Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС И СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ'

ПРОЦЕСС И СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / УЧАЩИЙСЯ / ВОСПИТАТЕЛЬ / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ГЕОГРАФИЯ / УРОК / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джуманов Б.Н.

В статье описаны особенности процесса обучения географии в системе образования, способы использования различных методов и приемов в учебном процессе. Также описаны специфические методы и особенности использования инновационных образовательных технологий в достижении образовательной эффективности на уроках географии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джуманов Б.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS & WAYS TO INCREASE ACTIVITY OF STUDENTS IN TEACHING GEOGRAPHY

The article describes the features of the geography teaching process in the education system, the ways of using various methods and techniques in the educational process. The specific methods and features of the use of innovative educational technologies in achieving educational effectiveness in geography lessons are also described

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС И СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ»

ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ (PEDAGOGY & EDUCATION) УДК 37

Джуманов Б.Н.

старший преподаватель, кафедра "Геодезия, кадастр и землепользование" Каршинский инженерно-экономический институт (г. Карши, Узбекистан)

ПРОЦЕСС И СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ

Аннотация: в статье описаны особенности процесса обучения географии в системе образования, способы использования различных методов и приемов в учебном процессе.

Также описаны специфические методы и особенности использования инновационных образовательных технологий в достижении образовательной эффективности на уроках географии.

Ключевые слова: педагогический процесс, учащийся, воспитатель, метод обучения, география, урок, деятельность учителя, деятельность ученика, технические средства, обучение, учебная деятельность.

Человек, его гармоничное развитие и благополучие, создание условий и эффективных механизмов реализации индивидуальных интересов, изменение устаревших моделей мышления и общественного поведения являются основными целями и движущими силами реформ в республике. Сегодня в Узбекистане качество и эффективность образования достигается за счет использования в учебном процессе передового педагогического опыта, педагогических технологий, интерактивных методов, образовательных инноваций и современных информационных технологий в повышении учебно-творческой активности студентов по географии. Поэтому серьезной необходимостью стала подготовка географов в учебных заведениях, внедрение

геоинформационных технологий в учебный процесс в системе подготовки их как всесторонне конкурентоспособных кадров.

Достижение намеченного результата в соответствии с методами организации образовательного процесса и требованиями Государственных образовательных стандартов отражает неотъемлемую связь между педагогическим управлением и повышением активности обучающихся. В частности, в процессе подготовки учителей географии для общеобразовательных школ особое внимание уделяется теории и практике преподавания географии. Этот предмет обучает школьников основным правилам географии с целью обучения и воспитания школьников в системе географических наук [1]. Поэтому методика обучения географии должна основываться на задачах, стоящих перед школой при отборе материалов, характерных для содержания образования, и определении форм и методов обучения. При обучении географии в общеобразовательных учреждениях целесообразно обращать внимание на структуру методики обучения в организации учебного процесса учителя и ее применение в образовательном процессе. Ниже мы остановимся на некоторых аспектах организации курса географии и методики ее преподавания в процессе подготовки будущих учителей и повышения эффективности образования.

Рис. 1 Организационная структура учебного процесса.

ПРОЦЕСС ИЗУЧЕНИЯ

П

Д

А

О

Цель образования

Содержание образования

Учебные пособия

Методы обучения

Оценка в образовании

Зачем учить

Чему учить

Чему учить

Как учить

Как оценить

У

Ч

Е

Н

И

К

На уроках географии виды практических занятий выбираются исходя из целей и задач темы. Поиск различных форм изучения материала начинается с понимания целей и задач урока. Организационная структура учебного процесса (рис. 1) отражена на схеме выше. Например, если остановиться на основных

Е

Г

Г

факторах организации и повышения эффективности урока географии -«Социально-экономическое развитие Узбекистана», то основным фактором, позволяющим формировать знания и умения, научный анализ и свободное мышление, является правильные средства - это выбор [2]. Эффективное использование учебников географии, постановлений и законов правительства является ключевым фактором формирования у учащихся знаний и умений, отражающих темпы роста народного хозяйства Узбекистана и природных богатств, создающих большие возможности для формирования и развития многоотраслевого Национальная экономика. Основным способом достижения эффективных результатов в обучении географии является творческое использование методов и приемов и обеспечение межпредметной согласованности. Организация и проведение теоретических и практических занятий по данной тематике осуществляется с использованием географических карт, дидактических игр и блиц-опросов. Такие интерактивные методы с использованием дидактических игр дают учащимся возможность самостоятельно мыслить на основе вновь приобретенных знаний и умений, анализировать причины возникновения проблемных ситуаций, находить решения проблем и принимать самостоятельные решения [3].

В процессе обучения географии один метод используется редко. Эффективное использование учителем на уроке нескольких различных методов и приемов повышает качество и эффективность обучения. Если квалифицированный педагог правильно использует каждый метод и прием, учащиеся станут более активными в процессе обучения и смогут достичь творческого мышления. В заключение следует отметить, что умелое использование интерактивных методов в теоретической и практической подготовке для повышения грамотности конкурентоспособных специалистов в области географии и формирования географических знаний обеспечивает достижение образовательных целей. Это означает, что каждый учитель географии может добиться положительных результатов в процессе

географического образования, если эффективно использует передовые педагогические технологии и дидактические материалы по темам, дидактические игры в процессе обучения каждому предмету [4]. Ведь форма их отбора и проведения создает прочную основу как способ достижения цели, поставленной воспитателем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Солиев А. Экономическая география: теория, методология и практика.-Т.: 2013. Султанова Н. Инновационные технологии в преподавании географии. ТДПУ, -Т.: 2015.

Толипов У.К, Усмонбоева М. Основы применения педагогических технологий. Т.: Издательство «Фан», 2006.

Сафаров Э.Ю., Мусаев И.М., Абдурахимов Х.А. Геоинформационные системы и технологии. Учебник.- Ташкент 2012. - 148 с.

Jumanov B.N.

Senior Lecturer, Department of Geodesy, Cadastre and Land Use Karshi Institute of Engineering and Economics (Karshi, Uzbekistan)

THE PROCESS & WAYS TO INCREASE ACTIVITY OF STUDENTS IN TEACHING GEOGRAPHY

Abstract: the article describes the features of the geography teaching process in the education system, the ways of using various methods and techniques in the educational process.

The specific methods and features of the use of innovative educational technologies in achieving educational effectiveness in geography lessons are also described.

Keywords: pedagogical process, student, educator, teaching method, geography, lesson, teacher activity, student activity, technical means, training, educational activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.