МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНОВ
УДК 332.12
С. И. Яковлева
МЕТОД СИНКВЕЙНА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНОВ РАЗНЫХ ТИПОВ
Показан опыт применения метода синквейна в практике преподавания учебного курса «Региональная экономика и политика» географам (по программе академического бакалавриата) Тверского государственного университета (г. Тверь).
Определены функции синквейн-метода в формировании универсальных и профессиональных компетенций. Подчеркнута особая роль синквейн-метода при работе с текстовой информацией базового учебника. Студенты не только знакомятся с готовыми характеристиками районов разных типов, но и создают новый учебный «продукт» — краткое описание для каждого типа районов. В таком описании указываются отличительные особенности региона определённого типа, процессы его развития, причины возникновения проблемного состояния и прогнозные рекомендации. Таким образом, синквейн представляет собой краткую текстовую модель оценочного типа.
Уточнены правила составления дидактического синквейна для проблемных типов регионов. Приведены примеры составления коротких резюме для основных типов проблемных регионов — кризисных, отсталых (слаборазвитых), депрессивных, пограничных и северных (на примере районов Крайнего Севера России). Показан пример выполнения комплексного задания, в котором составление синквейна сочетается с графическими построениями (на базе региональной статистики).
Синквейн — не только эффективный метод интерактивного обучения, но и объективный способ измерения результатов сформированных компетенций. Метод активно применяется в разных дисциплинах и является популярной темой методических публикаций. Работ, специально посвящённых опыту использования синквейна в учебных курсах региональной экономики, найти не удалось.
Ключевые слова: региональная экономика, типы регионов, проблемные регионы, метод синквейна, компетенции.
Важное место в современной высшей школы занимают не только профессиональные, но и метапредметные1, или универсальные компетенции для развития у студентов навыков открытия собственного знания и формирования собственных компетенций в разных сферах деятельности. Для их формирования используются разнообразные методы и приёмы интерактивного обучения2. Выбор — за преподавателем.
При изучении центральной темы курса региональной экономики «Проблемные типы регионов» (для географов по программе подготовки «Академический бакалав-
Сущность концепция «универсальных компетенций» Сьюра Бергана: некоторые компетенции могут быть универсальными (общекультурными) и предметно-специализированными (общепрофессиональными) в зависимости от контекста. Концепция «универсальных компетенций» включает способность индивидуума применять компетенции к ситуации за пределам своей основной дисциплины [2, с. 23-24, 168].
Обзор методов и приёмов интерактивного обучения см. в [9].
риат») приходится работать с большим объёмом текстовой информации в базовом учебном пособии А. Г. Гранберга [3] — подробными описаниями разных типов районов. Чтение текста для глубокого понимания содержания и выявления главных отличительных особенностей регионов должно сопровождаться какой-то краткой записью. Одним из вариантов конспекта-резюме является составление дидактического синквейна [4]. Его функциям и примерам составления и посвящена наша публикация.
Метод синквейнов — популярная тема в методике преподавания разных предметов. Для нас важно раскрыть назначение/возможности этого приёма при работе с текстовыми источниками информации в сочетании с дополнительными — статистическими и графическими методами, которые сопровождаются составлением описательных оценочных характеристик. Напомним общие правила составления дидактического синквейна — краткой описательной характеристики изучаемого объекта по анализируемому тексту в форме пятистрочника [4; 7]:
1-я строка—одно ключевое слово, существительное, определяющее содержание;
2-я строка — два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка — три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка — короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка — синоним ключевого слова (существительное), на эмоционально-образном или философско-обобщённом уровне повторяющий суть темы.
Правила выполнения таких упражнений-обобщений требуют методических уточнений в каждом учебном предмете. Так, условие применения для создания 1-3 и 5-й строк лишь одного слова оказывается зачастую ограничением, которое лишает возможности использовать полноценные понятия в форме словосочетания (например, проблемный район). Использование одиночных глаголов (например, имел, потерял, не имеет) оставляет оценку без сообщений о событии (Что имел? Что потерял? Чего не имеет?). При работе над 4-й строкой стоит давать уточнение по содержанию, например, указывать причину формирования данного явления.
