Научная статья на тему 'ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бегимкулов Ф.Э., Шоназаров Ж.У.

В статье описаны реформы в сфере образования, требования к личности учителя, процесс профессионального становления и новаторство учителя, а также способы достижения его профессиональных навыков. Также описаны способы формирования инновационной активности учителя в развитии системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TASKS OF FORMATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF A TEACHER IN THE SYSTEM OF LIFELONG EDUCATION

The article describes the reforms in the field of education, the requirements for the personality of the teacher, the process of professional development and innovation of the teacher, as well as the ways to achieve his professional skills. Also described are the ways of formation of the teacher's innovative activity in the development of the education system.

Текст научной работы на тему «ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37.015.3

Бегимкулов Ф.Э.

доцент кафедры «Механизация сельского хозяйства» инженерно-технического факультета Каршинский инженерно-экономический институт (г. Карши, Узбекистан)

Шоназаров Ж.У.

старший преподаватель, кафедра «Социальных наук» Каршинский инженерно-экономический институт (г. Карши, Узбекистан)

ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ

ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье описаны реформы в сфере образования, требования к личности учителя, процесс профессионального становления и новаторство учителя, а также способы достижения его профессиональных навыков. Также описаны способы формирования инновационной активности учителя в развитии системы образования.

Ключевые слова: система образования, педагогическая личность, профессиональное становление, педагогические навыки, инновационная деятельность, информационные технологии, педагогические технологии, образовательные инновации, творчество.

Известно, что развитие нашего общества и развитие социально-экономической сферы нашей страны неразрывно связаны с достижениями педагогического процесса в этих учебных заведениях. Полное выполнение этих задач и воспитание гармонично развитого поколения осуществляется непосредственно на основе профессиональных знаний, педагогических навыков, педагогической порядочности и нравственных качеств педагога-тренера. Сюда входит внедрение нововведений в образовательный процесс в образовательных

учреждениях, внедрение передовых педагогических технологий, методик обучения и средств массовой информации, в частности, у подрастающего поколения не только знаний, умений и навыков, но и опыта творческой работы, экологической деятельности. Идея воспитания положительного отношения к окружающей среде стала неотъемлемой частью повседневной жизни творцов всего педагогического процесса.

Система непрерывного образования создает необходимые условия для формирования творческой, социально активной, духовно богатой личности и подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных кадров. На уровне развитых демократий создание национальной системы подготовки высококвалифицированных кадров, отвечающей самым высоким морально-этическим требованиям, сформирует гармонично развитое поколение. Определяет меры в образовании, а также в духовном, нравственном, интеллектуальном и физическом воспитании детей и молодежи на основе семьи, родителей, общественных организаций, сообществ, уделяет им внимание на всех уровнях системы непрерывного образования [1]. Успешная реализация этих мер и целей требует использования современных педагогических технологий в образовательном процессе.

В воспитательной работе учителю важно научить учеников мыслить самостоятельно и творчески, менять ситуации, организовывать занятия на основе свободной конкуренции и использовать на уроках информационные технологии, электронные учебники, анимацию, видео и мультимедиа. Успешное решение этой проблемы теоретически и практически зависит от профессиональных знаний учителя, духовной зрелости, творчества, инициативы, находчивости, педагогических способностей и новаторской активности. Потому что для современного учителя цель - получить максимально возможный результат от денег и усилий, затраченных на внедрение инноваций в системе образования или педагогической деятельности [2].

Одной из особенностей педагогического мастерства в инновационной деятельности учителя является взаимозависимость его личностных и профессиональных качеств как учителя. Опыт показал, что педагог должен обладать личными качествами как личности, а также профессиональными знаниями, гуманизмом, педагогическими способностями и педагогической техникой. Следовательно, процесс развития инновационной активности начинается на уровне личностной причинности. У каждого вырабатывается уникальное отношение к происходящему: поиск содержания, желание увидеть скрытые аспекты.

