты отметили лучшую усвояемость материала и мотивацию для самостоятельного дальнейшего изучения данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л.К. Калиева, С.Ш. Исенова, Р.Н. Еспаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING INNOVATIVE METHODS OF TEACHING IN OBSTETRICS AND GYNECOLOGY

Implementation of the innovative teaching methods is one of the main goals of the Department of Obstetrics and Gynecology №2. The lecture using TBL method «The role of GPD in saving human's and familie's reproductive health» was held to the students of the General Medicine faculty V course IV flow in official and russian languages. The feedback obtained from students showed that they were able to adopt materials better and were motivatied to research this question by themselves.

Текст научной работы на тему «Использование инновационных методов обучения в акушерстве и гинекологии»

УДК 618.1/.2-083.98:378.147

Л.К. КАЛИЕВА, С.Ш. ИСЕНОВА, Р.Н. ЕСПАЕВА

Казахский Национальный медицинский университет им. С.ДАсфендиярова, кафедра акушерства и гинекологии №2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В АКУШЕРСТВЕ И ГИНЕКОЛОГИИ

Внедрение инновационных методов обучения является одной из важнейших целей на кафедре акушерства и гинекологии №2.

Студентам IV потока V курса факультета Общей медицины была проведена лекция по методу TBL на государственном и русском языках на тему: «Роль ВОП в охране репродуктивного здоровья человека и семьи». В ходе обратной связи, студенты отметили лучшую усвояемость материала и мотивацию для самостоятельного дальнейшего изучения данного вопроса.

Ключевые слова: Акушерство и гинекология, лекция, инновационные методы обучения, TBL.

Введение. Цель Европейского пространства высшего образования до 2020 года, провозглашенная в коммюнике Конференции Европейских министров, ответственных за высшее образование, стран-участниц Болонского процесса, это прежде всего подготовка активных граждан демократического общества; конкурентоспособных специалистов; создание и поддержание широкой, передовой базы знаний и стимулирование научных исследований и инноваций, что требует расширения возможностей отдельных обучающихся и новых активации их познавательной деятельности [1,2,3]. Известно, что учебный процесс нацелен на достижение конечных результатов в том случае, если созданы условия, которые мотивируют студентов готовиться к занятиям и активно включаться в обмен мнениями. Три ключевых момента (L.K.Michaelsen, 1998) в организации такой работы помогут преподавателю создать эти условия: развитие индивидуальной и групповой ответственности, использование заданий, которые связывают и взаимно усиливают индивидуальную, групповую работу и обсуждение в аудитории, применение клинических ситуаций, которые стимулируют обмен мнениями внутри и между группами [2, 3, 4]. Все эти моменты органично включены в технологию командно-ориентированного обучения (TBL). Одной из таких инновационных педагогических технологий является командный метод обучения или TBL (Team Bazed Learning). Технологии группового ответа на тест и групповой работы по решению задачи способствуют глубокому усвоению материала, развивают навыки обучения с пониманием, позволяют применить знания при решении конкретных задач. Ценность метода также в развитии навыков командной работы, ведения дискуссии, обоснованной апелляции. Процедура выставления группой оценки с определение вклада каждого члена команды самими студентами стимулирует

активность, повышает ответственность студентов за обучение [4,5].

Преимущества метода обучения в сотрудничестве -это активное вовлечение студентов в процесс обучения (ответственность за процесс собственного обучения, готовность к занятию), развитие коммуникативных навыков, развитие навыков работы в команде (учиться у своих коллег, участвовать в их оценке, быть ответственным за группу).

Считается, что обучение на основе командной работы проводится с формированием гетерогенных и разных команд; четких, специфичных, и в максимальной степени общих командных целей (стимулирует групповое единство). Одновременный отчет способствует незамедлительному и простому сравнению суждений и принятых решений относительно других групп [6].

С момента внедрения кредитной системы обучения на кафедре акушерства и гинекологии №2 КазНМУ им С.Д.Асфендиярова внедряются оптимальные методы для повышения мотивации студентов в приобретении знаний, для формирования общих и специальных компетенций выпускника с учетом образовательной траектории.

Так, с целью повышения мотивации и усвояемости лекционного материала студентам IV потока V курса факультета Общей медицины была проведена лекция по методу TBL на государственном и русском языках на тему: «Роль ВОП в охране репродуктивного здоровья человека и семьи».

Обсуждение. Для достижения конечной цели лекции, а именно: 1) Знать определение, цели, задачи и принципы планирования семьи; 2) Проводить консультирование по вопросам контрацепции; 3) Подбирать контрацептивы - лекция была структурирована следующим образом (рисунок 1).