Общие правила составления синквейна нужно обязательно дополнить его «функциональным определением» как средства формирования преимущественно инструментальных3 профессиональных и метапредметных компетенций. Попытаемся определить компетентностные функции синквейн-метода на примере изучения проблемных регионов в учебном курсе «Региональная экономика и политика» (табл.).
Таблица
Функции синквейна как средства формирования универсальных и профессиональных компетенций при изучении проблемных регионов
№ Формирование универсальных компетенций при использовании синк-вейн-метода Формирование профессиональных компетенций при использовании синквейн-метода
1 Выработка способности мыслить в абстрактных терминах Знакомство и овладение системой региональных понятий, отражающих территориальные объекты и их устройство, отличительные признаки и проблемы развития
Категория «инструментальных» компетенций показана в сборнике [2, с. 165].
2 Выработка способности к анализу и синтезу сложной информации Овладение навыком анализа текстового материала для выявления главных особенностей регионов, поиска в тексте соответствующих слов, словосочетаний и коротких предложений для составления краткого цельного и структурированного описания региона
3 Формирование умений не только понимать чужие тексты, но и создавать собственные, т. е. говорить и писать4 Формирование профессионального навыка быстрого и точного составления резюме в стиле синквейна и его содержательного «развёртывания» в подробное описание (письменно и устно)
4 Формирование образной, выразительной речи, развитие профессионального языка (русского, иностранного) для расширения коммуникативной компетенции5 Формирование профессионального языка (с использованием понятийно-терминологического аппарата специальности, предмета) для расширения коммуникативной компетенции
5 Развитие высшей стадии критического мышления6 — размышления (рефлексии): творческая переработка, анализ, интерпретация, оценка изученной информации Формирование способности к творческим работам в стиле оценочного синк-вейна. Подобные работы помогают лаконично и образно формулировать основные положения в современных документах стратегического планирования регионов и городов
6 Выработка способности делать правильные выводы, основываясь на конкретных явлениях, и прогнозировать поведение или результаты на основании широкого общего знания Формирование способности к прогнозным оценкам и рекомендациям социально-экономического развития регионов
7 Формирование умений и навыков выбора источников информации и их текстовой, графической и картографической интерпретации Формирование навыков составления кратких оценочных и прогнозно-рекомендательных описаний в стиле синквей-на в сочетании с графическими построениями (схемы, графики и диаграммы) и картами7
4 Подробно об использовании синквейна на занятиях профессионального русского языка см. в статье [5].
5 То же.
6 Стадии и методические приёмы развития критического мышления показаны в работе [9, с. 53-54].
7 Содержание синквейна — это определенные тематические сюжеты не только текстового описания регионов, но и тематических и специальных карт: диагностика проблем регионального развития; стратегический анализ и планирование.
Важной дидактической функцией синквейна является оценочная (контрольная), синквейн используется как средство измерения уровня сформированности различных компетенций8. Для этого можно разрабатывать разные варианты заданий: составление нового синквейна (индивидуальная или групповая работа), составление краткого описания по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна), коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих её определить).
Синквейн как популярная интерактивная форма обучения предполагает обсуждение для «поиска слова», синонимов основных терминов, понимания сущности изучаемого явления, выявления и диагностики проблем развития и поиска вариантов развития. Это совсем не простая работа для студентов, поэтому желательно показать свои примеры и предложить их дополнить, исправить.
Приведём конкретные примеры синквейнов, составленных по текстам классического учебника А. Г. Гранберга «Основы региональной экономики» (Гл. 6) [3] для разных типов проблемных регионов. Описания и характеристики районов в учебнике информативные, обстоятельные, выполнены в хорошем стиле, структурированы по разделам с использованием шрифтов, выделяющих основные типы проблемных регионов. Для составления синквейна можно использовать дополнительные графические приёмы на базе статистики, чтобы найти необходимые слова и выражения не только в готовом тексте учебника, но и в описательных характеристиках, составленных в ходе анализа графических построений и/или карт.
