УДК 376.1
https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_1_8 EDN: NXDQNW
Научная статья
Г.Н. Габдуллина
КГУ «Общеобразовательная школа № 19 отдела образования города Костаная» УОАКО, Центр магистерской подготовки Омского государственного педагогического университета г. Костанай, Республика Казахстан И ramilay9696@mail.ru
Развитие инклюзивного образования в школе
Аннотация. В статье рассматривается проблематика развития инклюзивного образования в школе. Автор отмечает особую актуальность данной темы, поскольку получение детьми с ОВЗ качественного образования является одним из основных условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, различных видах профессиональной и социальной деятельности. Выделены характеристики детей с ОВЗ, которые обладают своими индивидуальными особенностями личности и качествами, которые могут проявляться во время обучения. Раскрываются особенности организации инклюзивной среды в классе во время обучения в школе: индивидуальный подход, коллаборация: сотрудничество со специалистами (логопедами, психологами, педагогами-дефектологами); использование дифференцированных методов обучения, создание атмосферы взаимопомощи, уважения и понимания различий между учащимися. Разработана методика инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе с привлечением учителей-дефектологов и родителей. Отмечается, что важным элементом такой методики выступает интегрированное обучение. Это подход, в рамках которого дети с ограниченными возможностями здоровья учатся вместе с успешно развивающимися учащимися в общеобразовательных классах, и при этом за счет ряда условий - создаются равные возможности для всех учащихся, независимо от их специфических потребностей. Статья может быть полезна учителям общеобразовательных школ, методистам, студентам специального педагогического образования.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, дети с ОВЗ, методика инклюзивного обучения, интеграция
Для цитирования: Габдуллина Г.Н. Развитие инклюзивного образования в школе // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2024. Т. 5. № 1. С. 8-14. https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5 _1_8 EDN: NXDQNW_
Original article G.N. Gabdullina
Obshcheobrazovatelnaya shkola № 19 otdela obrazovaniya goroda Kostanaya, Master's Training Center, Omsk State Pedagogical University Kostanay, tozakhstan И ggn198@yandex.kz
Development of inclusive education in the school
Abstract. The article deals with the development of inclusive education at school. The author notes the special relevance of this topic, since receiving quality education by children with disabilities is one of the main conditions for their successful socialization, ensuring full participation in society, various types of professional and social activities. The characteristics of children with disabilities who have their own individual personality
© Габдуллина Г.Н., 2024
© Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.
Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2024. Т. 5. № 1 Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2024;5(1)
I
8
and qualities that can be manifested during education are highlighted. The features of the organization of inclusive environment in the classroom during schooling are revealed: individual approach, collaboration: cooperation with specialists (speech therapists, psychologists, teachers-defectologists); use of differentiated teaching methods, creation of an atmosphere of mutual assistance, respect and understanding of differences between students. The methodology of inclusive education of children with disabilities in general education school with the involvement of teachers-defectologists and parents has been developed. It is noted that an important element of this methodology is integrated learning. This is an approach in which children with disabilities learn together with successfully developing students in mainstream classrooms and, through a number of conditions, create equal opportunities for all students, regardless of their specific needs. The article may be useful for teachers of general education schools, methodologists, and students of special education.
Keywords: inclusion, inclusive education, children with disabilities, inclusive education methodology, integration
For citation: Gabdullina GN. Development of inclusive education in the school. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2024;5(1):8-14. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2024 5 1 8 EDN: NXDQNW
Введение
В последние годы инклюзивное образование стало глобальным приоритетом, направленным на предоставление равных образовательных возможностей всем учащимся, независимо от их способностей и развития. Развитие среды инклюзивного образования в школе является крайне актуальным по нескольким причинам:
• инклюзивное образование способствует созданию среды, где все дети, включая тех с особыми образовательными потребностями, имеют равные возможности для получения качественного образования. Это способствует формированию более равноправного образовательного пространства;
• инклюзивное образование способствует развитию толерантности, уважения и понимания различий среди учащихся. Это помогает формировать более дружественную и поддерживающую среду в школе;
• инклюзивная среда способствует развитию индивидуальных подходов к обучению, что может улучшить качество образования для всех учащихся;
• инклюзивное образование помогает детям развивать навыки сотрудничества, адаптации и взаимодействия с разнообразными людьми, что важно для успешной адаптации в реальном мире.
