УДК 378.147
ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН КАК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ
Е.Б.Анфимова
DIDACTIC CINQUAIN AS A MULTI-PURPOSE TOOL FOR TEACHERS AT UNIVERSITY
E.B.Anfimova
Политехнический институт НовГУ, [email protected]
Дидактический синквейн стал распространенной формой работы в учебных заведениях различного уровня. В статье раскрыта универсальность синквейна в контексте дидактических и исследовательских задач преподавателя, рассмотрены методы и основные результаты его применения в условиях подготовки бакалавров дизайна в университете. Ключевые слова: дидактический синквейн, бакалавры, дизайн, образование
The didactic cinquain has become a common way of teaching in educational institutions of different types. The article reveals the universality of the cinquain in the context of didactic and research tasks of teachers, the methods and the main results of cinquain application in the education program for a Bachelor Degree in Design at the university. Keywords: didactic cinquain, bachelor degree, design, education
В настоящее время педагоги широко используют формы и методы работы, способные актуализировать и развить логическое мышление и творческие способности учеников. Одной из таких форм является синквейн.
Форму синквейна в начале XX века разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси (Adelaide Crapsey), опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку [1] и танка. Так же, как и данные стихотворные формы, синквейн -идеальный способ фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций. Можно встретить несколько разновидностей синквейнов: традиционный, обратный, зеркальный, синквейн-бабочка и другие; а также ряд сходных по структуре стихотворных форм, например, дай-монт, диаманта, хайку, штрихи (Т.Ю.Сторожева).
В педагогике синквейны стали использоваться в дидактических целях, в качестве метода развития образной речи и критического мышления, в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в ряде случаев - для выявления и оценки понятийного и словарного багажа учащихся [2]. Преимущественно педагог не ставит задачу научить искусству поэзии, не стремится получить стихотворные произведения. В этом заключается принципиальное отличие дидактического синквейна, используемого педагогами, от поэтического синквейна.
Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе. Дидактический синквейн, сформировавшийся в практике американской школы, основывается на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Наиболее часто синквейн используется в процессе школьного обучения, так как простая форма делает его доступным для использования в любой возрастной категории учащихся. При этом можно отметить широкий перечень гуманитарных, технических, естественнонаучных дисциплин, содержание которых становится материалом для создания синквейнов [3,4].
Педагоги выделяют следующие достоинства синквейна как формы обучения: применимость практически к любому предметному содержанию; свободная и доступная всем форма творческой деятельности; способствование формированию критического, творческого, ассоциативного, эстетического мышления; универсальность, связанная с возможностью отрабатывать процедуры анализа и синтеза информации; отсутствие возрастных ограничений в применении; минимальные временные затраты; вариативность формулирования задачи (работа по написанию или коррекции готового синквейна, достраивание недостающей темы синквейна по его основному содержанию, обсуждение и анализ работ) и другое. Поэтому, с педагогической точки зрения, дидактический синквейн сочетает основы информационной, дея-тельностной и личностно-ориентированной образовательных систем, что делает его достаточно универсальной и широко применимой формой работы по освоению и закреплению учебного материала, сосредоточивающей основные усвоенные понятия и закономерности, активизирующей творческие способности учеников [3,4]. В контексте требований ФГОС ВПО третьего поколения, связанных с применением в высшем образовании современных технологий обучения, обеспечивающих формирование ряда общих и профессиональных компетенций, сопряженных с развитым творческим и критическим мышлением, владением профессиональным языком общения, общекультурными знаниями, способностью анализировать и обобщать информацию [5], синквейн как форма работы становится особенно актуальным.
Помимо сказанного, данная форма работы заслуживает особого внимания педагога-исследователя. С точки зрения психологии в целом, педагогической психологии и психологии творчества, синквейн - это текст, фиксирующий знания, ассоциации, чувства, суждения, оценки явлений и событий, выражение позиции автора, его взгляды на событие, предмет. Этот текст может стать богатейшим материалом для
изучения и анализа творческих способностей, эстетических и нравственных ориентиров, ассоциативных рядов, логических построений, свойственных его авторам. Таким образом, синквейн позволяет решать разнообразные педагогические задачи и одновременно получать данные для научных психолого-педагогических исследований. В данном контексте речь идет о синквейне как о многофункциональном психолого-педагогическом инструменте.
