Научная статья на тему 'ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ'

ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ДАННЫЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ЗНАНИЯ / ГЕОИНФОРМАТИКА / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / ГЕОГРАФИЯ / ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТЕХНОЛОГИИ / GEOGRAPHIC INFORMATION SYSTEMS / DATA / INFORMATION / KNOWLEDGE / GEOINFORMATICS / DECISION MAKING / GEOGRAPHY / INFORMATICS / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хазратов Фазлиддин Хикматович

В этой статье исследуются знания и навыки, необходимые для повышения квалификации учителей географии сегодня, использующих географические информационные системы. В этом контексте возросла роль информатики и связанных с ней технологий. Основным фактором в этом курсе является приобретение научных знаний, поэтому информатика носит предметный, целостный характер. На основе глубокого понимания природы информационных процессов можно сказать, что формирование общего структурного мировоззрения продолжается. Кроме того, в статье даны инструкции для учителей географии по использованию информационных технологий в обучении ГИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хазратов Фазлиддин Хикматович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF THE FUTURE TEACHER OF GEOGRAPHY WITH INFORMATION CULTURE BASED ON GEOINFORMATION TECHNOLOGIES

This article explores the knowledge and skills required to improve the qualifications of geography teachers today using geographic information systems. In this context, the role of informatics and related technologies has increased. The main factor in this course is the acquisition of scientific knowledge, therefore informatics is subject-oriented, holistic in nature. Based on a deep understanding of the nature of information processes, we can say that the formation of a general structural worldview continues. In addition, the article provides instructions for geography teachers on the use of information technology in teaching GIS.

Текст научной работы на тему «ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ»

ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ Хазратов Ф.Х. Email: Khazratov6100@scientifictext.ru

Хазратов Фазлиддин Хикматович - преподаватель, кафедра информационных технологий, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье исследуются знания и навыки, необходимые для повышения квалификации учителей географии сегодня, использующих географические информационные системы. В этом контексте возросла роль информатики и связанных с ней технологий. Основным фактором в этом курсе является приобретение научных знаний, поэтому информатика носит предметный, целостный характер. На основе глубокого понимания природы информационных процессов можно сказать, что формирование общего структурного мировоззрения продолжается.

Кроме того, в статье даны инструкции для учителей географии по использованию информационных технологий в обучении ГИС.

Ключевые слова: геоинформационные системы, данные, информация, знания, геоинформатика, принятие решений, география, информатика, информационный технологии.

RELATIONSHIP OF THE FUTURE TEACHER OF GEOGRAPHY WITH INFORMATION CULTURE BASED ON GEOINFORMATION

TECHNOLOGIES Khazratov F.R

Khazratov Fazliddin Hikmatovich - Lecturer, DEPARTMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article explores the knowledge and skills required to improve the qualifications of geography teachers today using geographic information systems. In this context, the role of informatics and related technologies has increased. The main factor in this course is the acquisition of scientific knowledge, therefore informatics is subject-oriented, holistic in nature. Based on a deep understanding of the nature of information processes, we can say that the formation of a general structural worldview continues. In addition, the article provides instructions for geography teachers on the use of information technology in teaching GIS.

Keywords: geographic information systems, data, information, knowledge, geoinformatics, decision making, geography, informatics, information technology.

УДК 372.891

Интересная ситуация сложилась в земных и социальных науках, которые занимаются пространственной информацией - информационным: «взрыв», то есть потребность в такой информации возросла. Некоторые эксперты жалуются, что ограниченность данных приводит к упрощению этих описаний, предварительных исследований, их низкому качеству и другим ошибкам, в то время как другие говорят, что у них нет времени для обработки большого количества данных. Даже если у нас есть определенная информация, мы не всегда можем получить к ней доступ и использовать ее с умом. Способы и средства предоставления информации о собранных материалах становятся все более сложными, трудными для совместного

использования и доступа - административные и даже личные барьеры, ограничения и утечки данных препятствуют рациональному и эффективному использованию информационных ресурсов.

В настоящее время кафедры геоинформатики открыты во многих университетах страны; экологи, географы, геологи, почвоведы и другие студенты изучают не только Землю, но и общество в рамках курса «Географические информационные системы».

В этом контексте возросла роль информатики и связанных с ней технологий. Основным фактором в этом курсе является приобретение научных знаний, поэтому информатика носит предметный, целостный характер. На сегодняшний день первым этапом развития информатики является изучение компьютерных систем, программирования, алгоритмов и так далее. В настоящее время информатика перешла в следующий этап - синтез (метод изучения предмета в целом, метод изучения единства и взаимосвязанности его частей), определяющий тенденции информатизации основных видов человеческой деятельности, влияющий на его философские взгляды. На основе глубокого понимания природы информационных процессов можно сказать, что формирование общего структурного мировоззрения продолжается [1, с. 15].

Информатика поощряет поиск целостных взаимосвязей, позволяя проектировать учебный материал с использованием нескольких общих методов решения.

Информатику нельзя преподавать отдельно, она неразрывно связана не только с математикой, но и с другими дисциплинами (география; биология, физика и др.), обогащая их содержанием и эффективными методами исследования. Таким образом, целенаправленные попытки разобраться в многофункциональном значении информатики, определить ее реальное влияние на процессы обучения, формирования, знаний, навыков и умений позволяют совмещать разные направления обучения.