Общая тенденция изменения инновационной активности имеет следующие особенности: все показатели сопровождаются незначительным снижением, после значительного повышения, что связано с определенным уровнем эмоционального спада и дискомфорта, среда разработки должна состоять из задач и методов инновационного подхода. Студенты должны владеть методами и методологией поиска неизвестных решений. Ценный аспект работы в этой форме заключается в том, что будущие учителя рассматриваются как активные и непосредственные участники практики. Их учат критически мыслить, выбирать, внедрять альтернативные технологии, видеть результаты. При этом весь педагогический коллектив работает вместе в творческом сотрудничестве [3]. Кроме того, в качестве эффективного решения проблемы обучения каждый педагог должен в первую очередь обладать профессиональными навыками, глубокими знаниями основ психологии, педагогики, экономики, экологии, культуры, права и других дисциплин, отвечающих требованиям сегодняшнего дня, признак эффективной организации.

Опыт развитых стран в условиях современной рыночной экономики показывает, что для подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных кадров решающее значение имеют следующие:

- интеграция образования, науки и производства;

- разнообразие типов учебных заведений и программ профессионального обучения, использование в них последних достижений науки и техники, высших стандартов и форм экономики и технологий;

- Превращение системы профессионального образования в приоритетную и прибыльную отрасль экономики;

- обеспечение образовательных учреждений современной учебно -методической литературой, создание их материально-технической базы и укрепление их финансовых показателей;

- Совершенствование системного анализа и переподготовки учителей в области организации и управления образованием и внедрение образовательных инноваций в педагогический процесс.

Повышая активность учащихся на занятиях, указанные выше требования и факторы в эффективном управлении педагогической деятельностью играют ключевую роль в повышении профессиональных навыков и педагогических приемов учителей. В связи с этим от педагогов требуется инновационный подход к овладению навыками инновационной деятельности. Результат такого подхода требует, чтобы учитель был знающим, умным, мудрым, самоотверженным, просвещенным и духовным человеком с высокоразвитым интеллектом, глубоко изучившим основы науки. Помимо своей специализации, он должен свободно владеть одним из иностранных языков и уметь пользоваться компьютерными технологиями [4].

Таким образом, инновационная деятельность - это деятельность, ориентированная на вопросы несовместимости традиционных норм с новыми социальными требованиями, или умение анализировать и разрешать существующие конфликты в педагогической практике, гармонию сотрудничества преподавателя и ученика. Последовательное внедрение педагогических нововведений в систему образования и их применение в педагогической деятельности дает практические и положительные результаты в педагогическом процессе. Инновационная активность учителя проявляется как

движущая сила, мотивирующая, стимулирующая творчество педагогического коллектива, и гарантирует качество учебного процесса. Следовательно, если каждый учитель сможет полностью понять суть нововведений и последовательно применять их в своей работе, образовательный процесс будет развиваться как с точки зрения качества, так и эффективности. Это, в свою очередь, обеспечивает развитие педагогической системы как одну из важных задач формирования инновационной активности учителя в системе непрерывного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Мавлянова Р.А., Рахманкулова Н.Х. Инновации в начальном образовании. Ташкент, 2007.

Азизходжаева Н.Н. Педагогическая технология и педагогическое мастерство. -Ташкент: ТГПУ, 2003.

Ишмухамедов Р. Инновационные технологии в образовании. -Т .: 2010. Жораев Р.Х., Тайлаков Н.И. Непрерывное образование.//Информированная учебная среда - инструмент повышения эффективности обучения -2004, №3.

Begimkulov F.E.

Associate Professor of the Department "Mechanization of Agriculture" engineering and technical faculty Karshi Engineering and Economic Institute (Karshi, Uzbekistan)

Shonazarov J.U.

Senior Lecturer, Department of Social Sciences Karshi Engineering and Economic Institute (Karshi, Uzbekistan)

TASKS OF FORMATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF A TEACHER IN THE SYSTEM OF LIFELONG EDUCATION

Abstract: the article describes the reforms in the field of education, the requirements for the personality of the teacher, the process of professional development and innovation of the teacher, as well as the ways to achieve his professional skills. Also described are the ways of formation of the teacher's innovative activity in the development of the education system.

Keywords: education system, pedagogical personality, professional development, pedagogical skills, innovation activity, information technologies, pedagogical technologies, educational innovations, creativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.