ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Using online cinquain strategies for teaching the Kyrgyz language in primary school by text Ghokosheva B.
Использование интерактивной стратегии синквейн при обучении кыргызскому языку в начальных классах посредством текста
Чокошева Б. G.
Чокошева Бурулкан Сапаровна / ^okosheva Burulkan - кандидат педагогических наук, доцент,
кафедра педагогики и психологии, Кыргызский государственный университет имени И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: использование интерактивной стратегии синквейн хорошо зарекомендовало себя при обучении кыргызскому языку в начальных классах посредством текста. Для создания синквейна ученики используют полученные знания, словарный запас, вдохновляя себя, что пишут стихи, стараются подходить к данному вопросу творчески.
Abstract: using online strategies cinquain well zarekomendavalo themselves in teaching the Kyrgyz language in the primary grades through the text. To create cinquain students use the acquired knowledge, vocabulary, inspiring myself that poetry writing, try to approach this issue creatively.
Ключевые слова: обучение посредством текста, интерактивные методы, стратегия синквейн, словарный запас учеников, критическое мышление, синтезирование понятий.
Keywords: learning through text, interactive methods, cinquain strategy vocabulary of students, critical thinking, synthesizing concepts.
Синквейн способствует повышению свободного, критического мышления ученика, увеличению словарного запаса, творческих навыков, помогает выбрать самые важные из слов, созданию сложных идей, синтезированию понятий, образному описанию и мышлению. Ученики анализируют корневое слово и дают свои пояснения.
Слово «синквейн» взято с французского языка, означает понятие «пять».
Синквейн - «стихотворение, состоящее из 5 строк», не требующее обязательной рифмы, нерифмованное, используемое в качестве средства, завершающее мысль, состоящее из понятий, требующих обдуманных рефлексий.
Цели составления синквейна:
• обобщает сложную информацию;
• оценивается уровень знаний, понимания учеников;
• упорядочивает творческие способности, основы полученных знаний, информаций.
Составление синквейна имеет образовательные, развивающие, воспитательные свойства:
образовательное: дает направление, как систематизировать знания, понятия, информацию, собрать все воедино и проанализировать. Предоставляет возможность анализировать слова - синонимы, слова с одинаковыми значениями с применением имен существительных, имен прилагательных, глаголов и других частей речи, и как результат выбрать самые значимые среди них;
развивающее: дает возможность найти слова - синонимы, слова с одинаковыми значениями, проведения анализа по ним, улучшить владение языком, работать творчески, найти новые идеи, научиться выражать свои мысли, развиваеть мышление и при этом учащиеся получают положительный опыт при написании стихов;
воспитательное: возможность научиться работать самостоятельно, в группе совместно, советоваться друг с другом и ценить мнения других, воспитывается толерантность [2, 25]. Шаги деятельности
Таблица 1. Шаги деятельности учителя и учащихся
Действия учителя Действия учащегося
• поясняет схему построения синквейна; • закрепляет примерами; • анализирует несколько примеров; • дает направления для самостоятельной работы, для работы в парах, в группе • создает самостоятельно синквейн; • создает его советовавшись с напарником; • работает в группе, создает совместный синквейн; • каждая группа пытается выразительно читать свои синквейны, обращает внимание на интонацию; • переписывают в тетради самые лучшие синквейны
Таблица 2. Схема составления синквейна
Схема составления синквейна: Пример:
1 строчка - слово имя существительное, 1 слово 1. ученик
2 строчка - имя прилагательное, 2 слова 2. умный, образованный
3 строчка - глагол, 3 слова 3. читает, пишет, думает
4 строчка - предложение или фраза по теме, 4 слова 4. хороший ученик спешит в школу.
5 строчка - слово синоним к слову от 1 -й строчки, 1 слово 5. человек
Соблюдаются следующие правила:
1. Все мысли ценны.
2. Думать, исследовать на заданную тему.
3. Не вырывать слова из уст других.
4. Не перебивать.
5. Все вопросы ценны.
6. Запрещается критиковать и ограничивать друг друга.
7. Не навязывать свою идею.
8. Каждый ученик вправе рассказать свои взгляды, идеи.
9. Слушают, уважают, ценят мнения друг друга.
10. Работают в парах, в группе.
11. Соблюдают временное ограничение.
