Научная статья на тему 'Уровень профессионального развития, компетентность и пути достижения педагогического мастерства педагога'

Уровень профессионального развития, компетентность и пути достижения педагогического мастерства педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / TEACHER PERSONALITY / PEDAGOGICAL PROCESS / PEDAGOGICAL SKILL / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / PEDAGOGICAL COOPERATION / EFFICIENCY / INNOVATIVE ACTIVITY / PEDAGOGICAL EXPERIENCE / PEDAGOGICAL CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шоназаров Джамол Умирзокович, Эргашев Рашид Қузиевич

В статье подробно описаны педагогическая деятельность и ее содержание, реформы в системе образования, личность, компетентность учителя, его профессиональное становление и компетентность, качества компетентности, способы достижения мастерства, использование образовательных инноваций в образовательном процессе. Также были обсуждены вопросы организации учебного процесса на основе педагогических технологий, подготовки преподавателя к уроку и методики его проведения, обучения студентов совместной учебе и индивидуального подхода к ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шоназаров Джамол Умирзокович, Эргашев Рашид Қузиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEVEL OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT, COMPETENCE AND WAYS OF ACHIEVING PEDAGOGICAL SKILLS OF A TEACHER

The article describes in detail the pedagogical activity and its content, reforms in the education system, teacher personality, competence, its professional formation and competence, qualities of competence, ways to achieve mastery, ways to use educational innovations in the educational process.Also, the issues of organization of the educational process on the basis of pedagogical technologies, teacher's preparation for lessons and methods of conducting them, teaching students to read collaboratively and individual approach to them are mentioned.

Текст научной работы на тему «Уровень профессионального развития, компетентность и пути достижения педагогического мастерства педагога»

УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ,

КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА Шоназаров Дж.У.\ Эргашев Р.К.2 Email: Shonazarov693@scientifictext.ru

1Шоназаров Джамол Умирзокович - старший преподаватель, кафедра профессиональнго образования, инженерно-технический факультет; 2Эргашев Рашид Кузиевич - заведующий кафедрой,

кафедра физического воспитания, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье подробно описаны педагогическая деятельность и ее содержание, реформы в системе образования, личность, компетентность учителя, его профессиональное становление и компетентность, качества компетентности, способы достижения мастерства, использование образовательных инноваций в образовательном процессе.

Также были обсуждены вопросы организации учебного процесса на основе педагогических технологий, подготовки преподавателя к уроку и методики его проведения, обучения студентов совместной учебе и индивидуального подхода к ним. Ключевые слова: личность учителя, педагогический процесс, педагогические навыки, компетентность, профессиональная компетентность, педагогические технологии, педагогическое сотрудничество, эффективность, инновационная деятельность, педагогический опыт, педагогическое творчество.

THE LEVEL OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT,

COMPETENCE AND WAYS OF ACHIEVING PEDAGOGICAL

SKILLS OF A TEACHER

1 2 Shonazarov J.U. Ergashev R.K.

1Shonazarov Jamol Umirzokovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT VOCATIONAL EDUCATION, FACULTY OF ENGINEERING TECHNICS; 2Ergashev Rashid Kuzievich - Head of the Department, DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION, KARSHI ENGINEERING AND ECONOMICS INSTITUTE, KARSHI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article describes in detail the pedagogical activity and its content, reforms in the education system, teacher personality, competence, its professional formation and competence, qualities of competence, ways to achieve mastery, ways to use educational innovations in the educational process.

Also, the issues of organization of the educational process on the basis of pedagogical technologies, teacher's preparation for lessons and methods of conducting them, teaching students to read collaboratively and individual approach to them are mentioned. Keywords: teacher personality, pedagogical process, pedagogical skill, competence, professional competence, pedagogical technology, pedagogical cooperation, efficiency, innovative activity, pedagogical experience, pedagogical creativity.

УДК: 37.015.3

Развитие экономики нашей страны и ее ведущих отраслей требует достижения современности и высокого педагогического опыта в педагогической деятельности, которые формируют целостную систему непрерывного образования с целью

воспитания подрастающего поколения с глубокими знаниями и тщательной профессиональной подготовкой в образовательных учреждениях. Основной целью современного образования является подготовка личности, всесторонне развитой для общества и государства, социально адаптированной к обществу, трудовой деятельности, способной работать над собой [1, а 68]. В педагогической науке понятие психолого-педагогической компетентности заключается в том, что педагог достигает наивысшего уровня результатов в образовательном процессе, обладает высоким профессиональным потенциалом, а также коммуникативными и положительными качествами.

