Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
дети с ограниченными возможностями здоровья / образовательные методики / индивидуальный подход / новые технологии / специальные условия обучения / эмоциональная поддержка / социализация / children with disabilities / educational methods / individual approach / new technologies / special learning conditions / emotional support / socialization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лягина Я.В.

В статье рассматриваются эффективные методики работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка. Подчеркивается важность индивидуального подхода и использование современных образовательных методик. Обсуждаются преимущества новых технологий, специальных условий обучения и поддержки эмоциональной сферы для успешного обучения и социализации детей с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING STUDENTS WITH DISABILITIES IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

The article discusses effective methods of working with children with disabilities in Russian language lessons. The importance of an individual approach and the use of modern educational methods is emphasized. The advantages of new technologies, special learning conditions and emotional support for the successful education and socialization of children with disabilities are discussed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

УДК 37

Лягина Я.В.

учитель русского языка и литературы, воспитатель, классный руководитель Лутугинская специальная (коррекционная) школа-интернат (г. Лутугино, ЛНР, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация: в статье рассматриваются эффективные методики работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка. Подчеркивается важность индивидуального подхода и использование современных образовательных методик. Обсуждаются преимущества новых технологий, специальных условий обучения и поддержки эмоциональной сферы для успешного обучения и социализации детей с ОВЗ.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, образовательные методики, индивидуальный подход, новые технологии, специальные условия обучения, эмоциональная поддержка, социализация.

Проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет собой одну из актуальных задач в современном обществе [4, с. 146-148]. Наблюдается постоянный рост числа детей, сталкивающихся с такими ограничениями, включая нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, а также с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и интеллекта. Эти школьники представляют собой разнообразную группу, требующую особого внимания и подходов к обучению. Образовательные программы для детей с ОВЗ могут быть организованы как в общих классах вместе с другими учащимися, так и в специальных классах или группах. Решение этой проблемы требует разработки эффективных стратегий

обучения, учитывающих индивидуальные потребности каждого ребенка и адаптирующихся под его физическое и когнитивное развитие.

Развитие инклюзивного образования требует вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общество и создания благоприятных условий для их образования. Обучение педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, имеет важное значение для успешной интеграции в образовательную среду. Ранее такие дети часто получали образование дома, что требовало особого внимания и навыков для структурирования уроков с учетом их особенностей.

В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья интегрированы в школьное обучение. Среди них - дети с различными заболеваниями, включая дефекты слуха, ДЦП, мышечную миопию и задержку психического развития. Обучение в одном классе детей с разным уровнем развития требует от педагогов специальной подготовки и гибкости подхода. Работа в таких классах включает разнообразные задачи, включая коррекционные, обучающие, воспитательные и развивающие [2, с. 59].

Изучение русского языка и литературы требует особого внимания к здоровьесберегающим технологиям, особенно при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) [1]. Эффективное обучение начинается с индивидуального подхода к каждому ученику, включая разработку календарно-тематического планирования. Для детей с ОВЗ определяются конкретные образовательные задачи, направленные на формирование грамматических понятий, орфографических навыков и умений использовать синтаксические структуры как в устной, так и в письменной речи. Особое внимание уделяется коррекционно-развивающим задачам, способствующим развитию фонетических, лексических, морфологических и синтаксических аспектов речи, а также формированию навыков грамотного письма на основе орфографических правил.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует разноуровневой дифференциации обучения [3, с. 57]. Это включает

дифференциацию при изучении материала, выполнении заданий и проверке знаний. Организация работы над ошибками играет важную роль в индивидуализации образования для детей с ОВЗ. При изучении материала для детей с ОВЗ используется пошаговый подход с предварительным напоминанием основных знаний. Наглядные пояснения и пошаговое изложение с акцентом на ключевые компоненты способствуют лучшему усвоению информации. Словарно-орфографическая работа на каждом этапе урока положительно влияет на развитие умений. Использование доски для визуализации слов улучшает зрительное восприятие материала.

Для стимулирования интереса детей к предмету используются разнообразные методы, включая создание занимательных задач, привлекательность конечного результата учебной деятельности и положительные отзывы и оценки от учителя.

У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) письменная речь часто вызывает трудности, особенно у тех, кто имеет детский церебральный паралич (ДЦП) или задержку психического развития (ЗПР). Уроки развития речи для них должны включать лексические задания, способствующие формированию различных речевых умений, таких как составление предложений и создание диалогов и монологов.

Систематический контроль играет важную роль в достижении хороших результатов. Он включает проверку выполнения домашней работы, проведение проверочных работ с аналогичными заданиями и подробный анализ выполненных работ с последующими коррекционными занятиями для устранения пробелов в знаниях учащихся.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, важно учитывать особенности их памяти. Снижение произвольной памяти у таких учащихся является одной из основных причин учебных трудностей. Повторение информации несколько раз необходимо из-за склонности детей к быстрому забыванию. Коррекционная работа должна включать подбор индивидуальных заданий, предотвращение утомления с помощью

физкультминуток, поощрение достижений, развитие уверенности в своих силах и возможностях, а также использование развивающих игр, занимательного материала и наглядности [5, с. 631-634].

В итоге, работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, требует индивидуального подхода и применения современных методик. Использование новых технологий, создание специальных условий обучения и поддержка эмоциональной сферы учеников помогают успешному обучению и социализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ворошнина О.Р. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70628.html;

2. Иванов А. В. Технологии психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ: учеб. пособ. - М.: Перо, 2019 - 111 с;

3. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / авт.-сост. А.А. Наумов, В.Р. Соколова, А.Н. Седегова. - Волгоград: Учитель, 2012 - 147 с;

4. Челнокова Т.А. Значение инклюзивного образования в обучении детей с ОВЗ / Т.А. Челнокова, А.М. Ангорина // Молодой ученый. - 2022. - № 46 (441). - С. 146-148;

5. Щербатова Н.Г. Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ / Н. Г. Щербатова // Молодой ученый. - 2015. - №№ 19 (99). - С. 631634

Lyagina Ya.V.

Lutugino Special Boarding School (Lutugino, Russia)

FEATURES OF TEACHING STUDENTS WITH DISABILITIES IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

Abstract: the article discusses effective methods of working with children with disabilities in Russian language lessons. The importance of an individual approach and the use of modern educational methods is emphasized. The advantages of new technologies, special learning conditions and emotional support for the successful education and socialization of children with disabilities are discussed.

Keywords: children with disabilities, educational methods, individual approach, new technologies, special learning conditions, emotional support, socialization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.