Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение детей с интеллектуальными нарушениями / адаптация / социализация / социальная интеграция / инновационные образовательные технологии. / education of children with intellectual disabilities / adaptation / socialization / social integration / innovative educational technologies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трефилова Елена Владимировна

в данной статье затронут вопрос о необходимости внедрения инновационных образовательных технологий в работу с детьми с интеллектуальными нарушениями. Представлен опыт применения современных образовательных технологий с детьми с ОВЗ. Показана суть инновационных технологий на уровне целостной системы и отдельных ее компонентов. Описывается каждая технология обучения. Раскрывается значение использования образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с интеллектуальными нарушениями. Итогом использования традиционных и инновационных технологий являются реальные результаты в обучении и формировании жизненных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH DISABILITIES

in this article the question of the necessity of introducing innovative educational technologies in the work with children with intellectual disabilities is touched upon. The experience of application of modern educational technologies with children with disabilities is presented. The essence of innovative technologies at the level of the whole system and its individual components is shown. Each educational technology is described separately. The importance of using educational technologies in corrective and developmental work with children with intellectual disabilities is revealed. The results of the use of traditional and innovative technologies are real results in learning and formation of life competencies.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Трефилова Е.В.

Трефилова Елена Владимировна - учитель, Государственное казенное общеобразовательное учреждение Удмуртской Республики «Ярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», п. Яр

Аннотация: в данной статье затронут вопрос о необходимости внедрения инновационных образовательных технологий в работу с детьми с интеллектуальными нарушениями. Представлен опыт применения современных образовательных технологий с детьми с ОВЗ. Показана суть инновационных технологий на уровне целостной системы и отдельных ее компонентов. Описывается каждая технология обучения. Раскрывается значение использования образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с интеллектуальными нарушениями. Итогом использования традиционных и инновационных технологий являются реальные результаты в обучении и формировании жизненных компетенций.

Ключевые слова: обучение детей с интеллектуальными нарушениями, адаптация, социализация, социальная интеграция, инновационные образовательные технологии.

USE OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH DISABILITIES

Trefilova E.V.

Trefilova Elena Vladimirovna - teacher, STATE EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE UDMURT REPUBLIC "YARSKAYA SPECIAL (CORRECTIONAL)

GENERAL EDUCATION BOARDING SCHOOL", YAR

Abstract: in this article the question of the necessity of introducing innovative educational technologies in the work with children with intellectual disabilities is touched upon. The experience of application of modern educational technologies with children with disabilities is presented. The essence of innovative technologies at the level of the whole system and its individual components is shown. Each educational technology is described separately. The importance of using educational technologies in corrective and developmental work with children with intellectual disabilities is revealed. The results of the use of traditional and innovative technologies are real results in learning and formation of life competencies.

Keywords: education of children with intellectual disabilities, adaptation, socialization, social integration, innovative educational technologies.

УДК 37

В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Проблема обучения детей с интеллектуальными нарушениями становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой - появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее в получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе. Перемены в системе школьного образования не могли не отразиться и на содержании коррекционно-развивающего обучения детей данной категории. Кроме того, внедрение инновационных технологий в школах продиктовано и социальным заказом родителей, которые предъявляют более серьезные требования к образованию и воспитанию детей [1].

Современных технологий много. Как учитель начальных классов в своей педагогической практике применяю следующие инновационные образовательные технологии: На уровне целостной системы:

-технологии личностно -ориентированного обучения На уровне отдельных компонентов системы: -проектная деятельность

-информационные и коммуникативные технологии

-здоровьесберегающие технологии -технология социальной интеграции

Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и воспитание, а также способствует положительному психо-эмоциональному состоянию детей в процессе занятий и значительно повышает эффективность работы.

Личностно-ориентированные технологии.

Технологию личностно-ориентированного обучения составляют:

разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;

дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, уровню психического развития;

индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;

субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

Цель: создание условий для проявления познавательной активности. Средствами достижения цели являются: - составляю АООП

-использую разнообразных методов и форм организации учебной деятельности -стимулирую к высказыванию каждого ученика

-оцениваю деятельность ученика не только по конечному результату, но и в процессе выполнения задания

-стараюсь создавать на уроке ситуации, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность,

-предоставление возможности для естественного самовыражения

Применяя личностно-ориентированные технологии в обучении, прослеживается неплохой результат в развитии высших психических функций и эмоционально волевых состояний у детей, усваиваются умения и навыки, необходимые для повышения их жизненной компетенции.

динамика развития ВПФ

динамика развития жизненных компетенций

1111 2 I I I 1

Юрлов Ветошкина Русских Евсеева Кирилл Катя Роман Любовь

I начало года ■ середина года ■ конец года

Юрлов Ветошкина Русских Кирилл Катя Роман

начало года

середина года

Евсеева Любовь

конец года

Проектная деятельность.

Актуальность данной технологии в том, что она имеет широкую область применения на всех ступенях образования и во всех сферах жизни. Для детей с овз в младших классах проектная деятельность в обучении - это кропотливый, трудный труд, кажущийся порой неосуществимым, способствующий развитию всех сторон психики, а самое главное социализации детей. Организуя и управляя деятельностью обучающихся, идет активизация его познавательной активности, развивается потребность в изучении окружающего мира, способствует формированию потребности в учебной деятельности.

