Научная статья на тему 'Инновационные технологии в специальном образовании'

Инновационные технологии в специальном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2289
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимова А.Р., Хайбуллаева Ф.Р.

Статья посвящена вопросу о инновационных технологиях. Представлен краткий обзор инновационных технологий, таких как здоровьесберегающие технологии, игровые и мультимедийные. Выявлены критерии педагогических технологий, определяющих инновационную направленность. Раскрыты преимущества и ценность технических средств обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Автор перечисляет специальные профилактические мероприятия, создающие благоприятную образовательно-коррекционную среду. В условиях модернизации образования особую актуальность приобретает проблема создание оптимальных условий для развития, воспитания и обучения лиц с особыми потребностями, что соответствуют тенденциям реформирования образования на пути к ее открытости, демократичности и доступности для всех категорий населения страны, а также с введением в образовательную среду инновационных технологий. Социально-экономические преобразования, происходящие в России, мировые тенденции гуманизации, интеграции и глобализации общества обуславливают значительные изменения в образовании и воспитании: ставятся новые задачи, используются инновационные образовательные и воспитательные технологии, обновляются содержание и формы организации учебно-воспитательного процесса, внедряются в учебно-воспитательный процесс современные личностно-ориентированные педагогические технологии и научно-методические достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в специальном образовании»

Инновационные технологии в специальном образовании

Ибрагимова Алие Рустемовна,

канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры специального (дефектологического) образования, ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет», alie.ibrag@gmail.ru

Хайбуллаева Фериде Рустемовна,

преподаватель кафедры специального (дефектологического) образования, ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет», kakao1994@mail.ru

Статья посвящена вопросу о инновационных технологиях. Представлен краткий обзор инновационных технологий, таких как здоровьесберегающие технологии, игровые и мультимедийные. Выявлены критерии педагогических технологий, определяющих инновационную направленность. Раскрыты преимущества и ценность технических средств обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Автор перечисляет специальные профилактические мероприятия, создающие благоприятную образовательно-коррекционную среду. В условиях модернизации образования особую актуальность приобретает проблема создание оптимальных условий для развития, воспитания и обучения лиц с особыми потребностями, что соответствуют тенденциям реформирования образования на пути к ее открытости, демократичности и доступности для всех категорий населения страны, а также с введением в образовательную среду инновационных технологий. Социально-экономические преобразования, происходящие в России, мировые тенденции гуманизации, интеграции и глобализации общества обуславливают значительные изменения в образовании и воспитании: ставятся новые задачи, используются инновационные образовательные и воспитательные технологии, обновляются содержание и формы организации учебно-воспитательного процесса, внедряются в учебно-воспитательный процесс современные личностно-ориентированные педагогические технологии и научно-методические достижения.

Ключевые слова: инновационные технологии, педагогические инновации, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технические средства обучения, мультимедийные технологии.

о

Е

£

в) ^

0

ев

01 г

Инновационные педагогические технологии как процесс - это целенаправленное, систематическое и последовательное включение в практический опыт оригинальных, новаторских методов, приемов педагогических действий и средств, охватывающих целостный учебный процесс от определения его цели ожидаемых результатов, что особенно важно для лиц с особыми образовательными потребностями.

Педагогические инновационные технологии могут дифференцироваться согласно разным факторам: целями и задачами, возможностями педагогических средств, по функциям педагога, которые осуществляются с помощью технологии, элементами которых считают умение оперировать учебным и техническим оборудованием, уместное использование наглядного материала [3, с.76-82].

Инновационные технологии в дефектологии должны обеспечить развитие личности учащегося с учетом выявленных его индивидуальных особенностей как субъекта познания предметной деятельности и реализоваться в личностно-ориентированной направленности образования. Совокупность методик и технологий, составляющих ее содержание достаточно объёмная: игровые технологии, здоровьесберегаюшие модульно-развивающего, проблемного, дистанционного обучения, уровневой дифференциации, мультимедийные, интерактивные и другие [1, с. 34-37].

