Научная статья на тему 'Синквейн как средство развития творческих способностей учащихся'

Синквейн как средство развития творческих способностей учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3580
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНКВЕЙН / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ / CINQUAIN / INNOVATION TECHNOLOGY / CREATIVE ABILITIES / THINKING OPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ашим У. М.

На занятиях по профессиональному русскому языку целесообразно применение инновационных технологий, в частности составление синквейнов, позволяющих расширить коммуникативную компетенцию. В последнее время синквейн начинает использоваться в дидактических целях в качестве эффективного метода развития образной речи, который позволяет получить быстрый результат. В результате применения синквейнов в формате практического занятия по русскому языку отмечается активизация речемыслительной деятельности студентов, актуализация внутренних резервов личности (преодоление барьеров, скованности во время выступления перед аудиторией и т.д.), повышение интереса и мотивации к изучению предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СINQUAIN AS A METHOD OF DEVELOPING STUDENTS’ CREATIVE ABILITIES

In this article the actualization of modern methods in teaching Russian is emphasized. At the lesson of professional Russian it’s appoparate using innovation technology, in particular draffing cinquain, helps to enlarge communicative competence. Lately cinquain started to use in didactical aims as an effective method of developing tropology speech. Which allows to get quick results. A result using cinquain at the practical lesson in Russian has been noted intensification of speaking thinking, students activities, actualization of interresources of personality (to overcome barrier, inhibitions during speech before audience and increasing interests, motivation in studying subject.

Текст научной работы на тему «Синквейн как средство развития творческих способностей учащихся»

СИНКВЕЙН КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

У.М. Ашим

Казахский национальный университет имени аль-Фараби проспект аль-Фараби, 71, Алматы, Казахстан, 050040

На занятиях по профессиональному русскому языку целесообразно применение инновационных технологий, в частности составление синквейнов, позволяющих расширить коммуникативную компетенцию. В последнее время синквейн начинает использоваться в дидактических целях в качестве эффективного метода развития образной речи, который позволяет получить быстрый результат. В результате применения синквейнов в формате практического занятия по русскому языку отмечается активизация речемыслительной деятельности студентов, актуализация внутренних резервов личности (преодоление барьеров, скованности во время выступления перед аудиторией и т.д.), повышение интереса и мотивации к изучению предмета.

Ключевые слова: синквейн, инновационные технологии, творческие способности, мыслительные операции

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из пяти строк. Этот прием зарекомендовал себя в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, и его считают одним из результативных способов развития образной речи у детей [3. С 4—5].

В контексте инновационных исследований педагогов-языковедов, методистов (И. Загашев, С. Заир-Бек, И. Муштавинская), отмечающих важность разработок методов, направленных на развитие у детей мыслительных умений, критического осмысления информации, самостоятельности в формулировании выводов и принятии решений [1], синквейн представляется актуальным методом. Рациональным метод синквейна представляется и в контексте исследований, посвященных развитию лингвокреативного мышления учащихся [2. С 40—42].

Обратимся к истории возникновения синквейна. Родиной синквейна можно считать США в начале XX в. В начале XX в. американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму. Именно синквейны вошли в ее сборник стихов, вышедший в 1914 г., и они принесли ей известность.

Выделяют следующие виды синквейна:

1) обратный синквейн — синквейн с обратной последовательностью стихов (2-8-6-4-2);

2) зеркальный синквейн — синквейн из двух пятистрочных форм, где первая — это традиционный, а вторая — обратный синквейн;

3) синквейн-бабочка — девятистрочная форма стиха со слоговой структурой 2-4-6-8-2-8-6-4-2;

4) корона синквейнов — это пять традиционных синквейнов, объединенных в одно завершенное стихотворение;

5) гирлянда синквейнов — аналог венка сонетов, это корона синквейнов и добавленный к этой структуре шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая — из второго, последняя — из последнего.

Структура традиционного синквейна проста: текст основывается на содержательной и синтаксической заданности каждой строки:

— первая строка: тема сиквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь;

— вторая строка: два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного предмета или объекта;

— третья строка: образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта;

— четвертая строка: фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;

— пятая строка: одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта, метафора, ассоциация [3. С. 5].

Приведем примеры синквейнов.

1. Кошка

Пушистая, ласковая. Мурлыкает, играет, бегает. Любимый домашний питомец. Животное.

2. Весна

Теплая, холодная.

Приходит, оживляет, воодушевляет.

Чудесная пора любви.

Лето.

3. Масленица Яркая, разгульная. Веселит, смешит, бодрит.

Древний обряд, связанный с проводами зимы. Блины.

4. Дети

Прекрасные, озорные. Играют, шалят, радуют. Цветы нашей жизни. Радость.