Концепция инклюзивного образования предполагает совместное обучение и воспитание детей с особыми образовательными возможностями и нормотипичными детьми. Однако отсутствие необходимых условий препятствует успешной реализации этой идеи. Такие проблемы, как нехватка ресурсов, организационные проблемы, финансовые ограничения, отношение общества и менталитет преподавательского состава, часто препятствуют развитию инклюзии в целом.
Материалы и методы
Методологической основой инклюзивной педагогики являются идеи взаимосвязи с коррекцион-ной, реабилитационной и специальной педагогики, идеи философской антропологии о человеке как духовном существе, который развивается и самоопределяется. В исследовании применялась авторская методика инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Непосредственно исследование осуществлялось на базе КГУ «Общеобразовательная школа № 19 отдела образования города Костаная» Управления образования акимата Костанайской области.
Обзор литературы
Поиску решений организации инклюзивной среды (в том числе детей), в различных ее аспектах, посвящены многие исследования как в России, так и за рубежом. В настоящее время эксперты из различных научных сфер Х.Х. Малофеев, Н.И. Скок, Е.Р. Ярская-Смирнова, Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина, В.П. Гудонис, Н.Д. Шматко проводят обширные исследования по различным аспектам, касающимся интеграция людей с ограниченными возможностями в социальную структуру. Особое внимание в исследованиях этих специалистов уделяется анализу образовательной инклюзии.
Инклюзивное образование требует подходящих материальных ресурсов для удовлетворения разнообразных потребностей людей с ограниченными возможностями, включая в себя соответствующие учебные материалы, технологические инструменты и вспомогательные устройства, которые обеспечивают равное участие в образовательной среде [1]. Без этих необходимых ресурсов невозможно реализовать весь потенциал инклюзивного образования.
Практика показывает, что в большинстве как российских, так и казахстанских школ отсутствуют учителя поддержки, ассистенты учителя, тьюторы для ребенка с ОВЗ. За реализацию инклюзии
в классе в основном отвечает педагог, который должен постоянно повышать свою квалификацию, изучать инновационные стратегии и методики преподавания, адаптирующие образовательный опыт к уникальным потребностям и возможностям учащихся с особыми потребностями.
По словам Е.С. Тушуевой, Б.Б. Горскина, Т.С. Овчинниковой концепция инклюзивного образования заключается в принятии и приспособлении детей путем адаптации системы образования к их конкретным потребностям. Эти дети, которых часто называют детьми с ограниченными возможностями, страдают от физических или психических расстройств, препятствующих их общему развитию [2]. Ухудшение состояния здоровья, с которым сталкиваются эти дети, создает проблемы при попытке разработать образовательные программы, которые могут быть реализованы вне общеобразовательных учреждений. Чтобы обеспечить эффективные образовательные возможности, специальное образование использует различные стратегии и подходы, учитывающие уникальные потребности и способности этих детей.
Большинство детей с ограниченными возможностями, как правило, проявляют ограниченную познавательную активность, отсутствие мотивации к выполнению учебных заданий и сниженный уровень самостоятельности и продуктивности. В результате становится крайне важным исследовать и внедрять активные формы, методы и техники обучения в качестве необходимых предпосылок для повышения эффективности современных кор-рекционных и развивающих подходов. Отдавая приоритет активным формам и методам обучения, можно привить детям с ограниченными возможностями чувство любопытства и вовлеченности.
Для достижения целей инклюзивного образования решающее значение имеет создание среды, направленной на максимальное развитие способностей и потенциала детей с особыми образовательными возможностями. Интеграция активных методов обучения и современных информационных технологий в образовательную систему позволяет создать подходящие условия в классе и за его пределами, даже для детей с ограниченными возможностями. Эти инструменты могут помочь преподавателям адаптировать свой подход к удовлетворению разнообразных потребностей учащихся, гарантируя, что никто не останется в стороне [3].
Основная цель школы состоит в том, чтобы содействовать обеспечению каждого выпускника необходимыми знаниями, навыками и качествами, необходимыми для уверенного ведения независимой жизни. Уделяя особое внимание всестороннему образованию, которое развивает практические жизненные навыки, критическое мышление и способности к решению проблем, школа играет жиз-
ненно важную роль к подготовке ребенка с особыми образовательными потребностями к реальной жизни, его активной социализации. Этого можно достичь путем создания и воспроизведения сложных, но реалистичных условий для детей такой категории [4].
На образовательные потребности детей с ОВЗ прямое влияние оказывают их особенности в развитии (познавательном, психическом, психофизическом). Такие потребности формируют общую структуру и подходы к образовательному процессу.