Дидактические и диагностические возможности синквейна были использованы нами в рамках исследования процесса становления профессионально-творческой позиции будущих бакалавров архитектуры и дизайна. Педагогической задачей была актуализация и развитие критического мышления студентов, исследовательской задачей стало выявление творческой позиции студентов, их эстетических взглядов, уровня теоретических знаний и профессиональной эрудиции, способности к суждению и оценке. Студенты писали синквейны после изучения искусства Японии и Китая в период освоения дисциплины «История искусств», так как для этих тем данная форма работы наиболее органична. В результате было получено значительное число продуманных и образных текстов, в ряде случаев сопровождавшихся художественным оформлением.
Наиболее интересными с исследовательской точки зрения стали синквейны, написанные студентами в рамках дисциплины «Эстетика архитектуры и дизайна». В качестве содержательного материала были предложены произведения двух художников XX века - «Смерть» Ники де Сен-Фалль, и «Постоянство памяти» Сальвадора Дали. Данные работы были выбраны с тем расчетом, что подавляющему большинству студентов хорошо знакомо художественное наследие Сальвадора Дали, известны взгляды, творческий метод, а также основные произведения художника. Напротив, творчество Ники де Сен-Фалль мало знакомо студентам, ее работы не так широко тиражируются и на момент написания синквейна большая часть аудитории увидит ее работу впервые.
Предложенные для написания синквейнов объекты объединяет сложность темы и ее трактовки, при этом мы предположили, что первый объект априори рассматривается студентами как шедевр мирового искусства, принадлежащий кисти великого художника, а второй будет восприниматься сугубо индивидуально.
Для создания более свободной и доверительной атмосферы в группе работа проводилась нами анонимно. В результате от каждого из участников нами были получены синквейны по двум темам. Даже беглое знакомство с пятистишиями показало, что среди них просматриваются группы, объединенные в определенной степени схожим подходом и содержанием.
Среди работ, посвященных произведению С.Дали, мы выявили три условных группы. Первая группа объединяет тексты, констатирующие личные ассоциации испытуемых от картины. Авторы отмечают чувства страха, ужаса, желание выйти из тяжелого психологического состояния, а также отсутствие
воли, предопределенности, неизбежности и усталости. В работах прочитывается оценка этого состояния как нежелательного, губительного, безжизненного. В другую условную группу вошли тексты, отразившие желание студента понять логику автора произведения, сопоставить ее с собственным опытом. Некоторые тексты бесстрастны и рассудительны, некоторые, напротив, эмоциональны. Внутри этой группы ряд авторов делает акцент на единстве времени и пространства, хронотопе.
К отдельной группе можно отнести тексты, созданные студентами, знакомыми с творческим методом Дали, и обращающиеся к сюрреалистическим принципам самого художника: «параноидальное» мышление (алогичное, направленное на приоритетную идею, болезненное отчасти); совмещение реальности и фантазии; философичность; интенсивная чувственность; депрессивность; саморазрушение; разложение. Нами было отмечено, что практически нет отрицающих, критических высказываний авторов пятистиший в адрес рассматриваемого произведения, его техники и содержания. Все как бы «понимают», привыкли, знают, приучены «правильно» относиться к признанному и широко известному автору и его работам.
Синквейны по произведению Н. де Сен-Фалль, как мы и предполагали, оказались гораздо более разнообразны по содержанию и эмоционально-оценочному отношению. Группе работ свойственно философское отношение, серьезность интерпретации, попытка осмыслить сюжет. В текстах отразился депрессивный, самоуничтожающий оттенок восприятия. В данной группе испытуемые либо не ощутили, или же просто не выразили в синквейнах противопоставления комической трактовки и философского, даже отчасти пугающего содержания.
Большая часть пятистиший несет в себе критическое, негативное, категорическое отношение, отрицание предложенной трактовки понятия «смерть» как возможной. Смысл произведения остается нерассмотренным, внимание в тексте уделено форме и материалу скульптуры. В целом арт-объект оценивается как кич, антиискусство.
Еще одна условная группа отражает несерьезное, юмористическое отношение, приписывает объекту развлекательный характер. Испытуемые не видят логики, расценивают увиденное как хаос, полагают, что в объекте отсутствует смысл, его автор пытается просто привлечь внимание и развеселить публику.
