2. Чем она занималась кроме профессии учителя?
3. Какие национальные изделия она создавала?
4. Какую национальную одежду сшила мастерица?
5. Чему обучала девочек?
Опорные слова: Жумабубу апа, учительница, начальные классы, уважение, воспитание, национальные изделия, национальная одежда, кружок, учительница-мастерица [5, с. 58].
Литература
1. Башталгыч класстардын программалары. Б., 2011.
2. Кыргыз Республикасынын мектептеринде предметтик билим беруунун мамлекеттик стандарттары. Б., 2007.
3. Методика развития речи на уроках русского языка. / Под ред. Ладыженской Т. А., М., 1980.
4. Русский язык в начальных классах / Под ред. Соловейчик М. С. М., 1991.
5. ЧокошеваБ. С. Башталгыч класстарда кыргыз тилин окутуунун методикасы. Б., 2014.
The use of joint training methods, careful reading and understanding in teaching Kyrgyz language at the elementary school ^okosheva B.
Применение совместных учебных методов, пристального чтения и понимания при обучении кыргызскому языку в начальных классах
Чокошева Б. С.
Чокошева Бурулкан Сапаровна / ^okosheva Burulkan - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Кыргызский государственный университет имени И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в данной статье обозначена роль формирования коммуникативных компетенций таких как: социальные, языковые, речевые и мыслительной деятельности учеников в применении совместных учебных методов и постановке внимательного изучения новых приемов работы с текстом.
Abstract: this article is designated the role offormation of communicative competences such as social, language, speech and intellectual activity of students in the use ofjoint training methods and staging a careful study of new techniques to work with text.
Ключевые слова: пристальное чтение, читать, понимая, совместное обучение, инсерт, мозговой штурм, речевые и языковые компетенции, критическое мышление. Keywords: close reading, reading understanding, co-educational, insert, brainstorming, speech and language competence, critical thinking.
Метод пристального чтения и понимания помогает ускорению мыслительной деятельности у обучаемых, повышению интереса к проходимой теме, вовлечению всех учеников в обучающий процесс. Направлен на формирование коммуникативных социальных, а также речевых и языковых компетенций. К данным стратегиям относятся: двучастный дневник, инсерт, запутанные логические цепочки. Из этих приемов, при обучении родному языку с работой над текстами в начальной школе наиболее эффективным считается инсерт.
Слово «Инсерт» в переводе с английского - эффективное обучение, понимание и система интерактивного обучения, или еще его называют методом пристального чтения и понимания. При применении метода инсерт, ученики, читая текст, понимают, анализируют его и у них вырабатывается критическое мышление. По стратегии инсерт можно работать самостоятельно, в парах или в группе [5, с. 55]. Метод «Инсерт» пошагово:
1. Ученикам дается тема, по которой проводится мозговой штурм, через стратегию задается вопрос «что вы знаете по данной теме?»
2. Написанное дополняют и обсуждают в парах друг с другом.
3. Раздается текст по теме
4. По установленным интерактивным значкам даются указания:
V - информация для меня знакома;
+ - информация для меня новая;
- это противоречит моим предыдущим знаниям;
? - это для меня непонятно, хочу получить полную информацию;
5. Обмениваются мнениями в парах;
6. Заполняют таблицу в группе;
7. Проверяются знания учеников по тексту; обсуждают содержание текста и обмениваются мнениями.
Потенциал: Работа по данной стратегии достигает следующих целей:
1. На этапе вызова: Рассказывают то, что знают. Используется стратегия мозгового штурма. Ученики по теме могут сгруппировать свои мысли, обращать внимание, этим самым они решают проблемные условия для размышления.
2. На этапе понимания: уровень знаний и лексический запас у каждого ученика разный, каждый самостоятельно, то, что знает, или наоборот обозначают непонятные термины. Работают самостоятельно, в паре или в группе. Обмениваются друг с другом информацией, обсуждают текст. Понимают текст в целом, размышляют над основным содержанием с употреблением незнакомых терминов. Также обращают внимание, о чем он, в какое время происходит событие.
3. На этапе размышления: сравнивают, дополняют, оценивают прежние и последующие идеи. Информацию дополняют, систематизируют и подводят итоги.
Тема занятия: Множественное число имени существительного
Цели занятия:
Таблица 1. Цели урока
Образовательная Развивающая Воспитательная
Усвоят множественное число имени существительного с помощью «Круговорот воды» Поймут содержание текста, проведут анализ, смогут использовать в своей речи множественное число имени существительного Вода - наше богатство, поймут, что нужно экономно относиться к ней.
Показатели: Вышесказанные цели будут достигнуты, если ученик: Таблица 2. Показатели урока
Знает, как видоизменяется множественное число имени существительного Может подобрать к ним примеры, исследовать содержание текста поймет, что необходимо сохранять ценности нашей земли, что нужно к ним относиться экономно
Форма занятия: Усвоение новых знаний Методы: Инсерт, работа в группе
Ресурсы занятия: фотографии, картины, флипчарты, маркеры Ход занятия:
I. 1-задание. Ответьте на вопросы:
• Дайте определение имени существительному.
• На какие вопросы он отвечает?
• Приведите примеры имени существительного.
• Есть ли число у имени существительного?
• Назовите имя существительное в единственном числе. Это задание ученики выполняют устно.