Рисунок 1 - Этапы лекции

Внеаудиторная фаза подготовки студентов включала самостоятельное изучение (повторение пройденного материала по циклу акушерство и гинекология на IV курсе), чтобы студенты пришли на лекцию подготовленными. Для этого примерно за 2 недели до планируемой лекции старосты групп были оповещены о теме лекции, им розданы краткие инструкции и пояснения к сложным моментам лекции.

Лекция проводилась по заранее составленному сценарию, который включал 11 шагов: введение, анкетирование, индивидуальное тестирование; групповое тестирование; апелляция, мини-лекция; перерыв; групповые задания; общая дискуссия; подведение итогов; заключение. Во введении в виде презентации было представлено: тема и цель лекции, методика проведения и оценочный лист, критерии оценки группы. Были составлены 2 варианта индивидуальных тестов по 5 вопросов и групповые

тесты, а также задачи на применение. Результаты командной работы были представлены в оценочной таблице - рисунок 2 (таблица Excel), где фиксировались баллы каждого участника команды по видам деятельности, а также общий и средний балл команды.

Для того чтобы команды были равнозначными в начале лекции проводилось короткое анкетирование студентов, которое включало 3 вопроса:

1) Итоговая оценка по акушерству и гинекологии за IV курс (пререквизит);

2) Пол;

3) Семейное положение. Пока студенты отвечали на индивидуальные тесты, анкеты были проверены и по ним созданы равнозначные команды студентов, каждому студент получил клеющийся стикер, на котором он написал свое имя (имитация бейджа). Студенты были рассажены согласно сформированным группам.

Как булет оцениваться занятие

Рисунок 2 - Оценочная форма

На индивидуальные тесты студенты отвечали на заранее подготовленных листах для ответов и для их проверки использовалась матрица правильных ответов. Групповые тесты проводились с шаблоном для ответов по принципу «Мгновенной лотереи». В индивидуальных и групповых тестах специально был указан один неправильный ответ, для того чтобы студенты могли аппелировать. Во время тестирования студентам разрешалось пользоваться литературой по теме. После того как студенты были ознакомлены с результатами тестов и аппеляций, по

вопросам студентов была прочитана мини-лекция, т.е. преподаватели отвечали на вопросы студентов. Затем командам были розданы задания для применения в виде ситуационных задач - по две одинаковые задачи для каждой команды. Ответы на задачи студенты представляли на флипчатах разноцветными маркерами. Затем представители команды выходили с флипчатом для оглашения решения ситуационной задачи (рисунок 3). После того, как все команды выступили, приступили к общей дискуссии. Лекция была закончена подведением итогов и заключением.

Рисунок 3 - Выступление команд

При оценке команд использовались следующие критерии:

Проявление помощи; Ориентация в задании; Управление временем; Сбалансированное участие;

Эффективное межличностное общение;

Управление конфликтными ситуациями;

Конструктивная обратная связь.

При подведении итогов была продемонстрирована

оценочная таблица с результатами команд (рисунок

4).

Рисунок 4 - Демонстрация оценочной таблицы

Заключение. Интерактивный («inter» - это взаимный, «ай» - действовать) - означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Место преподавателя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Выполняя интерактивные задания, студенты и изучают и закрепляют новый материал. Работа в команде развивает критическое мышление, позволяет воспитать в себе умение находить контакт с людьми. Командно-ориентированный метод не только поддерживает критическое мышление, но и помогает вести сглаженную дискуссию и решить проблемы, вдохновляет студентов, позволяет постоянно стимулировать умственную работу (Johnson& Johnson, 1995; McKeachie, 1988; Newmann&Thompson, 1987). Работа в команде позволяет развивать коммуникативную,

самообразовательную компетенцию у студентов, так как подразумевает не только общение студентов друг с другом и преподавателем, но и позволяет совместно решать поставленные задачи, распределять

обязанности между членами команды, проводить поиск информации. А также способствует активному обмену информацией, как между студентами, так между студентами и преподавателем. Об этом говорит и мнение студентов о командно-ориентированном методе обучения, выявленное при обратной связи. Студентами было отмечено, что такие лекции намного интереснее традиционных, «мы не просто слушаем преподавателя», а активно участвуем в процессе лекции; работа в команде меня стимулирует; я не хочу отставать от других; в команде важно отстоять свое мнение, доказать свою правоту не обидив других; важное значение в выполнение задания имеет сглаженность работы команды, распределение обязанностей; большое значение в выполнении заданий имеют знания по теме, поэтому данный метод вызывает заинтересованность в дальнейшем изучении и др. Таким образом, метод TBL (командно-ориентированное обучение) успешно будет использоваться при проведении занятий на кафедре акушерства и гинекологии №2.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Байдурин С.А. Пути оптимизации преподавания внутренних болезней в медицинском вузе.//Клиническая медицина. - 2008.- №3.- С.36-38.