К результатам обучения современный социум ставит все большие требования - школа должна дать обучающимся не только прочные знания и навыки, но и способствовать воспитанию и развитию учащихся в соответствии с их учебными возможностями и нуждами, запросами, задатками и способностями. Важным элементом данного процесса является проектирование образовательно-развивающей среды для детей с особыми потребностями, при этом базовый уровень знаний, умений, навыков превращается из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся. Образовательная среда должно быть направлено не только на собственно образовательную цель, но и на нахождение оптимальных способов успешной адаптации в жизни каждого ребенка с ограниченными возможностями.

Таким образом, инновации в специальной педагогике предусматривают разработку и внедрение но-

вых форм, методов и средств повышения эффективности коррекционно-педагогическо-развивающего и аббилитационного процессов и будут способствовать оптимизации использования личностно-ориентированных, нейропсихологических, арт-терапевтических, информационных технологий.

Инновационная направленность определяется следующими факторами педагогических инноваций, к которым относят:

а) новизну, с помощью которой можно определить уровень оригинальности опыта. Выделяют абсолютный, локально-абсолютный, условный и субъективный уровни новизны;

б) оптимальность, что способствует при наименьших затратах времени физических и умственных сил участников педагогического процесса достичь высоких результатов;

в) результативность и эффективность, что показывает некую стабильность положительных результатов в деятельности преподавателя;

г) возможность творческого использования полученных результатов в массовом опыте, что предполагает пригодность апробированного опыта для массового внедрения в учебных заведениях [3, с.89-91].

Оздоровительные технологии укрепляют физическое и психическое здоровье детей, повышение их оздоровительного потенциала. Для этого в педагогический процесс педагоги включают различные физические упражнения (физкультминутки; утренняя гимнастика; двигательная и музыкальная терапия; дыхательная, пальчиковая и звуковая гимнастика), физиотерапия, фитотерапия, арома-терапия, закаливание, массаж.

Для создания благоприятного оздоровительно-учебной среды проводятся специальные профилактические мероприятия:

- соблюдение санитарно-гигиенических требований, правильное размещение мебели;

- применение индивидуального подхода к каждому ребенку с учетом его психофизических нарушений;

- соблюдение норм длительности различных форм учебно-воспитательной деятельности;

- периодическая смена видов деятельности ребенка, проведение релаксационных минуток, физкультминуток, двигательной терапии;

- специальный подбор наглядности с учетом индивидуальных и психофизических особенностей развития ребёнка;

- расширение рамок ограниченных двигательных возможностей за счет использования вспомогательных средств передвижения;

- проведение мероприятий с целью профилактики возможных негативных последствий основного заболевания и физической, а также психологической, утомляемость;

- создание условий для эффективного развития и реабилитации поврежденных сфер, физического и психического развития каждого ребенка, укрепления его общего здоровья [7].

Оптимальным началом учебного дня, как в школе, так и дошкольном учреждении, является

утренняя гимнастика. Благодаря ей учащиеся и воспитанники настроятся на рабочий лад, получат положительные эмоции, которые помогут сделать день лучше. В отношении оздоровительных физкультминуток, их следует проводить в течение всего дня, синтезируя физические упражнения для мышц туловища, рук, ног, шеи, глаз. Физкультминутки и зрительная гимнастика, которые проводятся во время урока, помогают снять статическое мышечное напряжение, вызванное продолжительным сидением.

Использование мешочков с песком, солью, горохом, мелкими камешками позволит размять мышцы ног и стоп, стимулировать все рефлекторные зоны. Такая гимнастика способствует общему укреплению здоровья, профилактике у детей плоскостопия.

Исследования современных физиологов показывают, что манипуляции крупной и мелкой моторики влияют на функционирование центральной нервной системы, развитие речи. Простые движения кисти помогают снять не только общее напряжение, но и напряжение рук, расслабляют губы, а это, в свою очередь, способствует правильному произношению звуков, развитию речи ребенка. Исследователи объясняют прямую связь мелкой моторики и мышления, что каждый палец руки имеет свой «отдел» в коре больших полушарий головного мозга. Таким образом, речь находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики рук. Поскольку у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается недоразвитие мелкой моторики, в течение учебного дня появляется потребность в проведении пальчиковой гимнастики. Упражнения для мелкой моторики помогут не только развивать речь и интеллектуальные способности ребенка, но и снимут психическую нагрузку, помогут наладить рабочий ритм. Кроме того, пальчиковая гимнастика способствует формированию у детей с психофизическими нарушениями мелкой моторики. Значительный эффект дает самомассаж ладоней с использованием еловых шишек, орехов, желудей, каштанов. Во время проведения пальчиковой гимнастики важно создать соответствующее настроение, заранее продумать все ритмичные движения кисти и пальцев, а еще — использовать музыкальное сопровождение [8, с. 39-45].

