Научная статья на тему 'Использование инновационных технологий в достижении качества образования и повышения активности студентов в образовательных учреждениях'

Использование инновационных технологий в достижении качества образования и повышения активности студентов в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность педагога / педагогический процесс / педагогическое мастерство / педагогическая технология / инновационность / эффективность / инновационная активность / педагогический опыт / педагогическое творчество / интерактивное обучение. / teacher personality / pedagogical process / pedagogical skill / pedagogical technology / innovation / efficiency / innovative activity / pedagogical experience / pedagogical creativity / interactive education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шоназаров Ж.У., Туропова М.Э.

В статье описывается педагогическая деятельность и ее содержание, реформы в системе образования, личность педагога, его профессиональные качества, способы использования педагогических инноваций в образовательном процессе. Также затрагиваются вопросы организации учебного процесса на основе инновационных образовательных технологий, подготовки учителя к уроку и методики его проведения, обучения учащихся совместной работе, использования передового педагогического опыта в работе учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using innovative technologies in educational institutions to achieve the quality of education and increasing student activity

The article describes pedagogical activity and its content, reforms in the educational system, the personality of the teacher, his professional skills, and ways of using educational innovations in the educational process. Also, issues of organization of the educational process based on innovative educational technologies, preparation of the teacher for the lesson and the method of conducting it, teaching students to study cooperatively, and the use of advanced pedagogical experiences in the teacher's work are mentioned.

Текст научной работы на тему «Использование инновационных технологий в достижении качества образования и повышения активности студентов в образовательных учреждениях»

УДК: 37.015.3

Шоназаров Ж.У. старший преподаватель, кафедра «Социальных наук», Каршинский инженерно-экономический институт, Карши, Республика Узбекистан Туропова М.Э. магистрант,

Шахрисабзский государственный педагогический институт,

Карши, Республика Узбекистан Shonazarov J. U. Senior Lecturer, Department of "Social Sciences", Karshi Engineering and Economics Institute, Karshi, Republic of Uzbekistan E-mail: j.shonazarov1331@gmail.com

Turopova M.E. Master's student, Shakhrisabz State Pedagogical Institute, Karshi, Republic of Uzbekistan E-mail: maxliyo.turopova@mail.ru

Использование инновационных технологий в достижении качества образования и повышения активности студентов в образовательных учреждениях Using innovative technologies in educational institutions to achieve the quality of education

and increasing student activity

Аннотация: В статье описывается педагогическая деятельность и ее содержание, реформы в системе образования, личность педагога, его профессиональные качества, способы использования педагогических инноваций в образовательном процессе.

Также затрагиваются вопросы организации учебного процесса на основе инновационных образовательных технологий, подготовки учителя к уроку и методики его проведения, обучения учащихся совместной работе, использования передового педагогического опыта в работе учителя.

Abstract: The article describes pedagogical activity and its content, reforms in the educational system, the personality of the teacher, his professional skills, and ways of using educational innovations in the educational process.

Also, issues of organization of the educational process based on innovative educational technologies, preparation of the teacher for the lesson and the method of conducting it, teaching students to study cooperatively, and the use of advanced pedagogical experiences in the teacher's work are mentioned.

Ключевые слова: личность педагога; педагогический процесс; педагогическое мастерство; педагогическая технология; инновационность; эффективность; инновационная активность; педагогический опыт; педагогическое творчество; интерактивное обучение.

Keywords: teacher personality; pedagogical process; pedagogical skill; pedagogical technology; innovation; efficiency; innovative activity; pedagogical experience; pedagogical creativity; interactive education.

В целях развития системы образования в нашей стране внедрение инноваций в образовательный процесс признано одним из приоритетных вопросов в педагогической системе для перспективы образовательных учреждений. Этот вопрос требует от каждого учителя опоры на принцип современной организации уроков в период образовательных реформ. Для этого каждый педагог должен неустанно работать над собой, регулярно совершенствовать свои теоретические и профессиональные знания. Большую помощь в этой работе ему могут оказать научно-методические ресурсы и передовой педагогический опыт.

Нахождение решений проблем и проблемных ситуаций, возникающих в процессе воспитания, в общем педагогическом процессе становления человека, развития молодежи в интеллектуальную, нравственную и духовную зрелость напрямую связано с трудом педагога и его профессиональным мастерством. Именно в современной системе образования повышение качества учебного процесса, эффективное управление и организация урока основывается на умении учителя творчески использовать образовательные технологии.

Особое внимание было обращено на то, что отношение, характерное для педагогической профессии, носит социально-гуманный характер, и своевременное осознание необходимости обратить внимание на проблему выхода на этот уровень и постановка цели (правильная постановка цели) может служить фактором достижения студентом больших творческих достижений в будущем, то есть самостоятельной профессиональной деятельности. Каждый студент понимал, что правильная постановка цели, особенно при применении инновационных технологий, является фактором достижения гарантированного результата [5].