2 Коротокова А.Н. Проблемные лекции как способ активизации познавательной деятельности студентов. Материалы межрегиональной межвузовской научно-методической конференции «Современные проблемы качественного образования в высшей школы» РФ. - Киров: 2007. - С. 70-71.

3 Телеуов М.К., Досмагамбетова Р.С., Тургунова Л.Г., Мациевская Л.Л., Седач Н.Н. Сфера компетентности выпускника медицинского вуза. Компетентности: Навык работы в команде. Профессионализм:. - Методические рекомендации. -Караганда: 2010. - 84 с.

4 Аканов А.А., Ахметов В.И., Абирова М.А., Кызаева А.Д. и др. Модель медицинского образования КазНМУ им.СДАсфендиярова, Вып.1. - Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2010.- Ч.3. - 71с.

Л.К. КАЛИЕВА, С.Ш. ИСЕНОВА, Р.Н. ЕСПАЕВА

С.Ж. Асфендияров атындагы цазацулттыцмедицинауниверситеттщ №2 акушерлк с жзне гинекология кафедрасы

АКУШЕРЛ1К 1С ЖЭНЕ ГИНЕКОЛОГИЯДА ОЦЫТУДЬЩ ИННОВАЦИЯЛЬЩ ЭД1СТЕРШ ЦОЛДАНУ

TYrnH: О;ытуга инновационды эдiстердi енпзу №2 акушерлж ю жэне гинекология кафедрасыньщ ец мацызды ма;сатыныц бiрi. Жалпы медицина факультетшщ Vкурс IV легше TBL эдiсi ар;ылы мемлекеттiк жэне орыс тiлiнде: «ЖТД адам жэне жан^яныц репродуктивтi денсаулыгын са;таудагы ролЬ та;ырыбына лекция о;ылган. Керi байланыс кезiнде студенттер материалдыц жа;сы ;онымдылыгы туралы жэне осы с^ра;ты ез бетiмен ары ;арай о;уга мотивацияныц артуын т^жырымдады.

ТYЙiндi сездер: Акушерлiк iс жэне гинекология, лекция, о;ытудыц инновационды эдiсi, TBL.

L.K. KALIYEVA, S.SH. ISSENOVA, R.N. ESPAEVA Asfenidyarov Kazakh National medical university, Department of Obstetrics and Gynecology №2

USING INNOVATIVE METHODS OF TEACHING IN OBSTETRICS AND GYNECOLOGY

Resume: Implementation of the innovative teaching methods is one of the main goals of the Department of Obstetrics and Gynecology №2. The lecture using TBL method «The role of GPD in saving human's and familie's reproductive health» was held to the students of the General Medicine faculty V course IV flow in official and russian languages.

The feedback obtained from students showed that they were able to adopt materials better and were motivatied to research this question by themselves.

Keywords: Obstetrics and gynecology, lecture, innovative theaching methods, TBL.

УДК 616.12-008.331.1-047.36-616.136.7:612.4673

ДА КАПСУЛТАНОВА, Г.Б. ПОЛЗИК, Ш.С. САДЫКОВА, И.А. АЛМАСКЫЗЫ, З.С. МАКАШЕВА С.Д. Асфендияров атындагы Казак ¥лттыц медицинауниверситетi Калалыц кардиологиялыц орталыц Алматы ц.

БYЙРЕКТЩ ЭНДОВАСКУЛЯРЛЫ ДЕНЕРВАЦИЯСЫ ЭД1С1МЕН РЕЗИСТЕНТТ1 АРТЕРИАЛЬД1ГИПЕРТЕНЗИЯСЫ БАР НАУЦАСТАРДЫ ЕМДЕУ

Рефрактерлi артериальдi гипертензиясы бар науцастарга бYйрек артериясыныц ек жацты денервациясы ЖYргiзiлдi. Араласудан кешн САД жэне ДАД шынайы твмендеуi орташа алганда 20±9 мм сб.б. жэне 11±5 мм сб.б. щрады. Ек айдан кешн цайта царау кезтде САД жэне ДАД 132±4 жэне 84±5 мм сб.б. щрады. БYйрек артериясыныц денервациясы - квпкомпоненттi терапияга рефрактерлi эссенциальдi АГ бар науцастарды емдеу кезтде нэтижелi эдк болып табылады.