Изобретение новых компьютеров и программного обеспечения позволяет не только изучать отдельные предметы, но и интерактивно работать с целостными объектами, а также изучать окружающий мир и переходить на третью ступень -высшее образование, предоставило прекрасную возможность перейти к таким этапам, как информатизация системы образования.

Особенности современного этапа развития высшего образования связаны с переходом к практике: реализацией идеи новой парадигмы образования, которая зависит от:

• создания современной научной картины мира путем гармонизации взаимоотношений человека и природы;

• научения людей развиваться в потоке информации, создавая необходимые условия для непрерывного развития и саморазвития;

• создания условий для получения базового образования, которые позволят быстро перейти к актуальным направлениям профессиональной деятельности.

В основе открытого образования лежит мировоззрение, отличительными чертами которого являются: целостность, открытость учебного процесса, интеграция различной информации.

Огромный рост аппаратного обеспечения, появление новых ИКТ привело к значительным изменениям в предметных областях, появлению новых наук (регистрация земель, мониторинг окружающей среды, методы дистанционного зондирования, геоинформатика и т.д.) и привело к более широкому применению новых технологий для различных функций и потребностей. Это требует пересмотра подходов к обучению и исследованиям в высшем образовании [4].

По мнению К.Г. Кречетникова, «высокий уровень предметной подготовки современного специалиста должен иметь место на фоне его хорошего знания общей системы знаний. Это требует кардинального изменения образовательного пространства и «политики» образования в контексте перехода к постиндустриальному обществу».

В настоящее время система высшего образования не обеспечивает достаточной глубины фундаментальных знаний. Проблема в том, что будущий специалист должен обладать навыками и профессиональной мобильностью, чтобы быстро реагировать на постоянные изменения в практической и научной деятельности, а также в общественной жизни в целом. Такого результата можно достичь, если выпускник вуза сможет предоставить единую комплексную методику профессиональной деятельности. Другими словами, каждая познавательная и профессиональная деятельность подготавливает «технологию» (методологию, основные концепции и правила) конкретной дисциплины в качестве эксперта, который знает, как требовать и использовать их по отношению к другим в качестве средства решения проблем.

Информационная культура будущего учителя географии включает: разработку методик информационных систем, баз данных и цифровых картографических банков данных, внедрение геоинформационных карт; создание электронных карт и атласов и других картографических работ; использование географических информационных систем для обработки данных дистанционного зондирования и других географических изображений; совместное использование геоинформационных, телекоммуникационных и мультимедийных технологий в картографии географических исследований; экспериментальные исследования по использованию геоинформационных технологий для системного анализа; управление и модернизация геоинформационных технологий и их картографических подсистем [2, с. 10].

Список литературы /References

1. Глазырин В.В. и др. Геоинформатика. Учебник для студентов вузов/ Издательский центр «Академия». Москва, 2005. 480 с.

2. Aкашева A.A. Использование геоинформационных технологий. Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород. 2011 г. 80 с.

3. Варфоломеев И.В., Эрмакова И.Г., Савалев A.C. Структурирование данных и алгоритмы в геоинформационных системах. Методическое пособие. Кросноярск, 2003. 36 с.

4. Шипулин В.Д. Основные принципы геоинформационных систем. Харьков, 2010. 336 с.

5. Хазратов Ф.Х. Современные проблемы интеграции геоинформационных систем и интернет-технологий // Universum: технические науки: электрон. научн. журн., 2020. № 9 (78). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/10735/ (дата обращения: 11.11.2020).

6. Зарипова Г., Рузиева К. Использование интерактивных методов в процессе обучения студентов компьютерным технологиям // «Проблемы педагогики». № 7 (39), 2018. С. 5-8.

7. Атаева Г.И., Турдиева Г.С. Общие проблемы мировой науки // Наука образование и культура. № 3(27), 2018. С. 68-70.

8. Атоев Д.Д., Хайриев У.Н. Численное решение свёрнутых интегральных уравнений // Проблемы науки. № 9 (57), 2020. С. 68-70.

9. Жалолов О.И., Хаятов ХУ.Понятие SQL и реляционной базы данных // Universum: технические науки: электрон. научн. журн. 2020. № 6 (75). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/9711/ (дата обращения: 11.11.2020).

10. Рустамов Х.Ш. Development of tests for computer-based testing// Вестник интегративной психологии. Ярославль, 2018. № 16. P. 303-305.

11. Fayzieva D.Kh. USING SOFTWARE FOR TEACHING FOREIGN ANGUAGES. Academy. № 9 (60), 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://academicjournal.ru/ (дата обращения: 11.11.2020).

12. Rustamov Kh.Sh. The use of didactic-software crosswords in mathematics lessons//European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. Great Britain, 2020. Vol. 8. № 3, 2020. Part II. ISSN 2056-5852 - P. 87. 93.

13. Khazratov F., Juraev Kh. METHODS OF CREATION AND ORGANIZATION OF WORK, TECHNOLOGY FOR CREATING AUTO-NAVIGATION MAPS. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jcreview.com/?mno=9704/ (дата обращения: 11.11.2020).

14. Rustamov Kh.Sh., Khayriyev F.N. E-LEARNING METHODOLOGEIS AND FEATURES // Проблемы науки. № 9 (57), 2020. С. 69-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.