Однако есть значительное число работ (около 30%), в которых студенты уловили двойственность и неординарность арт-объекта, что позволило им более глубоко осознать и образно, синтетически интерпретировать увиденное. Студенты оценили попытку художницы противопоставить серьезность темы комической и кичевой форме произведения, выражающего общечеловеческую проблему: как жить, если знаешь, что умрешь? Ими обнаружено в объекте обращение к теме смысла жизни, попытка преодолеть страх смерти при помощи смеха, абсурда. Юмор - свидетельство интеллекта, позволяющего видеть проблему, но не драматизировать ее, а жить с этим и быть счастливым.
Изучение и сравнительный анализ работ позволил нам сделать ряд выводов. Среди синквейнов по картине Сальвадора Дали были получены более однородные, близкие по смыслу определения, различающиеся в основном степенью проявления фантазии и умением подбирать подходящие выражения. В работах ощущается некоторая «наученность», так как студентам заранее известно, кто и почему так работал, каков был принцип творческого метода автора.
Во втором случае такого опыта восприятия нет, так же, как и знаний об увиденном. Поэтому в синквейнах просматривается более свежее, личностное отношение, нет заученных реакций. Это проявляется в большом числе работ, выражающих негативное отношение; в осуждающих репликах; в отказе воспринимать и понимать, соглашаться с увиденным; в отрицании какой-либо значимости арт-объекта. Звучат два противоположных мнения о том, как нужно понимать объект: либо это философское осмысление страшного и неуправляемого явления смерти, или это - грубая шутка, не заслуживающая пристального внимания. Наибольший интерес представляет третья группа мнений, основанных на воспринятом в произведении двойственном отношении к смерти - страхе и одновременно понимании ее неизбежности и даже необходимости. Сарказм и юмор произведения, его кажущаяся наивность и даже вульгарность расцениваются как попытка преодолеть страх смерти. Эта позиция является наиболее взвешенной и обобщенной трактовкой произведения. После изучения и обработки полученных текстов результаты были сообщены студентам и с интересом обсуждались ими.
Работа с синквейнами в рамках изучения гуманитарных дисциплин в профессиональном образовании позволила решить ряд педагогических и исследовательских задач. В ходе работы с синквейнами были востребованы и применены историко-искусствоведческие зна-
ния студентов, аналитические способности, актуализированы образное, ассоциативное, логическое, эстетическое и критическое мышление, владение письменной речью, фантазия, и другое. Результаты работы позволили нам выявить уровень теоретических знаний и особенности индивидуальной творческой позиции студентов, способность давать личностные оценки и размышлять, а также выражать собственные мысли в творческой форме. Это позволяет считать синквейн многофункциональным психолого-педагогическим инструментом, применение которого в условиях высшего профессионального образования продуктивно и оправданно.
1. Делэ Н. Япония вечная. М., 2002. 160 с.
2. О синквейне, даймонде, диаманте, хайку и штрихах... Сайт «Вики. Владимир». Режим доступа: http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru.
3. RusEdu. Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: http://www.rusedu.ru/detail_950.html.
4. Синквейн. Правила составления синквейна. Сайт преподавателя Гаврыш С.В. Режим доступа http://g-sv.ru/content/node/92.
5. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 07 25 00 Дизайн, квалификация (степень) бакалавр. Режим доступа http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm780-l.pdf.
Bibliography (Transliterated)
1. Delje N. Japonija vechnaja. M., 2002. 160 s.
2. О sinkvejne, dajmonde, diamante, hajku i shtrihah... Sajt «Viki. Vladimir». Rezhim dostupa: http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru.
3. RusEdu. Arhiv uchebnyh programm i prezentacij. Rezhim dostupa: http://www.rusedu.ru/detail_950.html.
4. Sinkvejn. Pravila sostavlenija sinkvejna. Sajt prepodavatelja Gavrysh S.V. Rezhim dostupa http://g-sv.ru/content/node/92.
5. Federal'nyj gosudarstvennyj standart vysshego profession-al'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 07 25 00 Dizajn, kvalifikacija (stepen') bakalavr. Rezhim dostupa http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm780-1.pdf.