Важнейшей потребностью детей с ограниченными возможностями является потребность в индивидуальном обучении. Поскольку у каждого ребенка с ОВЗ свой уникальный стиль обучения, темп и предпочтения. Поэтому важно адаптировать методы обучения и материалы в соответствии с конкретными потребностями и способностями обучаемого. Такой индивидуальный подход гарантирует, что дети с ОВЗ получат необходимую поддержку и руководство для максимального раскрытия своего потенциала в обучении.
Детям с ограниченными возможностями часто требуются доступные и инклюзивные условия обучения. Эти условия должны проектироваться с тщательным учетом физической, сенсорной и когнитивной доступности. Это означает обеспечение соответствующих пандусов, лифтов, вспомогательных устройств и специальных помещений для размещения различных типов инвалидов. Кроме того, инклюзивная среда обучения подчеркивает важность разнообразия и способствует инклюзив-ности, воспитывая чувство принадлежности и принятия у детей с ограниченными возможностями.
Кроме того, дети с ограниченными возможностями нуждаются в социальной интеграции и взаимодействии. Важно создавать для них возможности взаимодействовать со своими сверстниками и участвовать в общественной деятельности. Развитие социальных навыков и налаживание позитивных взаимоотношений не только повышает их общее благополучие, но и облегчает их интеграцию в общество. Образовательный процесс должен активно способствовать командной работе, сотрудничеству и коммуникации, чтобы способствовать инклюзивному социальному опыту.
Дети с ограниченными возможностями нуждаются в эмоциональной и психологической поддержке. Проблемы, с которыми они сталкиваются ежедневно, часто могут привести к разочарованию, низкой самооценке или чувству изоляции. Для удовлетворения этих потребностей педагоги и лица, осуществляющие уход, должны обеспечить заботливую и поддерживающую среду, в которой будут признание их достижений, поощрение и содействие эмоциональному самовыражению.
Н.С. Кожанова, обобщая, выделяет следующие
особые потребности, которые распространены среди детей с ограниченными возможностями [5].
• ранняя коррекционная и развивающая работа с детьми с ОВЗ;
• индивидуализация обучения детей с ОВЗ;
• необходимость применения специальных средств, методов и приемов обучения детей с ОВЗ;
• изменения в содержании образования (например, введение специальных разделов, сокращение объема содержания);
• обеспечение особой пространственно-временной организации образовательной среды для детей с ОВЗ;
• максимальное расширение образовательного пространства.
Благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и сообщества в целом, адаптируя подходы к обучению, обеспечивая доступную среду обучения, способствуя социальной интеграции и предлагая эмоциональную поддержку инклюзивное образование продолжает развиваться и трансформировать образовательный ландшафт в направлении более справедливого и инклюзивного будущего.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ литературы позволил разработать методику инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.
Проверка методики проходила на базе КГУ «Общеобразовательная школа №19 отдела образования города Костаная» Управления образования акимата Костанайской области. В ходе опытной работы использовалась смешанная (комбинированная) модель инклюзивного обучения. В нем 1-2 учащихся с ОВЗ, но с более высоким уровнем психофизического и языкового развития допускаются в класс, в котором обучаются обычные учащиеся одной школы.
Здесь наряду со школьными учителями необходима помощь дефектолога и психолога. Учи-тель-дефектолог проводит систематические занятия с детьми с ограниченными возможностями (индивидуально или в малых группах), а также помогает вести работу с ребенком, который учится и воспитывается вместе со сверстниками, посещая занятия в общеобразовательных классах.
Наши исследования также показывают, что само по себе обучение в массовых школах не может обеспечить всех направлений работы с ребенком с ограниченными возможностями, особенно в случае применения специальных методик и технологий инклюзивного обучения. Здесь, несомненно, нужна помощь родителей. Поэтому родителям детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо с рекомендациями педагогов и дефектолога уделять внимание развитию речи ребенка дома, пополнению и закреплению усвоенного на
уроке учебного материала, организации различных развивающих его игр, интересных видов работы в свободное время ребенка.
На начальном этапе опытно-экспериментальной работы учителям школы, родителям и учите-лю-дефектологу, участвующим в ней, были даны специально разработанные рекомендации. Эти рекомендации содержали сведения об основных направлениях работы, которую каждый из них выполняет в работе с детьми с ограниченными возможностями, их содержании, видах и методах работы, которые он использует, направлениях взаимодействия.