Музыкальное сопровождение можно использовать во время проведения физкультминуток, зрительной гимнастики, звуковой гимнастики, самомассажа ладоней и стоп ног. Применение музыкальных пауз в виде утренних поздравлений положительно настроит ребенка на рабочий лад или станет своеобразной наградой за хорошо выполненное задание. Или наоборот — минорные звуки помогут выразить негативное отношение к определенному поступку, поведению ребенка. Музыкальная терапия способствует эффективной психологической разгрузке детей, успокоит их и поможет избежать негативных эмоций. Для приветствия, поздравления, настройки ребенка на соответствующее настроение можно использовать ма-

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

ее

01 г

жорные произведения Моцарта, Штрауса, а на занятиях по рисованию, трудовому обучению уместными будут восточные музыкальные мотивы.

Педагог, который работает с детьми с особыми образовательными потребностями, обязательно должен сообщать родителям о влиянии оздоровительных процедур на здоровье их ребенка, приводить преимущества различных видов оздоровления.

Одним из направлений повышения эффективности и качества коррекционного процесса в условиях специального и инклюзивного образования является внедрение методик, базирующиеся на основе использования компьютерной и мобильной техники, в частности использование компьютера и его составляющих и создания разнопрофильных коррекционных и учебных программ, различных развивающих гаджетов.

В контексте современного образования ведущее место принадлежит отдельной группе, так называемых технических средств обучения (ТСО), которые сейчас превратились в программно-технические учебные комплексы. Национальной доктриной развития образования предусмотрено создание индустрии современных средств обучения и воспитания, полное обеспечение ими учебных заведений. На современном этапе использование программно-технических учебных комплексов является актуальным напрвлением, которое быстро развивается и интегрируется в области образования [6].

Целостное осмысление проблемы использование компьютерных технологий в обучении детей с особыми потребностями в условиях общеобразовательных школ пока не получило достаточного отражения в научной литературе.

Для эффективной работы педагога, принципиальным является осознание того, что эффект применение компьютерных технологий больше всего зависит от профессиональной компетенции самого учителя, его умения использовать новые возможности, включить эти технологии в систему обучения каждого ребенка с ограниченными возможностями. Это будет способствовать формированию в учащихся положительной мотивации обучения, психологического комфорта, большей свободы выбора форм и средств деятельности во время решение учебных задач. Одновременно создаются условия для обеспечения учащихся системой надлежащей помощи.

Информационные технологии обучения помогают учителю достичь учебно-коррекционных целей, применяя и отдельные виды учебной работы, и любой их набор, то есть спроектировать обучающую среду. Педагог получает дополнительные возможности для поддержки и направления развития личности ученика с ограниченными возможностями, творческого поиска, организации их совместной работы, разработки и выбора необходимых учебных компьютерных программ [5].

Среди основных преимуществ использования мультимедийных технологий в обучении детей, в частности тех, кто имеет особенности психофизического развития, определяем следующие:

1) полисенсорность восприятия материала;

2) содействие развитию основных психических процессов;

3) возможность демонстрации объектов, явлений и процессов, которые недоступны в повседневной жизни (космические объекты, явления природы, объекты микромира и др.);

4) возможность визуализации абстрактной информации;

5) наглядность и эмоциональную окраску демонстрационного материала и др. [7].

