Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ГЕОГРАФИЯ / ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуманов Б.Н., Шоназаров Ж.У.

В статье представлен опыт эффективного применения геоинформационных технологий в преподавании географии в системе образования и использования передовых педагогических технологий; Он также отражает возможности для студентов основываться на инновационном подходе, основанном на творческом подходе, независимом исследовании молодежи и развитии навыков работы над собой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFIC FEATURES OF THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN GEOGRAPHY EDUCATION

The article presents the experience of effective application of geoinformation technologies in the teaching of geography in the education system and the use of advanced pedagogical technologies. It also reflects the opportunities for students to be based on an innovative approach based on a creative approach, independent research of young people and the development of skills to work on themselves.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 1

Жуманов Б.Н.

старший преподаватель, кафедра «Геодезия, кадастр и землепользование» Каршинский инженерно-экономический институт (г. Карши, Республика Узбекистан)

Шоназаров Ж.У.

старший преподаватель кафедра «Социальных наук» Каршинский инженерно-экономический институт (г. Карши, Республика Узбекистан)

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация: в статье представлен опыт эффективного применения

геоинформационных технологий в преподавании географии в системе образования и использования передовых педагогических технологий;

Он также отражает возможности для студентов основываться на инновационном подходе, основанном на творческом подходе, независимом исследовании молодежи и развитии навыков работы над собой.

Ключевые слова: система образования, педагогический процесс, география, геоинформационные технологии, педагогическая и студенческая деятельность, технические средства, самостоятельное обучение.

Сегодня модернизация содержания образования, повышение качества образования, повсеместное внедрение инновационных технологий в образование, содержание инновационной деятельности в образовательных учреждениях неразрывно связаны с проводимой в нашей стране образовательной

политикой. В связи с этим акцентировано Постановление Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № PQ-2909 «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования».

Сегодня одним из важнейших аспектов использования передового педагогического опыта, образовательных технологий, интерактивных методов, образовательных инноваций и современных информационных технологий в учебном процессе по географии в Узбекистане является обеспечение качественной организации и эффективности обучения [1]. С этой точки зрения, более широкое применение геоинформационных технологий в образовательном процессе при подготовке географов в образовательных учреждениях становится серьезной необходимостью.

Чтобы естественные науки, в том числе география, проходили успешно и были эффективными, учитель собирает для отображения картинки, рисунки, карты, диаграммы, таблицы и другую визуальную информацию из различных источников. Наряду с этими материалами производимые по теме диафильмы и слайды также служат для привлечения учащихся к урокам, для развития учебных мотивов, что ускоряет познавательную активность учащихся.

В наши дни без телевидения невозможно представить ни повседневную жизнь, ни чтение. Раньше по телевидению проводились специальные занятия по каждому предмету. Регулярно выходили самые интересные передачи на телевидении - «Клуб киноманов», - «В животном мире», - «Очевидное-наверятное» и другие. На сегодняшний день внедрение компьютерных технологий на основе современных требований в этой области привело к организации обучения в виде аудиовизуальных средств, виртуальных лабораторий [3]. Организация видеоконференцсвязи и видеоуроков (электронных учебников) по индивидуальным занятиям, фауне, флоре, населению и их образу жизни, природе разных стран и регионов является продуктом образовательных реформ.

Потребность в использовании информационных технологий в географическом образовании достигается за счет регулярных исследований и экспериментальной работы по совершенствованию средств массовой информации и разработке новых. В результате появляются новые модели современных учебных пособий [2].

В последние годы сформировались приоритетные направления использования компьютеров в информационных технологиях и методах обучения. Они проявлялись в следующем:

-изучать основы информатики и вычислительной техники;

- использование информационных технологий в образовании;

- Управление образовательными учреждениями и региональными системами образования с помощью информационных технологий. Это делает использование информационных технологий одним из главных приоритетов. Результаты, полученные в этой области, могут покрыть затраты на компьютеризацию учебных заведений. Передовые педагогические технологии играют важную роль в повышении эффективности учебного процесса.

Передовые педагогические технологии в педагогическом процессе позволяют:

- Каждое учебное заведение развивает собственное направление обучения студентов;

- Позволяет кардинально изменить процесс обучения и спроецировать его в сторону системного мышления;

- Способствует формированию навыков эффективной организации учебной деятельности студентов и самостоятельного применения теоретических знаний на практике [4]. Наряду с такими положительными достижениями, практической работой и внедрением инновационных технологий в систему образования есть и недостатки. Например, при изучении современных компьютеров переход на его использование очень затруднен. Использование информационных технологий в преподавании географии осуществляется по

следующим направлениям: а) использование электронных учебников; б) использование электронных карт; в) использование доступа в Интернет; в) использование виртуальных лабораторий и технологий дистанционного обучения. В настоящее время создаются электронные версии многих учебников. В связи с этим студенты могут найти заданную тему в электронном учебнике и изучить ее с помощью преподавателя или самостоятельно. Уроки, организованные с использованием различных компьютерных программ, должны управляться, контролироваться и оцениваться учителем. В конце урока учителей и учеников попросят использовать компьютерные технологии для проведения сессий вопросов и ответов.

Карты являются одним из основных учебных пособий в географии. Поэтому электронные карты можно использовать при самостоятельной работе с картами. Электронные карты обеспечивают следующую работу, в том числе: создание естественных географических и экономико-географических описаний с помощью электронных карт, новой информации по различным областям географии с использованием Интернета. Например, существует множество компьютерных программ для обучения темы «Методика обучения картографической визуализации» с использованием компьютерных технологий:

Рисунок 1

С этой точки зрения применение инновационного подхода на основе геоинформационных технологий в преподавании географии в учебном процессе направлено на самостоятельное изучение и всестороннее усвоение научных материалов, научной информации, интересное и основательное усвоение учебных и научных материалов студенты [4]. Это связано с тем, что география - наука, богатая выставками, учитывая, что это одна из естественных наук, а упомянутые выше геоинформационные технологии вносят значительный вклад в развитие науки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Алимкулов Н.Р., Абдуллаев И.Х., Холмуродов Ш. «Прикладная география» Электронный учебник для средних специальных, профессиональных учебных заведений. -Т., 2015.

Высшее образование. Комплект нормативных и методических документов. - Т .: «Истиклол», 2004. - 511 с.

Рафиков А., Вахобов Х., Каюмов А., Азимов Ш. «Прикладная география». - Т .: «Шарк», 2008.

Тожибоева Д. и другие. Методы обучения специальным предметам. -Т .: «Алокачи», 2009.

Сафаров Е.Ю., Мусаев И.М., Абдурахимов Х.А. Геоинформационные системы и технологии. Учебник.- Ташкент 2012. - 148 с.

Jumanov B.N.

Senior Lecturer, Department of Geodesy, Cadastre and Land Use Karshi Engineering and Economic Institute (Karshi, Republic of Uzbekistan)

Shonazarov J.U.

Senior Lecturer Department of Social Science Karshi Engineering and Economic Institute (Karshi, Republic of Uzbekistan)

THE SPECIFIC FEATURES OF THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN GEOGRAPHY EDUCATION

Abstract: the article presents the experience of effective application of geoinformation technologies in the teaching of geography in the education system and the use of advanced pedagogical technologies.

It also reflects the opportunities for students to be based on an innovative approach based on a creative approach, independent research of young people and the development of skills to work on themselves.

Keywords: education system, pedagogical process, geography, geoinformation technologies, teacher and student activities, technical means, independent learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.