А именно:
а) учитель общеобразовательного класса:
• психологическая готовность работать с ребенком с ограниченными возможностями;
• желание ребенка с ограниченными возможностями наладить отношения с родителями, оказать им помощь;
• всестороннее изучение личности ребенка со специальными образовательными потребностями;
• адаптация ребенка с ограниченными возможностями к классу, новым условиям обучения, содействие его построению приятных отношений с обычными сверстниками и совместному участию во всех видах деятельности;
• оказание помощи ребенку с ограниченными возможностями в желании общаться с окружающими, овладении необходимыми ему приемами;
• информирование родителей учащихся о том, что в классе обучается ребенок-инвалид;
• планирование уроков и внеклассных мероприятий в соответствии с требованиями инклюзивного обучения;
• знание и эффективное использование технологий и методик инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями;
• мониторинг хода инклюзивного обучения и самостоятельный анализ его результатов.
б) родители:
• организация ежедневной учебной работы ребенка на дому;
• постоянное развитие словарного общения ребенка в бытовых условиях;
• активное участие в организации школьной жизни ребенка с ограниченными возможностями.
в) учитель-дефектолог:
• консультирует родителей о том, нецелесообразно ли посещать школу ребенка с отклонениями в развитии или ребенок не готов к интегрированному обучению;
• консультирует родителей поэтапно, так как хорошо знает уровень общего и языкового развития детей с ограниченными возможностями, обучающихся в массовых школах;
• проводит самостоятельную или подгрупповую работу по развитию речи, обучению чтению и письму, развитию слуха с детьми с ограниченными возможностями, обучающимися на основе методики инклюзивного обучения в коррекционных (коррекционных) кабинетах массовых школ.
Разработанная в ходе исследования методика инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе обеспечила:
1) интегрированное обучение (организация и проведение интегрированных занятий) детей с ограниченными возможностями здоровья с успешно развивающимися учащимися в общеобразовательных классах;
2) проведение занятий учителем-дефектоло-гом в условиях «гибких классов»;
3) проведение самостоятельной или групповой работы с детьми с ограниченными возможностями в коррекционных кабинетах;
4) организация в системе внеклассных мероприятий видов взаимодействия и взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками.
При обучении детей с ограниченными возможностями вместе с обычными учащимися учитель-дефектолог, родители и учитель общеобразовательной школы совместно разделяют ответственность за то, чтобы отстающий в развитии ребенок вошел в коллектив сверстников, подружился с ними. Такой ребенок по возможности должен участвовать в работе класса, ход урока не должен прерывать темп. Обучение детей с ОВЗ в «гибких» классах направлено на воспитание у детей уверенности в своих силах, возможностях, поскольку успехи в обучении, влияют на формирование у него адекватной самооценки и уверенности в своих силах.
Контроль учебных достижений детей с ОВЗ, обучающихся совместно с детьми успешного развития, переносится на занятия в «гибких» классах или индивидуальные коррекционные часы, контрольные работы составляются в соответствии с уровнем развития детей с ОВЗ, оцениваются в соответствии с требованиями коррекционной образовательной программы. В ходе исследования были выявлены следующие критерии контроля и оценки результатов инклюзивного обучения на основе анализа нормативной документации, научной, научно-методической литературы:
• уровень освоения детьми с ОВЗ учебных программ, предусмотренных для нормотипичных детей;
• уровень языкового развития и формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ;
• включение детей с ОВЗ в разные виды познавательной деятельности.
Реализация методики инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе позволила достичь следующих результатов.
Во-первых, заметно сократилось число учащихся, которые не успевают и отстают к концу учебного года, уменьшилось число учащихся с ОВЗ, направляемых в специализированные учебные заведения (ТРМРК); повысилось количество обучаемых детей с особенностями в развитии, в общеобразовательной школе, подтверждая организацию реальной инклюзии.
Во-вторых, отмечается, что содействие совместной деятельности между нормально развивающимися детьми и детьми с ограниченными возможностями не только меняет взгляды учителей на потенциал их инклюзивного образования в средних школах, но и позволяет им приобрести новые и ценные профессиональные навыки. И в-третьих, родительское сообщество принимает и рассматривает инклюзивное образование как полезное применение как для нормально развивающихся детей, так и для детей с ограниченными возможностями.
Заключение
Развитие инклюзивной среды в школе включает в себя использование различных средств, методов и инструментов, которые поддерживают уровень включенности, равенства в образовательной среде. Особое внимание, по мнения автора, должно уделяться занятиям по самостоятельной или групповой работе с детьми с ограниченными возможностями, на которых будут использоваться дифференцированные задания, элементы муль-тисенсорного обучения, специальные образовательные технологии для повышения мотивации учащихся. Успешность в целом инклюзивного образования будет зависеть от активности педагогов, а также программно-методического обеспечения образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения всех субъектов инклюзивной практики.