II. С помощью таблицы объясняется новая тема
Единственное число Множественное число
вода воды
родник родники
река реки
гора горы
облако облака
III. Разбор текста с помощью стратегии Инсерт.
Круговорот воды.
Проточная вода начинается с родника. Проточные воды, вышедшие из родников, добавляются друг к другу и образуют реку. Воды вливаются в озеро и море. Если течет вода, или что-то ее остановит, все равно превращается в пар. Пар превращается на небе в облако, в горах превращается в туман. Из облака вода в виде дождя, снега или града падает на землю, после этого превращается в пар и опять же поднимается в небо. Вот так и происходит круговорот воды [3, 81].
Шаги работы:
1. На доске пишется тема: «Круговорот воды»
2. На флипчарте записываются все высказанные мысли по следующим вопросам: «С чего начинается проточная вода?» Куда вливаются реки? И во что превращаются? В виде дискуссии через стратегию «мозговой штурм».
3. Визуальная работа, чтение текста.
«Круговорот воды». Проводится визуальное чтение, слушание текста и понимание (через рисунки в учебном пособии).
4. Вспоминают значки стратегии «Инсерт».
В начальных классах значки этой стратегии даются упрощенно:
З. - знал (а)
З. - узнал (а)
З. - хочу узнать
5. Ученики делятся на группы, заполняют по инсерту таблицу, каждая группа проводит презентацию по своей работе. Ученики, возможно, эту таблицу заполнят следующим образом:
Таблица 4. Работа по стратегии Инсерт
Знал (а) Узнал (а) Хочу узнать
Проточные воды вливаются в озеро, море Вода превращается в пар, из облака образуется снег, град и падает на землю О крупных озерах и реках Кыргызстана
Обмениваются мнениями по содержанию текста, обсуждают и делают выводы.
IV. Ученики переписывают из текста предложения, подчеркивают имя существительное во множественном числе, как оно образуется, ведут самостоятельное наблюдение и выполняют задания.
V. Это задание выполняют в парах:
К следующим словам из текста добавьте окончание -лар. Обратите внимание на изменение окончаний:
Вода, пустыня, родник, река, озеро, море, облако, гора, земля.
VI. Домашнее задание. Составить таблицу с существительными в единственном и множественном числах [4, 71].
При обучении родному языку широко применяется совместный метод обучения. При обучении этим методом ученики самостоятельно друг с другом обмениваются информацией, общаются, для решения поставленных задач работают в команде, в коллективе, в группе, учатся приемам взаимных отношений, учатся отстаивать свое мнение и доказывать его, также могут участвовать в различных дискуссиях, владеют этикой и культурой обсуждения. Это речевые, социально-коммуникативные работы направленных на формирование предметных компетенций учащихся. К ним относятся: мозговой штурм, работа в малых группах, мозаика, разные виды дискуссий и др.
Мозговой штурм - это один из самых распространенных интерактивных приемов. Применение мозгового штурма направлено на развитие речи и мышления, интеллектуальных способностей учащихся. Алгоритм проведения его следующий:
ученикам необходимо себя чувствовать свободно и непринужденно;
• для записывания идей, необходимы флипчарт, ватман и доска;
• учитель оповещает о теме и обозначает регламент;
• необходимо фиксировать и записывать все, сказанное учениками;
• учителю необходимо помимо своих идей, призывать учеников высказывать новые идеи;
• обсуждение идей и их оценивание.
При работе с мозговым штурмом необходимо соблюдать следующие правила. Это:
• каждая мысль, идея ценна;
• говорить вокруг темы;
• высказанные мысли не критикуются, не оцениваются;
• обобщать идеи;
• поддерживать высказывающих свое мнение;
• хорошо, когда много идей;
• поддержать самые удачные идеи;
• подводить итоги идей;
• определять уровень охвата темы.
Например: При прохождении темы «Части речи» в 4 классе использование мозгового штурма, возможно таким образом: После ознакомления учеников с темой, задается вопрос:
- Что вы знаете о частях речи? Полученные ответы учеников записываются на доске или флипчарте. Они могут быть, такими: к частям речи относятся: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение. В кыргызском языке частей речи много. Они отвечают на разные вопросы.
Все, что нас окружает, является именем существительным, оно является частью речи и др. Учитель поддерживает учеников, которые высказали свое мнение, каждую сказанную мысль, подводит итоги и показывает слайд о «Частях речи», где написано правило частей речи: «Слова по значению, по смыслу и смотря на какие вопросы отвечают, делятся на части речи. В кыргызском языке 9 частей речи. Это: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, и т. д.».
Таким образом, ученики, применяя свои знания и умения, высказывали свое мнение и идеи, также взяли направление при понимании новой темы, на основе высказанных ими идей была объяснено грамматическое правило. В таких ситуациях при усвоении новой темы ученик принимает активное участие в данном процессе, учится использовать усвоенные знания в своей жизни.
Литература
1. Программа для начальных классов. Б., 2011.
2. Женни Стил и др. Дальнейшие методы, способствующие развитию критического мышления. Б., 1998.
3. Чокошева Б. С. Кыргызский язык для 4 класса. Б., 2015.
4. Чокошева Б. С. Кыргызский язык для 4 класса. Методическое пособие. Б., 2015.
5. Эсеналиева К. Э. Использование интерактивных приемов при обучении кыргызскому языку. Б., 2002.