Примеры дидактических синквейнов по теме «Проблемные регионы»9
Понятие и признаки кризисных регионов:
1) наиболее проблемные регионы;
2) разрушенные (природными или техногенными катастрофами, политическими и военными конфликтами и др.) с глубоким экономическим кризисом;
3) потерян накопленный экономический потенциал, происходит значительная вынужденная эмиграция населения; растёт опасность (риск) необратимых социально-экономических и политических деформаций;
4) представляют прямую угрозу экономической безопасности страны (основные угрозы локализуются в трех группах регионов-субъектов РФ: острокризисных, кризисных и потенциально кризисных; их число в России растёт);
5) ареалы экономического бедствия.
Понятие и признаки отсталых районов:
1) слаборазвитые районы;
2) застойно-кризисные и бедные (очень низкий уровень жизни);
3) упала интенсивность хозяйственной деятельности, растёт безработица, не развивается социальная сфера;
4) проблема преодоления сильного отставания очень сложна, главный путь развития — саморазвитие региона на основе использования собственного потенциала и конкурентных преимуществ;
5) отставшие в развитии районы — объекты целевой государственной поддержки.
Подробно о диагностике профессиональных и метапредметных компетенций у студентов с использованием синквейн-метода см. в статьях [1; 6; 10].
Синквейны составлены автором по текстам учебника А. Г. Гранберга [3, с. 317-343].
8
Понятие и признаки депрессивных районов:
1) преимущественно старопромышенные проблемные районы;
2) в прошлом — развитые, сейчас — кризисные;
3) имеют потенциал развития; потеряли своё былое экономическое значение и относительные преимущества; не имеют необходимых условий для выхода из кризиса;
4) кризис в ведущих отраслях стал основной причиной распространения депрессии на всю экономику регионов; нуждаются в реструктуризации и диверсификации экономики, поиске новых рынков сбыта и др.;
5) проблемные регионы переходного типа.
Понятие и признаки приграничных районов:
1) рубежные районы;
2) старые и новые территории, в т. ч. приморские регионы;
3) имеют потенциал развития за счёт трансграничного сотрудничества с соседними странами; слабо инфраструктурно обустроены для качественного выполнения пограничных функций; имеют много проблем, одна из основных — удалённость от главных экономических центров страны;
4) играют особую важную роль в обеспечении безопасности и международного сотрудничества;
5) районы стратегических интересов страны.
Север России как проблемный регион:
1) районы Крайнего Севера10;
2) неоднородные регионы (рис. 1-2), удалённые от экономических и культурных центров страны, экстремальные по условиям освоения;
3) имеют сильные конкурентные преимущества, но их перевешивают негативные факторы, теряют население, в т. ч. коренное;
4) большинство северных субъектов РФ имеют признаки разных типов проблемных регионов (Основные проблемы экономики Севера, жизнедеятельности населяющих его людей, сохранения экологического потенциала и последнего в мире резерва свободных территорий должны решаться с позиций национальной стратегии России);
5) Север — территория стратегических (долговременных) интересов России, нуждается в специальных программах поддержки.
Описание (рис. 1): характерен резкий контраст северных регионов и его усиление (рост) по уровню развития экономики. На Севере два лидера — Ханты-Мансийский АО — Югра и Ямало-Ненецкий АО — районы добычи нефти и газа.
Описание (рис. 2): регионы слабо дифференцированы по динамике потерь населения и низким темпам роста доходов населения. Преобладают регионы со слабым ростом промышленности. Самые большие различия между северными регионами — по динамике инвестиций — преобладают регионы с уменьшением объёма инвестиций в их развитие.
Итак, синквейн представляет собой краткое описание. Он составляется по определённым правилам в форме пятистрочника, чтобы создать компактную текстовую модель взамен объёмных и содержательных характеристик готового текста. Это творческая работа и универсальная компетенция, этому стоит научиться. Опыт
10 Карта районов Крайнего Севера. [Электронный ресурс]: URL: http://commons.wikimedia.org/wiki/ Füe:Map_of_the_Russian_Extreme_North.svg?uselang=ra; http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_22/IssWWW exe/Stg/wap.jpg
Рис. 1. Валовой региональный продукт11 в северных регионах России12 в 2010 и 2012 гг., млн руб.