Значение слова «компетентность» определяется осознанностью, престижностью, наличием широкого спектра понятий и опыта в своей области. Если быть более точным, то понятие «английская компетентность» буквально выражает значение слова «способность». А содержание служит для освещения «эффективного использования теоретических знаний в деятельности, проявления высокого уровня профессионального мастерства, мастерства и таланта». Понятие «компетентность» вошло в сферу образования в результате психологических исследований. Поэтому компетентность означает «владение планом действий в нестандартных ситуациях, как специалист ведет себя в неожиданных ситуациях, доступ к коммуникации, новый способ взаимодействия с конкурентами, выполнение неоднозначных задач, использование информации, полной противоречий, последовательно развивающиеся и сложные процессы» [3, а 81].

Компетентность - это индивидуальное качество, а также способности, знания, умения и навыки, выраженные в педагогической деятельности и общественной жизни в различных ситуациях. Чтобы стать хорошим учителем, недостаточно овладеть самой педагогической теорией. Потому что в педагогической теории объясняются общие законы и правила обучения и воспитания детей, обобщенные методологические идеи. Подчеркивается необходимость учета индивидуальных особенностей возраста читателей. Школа, среднее профессиональное образование и жизнь высшего учебного заведения, практический педагогический процесс очень разнообразны. В этих учебных заведениях возникают ситуации, не соответствующие педагогической теории. Это требует от преподавателя широкого спектра знаний, тщательной практической подготовки, высокого педагогического мастерства, творческого подхода и способности к педагогической деятельности. Такая специальная подготовка учителя напрямую зависит от пригодности его профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность - это приобретение специалистом знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, и их применение на практике на высоком уровне. Профессиональная компетентность предполагает не только приобретение специалистом специальных знаний, умений и навыков, но и усвоение интегрированных знаний и действий в каждом отдельном направлении. Также от компетентности требуется постоянно обогащать знания по специальности, усваивать новую информацию, понимать важные социальные требования, искать новую информацию, уметь ее обрабатывать и применять в своей деятельности.

Профессиональная компетентность в следующих случаях:

- в сложных процессах;

- при выполнении неясных заданий;

- в использовании противоречивой информации;;

- это ярко проявляется в умении иметь план действий в неожиданной ситуации. В процессе профессионально-педагогической деятельности специалист, обладающий профессиональной компетентностью, последовательно обогащает свои знания, усваивает новую информацию, глубоко понимает требования

времени, ищет новые знания, а также обрабатывает их и эффективно использует в своей практической деятельности [5, с. 175].

В основе профессиональной компетентности педагогической профессии лежат следующие качества:

г ч Прилагательные

Социальная компетентность Специальная (про фессиональная ) компетентность

Личная компетенция

Психологическая,

методическая, информационная, креативная, инновационная, коммуникативная и компетентностная

экстремальная компетентность

технологическая компетенция

Рис. 1. Профессиональная компетентность качества педагога

Молодые люди, готовящиеся к педагогической деятельности, должны знать такие характеристики. Поэтому для того, чтобы овладеть профессией педагога, нужно обладать умением, определенной психологической квалификацией и определенной подготовкой.

В управлении педагогическим процессом, во взаимодействии с учащимися, в правильном анализе педагогических ситуаций урок интересен, а педагогические и психологические знания учителя и высокий педагогический опыт важны в активизации познавательной деятельности учащихся. Возможность достижения такого успеха заключается в формировании у него педагогического мастерства. Чтобы овладеть педагогическим мастерством, учитель должен постоянно работать над собой, уметь анализировать свою работу, уметь смотреть на себя глазами учеников и неустанно искать исправления недостатков.

