Научная статья на тему 'Проблемы организации учебных занятий и требования к проведению занятий'

Проблемы организации учебных занятий и требования к проведению занятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная система / организационная форма обучения / урок / виды уроков / личность педагога / инновационная деятельность / передовой педагогический опыт / педагогическая технология / образовательные инновации. / educational system / organizational form of education / lesson / types of lessons / pedagogue personality / innovative activity / advanced pedagogical experience / pedagogical technology / educational innovations.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бегимкулов Ф.Э., Шоназаров Ж.У.

В статье затрагиваются вопросы, связанные с формами организации обучения, урока, структурой урока и образовательным процессом. Также описаны требования к современному уроку и факторы достижения педагогической и психологической подготовки учителя при проведении урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems in organizing educational lessons and requirements for the lesson

The article mentions issues related to the forms of educational organization, lesson, lesson structure and educational process. Also, the requirements for the modern lesson and the factors for achieving pedagogical and psychological training of the teacher in conducting the lesson are described.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации учебных занятий и требования к проведению занятий»

УДК: 37.015.3

Бегимкулов Ф.Э.

доцент,

кафедра «Механизация сельского хозяйства», инженерно-технический факультет, Каршинский инженерно-экономический институт, Карши, Республика Узбекистан Шоназаров Ж. У. старший преподаватель, кафедра «Социальных наук», Каршинский инженерно-экономический институт, Карши, Республика Узбекистан Begimkulov F.E. Associate Professor, Department of "Mechanization of Agriculture", Faculty of Engineering and Technology, Karshi Institute of Engineering and Economics, Karshi, Republic of Uzbekistan E-mail: begimqulov2020@mail.ru Shonazarov J. U. Senior Lecturer, Department of "Social Sciences", Karshi Institute of Engineering and Economics, Karshi, Republic of Uzbekistan E-mail: j.shonazarov1331@gmail.com

Проблемы организации учебных занятий и требования к проведению занятий Problems in organizing educational lessons and requirements for the lesson

Аннотация: В статье затрагиваются вопросы, связанные с формами организации обучения, урока, структурой урока и образовательным процессом.

Также описаны требования к современному уроку и факторы достижения педагогической и психологической подготовки учителя при проведении урока.

Abstract: The article mentions issues related to the forms of educational organization,

lesson, lesson structure and educational process.

Also, the requirements for the modern lesson and the factors for achieving pedagogical and psychological training of the teacher in conducting the lesson are described.

Ключевые слова: образовательная система; организационная форма обучения; урок; виды уроков; личность педагога; инновационная деятельность; передовой педагогический опыт; педагогическая технология; образовательные инновации.

Keywords: educational system; organizational form of education; lesson; types of lessons; pedagogue personality; innovative activity; advanced pedagogical experience; pedagogical technology; educational innovations.

В нашей стране уделение особого внимания качеству подготовки учителей и повышению их квалификации является одной из основных важных задач, направленных на развитие современного образования в системе образования. С этой точки зрения внедрение инноваций в образовательный процесс в целях развития системы образования рассматривается как один из приоритетных вопросов в педагогической системе для перспективы образовательных учреждений. Этот вопрос требует от каждого учителя опоры на принцип современной организации уроков в период образовательных реформ. Для этого каждый педагог должен неустанно работать над собой, регулярно совершенствовать свои теоретические и профессиональные знания. Большую помощь в этой работе ему могут оказать научно-методические ресурсы и передовой педагогический опыт. Современная дидактика обогащается на основе правил обучения, научных достижений и передового опыта, накопленных за многие годы. Однако существует ряд нерешенных проблем в организации, управлении и достижении образовательного процесса. Это несколько затрудняет использование дидактических законов [1]. Вот почему каждый учитель должен сознательно и четко анализировать процесс обучения и на этой основе уделять пристальное внимание усвоению важных аспектов урока. При этом он должен иметь достаточно глубокие знания следующих требований к каждому уроку:

— каждое занятие должно быть направлено на определенную цель и тщательно спланировано;

— каждый урок должен иметь высокую идеологическую и политическую направленность;

— каждый урок должен быть связан с жизнью и практикой;

— каждое занятие должно эффективно проводиться с использованием различных приемов, приемов и средств;

— эффективное использование времени, отведенного на урок;

— следить за тем, чтобы каждое занятие проходило в активности и гармонии ученика и учителя;

— эффективное использование на уроке наглядных пособий, технических средств и информационных технологий;

— учитель ведет урок со всей командой класса и с каждым учеником в отдельности;

— на каждом уроке нравственно-воспитательные вопросы должны преподаваться на примерах из народной педагогики.