5. Арбуз

Круглый, вкусный Катится, растёт, зреет Арбуз — это большая ягода. Лето

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах — это важное умение. Оно требует вдумчивой

рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Для некоторых учеников сначала будет трудно писать синквейны. Эффективным средством введения синквейнов является разделение группы на пары. Для этого нужно назвать тему для синквейна. Каждому учащемуся будет дано 5—7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем из двух синквейнов они составляют один. Это даст им возможность критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Это помогает породить дальнейшую дискуссию, что также важно для развития критического мышления у школьников.

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для синтеза и обобщения понятий и информации. Важно выполнять эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями. Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех. Когда процессы становятся прозрачными, учащиеся не только узнают содержание, но и учатся учиться.

Рассмотрим синквейн с точки зрения педагогики. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от ученика умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ученика, который позволяет быстро получить результат, в частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Синквейн формирует аналитические способности детей. Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жесткие рамки по форме изложения и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятель-ностной и личностно ориентированной.

Синквейны — эффективный способ контроля. Ученики любят эти пятистишия, потому что они небольшие по объему, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 45 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да еще останется время, чтобы все обсудить.

Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности — интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Кроме того, синквейны очень удобно использовать для самоконтроля. Если ученики легко могут составить стихотворение, то можно быть уверенным в том, что тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится квинтэссенция материала — его эмоциональное восприятие. А потому впоследствии можно данную тему повторить, просто вспомнив свой синквейн.

Тема, выбранная для составления синквейна, должна быть близкой и интересной учащимся. Можно достигнуть лучших результатов, если есть простор для эмоциональности, чувственности. Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, нужно задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы. Основной задачей учителя, применяющего метод синк-вейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

Области применения синквейна довольна широки. Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии. В результате применения синквейнов в формате практического занятия по русскому языку активизируется речемыслительная деятельность учащихся, наблюдается актуализация внутренних резервов личности, способствующие преодолению барьеров, а также некоторой скованности в период выступления перед аудиторией. Преподаватели и исследователи отмечают заметное повышение интереса и мотивации к изучению предмета, собственной самооценки «Я могу!» [3. C. 8].

Таким образом, можно заключить, что познавательная ценность занятия с применением синквейна как формы и метода образовательного процесса, профессионально ориентированная направленность занятия позволяют расценивать синквейн как универсальный, продуктивный метод в соврменном образовательном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

[1] ЗагашевИ.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. 2-е изд. СПб.: Дельта; Речь, 2003. 192 с.

[2] Традиции и инновации в филологии XXI века: взгляд молодых ученых: материалы Всероссийской молодежной конференции / отв. ред. Т.А. Демешкина. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. 602 с.

[3] Ермекова Ж.Т. Синквейн на занятиях профессионального русского языка. URL: http:// repository.enu.kz/bitstream/handle/123456789/3894/ermekova.pdf (дата обращения 15 декабря 2015).

CINQUAIN AS A METHOD OF DEVELOPING STUDENTS' CREATIVE ABILITIES

U.M. Ashim

Al-Farabi Kazakh National University Al-Farabi avenue, 71, Almaty, Kazakhstan, 050040

In this article the actualization of modern methods in teaching Russian is emphasized. At the lesson of professional Russian it's appoparate using innovation technology, in particular draffing cinquain, helps to enlarge communicative competence. Lately cinquain started to use in didactical aims as an effective method of developing tropology speech. Which allows to get quick results. A result using cinquain at the practical lesson in Russian has been noted intensification of speaking thinking, students activities, actualization of interresources of personality (to overcome barrier, inhibitions during speech before audience and increasing interests, motivation in studying subject.

Key words: cinquain, innovation technology, creative abilities, thinking operation

REFERENCES

[1] Zagashev I.O., Zair-Bek S.I., Mushtavinskaja I.V. Uchim detejmyslit'kriticheski. 2-e izd. [Teaching children to think critically. 2-nd ed.]. SPb.: Al'jans «Del'ta» and «Rech'» Publ., 2003. 192 p.

[2] Tradicii i innovacii vfilologiiXXIveka: vzgljadmolodyh uchenyh: materialy Vserossijskoj molodezhnoj konferencii // otv. red. T.A. Demeshkinoj. [Tradition and innovation in Philology of XXI century: a view of young scientists: materials of all-Russian youth conference // resp. edited by T.A. Demeshkina]. Tomsk: Tom. un-ty Publ., 2012. 602 p.

[3] Ermekova Zh.T. Sinkvejn na zanjatijah professional'nogo russkogo jazyka [Cinquain on the professional practice of the Russian language]. Available at: http://repository.enu.kz/bitstream/ handle/123456789/3894/ermekova.pdf (accessed 7 January 2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.