К основным мультимедийным технологиям, которые можно использовать в обучении детей с особенностями психофизического развития, относим следующие:

• мультимедийная презентация - набор слайдов по определенной тематике, что хранится в файле специального формата. При этом, каждый слайд может содержать произвольную текстовую, графическую, табличную информацию, анимацию, аудио, видео и др.;

• анимация - движущиеся изображения, созданные путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графических) или объемных объектов (анимационные или мультипликационные фильмы, мультфильмы);

• флэш-игры - игры, созданные на основе анимации, графики, звука, в основу которых положено выполнение определенного задания, что имеет целью решить поставленную учебную задачу (например, такие игры как «Узор из звуков», «Букварик», «Кто это», «Сорока-белобока», «Кто где живет?» и т.д.);

• потоковое видео (например, дидактические разработки «Звуки поссорились», «Видео-азбука», «Азбука малышей» и т.др.);

• потоковое аудио (например, такие дидактические разработки как «Звуки животных», «Звуки окружающего мира» и др.) [8, с. 102-106].

Исходя из вышесказанного, для эффективного привлечения в учебно-воспитательный процесс детей с особенностями психофизического развития необходима реализация ряда условий, в частности разработка личностно ориентированных учебных программ, проектирования индивидуальных образовательных траекторий, внедрение новых педагогических подходов, методов и средств. Мультимедийные технологии, позволяющие синтезировать различные формы представления информации (текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.), дают возможность детям получить доступ к дидактическим материалам в приемлемом для них виде, способствуют индивидуализации обучения и более эффективному развитию основных психических процессов.

Применение игровых технологий в обучении и воспитании детей (в частности с ОВЗ) предполагает создание ситуаций близких к естественным, излишне не напрягающих учащихся, привлекающих внимание к изучаемому материалу. Вместе с тем, проведение игры на занятиях предусматривает осуществление ряда дидактических задач. В процессе решения этих задач учащиеся с наруше-

нием психофизического развития могут не заметно для себя приобретать определенные знания, формировать учебные умения и навыки, критически оценивать свои знания, приводить эти знания в систему, обобщать, осознавать изученные правила, закреплять полученные знания в новых связях.

Большинством педагогов начальной школы на уроках литературного чтения успешно внедряется «Технология раннего интенсивного обучения грамоте» Н.А. Зайцева. Технология Н.А. Зайцева учитывает естественную потребность ребенка к игре. Применение данной технологии способствует быстрому развитию многих навыков чтения.

Учителя решают образовательные задачи, которые ставятся на уроках чтения и письма, также и с помощью увлекательной дидактической игры «Буквы-сестрички» И.В. Ослиной. Игра помогает запомнить учащимся графическое изображение букв. Правила достаточно просты для первоклассников: необходимо перетаскивать мышкой письменные буквы в поле к печатным, и проверять нажав на кнопку «Готово». Помимо этого с большим интересом используются «Коллекция игр по русскому языку» А.В. Гавриловой, «Копилочка игр по обучению грамоте» И.А. Вырвич [2].

Игры, направленные на развитие мелкой моторики, Ю. Кудиновой, Е. Нефедовой, О. Узоровой, Л. Яртовой способствуют формированию графического навыка. В ходе пальчиковых игр учащиеся, следуя за движениями педагога, развивают мелкую моторику рук, которая благоприятно влияет на развитие речи, подготовку ученика к письму, раскрашиванию, рисованию [2].

Учитывая разносторонние функции игровой деятельности, педагоги при работе с детьми с нарушением психофизического развития могут активно применяют различные элементы игровых технологий. Многие из педагогов используют дидактические и развивающие игры из сборника «Дидактические и развивающие игры в начальной школе». Использование материалов из данного методического пособия позволяет организовать уроки с элементами игровых технологий, которые способствуют повышению учебной мотивации обучающегося. Многие игры, предложенные Е.С. Галанжи-ной, педагогами применяются как в индивидуальной работе, так и во фронтальной на интерактивной доске.

Целесообразно использование игровых технологий и на уроках математики, в большинстве случаев, педагоги используют данную технологию в соревновательной форме. Так в практической деятельности большинство педагогов используют настольно-печатные игры С.В. Бурдиной «Цветная математика», «Логические таблицы», «Часы и время», «Считаем и читаем», Е.В. Селезневой «Логические сетки», Н.В. Егоровой «Графические диктанты» и др. Вышеуказанные игры развивают основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), а также навык пространственной ориентации. [4, с.38-46].