Рис. 2. Индексы динамики социально-экономических показателей13 северных районов России14, 2013 г. в % к 2012 г.
11 Составлено по исходным данным сборника [8].
12 На диаграмме показаны только субъекты РФ, которые целиком отнесены к северным. См.: Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (актуально в 2015 г.). [Электронный ресурс]: URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/578672
13 Составлено по исходным данным сборника [11].
14 На диаграмме показаны только субъекты РФ, которые целиком отнесены к Северным. См.: Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (актуально в 2015 г.). [Электронный ресурс]: URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/578672
показывает, что готовый пример синквейна — это возможность освоить правила его создания и скорректировать содержание (внести свои изменения). Если в исходном тексте, по которому составляется синквейн, нет нужных слов-синонимов, их придётся поискать самостоятельно. Проверяя синквейны, написанные студентами, преподаватель не только ставит оценку, но и сам учится, если в работах учеников использованы точные образные слова и выражения. Так скорректированы примеры синквейнов в этой публикации.
В заключение заметим, что синквейн подходит не к каждой теме. Это идеальный приём для систематизации обширных и разрозненных материалов, в т. ч. текстов базовых учебников. Синквейн — метод активного обучения для формирования важных профессиональных и универсальных (метапредметных) коммуникаций и средство объективной оценки результатов их освоения.
Литература
1. Азарова Л. Н., Кривова В. А. О диагностике метапредметных компетенций у первокурсников высших образовательных учреждений // Теория и практика общественного развития. Международный научный журнал. № 10 (2015). [Электронный ресурс]: URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/ arhiv_zhumala/2015/10/pedagogics/azarova-krivova.pdf
2. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 536 с.
3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУВШЭ, 2006. 495 с.
4. Дидактический синквейн на сайте Cinquain.ru: [Электронный ресурс]: URL: http://cinquain.ru/vidy-sinkvejnov-s-primerami/
5. Ермекова Ж. Т. Синквейн на занятиях профессионального русского языка // Сборник ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, г. Астана, Казахстан, 2012. С. 128-133.
6. Куулар Л. Л., Куликова М. П. Синквейн-метод — средство реализации метапредметных результатов освоения основных образовательных программ // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». № 3. 2014. [Электронный ресурс]: URL: http://www.science-education.ru/pdf/2014/3/472.pdf
7. Правила написания синквейна. [Электронный ресурс]: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1 %D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%BD
8. Регионы России. Социально-экономические показатели: выпуски 2010 г. и 2014 г. [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc_1138623506156
9. Тарханова И. Ю. Интерактивные стратегии организации образовательного процесса в вузе: учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. 67 с.
10. Шавандина О. А. Технологии оценивания компетенций магистрантов, обучающихся по программе «Учёт, анализ, аудит» // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 4 (31). С. 131-135.
11. Экономические и социальные показатели районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в 2000-2013 гг. (выпуск 2014 г.). [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140096401359
Об авторе
Яковлева Светлана Ивановна — доктор экономических наук, профессор кафедры социально-экономической географии итерриториального планирования,Тверской государственный университет, Россия.
E-mail: [email protected]
S. Yakovleva
THE CINQUAIN METHOD FOR STUDYING DIFFERENT TYPES OF
REGIONS
The article represents the experience of applying the Cinquain method in teaching the course "Regional Economics and Politics" for bachelor students in Tver State University.
The author defines functions of Cinquain method in the formation of universal and professional competences. The author emphasizes a special role of Cinquain method while working with a text. Students not only learn about characteristics of areas of different types, but also create new educational "product" — a brief description for each type of the areas. This description includes features of a certain region types, a process of its development, causes of bad status and forecast recommendations. Thus, a cinquain is a brief evaluation.
Cinquain is not only an effective method of interactive learning, but also an objective way to estimate competencies' acquisition.
The method is widely applied in different disciplines. However, the experience of using the Cinquain method during the course of regional economy was not highlighted before.
Key words: regional economy, types of regions, problem regions, Cinquain method, competence.
About the author
Prof. Svetlana Yakovleva, Department of Socio-Economic Geography and Spatial Planning, Tver State University, Russia.
E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.07.2015 г.