Мы ежегодно участвуем в проектной деятельности внутри школы. Интересные получились проекты «Музей пуговиц», «Чудо лук», «Зимующие птицы», «Весенние цветы», «Что такое снег». Активно вовлекаю и родителей в проектную деятельность «Моя семья», «Моя родословная». С проектами выходим на район, участвуем в сетевых проектах «Помним! Гордимся!», «Покормите птиц зимой». Каждый ребенок успешен в своем проекте. У детей пополняется активный словарь, расширяются знания об окружающем мире, формируется интерес к творческому решению задач, самооценка и уровень социализации повышается.

Информационно-коммуникативные технологии.

«Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.

6

4

2

0

Сочетание современных средств обучения с традиционными целенаправленно воздействуют на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия и в учебно-воспитательных целях. Детей легче заинтересовать и обучить, когда они воспринимают согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на них оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Привлечение всех органов чувств ведёт к исключительному росту усвоения материала. Компьютерные технологии не только позволяют развивать школьников с ОВЗ, но и готовят их к самостоятельной и полноценной жизни в условиях информационного общества, становясь в процессах интеграции своеобразным звеном, соединяющим данную категорию детей с окружающим миром. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения. Ввожу в учебный процесс тренажеры по предметам. Благодаря тренажерам легче усваиваются правила по русскому языку, таблицы умножения и деления, сложения и вычитания. Очень нравятся детям дидактические игрыв режиме онлайн, картинные тесты по пройденным темам по ручному труду, миру природы и человека.

Я считаю, что использование возможностей информационных технологий перспективно, они помогают педагогам сделать знакомую работу привлекательной для учащихся, наполняет ее новым содержанием, делает процесс обучения более эффективным и практически направленным. Учитывая психофизические особенности своего класса, в разной степени сложности стараюсь привлекать к практической работе с компьютером. Учащимся становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, что дает им веру в свои силы.

Все это в конечном итоге является частицей вклада в проблему адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире, помогает им идти в ногу со временем.

Таким образом, в системе коррекционно - развивающей работы использование информационно -коммуникационных технологий положительно влияет на повышение уровня усвоения программного материала учеников, обладает стимулом познавательной активности детей. Здоровьесберегающие технологии.

В настоящее время необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий в обучение детей с интеллектуальными нарушениями очевидна, так как данная патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту.

В своей работе стараюсь создавать условия, гарантирующие формирование и укрепление как физического, так и психологического здоровья учащихся. Формирую вокруг детей атмосферу, наполненную потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни и определённую культуру поведения, и соответствующий стиль жизни.

На уроках применяю здоровьесберегающие технологии, направленные на укрепление физиологической и психологической стрессоустойчивости: -психологическая комфортность -приемы ароматерапии -уроки в режиме двигательной активности -метод Базальной стимуляции -зонирование класса -приемы психогимнастики

-работу по профилактике заболеваний, восстановление физиологической и психологической стрессоустойчивости (комплекс упражнений по Э. Джекобсону, дыхательные упражнения по системе Стрельниковой А.Н., зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, двигательные упражнения на крупные группы мышц, массаж, самомассаж) - уроки в естественных природных условиях

Организация здоровье развивающей среды обеспечивает ребенку нарастание физического и умственного развития, помогает адекватно и успешно адаптироваться в социуме. Технология социальной интеграции.

Интеграция в общество учащихся начального звена не проходит гладко, как у их нормально развивающихся сверстников. Интеллектуальные нарушения приводят к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Учащиеся не всегда в состоянии адекватно воспринять социальные нормы и требования. Большое значение уделяю включению их в процесс активной практической деятельности. Учащиеся приобретают жизненно важные навыки общения, социальный опыт в различных жизненных ситуациях, умения строить свои отношения друг с другом и окружающими людьми. Стараюсь создавать условия для занятий с выходом в общественные места (магазин, больницы, на почту и т.д.), где дети в реальных условиях взаимодействуют с людьми, преследуя ту или иную задачу. Также мои воспитанники посещают секции и кружки не только с другими классами своей школы, но и с детьми из общеобразовательных школ родного поселка. (кружок рисования, фольклорный кружок, спортивную

секцию). Таким образом, у детей повышается уровень общего развития, учащиеся легче адаптируются в социальном окружении, и что немаловажно, готовит общество к принятию ребенка.

Применение инновационных технологий в образовательном процессе помогает достичь реальных результатов в обучении, помогает формировать у учащихся прежде всего жизненно необходимые умения и навыки, что достигается непрерывностью учебного процесса, размытостью границ между учебной и внеклассной деятельностью, обучением в доступных пониманию жизненных ситуациях.

Список литературы /References

1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. - М.: ООО «Аспект», 2005.

2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. - М: Издательский центр «Академия», 2009.

3. Бгажнокова И.М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспективы развития // дефектология . 2004. №3. С. 51-54.

4. Панькова Г.Н. 2020 год использование инновационных технологий при работе с детьми ОВЗ в условиях ДОО [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-innovatsionnyh-tehnologiy-pri-rabote-s-detmi-ovz-v-usloviyah-doo (дата обращения 24.09.2023год)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.