Современность каждого урока, проводимого в общеобразовательных учреждениях, требует от учителя использования передовых педагогических технологий в своей работе в ногу со временем. Для этого он должен неустанно работать над собой, регулярно совершенствовать свои теоретические и профессиональные знания. Большую помощь в этой работе ему могут оказать научно-методические ресурсы и передовой педагогический опыт. В образовательном процессе педагогу важно научить студентов самостоятельно и творчески мыслить, решать проблемные ситуации, уметь использовать на уроках информационные технологии, электронные учебники, анимацию, видео и мультимедиа. Успешное теоретическое и практическое решение этой задачи зависит от профессиональных знаний педагога, его нравственной добросовестности, творчества, инициативы, настойчивости, педагогического мастерства и инновационной активности [2]. Поэтому учитель должен глубоко знать свой предмет, иметь представление о смежных предметах и всегда

следить за открытиями в области своего предмета. Преподаватель должен уметь доступно объяснить учащимся учебный материал, вызвать у учащихся интерес к активному самостоятельному мышлению, в необходимых случаях изменить учебный материал, простым, понятным языком донести до учащихся сложное.

Грамотный педагог учитывает знания, уровень зрелости и менталитета учащихся, может представить, что они знают и чего еще не знают. Некоторым учителям (особенно менее опытным учителям) кажется, что учебный материал прост, понятен и не требует особых объяснений. Такие учителя думают не об учениках, а о себе [2]. Грамотный и опытный преподаватель может поставить себя на место ученика, он работает исходя из того, что то, что ясно и понятно для взрослых, может быть чем-то трудным и абстрактным для понимания учениками. Поэтому он отдельно продумывает и планирует характер и форму высказывания. Взаимодействие преподавателя с учащимися является искренним только благодаря прочному доверию, сформировавшемуся у учащегося, а учащиеся правильно понимают законы природы, явления, общественные жизненные отношения.

Процесс социального, экономического, культурного и политического развития в обществе усложняет деятельность педагога, и очевидно, что он нуждается в научно-методической и практической поддержке. Повышение уровня внешнего сознания у учащихся, ежедневное возрастание требований, предъявляемых родителями к будущему своих детей, требует от педагога неустанной работы, учебы и любознательности [3]. Поэтому для эффективного решения проблемы подготовки кадров каждый педагог должен, прежде всего, иметь профессиональную квалификацию, отвечающую требованиям современной психологии, педагогики, экономики, экологии, культуры, права и других подобных дисциплин, владеть всесторонним знание образовательного процесса является признаком эффективной организации. Исходя из вышеперечисленных задач, каждый учитель:

— тщательно готовится к каждому занятию;

— углубленное понимание психологической задачи в соответствии с целью занятия;

— поддержание рабочего настроения от начала занятия до конца;

— решительно и требовательно добиваться цели, поставленной на уроке;

— оптимистичный подход к уроку и находчивость;

— педагогический такт (этикет) должен соблюдаться неукоснительно [4].

Чрезвычайно важно определить и определить, как изучать экологические

проблемы, предметы и явления и как этого добиваться, как изучать сложные и глубокие процессы, происходящие в конкретных условиях объективного существования. В теории познания жизни и объективного мира два основных вопроса — чему учить и как учить и кого воспитывать — тесно связаны, поэтому и действовать следует соответственно. С первых дней независимости ряд указов Президента Республики и многие постановления Кабинета Министров были направлены на повышение престижа и влияния педагогов и тренеров в обществе, на их материальное и моральное стимулирование, на улучшение их жилищных условий. В результате такого внимания необходимо, чтобы учитель был знающим, умным, мудрым, бескорыстным, просвещенным и духовным человеком, обладающим хорошо развитым интеллектом высокого уровня во всех аспектах. Также помимо своей специальности он должен владеть одним из иностранных языков и уметь пользоваться компьютерной техникой. Поэтому инновационная деятельность педагога, которая движет педагогическим коллективом, проявляется как сила, побуждающая к творчеству и служащая обеспечению качества и эффективности образовательного процесса.

Список литературы

1. Азизходжаева Н.Н. Педагогическая технология и педагогическое мастерство. — Ташкент: ТДПУ, — 2003.

2. Ишмухамедов Р. Инновационные технологии в образовании. — Т. — 2010.

3. Мадьярова С.С. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. — Ташкент, «Иктисод-молия», — 2009. — 39 с.

4. Халиков Азамжон. Педагогические навыки. — Т.: «Тафаккур бустони», — 2015. — 18 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.