Для успешной работы каждый учитель должен иметь педагогические навыки. Обладатель педагогических способностей добивается больших результатов без особых усилий. Творчество всегда будет его партнером. Педагогическая деятельность носит творческий характер. Педагог формирует личность учащегося, принимает самостоятельные решения в непредвиденных ситуациях, решает педагогические задачи, самостоятельно руководит учебным процессом. Также в педагогическом процессе педагог имеет педагогико-психологическую подготовку, в совершенстве владеет методами психологического воздействия, должен учитывать индивидуальные и возрастные особенности каждого учащегося.

В Законе «Об образовании» упоминаются также навыки учителя, предъявляемые к нему требования и педагогическая деятельность, организация образовательного процесса на основе педагогических технологий [4]. Не следует забывать, что для достижения педагогического мастерства будущие педагоги должны досконально изучить науку педагогику и психологию как в теоретическом, так и в практическом плане, организовать урок с творческим подходом к образовательным технологиям. С этой точки зрения, в целях развития системы образования, внедрение инноваций в образовательный процесс, опора на передовой педагогический опыт в педагогической деятельности и передовые педагогические технологии служат движущей силой перспективности образовательных учреждений. Этот вопрос является одним из

основных вопросов, находящихся в центре внимания системы образования нашей страны в процессе образовательных реформ.

Сегодня организация образовательного процесса в образовательных учреждениях на основе инновационных технологий направлена на повышение качества образования, повышает активность учащихся, обеспечивает интересные уроки и эффективность уроков. Ведь основная цель образовательных технологий — активизировать учебный процесс, добиться высокого уровня усвоения обучающимися учебного материала и научить их самостоятельно мыслить и самостоятельно выражать свое мнение [2]. Поэтому основным способом понимания образовательных технологий является ориентация на четко поставленные цели, установление регулярного взаимодействия с учащимся, обучение через поведение учащегося, что является философской основой педагогической технологии.

Одним из важных требований при применении образовательных технологий является достижение высоких результатов в короткие сроки, не затрачивая при этом слишком больших умственных и физических усилий. Доведение до учащихся определенных теоретических знаний в короткие сроки, формирование умений и компетенций в определенных видах деятельности, а также контроль за деятельностью учащихся, оценка уровня приобретенных ими знаний, умений и компетенций требует высокого педагогического мастерства и нового подход к образовательному процессу со стороны учителя. Цель не может быть достигнута путем принуждения к использованию образовательных технологий. Наоборот, желательно их творческое развитие наряду с использованием передовых технологий, основанных или используемых опытными педагогами [1].

К настоящему времени во многих развитых странах накоплен большой опыт использования образовательных технологий, повышающих учебно -творческую активность и гарантирующих эффективность образовательного процесса, а методы, лежащие в основе этого опыта, называются интерактивными методами. Умение использовать интерактивные методы

обучения, основанные на педагогических технологиях, учить студентов учиться в сотрудничестве, организовывать совместную работу и изучать передовые педагогические практики в своей работе обеспечивает эффективность работы каждого учителя.

Основной целью интерактивного обучения является повышение эффективности образовательного процесса за счет обеспечения того, чтобы аудитория не только слушала, но и принимала непосредственное участие в получении знаний. В этом процессе учитель взаимодействует не только с учениками, но и со студентами. В процессе выполнения заданий учащиеся самостоятельно делают выводы, закрепляют для себя пройденный материал. При этом они самостоятельно усваивают новый материал.

Необходимость совершенствования современного образования, организации учебного процесса в образовательных учреждениях на основе педагогических технологий и использования на уроках интерактивных методов является одним из важных и приоритетных направлений, одной из задач педагогов в области передового педагогического опыта — делиться и учиться. Изучение и обмен передовым педагогическим опытом (в том числе зарубежным) в системе образования помогает каждому учителю-педагогу понять, что необходимо использовать педагогические технологии в образовательном процессе, что внедрение и реализация инноваций в образовании является одной из важнейших задач, основными факторами развития современного образования [3].

Для нетрадиционной организации учебного процесса учитель изучает передовые педагогические практики и создает возможности для использования педагогических технологий, постоянно ищет и проводит урок с творческим подходом. Это направлено на повышение эффективности образовательного процесса и обеспечивает ее. Поэтому инновационная активность педагога проявляется как сила, двигающая педагогический коллектив, побуждающая вперед, побуждающая к творчеству, служащая повышению качества и эффективности образовательного процесса.

Список литературы

1. Омонов Х.Т., Ходжаев Н.Х. «Педагогические технологии и педагогическое мастерство»,

— Ташкент, — 2007 г. — 126 с.

2. Очилов М. «Новые педагогические технологии» / Учебное пособие. — Карши, «Насаф»,

— 2000 г. — 37 с.

3. Толипов У., Усмонбоева М. Практические основы педагогических технологий. — Ташкент, «Фан», — 2006. — 48 с.

4. Халиков Азамжон. Педагогические навыки. — Т.: «Тафаккур бустони», — 2015. — 18 с.

5. Юлдошев Ю., Усманов С. Основы педагогической технологии. — Т.: Педагог, — 2004. — С. 27-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.