ТYйiндi сездер: арmериальдi гипертензия, гипотензивтi терапия, бYйрек артериясыныц денервациясы.

Кауымдастыц зерттеу мэлiметтерi бойынша, ересек тургындардыц едэуiр кеп белт артериальды; ;ысымныц (АК) жогары сандарымен ауырады [1], ол журектщ ишемиялы; ауруы (ЖИА), миокард инфаркты (МИ), созылмалы журек жет^пеушшп (ЖСЖ), инсульттщ жэне олардыц жагымсыз нэтижелершщ даму ;аушшщ тэуелаз факторлары болып табылады [2]. Резистент немесе рефрактерлi артериальдi гипертензия (АГ) нашар ;адагаланатын артериялды; ;ысымныц бiрден-бiр себебi болып табылады. Артериалды; ;ысымды ;адагау жет^пеушшктершщ предикторлары ол - егде жас (75 жастан жогары), сол ;арынша гипертрофиясы (СКГ), семiру (дене салмагыныц индексi 30 кг/м жогары), сощы АК жогары болуы (систолалы; АК 160 мм сб.б. жогары), креатинин 1,5 мг/дл жогары созылмалы буйрек жетгспеушшп (СБЖ), ;ант диабетi, сонымен ;атар ALLHAT зерттеу ;орытындылары бойынша, негроидты нэсiлдерге жэне эйелдер жынысына тиiстiлiк [3,4]. К^рп уа;ытта зманауи нэтижелт жогары, уза; эсер ететш ;урамдастырылган терапия кестелершщ ;ол жетiмдi болуына ;арамастан, наук;астардыц едэуiр белтне рефрактерлiк АГ констатациялауга тура келедг РМОАГ/ВНОК [5], Артериальдi гипертензия бойынша Европалы; ;огам/Европалы; кардиологтар ;огамы (ESH/ESC), сонымен ;атар Америкалы; кардиологтар коллегиясы (АСС) жэне Американлы; журек ассоциациясы (AHA) нус;ауларына сэйкес рефрактерлiк артериалды; гипертонияны [6,7] iшiнде бiреуi - диуретик болатын уш турлi гипотензивт дэрiлермен емдегенге ;арамастан АК ма;сатталган децгешнщ жогарлауы деп тусiнедi.

Рефрактерлж эссенциальдi артериальдi

гипертензияныц даму патогенезшщ негiзiнде симпатикалы; нерв жуйесшщ белсендiлiгiнде жатыр. Ал, буйрек артериаларыньщ адвентициясыныц ;уысында орналас;ан нервтiк epiMÎMeH кeрiнетiн буйректщ ;уатты иннервациясы келес гипотензивтi эсер ретiнде шамадан тыс иннервацияны жоюга арналган айма; ретшде буйрек артериаларын керуге кeмектеседi.

Резистентп АГ аурулардыц патогенетикалы; механизмдерiне дэршж емес эсер ету эдютершщ дамуын ынталандырады. Казiрri уа;ытта резистенттi артериальдi гипертонияныц перспективтi емдеу эдiсi буйрек артериасыныц симпатикалы; eрiмiнщ катетерлiк аблациясы немесе 2007 жылы алгаш рет адамда журпзшген буйректiк денервация болып табылады [8,9].

К;аз1рп кезде буйректщ денервациясыныц нэтижелiгi барлы; елде белсендi турде уа;ытта Symplicity HTN-1,2 зерттеулерi ая;талды; HTN-3 жэне Duration of Renal Sympathetic Activation and Hypertension зерттеулерi журпзшп жатыр [10]. Журпзшген зерттеулерде резистентп АГ кезiнде АК-ц тeмендеуiнде нэтижелiк, сонымен ;атар оныц ;ауiпсiздiлiгi кeрсетiлдi. Symplicity HTN-1 мэлiметтерi бойынша буйрек денервациясынан кешн САК децгеш 140 мм сб.б. 39% нау;астарда тeмендедi, 160 мм сб.б. -82% операцияланган нау;астарда тeмендеген. Шараныц нэтижелiгi жогары кезшде ас;ынулар жагдайдыц тек шамалы гана мeлшерiн алып жэне сэттi жазылумен eттi.

эндоваскулярлы жэне ;ауiпсiздiгi зерттелуде. К^рп

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.