Практический опыт педагогов подтверждает благоприятное воздействие инновационных тех-

нологий на весь педагогический процесс, а именно повышается познавательный интерес обучающихся к учебным предметам, учебно-воспитательный процесс становится необычным и ярким, деятельность учащихся приобретает эмоциональную насыщенность, создаются ситуации успеха. При внедрении различных инновационных технологий необходимо соблюдать алгоритм их использования, при этом включая и творческий элемент педагога.

Литература

1. Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе. - Воронеж: Издательство «Научная книга», 2004. - 104 с.

2. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: интегральная и ТОГИС (книга для работников образования, учителей и студентов пед. вузов) / В.В. Гузеев. - М.: НИИ шк. технологий, 2006. - 208 с.

3. Истрофилова О.И. Инновационные процессы в образовании: Учебно-методическое пособие — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 133 с.

4. Киселев Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014 — 304 с.

5. Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика - М., 2009.-№4(34)

6. Кукушкина, О. И. Компьютер в специальном обучении: новое средство - новые идеи / О. И. Кукушкина. - М.: ИКПРАО, Утрехт, 1995. - С.67-75

7. Малышева М. А. Информационные технологии в специальном образовании // Специальное образование. 2017. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-spetsialnom-obrazovanii (дата обращения: 13.06.2019).

8. Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.А.Никольская. — М. : Издательский центр «Академия», 2011 — 144 с. — (Сер. Бакалавриат).

Innovative technologies in special education Ibragimova Alie Rustemovna, Khaibullaeva F.R.

Crimean Engineering and Pedagogical University The article is devoted to the question of innovative technologies. A brief overview of innovative technologies such as health-saving technologies, gaming and multimedia is presented. The criteria of pedagogical technologies determining the innovative orientation are revealed. The advantages and value of technical means of education of children with disabilities are revealed. The author lists the special preventive measures that create an enabling educational and rehabilitative environment. In the context of the modernization of education, the problem of creating optimal conditions for the development, education and training of persons with special needs becomes particularly urgent, which correspond to the trends of reforming education on the way to its openness, democracy and accessibility for all categories of the population, as well as with the introduction of innova-

о о и n m 5 m

О m n m й А

X £ m О

x О m

0

01 n А ы О и А X X m

tive technologies into the educational environment. The social and economic transformations taking place in Russia, the world tendencies of humanization, integration and globalization of society cause considerable changes in education and education: new tasks are set, innovative educational and educational technologies are used, the contents and forms of the organization of educational process are updated, the modern personality-oriented pedagogical technologies and scientific and methodical achievements are introduced in educational process.

Keywords: innovative technologies, pedagogical innovations, game technologies, health-saving technologies, technical means of training, multimedia technologies.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Gavrikova L.P., Kremer O. B., Basement S. L. Management of

individualized education in a special school. - Voronezh: Publishing house "Scientific book", 2004. - 104 p.

2. Guzeev V.V. Effective educational technologies: integral and TOGIS (a book for educators, teachers and students of pedagogical universities) / V.V. Guzeev. - M.: Research Institute of School. Technologies, 2006 .-- 208 p.

3. Istrofilova O.I. Innovative processes in education: Teaching aid -

Nizhnevartovsk: Publishing house Nizhnevart. state University, 2014 .-- 133 s.

4. Kiselev G. M. Information technology in teacher education: Text-

book / G. M. Kiselev, R. V. Bochkova. - 2nd ed. reslave. and add. - M .: Publishing and trading corporation "Dashkov and Co.", 2014 - 304 p.

5. Knyazeva E.V. The use of information technology in a special

(correctional) school of the VIII kind. Correctional pedagogy -M., 2009.- №4 (34)

6. Kukushkina, O. I. Computer in special education: a new tool -

new ideas / O. I. Kukushkina. - M.: IKPRAO, Utrecht, 1995. -□ P.67-75

7. Malysheva M. A. Information technology in special education //

Special Education. 2017. no. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-spetsialnom-obrazovanii (accessed: 06/13/2019).

8. Nikolskaya I.A. Information technology in special education: a textbook for students. institutions of higher prof. Education / I.A. Nikolskaya. - M.: Publishing Center "Academy", 2011 - 144 p. -(Ser. Baccalaureate).

e w

00 ei Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.