Задание на создание синквейна применяется на нижеследующих стадиях уроков кыргызского языка
Вызывающая ступень Ступень понимания Ступень обдумывания
Приглашать на обдумывание на основе имеющихся данных. Повторение грамматических правил, вычитанных текстов, героев. Понимание новой информаци. Понимание текста, анализирование действий героев, обучение грамматическим правилам на основании текстов. Собрать имеющиеся и новые данные, анализ, критическое мышление с добавлением своих мнений.
Путем создания синквейнов (пятистрочных стихотворений) можно добиться нижеследующих (потенциальных) результатов:
• Посредством буквально нескольких слов учащийся понимает значение темы.
• Ищет слова со схожими значениями.
• Увеличивается словарный запас.
• Может образно мыслить на заданную тему.
• Будет искать самые значимые среди слов, размышляет, находит.
• Работает, творчески заряжаясь.
• Собирает сложные данные.
• Оценивается уровень знаний учащегося, его понимание.
• Мысль дается порядочно, кратко [5, 87].
Стратегию синквейн можно будет использовать, как показано ниже на уроках обучения родного языка посредством текста. Тема урока: Гласные и согласные звуки
Цели урока: образовательная: дополняют полученные до этого времени материалы о гласных и согласных звуках в кыргызском языке.
Развивающая: узнают как создаются гласные и согласные звуки, их место в составе слова.
Воспитательная: учатся оценивать народные ценности, понимают то, что их надо беречь и защищать.
Показатели:
Будем считать достигнутыми вышеуказанные цели, если:
• знает о гласных и согласных звуках;
• отличает их друг от друга.
• может находить в составе слова;
• может провести фонетический разбор слова;
• может провести разбор текста. Тип урока: освоение новых знаний. Форма урока: работа в группе. Способ урока: составление синквейна. Оснащение урока: флипчарт, маркер, рисунки (фото).
Ход урока: Организация. Проверять знания учащихся по пройденной теме. Объяснение новой темы: объяснять детям о гласных и согласных звуках с помощью таблицы.
Ознакомление в текстом: Кузнец
Плотник Сапар делает седла. Он срезает деревья и кустарники. Из них делает куски. По лекалу частей седла пилит данные куски. Выводит порог седла, рукоятку и обшивает их коровьей кожей. Плетет плеть из сыромятной кожи. Сделанные его руками плети забирают даже за рубеж, как сувенир [3, 39].
Беседовать о ценностях кыргызского народа, в том числе о снаряжении для коня.
Работа над упражнениями, работа со словарем: работа в группах с применением способа синквейн, составление синквейна на слово плотник.
Процедура: учащиеся рассчитываются от 1 до 4, и делятся на 4 группы. Каждой группе раздается по одному флипчарту, маркеру.
• Учитель ведет беседу с учащимися на тему вокруг того, кто же это плотник, чем он занимается.
• Вспоминают способы составления синквейна: 1 строка. 1 слово, имя существительное.
2 строка. 2 слова, имя прилагательное.
3 строка. 3 слова, глагол.
4 строка. 4 слова, фраза.
5 строка. 1 слово, синоним к слову из 1-й строки.
• Группы создают на своих флипчартах синквейн на слово плотник. Работают консультируясь, слушая мнения друг друга.
• Каждая группа презентует составленный ею Синквейн. Делают обзор по имеющимся у них знаниям про плотника.
1. Плотник
2. Трудолюбивый, искуссный
3. Делает, декорирует, не устает
4. Если владеешь искусством, то надо расти.
5. Человек.
Потенциал: С помощью данного способа учащиеся учатся собирать сведения, работать творчески, систематизировать свои знания, и уважать друг друга. Заряжаются тем, что смогли писать стихи, стараются писать стихи.
Дома переписывают пословицы, отмечают по отдельности гласные и согласные звуки.
Оцениваются знания учащихся в зависимости от показателей урока [4, 14].
Литература
1. Программы начальных классов. Б2011.
2. Женни Стил и др. Дальнейшие методы, способствующие развитию критического мышления. Б., 1998.
3. Чокошева Б. С. Кыргызский язык. 4 класс. Б., 2015.
4. Чокошева Б. С. Кыргызский язык, методическое руководство для учителей 4-х классов. Б., 2015.
5. Эсеналиева К. Э. Использование интерактивных методов в обучении кыргызскому языку. Б., 2002.