Специфическая роль каждого педагога связана с владением педагогическими навыками, высоким уровнем знаний в своей области, педагогическими приемами и нравственными добродетелями. Манеры учителя, его духовный облик должны быть настолько прекрасны, чтобы он увеличил свой ОБР перед сверстниками, а в педагогическом коллективе повысился его гормон. Неустанный поиск, труд и работа над собой каждого учителя обеспечат достижение педагогического мастерства путем дальнейшего совершенствования его деятельности. Такой учитель может обладать высоким педагогическим мастерством [2, с. 52].

Педагогическая деятельность обеспечивает социальную сплоченность (последовательность)поколения. Она передает опыт одного поколения второму поколению, реализуя естественные возможности человека в приобретении социального опыта. Именно педагогическая деятельность всегда связана с управлением индивидуальной деятельностью. Необходимо, чтобы воспитатель четко представлял себе цель своей деятельности и пути ее достижения, а также

говорил им, что достижение этой цели также важно для учащихся. Для того чтобы педагогическая деятельность была эффективной в процессе обучения, необходимо хорошо владеть педагогической технологией, уметь создавать новые и творческие пути, обладать педагогическим мастерством, творчески работающим. Для достижения педагогического мастерства от преподавателя требуется: уметь обобщать педагогическую тактику и события, владеть умением управлять собственной и ученической деятельностью, обладать высокими знаниями, умениями и навыками.

Воспитатель формирует личность читателя, принимает самостоятельные решения в неожиданной ситуации, решает педагогические задачи, самостоятельно управляет учебным процессом. Также педагог имеет педагогическую и психологическую подготовку в педагогическом процессе, необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности каждого обучающегося, в совершенстве владея методами психологического воздействия [4, c. 89].

Для достижения воспитательной задачи в работе, проводимой с учащимися на уроке, необходимо, чтобы учитель мог сотрудничать с ними, привлекать детей к процессу сотрудничества, этот процесс осуществляется в различных сферах их деятельности - в познании, практике, духовной деятельности, в спорте, в игре. Давайте кратко коснемся того, как преподаватель может привлечь студентов к сотрудничеству с ним.

Первое. Для того чтобы сотрудничество состоялось, работа, которая должна быть организована в коллективе, должна быть актуальной для студентов, соответствовать возрастным особенностям и интересам студентов.

Второе. Пока студенты привлекаются к работе, учитель должен ставить перед ними правильные задачи психологически и педагогически, показывать хороший путь.

Третье. Когда учащиеся приступают к выполнению задания, преподаватель одновременно выступает и как участник, и как консультант.

Творческому и опытному-начинающему педагогу необходимо не только успешно обучать и воспитывать детей, продвинутые педагоги должны не только ограничиваться приобретением опыта работы, но и приобретать исследовательские навыки и квалификацию. Современный педагог обязан использовать достижения развития науки и техники, продуктивно использовать новые педагогические технологии в своей естественной деятельности.

Широкое использование передовых педагогических технологий в практической деятельности учителя еще больше обогащает его профессиональные навыки и методику преподавания. В связи с этим постоянная работа педагога над собой, приобретение самостоятельных знаний, совершенствование профессиональных навыков, совершенствование его умений являются одним из необходимых условий повышения эффективности его педагогической деятельности. Для того чтобы педагогическая деятельность была эффективной, также стоит изучить, проанализировав, чего учитель достиг на уроке, чего не достиг, в чем причина неудачи и каковы пути ее преодоления, чему необходимо уделять больше внимания для дальнейшего совершенствования педагогического мастерства. Поэтому уровень компетентности педагогов имеет большое значение в воспитании всесторонне развитой личности. Это означает, что подготовка учителя к уроку и его мастерство в его проведении чрезвычайно сложны, но это задача, с которой может справиться каждый учитель, имеющий творческую сторону в своей работе.

Список литературы /References

1. Азизхаджаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогические навыки.

Ташкент. «Союз писателей Узбекистана», 2003. 68 с.

2. Махкамов Ю. и другие. «Педагогические навыки». Ташкент, 2003. 52 с.

3. Муслимов Н.А., УсмонбаеваМ.Х. Инновационные образовательные технологии. Т.: Издательство Сано Стандарт, 2015. 81 с.

4. Мунавваров А.К. Педагогика. Ташкент. «Учитель», 1996. 89 с.

5. Толипов О., Усмонбоева М.Педагогические технологии: теория и практика. Ташкент. Наука, 2005. 175 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.