Список литературы
1. Belkov8 V, Zo^mic^s P., Petrik S. Inclusive Education in Practice: Teachers' Opinions and Needs // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2021. Vol. 14. No. 9. P. 1286-1298. https://doi.org/10.17516/1997-1370-0819 EDN: OZLXPQ
2. Тушева Е.С., Горскин Б.Б., Овчинникова Т.С. Социализирующие тенденции и проблемы дополнительного профессионального образования педагогических работников // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы XVIII Междунар. науч.-практ. конф., Москва - Челябинск, 20 апреля 2017 г.: в 2 ч. / отв. ред. Д.Ф. Ильясов. Челябинск: ЧИППКРО, 2017. Ч. 1. С. 2127. EDN: ZRHYUL
3. Смирнова Л.В. Актуальные проблемы специального образования: анализ ошибок и пути преобразований // Коррекционно-педагогическое образование. 2022. № 4 (32). С. 5-18. EDN: CHZKFG
4. Сорокина О.Ю. Модель тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации // Коррекционно-педагогическое образование. 2017. № 4 (12). С. 24-29. EDN: ZWEKGR
5. Кожанова Н.С. Определение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2021. № 2 (54). С. 92-101. EDN: IYELPT
References
1. Belkovа V, Zôlyomiovа P., Petrik S. Inclusive Education in Practice: Teachers' Opinions and Needs. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2021;14(9):1286-1298. https://doi.org/10.17516/1997-1370-0819 EDN: OZLXPQ
2. Tusheva ES, Gorskin BB, Ovchinnikova TS. Sotsializiruyushchie tendentsii i problemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya pedagogicheskikh rabotnikov = Socializing trends and problems of additional professional education of teaching staff. In: Ilyasov DF. (ed.) Integratsiya metodicheskoi (nauchno-metodicheskoi) raboty i sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov: materialy XVIII Mezhdunar. nauch.-prakt. ranf. = Integration of methodological (scientific and methodological) work and staff development system: Materials XVIII Int. Scientific-Practical Conf., 20 April 2017, Moscow - Chelyabinsk. Moscow: ChIPPKRO Publ.; 2017. Part 1. p. 21-27. (In Russ.). EDN: ZRHYUL
3. Smirnova LV. Actual problems of special education: analysis of mistakes and ways of transformation. Pedagogic correction education journal. 2022;(4):5-18. (In Russ.). EDN: CHZKFG
4. Sorokina OIu. Model of tjyutorsky escort of children with limited opportunities health in the conditions of the preschool educational organization. Pedagogic correction education journal. 2022;(4);5-18. (In Russ.). EDN: ZWEKGR
5. Kozhanova NS. Opredelenie osobykh obrazovatel'nykh potrebnostei obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya = Identification of special educational needs of students with disabilities. The Humanities. 2021;(2):92-101. (In Russ.). EDN: IYELPT
Статью рекомендовал к публикации научный руководитель
Парц О.С., к.п.н., доцент Омский педагогический университет
г. Омск, Россия SPIN-код: 4563-3243
Информация об авторе:
Габдуллина Гульмира Негматовна, заместитель директора по УР, КГУ «Общеобразовательная школа № 19 отдела образования города Костаная» УОАКО, магистрант, Центр магистерской подготовки Омский государственный педагогический университет (110005, Костанайская область, г. Костанай, ул. Волынова, д. 9, Республика Казахстан), еmail: ggn198@yandex.kz
Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Поступила в редакцию: 11.11.2023 Одобрена после рецензирования: 10.01.2024 Принята к публикации: 26.01.2024
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
The article was recommended for publication by the supervisor Parts O.S., Cand. of Sciences in Pedagogy, Ass. prof.
Omsk State Pedagogical University Omsk, Russia
Information about the author:
Gulmira N. Gabdullina, Deputy Director, Obshcheobrazovatelnaya shkola № 19 otdela obrazovaniya goroda Kostanaya, Master student, Master's Training Center, Omsk State Pedagogical University (9 str. Volynova, Kostanay 110005, Kazakhstan), email: ggn198@yandex.kz
Conflict of interests: The author declares that there is no conflict of interest.
Received: 11.11.2023
Approved after reviewing: 10.01.2024
Accepted for publication: 26.01.2024
The author has read and approved the final manuscript.